Интерактивные таблицы к урокам по теме "Фонетика", 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
В презентации содержатся таблицы и схемы по теме "Фонетика": классификации гласных и согласных звуков, сильная и слабая позиции звуков, употребление букв Е, Ё, Ю, Я и т.д.. Представлен образец фонетического разбора слова, а также задания для первичного закрепления материала по изучаемым темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetika_5_klass.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи . От греческого phöne – звук .
Звуки речи гласные согласные ударные безударные звонкие сонорные глухие мягкие твердые
Гласные звуки Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта , не встречая какой-либо преграды. Гласные звуки [а] [о] [у] [и] [ ы ] [э] п [а] р , т[а] нец , п [ а ] рк к[о]т, т[о] рт , м[о]ре п [и] р , р [ и ] нг , стар[и]к ж[у]к, па[у]к, б[у] лка [э]хо, по[э]т, силу[э]т с[ ы ] р , обр [ ы ]в Запомни: звуков Е, Ё, Ю, Я нет !
Сколько гласных звуков в этих словах? Маша Гном Медведь Незнайка Чиполлино Буратино
Согласные звуки Согласными называются звуки, при образовании которых выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия (язык, нёбо, зубы, губы). Сравните произношение согласных звуков [т] [в] [м] [к] [ ш ] [ж] [с] [л] [ д ]
Какие согласные звуки встречаются в этих словах? футбол стрельба волейбол баскетбол гольф бокс
Изменение звуков в потоке речи сок крот рост морс пух шум осень шов серебро просьба пчела надпись В какой колонке произношение слов не совпадает с написанием? Как вы думаете, почему ? Произношение и написание звуков не совпадает в слабой позиции !
Сильная позиция Слабая позиция Гласные звуки Под ударением : сл[ ó ]во дор [ ó] га Без ударения с[а]в á ф [а] н á рь Согласные звуки Перед гласным : [ д ]очка пи[ р ] ат Перед сонорным : [к] раска , [с] лива Перед [в][ в , ] [к] вартет , [с] вобода Стечение согласных ( глухой перед звонким, звонкий перед глухим, сочетания СТН, ЗДН, ЛНЦ и др.): Ло [т] ка , [в] кусный , [ з ]дача, по[ зн ]о На конце слова : Подви [к] Леопар [т]
Согласные твердые и мягкие Большинство твердых и мягких согласных образуют пары . Твердые б п г д з к л м в р с т ф х н Мягкие б , п , г , д , з , к , л , м , в , р , с , т , ф , х , н , Запомни ! Всегда твердые: [Ж], [Ш], [Ц] Всегда мягкие: [Ч , ], [Щ , ], [Й , ]
Расчёска, сирота, шоссе, тюль, люстра, меч, грусть, жара, ярмарка, гараж, шипы. Распределите слова в три колонки: Только с твердыми согласными Только с мягкими согласными С мягкими и твердыми согласными
Большинство звонких и глухих согласных образуют пары . Согласные звонкие и глухие Звонкие б б , в в , г г , д д , ж з з , Глухие п п , ф ф , к к , т т , ш с с , Запомни ! Не имеют парных звуков глухие согласные [Х], [Х , ], [Ц], [Ч , ], [Щ , ]. [Л], [Л , ], [М], [М , ], [Н], [Н , ], [Р], [Р , ], [Й , ] – сонорные согласные ( все сонорные собраны в слове ЛИМОНАРИЙ !).
Какие слова начинаются с глухого согласного? Зима Подушка Листья Богатырь Факел Цыпленок Щавель Журавль Радуга Холода Воротник Чары Сбить Крот Школа Йогурт
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают Один звук Два звука После мягкого согласного Лён – [ л , он ] Мяч – [ м , ач , ] Люк – [ л , ук ] Мел – [ м , эл ] В начале слова Яхта – [ й , ахта ], юла – [ й , ула ] После Ь и Ъ Вьюга – [ в , й , уга ], льёт – [ л , й , от ] После гласных Маяк – [ май , ак ], каюта – [ кай , ута ] Э, О, У, А Й , Э, Й , О, Й , У, Й , А
Салют, яблоко, поют, пять, подъезд, ружьё, полёт, моется, аллея, юг, свет. Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук
Фонетический разбор слова Кольц ó 1 – 2 слога к – [ к ] – согласный, твердый, глухой; о – [а] – гласный, безударный; – согласный, мягкий, сонорный; – согласный, твердый, глухой; – гласный, ударный; л – [ л , ] ь – [–] ц – [ ц ] о – [ ó ] 6 букв, 5 звуков
Использованные Интернет-ресурсы: http://pedsovet.su/ http://forumsmile.ru/animation/ http://antalpiti.ru/kartinki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные тесты к уроку химии 9 класса по теме "Азот и его соединения"
Интерактивные тесты к уроку химии «Азот и его соединения»Данный ресурс представляет собой интерактивный тест, который содержит 24 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных....
Использование интерактивных таблиц на уроках химии как способ развития у обучающихся учебно-познавательной компетенции
В состав учебно-познавательной компетенции входят следующие умения:ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооцен...
ЦОР "Электронная интерактивная таблица" на уроках русского языка
В статье автор делится опытом использования на уроках русского языка электронных интерактивных таблиц, размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов...
Структурно-логические схемы и таблицы к урокам МХК 11 класс по программе Г.И.Даниловой
Структурно-логические схемы и таблицы можно использовать в качестве дидактического материала на уроках "История искусства от 17 века до современности"...
Мастер- класс по применению интерактивных технологий на уроке литературы (5 класс)
Цель урока Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с текстом.Основное содержание темы, термины, п...
Задание 1 "Заполнить таблицу" к уроку в 8 класса"Алфавитный подход к определению количества информации"
Задание к уроку 6 в 8 классе...
Мастер-класс "Использование интерактивных таблиц на уроках русского языка, с целью активизации познавательной деятельности, развития мышления и речи."
Использование в учебном процессе интерактивных таблиц-схем решает целый комплекс проблем учителя:•для детей урок превращается в увлекательно-познавательный процесс,•урок выстроен и с теорети...