Конспекты уроков русского языка к УМК Бабайцевой В.В. 5,7,9 классы
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Илюхина Марина Николаевна

В помощь всем, кто продолжает или начинает работать по ФГОС, я предлагаю подробные разработки  уроков в 9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_9_kl_uroki54-68_pr_v_v_babaytsevoy.rar53.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 54
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ.
РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Цель: обсудить проблемную ситуацию о смысле слова «язык», роли языка в жизни общества.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка понимания учащимися лексического значения слов. 

Лексико-орфографическая работа:

Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникающая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры.

Этикет – установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо обществе.

III. Создание проблемной ситуации.

Проблемная ситуация может быть создана постановкой самых общих вопросов:

– Что такое язык?

– Как вы понимаете смысл этого слова? (Ответы могут быть разными. Необходимо направить беседу с учащимися в русло понимания языка как средства общения.)

1. Работа над упражнениями 271, 273.

2. Сопоставительный анализ текстов данных упражнений.

– Что такое язык?

– Почему языки – важнейшее средство общения?

3. Сообщения учащихся (задание см. урок 49).

Здесь необходимо подвести учащихся к выводу о том, что язык (в отличие от всех других средств общения, например, сигнализация флажками, жесты, дорожные знаки, музыка, живопись, танец и т. д.) является всеобъемлющим средством общения, способом передавать информацию любого содержания. Самые разнообразные средства связи существуют в человеческом обществе, но ни одно из них не может сравниться по гибкости, универсальности, экономичности с нашим обычным человеческим языком. Жесты и мимика тоже помогают общению, но, прекрасно сопровождая звуковую речь, все же не заменяют ее. Они успешно выполняют свою коммуникативную функцию лишь в том случае, если смысл, значение жеста является одинаковым для тех, кто пользуется ими. Например, в языке жестов у одних народов кивок головой вперед обозначает согласие, кивок в сторону – отказ; а у других народов эти же жесты имеют противоположное значение: болгарин в знак согласия сделает кивок в сторону, а отрицая что-либо, кивнет головой вперед.

В африканской республике Камерун говорят на нескольких разных языках, и жесты часто выручают ее жителей. Вспомогательную роль играл когда-то  такой  язык  и  в  высокогорных  труднодоступных  районах Кавказа, в условиях существования там великого множества совсем разных языков.

Особое место занимает язык жестов в современном спорте, где различные способы жестикуляций являются одним из главных приемов, применяемых в судействе.

Некоторые люди не пользуются обычной речью из-за глухости, но они способны объясняться на языке жестов.

Беседа заканчивается выводом о том, что жесты и мимика – только вспомогательные средства, существовать вне языка они не могут.

4. Существует ли язык вне человеческого общества?

Среди животных изредка находят детей. По имени одного из известных героев Р. Киплинга их называют детьми-маугли. Психологическое исследование показывает, что у этих детей отмечаются признаки глубокого и необратимого недоразвития… Приспосабливаясь к жизни среди зверей, ребенок, попавший в их среду, уходит в сторону от той дороги, по которой идет развитие детей в обществе людей.

Без поддержки взрослого ребенок не использует свою возможность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Если ребенок вовсе не общается с людьми, заложенные в нем возможности угасают.

5. Запись в тетрадях учащихся вывода о роли языка в жизни общества.

Например: Язык есть важнейшее средство человеческого общения.

6. Беседа об этикете, культуре поведения.

– Объясните значение слова «этикет».

– Какова взаимосвязь между этикетом и языком? Культурой поведения?

IV. Итог урока.

– Какова главная задача языка? (Быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией.)

– Что такое общение? (Общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка – чтения, письма и т. п.)

– Какие формы общения существуют? (Устная и письменная.)

– В чем преимущества письменной формы общения? (Преимущества письменной формы общения состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, так как письмо способно преодолеть пространство и время.)

– В чем заключается особенность русского языка? (В том, что он служит:

средством общения

между людьми русской национальности

между людьми разных национальностей РФ и СНГ

между народами разных государств.)

Домашнее задание: упражнение 281, вспомнить и записать пословицы и поговорки, крылатые слова о языке. Лингвистическое сообщение на тему «Роль языка в жизни общества».

Индивидуальное задание: подготовить информацию о каком-либо средстве общения (цель – сравнение с языком).

Литература

1. Горбачевич, К. С. Русский язык. Прошлое, настоящее, будущее : книга для внеклассного чтения / К. С. Горбачевич. – М., 1984.

2. Львова, С. И. Язык в речевом общении : книга  для  учителя / С. И. Львова. – М. : Просвещение, 1991.

3. Новиков, Л. А. Искусство слова / Л. А. Новиков. – М., 1987.

4. Успенский, Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя / Л. В. Успенский. – Л., 1962.

5. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М., 1984.

6. Языкознание : большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков русского языка для 8 класса по учебнику В.В. Бабайцевой

Конспекты помогут при подготовке к урокам по теме "Односоставное предложение"...

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе

Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...

Технологические карты уроков русского языка под редакцией Бабайцевой 1 полугодие

Технологические карты уроков русского языка под редакцией Бабайцевой 1 полугодие...

Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему «Синонимы».

Конспект урока русского языка по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему "Синонимы"...

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное" (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование и закрепление у учащихся знаний о синтаксической роли в предложении имени прилагательногоЗадачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с возможными синтаксическими ролями ...