Авторская программа "Культура речи"
рабочая программа по русскому языку (7, 8 класс)
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Культура речи», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ. Рабочая программа составлена на основе требований образовательных стандартов среднего (полного) общего образования по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ « КУЛЬТУРА РЕЧИ» | 57.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»
города Сергиев Посад Московской области,
улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46
Рекомендовано Педагогическим советом Протокол №1 от 28 августа 2019 года |
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ№14
_______________
И.В.Горшкова
« 29 » августа 2019 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ
« КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Направленность – гуманитарная
Уровень - стартовый
возраст обучающихся – 14-16 лет
срок реализации – 1 год
Составитель Голубцова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы первой категории
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Культура речи», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ. Рабочая программа составлена на основе требований образовательных стандартов среднего (полного) общего образования по русскому языку, программы элективного курса « Культура речи. Языковая норма.» (авторы –составители Г.И. Дудина, В.Н. Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.), авторской программы курса «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Москва. «Просвещение», 2011г., к учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык.10-11 классы. Базовый уровень. Москва. «Просвещение», 2011г.
В 2019-2020 учебном году организция образовательной деятельности в школе регламентируется следующими документами:
-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»(№273-фзот29.12.2012)
-Концепция развития дополнительного образования детей (утв распоряжением Правительства РФ от 4сентября 2014г. №1726-р)
-Порядок организациии осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам(ПриказМинобрнаукиРФот29.08.2013г.№1008)
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
-Письмо Минобрнауки РФ от 14.122015г.№09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 9 ноября 2018 г. № 196 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Направленность образовательной программы
Программа, предназначенная для расширения знаний учащихся 8- 11 классов по русскому языку, имеет социально-педагогическую направленность: ставя перед собой задачу систематизации знаний по культуре речи, предполагается учитывать особенности различных способов восприятия материала, известного и нового, учащимися, обращая большее внимание на речевые нормы. В процессе обучения идти не от правила к тренировочным текстам и упражнениям, а, наоборот, от текста к правилу, тем самым способствуя развитию стилистической зоркости и лексического запаса детей.
Педагогическая целесообразность
Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека, как
- способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,
- владение основными нормами русского литературного языка,
- соблюдение этических норм общения.
А тренировочная дополнительная деятельность учеников по трудным вопросам речеведения способствует развитию стилистической зоркости, позволяет получить более прочные знания по русскому языку, стимулирует желание работать самостоятельно.
В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Актуальность программы
Актуальность программы обучающихся связана с падением уровня речевой культуры в обществе. В содержании современного практико-ориентированного обучения акценты перемещаются с изучения языковой системы, с формирования языковой (лингвистической) компетентности на речевое развитие учащихся, на формирование коммуникативной компетентности, иначе говоря – на личностное развитие, на социализацию и выработку коммуникабельности как способности к речевому общению, на осознание ценностей культуры и норм общества, закрепленных в языке.
Рабочая программа также направлена на решение основных проблем, связанных с развитием культуры устной и письменной речи учащихся при подготовке к ОГЭ.
Роль программы важна в развитии языковых норм: как орфографических («Орфография» в 9 классе проходит лишь в форме повторения отдельных тем), так и пунктуационных, лексических, речеведческих норм, что так необходимо при подготовке к итоговой аттестации.
В путях повышения эффективности обучения культуры речи также важны:
- Осмысление целей каждого урока с ориентацией на те коммуникативно-речевые умения, которые необходимо сформировать на данном этапе.
- Сочетание принципов и приемов обучения с целью воспитания культуры речевого поведения.
- Отбор качественного дидактического материала:
- отрывки из произведений литературы,
- пословицы и поговорки,
- высказывания ораторов,
- произведения мастеров слова,
- опорные схемы и таблицы для запоминания речевых моделей,
- сюжетные картинки, служащие для анализа и моделирования речевой ситуации и продуцирования высказываний,
- памятки,
- анкеты и тесты для диагностики сформированности умений,
- негативные тексты, нуждающиеся в корректировке.
Применение разнообразных форм обучения, смена характера деятельности (нетрадиционное оформление учебного пространства, расстановка парт и т.д.).
- Создание активной речевой среды, яркость, эмоциональность и выразительность урока.
- Повышение мотивации учащихся к изучению риторики (осознание значимости навыков говорения в современной жизни и учебной деятельности).
- Применение специальных средств контроля и самоконтроля:
- тесты, оценивающие коммуникативность;
- тесты, направленные на диагностику сформированности риторических умений;
- применение аудиовизуальных устройств для самоанализа выступлений учащихся.
- Использование разнообразных средств обучения: мультимедиа, Интернет, СД-диски и т.д.
Цель и задачи обучения:
ЦЕЛЬ
- создание условий для формирования коммуникативной компетентности, развития языковой способности учащихся.
ЗАДАЧИ:
- расширить знания об истории возникновения и развития русского языка и его месте в современном обществе;
- уметь различать литературный язык и диалекты;
- формировать словарный запас
- владеть языковыми нормами (орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими, лексическими) литературного языка и фиксировать их;
- развивать умения монологической речи, а также умения вести диалог;
- ознакомить с лингвистическими особенностями официально-делового стиля и его подстилей; сформировать умение составлять и править тексты официально-делового стиля;
- закрепить навыки самостоятельной работы с текстом (создание развернутых ответов на поставленные вопросы, сочинений по заданной фразе, теме; подготовка публичных выступлений)
- воспитывать любовь к родному языку и желание грамотно владеть родным языком.
Методы и приёмы развития культуры речи у обучающихся
Методы | |||
Рецептивный | Репродуктивный | Продуктивный | |
Проблемного изложения и частично-поисковый | Творческий (исследовательский) | ||
Рассказ учителя | Изложение и пересказ текста | Проблемное изложение знаний | Создание текста по заданным теме и плану |
Беседа | составление словосочетаний, предложений, текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует запомнить | выбор одного из данных (ошибочного и нормативного) языковых средств | Подбор текстов на одну тему, но разных стилей и типов |
Чтение правил и памяток | Работа с деформированным предложением или текстом | Самостоятельное толкование значения слов, словесное рисование | анализ образцовых, деформированных и неадаптированных текстов |
Чтение словарной статьи | Подбор и вставка слов по смыслу, толкование слов по словарю | Моделирование языковых единиц различного уровня | Составление памяток |
Наблюдение над языком и речью | анализ нормы, сопоставительный анализ нормы и ее нарушений | Определение темы, основной мысли, анализ текста | Сочинение по фразе исходного текста |
Показ алгоритма порождения и восприятия текстов, применения правил | Подбор синонимов, антонимов, родовидовых понятий, однокоренных слов и т.п. | Составление плана, заголовка для текста, подбор языкового и фактического материала | свободный диктант, творческий диктант, письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить такие-то слова, конструкции и пр. |
Условия реализации
- программа предназначена для учащихся 8-11 классов
- срок реализации – 1 год
- условия набора – по желанию учеников и родителей
- режим работы – один час в неделю, 45 мин., в год – 36 часов
Введение занятий должно способствовать:
- качественному повышению уровня речевой культуры;
- формированию коммуникативной компетенции (организация речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения);
- расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства.
Учащиеся:
- В совершенстве овладеют различными нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).
- Учащиеся будут уметь:
- правильно подбирать лексические понятия;
- работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;
- создавать собственные высказывания;
- сохранять стиль речи до конца высказывания;
- грамматически правильно выстраивать свою речь;
- усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.
- Учащиеся приобретут навыки:
- работы над благозвучием собственной речи;
- составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.
Диагностика речевого развития (фронтальный или индивидуальный, устный или письменный опрос, устное изложение, сочинение) с целью определения сформированности коммуникативной компетентности используются:
- тестирование (обучающие и контрольные тесты, избирательные тесты и тесты со свободно конструируемым ответом);
- наблюдение за деятельностью учащихся (индивидуальной, парной, групповой) и анализ ее результатов,
- критериальный подход к оценке устных выступлений учащихся, сочинений и изложений;
- анкетирование обучающихся с целью актуализации рефлексивно-оценочного компонента обучения;
- анализ устного или письменного текста или высказывания;
- проектная деятельность;
- самодиагностика как активная позиция человека, позволяющая ему изменять, корректировать свою деятельность в процессе общения. Результаты диагностики можно использовать в образовательном процессе:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;
- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию учащегося (по каким конкретно умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
Диагностика проводится:
- - на входе в 9 класс;
- - на выходе из 11 класса
Содержание тем учебного курса
Языковая норма и её виды (3 ч)
Понятие литературного языка. «Нелитературные» формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки.
Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути её преодоления.
Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся лингвисты о русском языке. Закон о защите русского языка.
Нормированность — отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
Исторические изменения норм. Вариативность норм.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Культура речи (4 ч)
Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Коммуникативный аспект культуры речи (26 ч)
Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопонятных слов, употреблённых в речи.
Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графический).
Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с нарушением логичности речи.
Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.
Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник речевого богатства. Заимствования — один из источников обогащения русского языка.
Словарный запас человека и источники его пополнения.
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.
Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная фонетическая её организация. Звукопись как изобразительное средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное богатство родной речи.
Выразительные возможности, русского словообразования. Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).
Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.
Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксических средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов и т. п. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.
Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика).
Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, стилистической уместности и выразительности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации.
Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
Итоговое занятие (1 час)
Подведение итогов знаний и навыков, полученных за год занятий по программе. Выбор самого эрудированного и интеллектуального школьника. Мониторинг знаний и умений учащихся, самоанализ и самооценка успехов.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Язык и речь -чудо из чудес. Понятие культуры речи. Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. | 2 | 1 | 1 | Тест |
2 | Понятие литературной нормы. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи. Понятие нормы. Динамический характер нормы. Нормы кодифицированного языка и разговорной речи. Вариант и речевая ошибка. Просторечие как источник речевых ошибок. Виды норм русского литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и справочники. | 2 | 1 | 1 | Проверочная работа |
3 | Понятие орфоэпической нормы. Орфоэпические трудности. Фонетические средства языковой выразительности. Типы орфоэпических ошибок (твёрдое\ мягкое произношение согласных в заимствованных словах, произношение сочетания чн и т.д.). Звук в поэтической речи. Звукопись как художественный приём. Звукоподражание, аллитерация и ассонанс. | 2 | 1 | 1 | Практикум Анализ поэтических строк. Звуковой анализ текста |
4 | Акцентологические нормы. Нормы произношения. Ударение в русском языке. Типы акцентологических ошибок. Трудные случаи постановки ударения, ударение в кратких прилагательных и причастиях; ударение в глаголах прошедшего времени. | 2 | 1 | 1 | Тест. Самостоятельная работа |
5 | Контрольная работа по теме «Орфоэпия». Слово как выразительное средство речи. Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы, чайнворды и др. | 2 | 1 | 1 | Тест. Самостоятельная работа. Презентации. |
6 | Путеводные звёзды орфографии. Употребление в речи архаичных форм языка Особенности заимствованных слов в русском языке. Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес | 2 | 1 | 1 | Интерактивная лекция. Практическая работа |
7 | Фразеологизмы Лексические нормы Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. «Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему». | 2 | 1 | 1 | Сообщения. Творческая работа. Самостоятельная работа. Практикум. Тест. |
8 | Морфемика: словообразовательные нормы. Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо». Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Слова и вещи. Практическая работа по словообразованию. | 2 | 1 | 1 | Практикум. Самостоятельная работа. |
9 | Морфологические нормы. Употребление в речи имён существительных. Переход прилагательных в существительные | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа. |
10 | Ошибки в грамматических формах имён существительных Нормы употребления в речи имён прилагательных | 2 | 1 | 1 | Объяснительный диктант. Редакция текста. |
11 | Согласование приложений Нормы употребления в речи имён числительных | 2 | 1 | 1 | Согласование приложений Нормы употребления в речи имён числительных |
12 | Нормы употребления в речи местоимений Нормы употребления в речи глаголов | 2 | 1 | 1 | Творческая работа. Самостоятельная работа. |
13 | Нормы употребления в речи наречий Нормы употребления в речи предлогов и союзов | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа. |
14 | Практическая работа по морфологическим нормам Функциональные стили литературного языка | 2 | 1 | 1 | Творческая работа. Сообщения. Презентации. |
15 | Стилистические нормы. Языковые средства научного стиля. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа. Анализ текста |
16 | Языковые средства официально-делового стиля. Языковые средства публицистического стиля. | 2 | 1 | 1 | Создание текста. Анализ текста. |
17 | Языковые средства художественного стиля. Особенности разговорного стиля. Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, сравнения, эпитеты, олицетворение, гипербола, литота. | 2 | 1 | 1 | Комплексный анализ текста. Тренинг. |
18 | Редактирование текстов (деловая игра). Дебаты. Зачем нужна культура речи? Словесная живопись. Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха. | 2 | 1 | 1 | Итоговая практическая работа. Создание памятки – творческая работа. |
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
- Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. — М., 2000.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.
- Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
- Горелов И.Н., Еталычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.
- Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М., 1977.
- Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 2000.
- Колесов В.З. Культура речи — культура поведения. — Л., 1988.
- Львова С.Л. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
- Львова С.М. Речевой этикет. — М., 1995.
- Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
- Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся — М.. 1992.
- Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика — М.. 2002.
- Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.
Для учителя
- Акишина А.Л., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1981.
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. сред.проф. учеб, завел. — М., 2006.
- Введенская Л. А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.
- Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. — Ростов-на-Дону, 2001.
- Гойхман О.Л., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
- Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма. — Л., 1978.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1994.
- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 — 9 классы. — М., 1989.
- Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.
- Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. — М., 1991.
- Минеева С.Л. Полемика — диспут — дискуссия. — М., 1990.
- Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование стилистического мышления). - М., 1994.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1998.
- Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.
- Русский язык и культура речи: Учебное пособие / под ред. О.Я. Гойхмана. — М., 2002.
- Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дуняев и др.; под ред. В.Д. Черняк. — М., 2002.
- Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
- Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М., 2006.
- Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.
Материально-техническое оснащение
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор, экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская работа на тему: « Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи.»
...
Авторский элективный курс "Изобразительно- выразительные средства речи"
Работа над изобразительно-выразительными средствами помогает школьнику понимать самые разные явления художественной литературы, с которыми он встречается на уроках, на факультативных...
Авторская педагогическая разработка (адаптационная). Программа "Речь и культура общения"
Данная программа направлена на формирование навыков культуры общения, выработки у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общени...
Авторская программма по изучению традиций,обрядов,праздников русской народной культуры на уроках по развитию речи,чтению,на внеклассных занятиях "Чем дальше в будущее входим,тем больше старым дорожим".
Данная программа разработана в целях речевого и эстетического развития умственно-отсталых школьников при обучении предметам - чтение,развитие речи, а также во внеклассной работе воспитателей и педагог...
От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.
Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...
Современная авторская методика по развитию речи "Пишем сочинение вместе"
Современная авторская методика по развитию речи "Пишем сочинение вместе"Методика разработана Минераловой И.Г., доктором филологических наук, профессором кафедры русской ...
Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»
Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...