Авторская программма по изучению традиций,обрядов,праздников русской народной культуры на уроках по развитию речи,чтению,на внеклассных занятиях "Чем дальше в будущее входим,тем больше старым дорожим".
учебно-методический материал по теме
Данная программа разработана в целях речевого и эстетического развития умственно-отсталых школьников при обучении предметам - чтение,развитие речи, а также во внеклассной работе воспитателей и педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по изучению традиций, обрядов, праздников русской народной культуры на уроках по развитию речи, чтения, на внеклассных
занятиях
«Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим»
Учитель-дефектолог:
КРЫЛОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народные традиции, обряды, праздники занимают важное место в жизни каждого народа, предоставляют огромное поле деятельности в работе с детьми по развитию речи и памяти, обладают большими воспитательными возможностями.
Данная программа разработана в целях речевого и эстетического развития умственно отсталых школьников при обучении предметам - чтение, развитие речи, а также во внеклассной работе воспитателей и педагогов дополнительного образования.
Работая с «особыми» детьми педагоги сталкиваются с тем, что дети не коммуникативны, не эмоциональны, безинициативны, закомплексованы, а работая по данной программе каждый из участников может приобщиться к устному народному творчеству, народной культуре.
Разнообразие форм и методов знакомства с народной культурой помогает ребенку самовыразиться, развивает устную речь, любознательность, познавательный интерес.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
- Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
- Народная культура воплощена в доступных для детей формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Кроме того, с народной медициной, народной кухней ребята встречаются и в повседневной жизни.
- Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником проекта. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляют изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.
4. Привлекателен языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
5. Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает педагогу вести работу по сплочению коллектива, вовлекать в воспитательный процесс других педагогов.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания и обучения школьников дает возможность решить многие учебно-воспитательные цели и задачи:
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребенка;
- воспитание личности ребенка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
- сплочение коллектива;
- ограниченное включение многих учителей и воспитателей в учебно-воспитательный процесс;
- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
Изучение традиций русской народной культуры в нашей школе реализуется на уроках развития речи, чтения, внеклассных занятий.
В этом программе привлекает разнообразие, доступность, системность, преемственность, а также возможность связать учебную и внеклассную деятельность.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- ввести детей в мир русской народной культуры;
- развитие красивой, образной речи, памяти;
- способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы к родной земле, трудолюбие, милосердие).
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
- развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
- воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к культуре своего народа;
- создание условий для формирования коллектива и развития личности в нем.
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- народные игры, песни, сказки, загадки, приметы, обряды и обычаи, декоративно-прикладное искусство, одежда, народная медицина, кухня.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
Программа рассчитана на четыре года, и включает в себя в следующие этапы:
I этап
«Истоки»
* Изучение на уроках развития речи истории культуры русского народа – обряды, праздники, традиции, загадки, потешки, пословицы, приметы, русские народные игры, забавы.
Период прохождения материала | СОДЕРЖАНИЕ | Количество часов |
I четверть |
| 1ч. |
II четверть |
| 1ч. |
III четверть |
| 1ч. 2ч. |
IV четверть |
| 1ч. 1ч. |
Важной частью прохождения I этапа учащимися является работа с тетрадью к программе «Истоки», на страницах которой идет рассказ о народных праздниках, имеются практические задания, которые требуют самостоятельной или коллективной творческой деятельности, все задания направлены на развитие воображения, логического мышления, техники чтения, устной и письменной речи, имеют познавательную нагрузку.
Прохождение каждой конкретной, относительно законченной темы на уроках, имеют продолжение во внеклассной работе, т.е. организуется коллективная творческая деятельность – викторина, выставка рисунков, поделок, театрализованный праздник.
II этап
«Вслед за солнышком живем»
* Изучение на уроках чтения малых жанров русского фольклора – прибаутки, приметы, загадки, поговорки, шутки все о временах года; знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в праздниках на внеклассных занятиях.
Период прохождения материала | СОДЕРЖАНИЕ |
I четверть |
|
II четверть |
|
III четверть |
|
IV четверть |
|
На праздниках дети демонстрируют знания примет, загадок, пословиц, поговорок собранных и изученных на уроках чтения.
На уроках дети ведут альбом, в котором в течение всего учебного года собирают речевой материал о временах года в устном народном творчестве. Пословицы, загадки, приметы, потешки, сопровождаются рисунками, поделками из природного материала, аппликациями.
ЦЕЛЬ этого этапа – научить детей самостоятельно подбирать, классифицировать речевой материал, прививать любовь к чтению через небольшие произведения устного народного творчества; расширять кругозор, воспитывать эстетическую и эмоциональную культуру, через участие в театрализованных постановках.
III этап
«Жизнь дана на добрые дела»
* Изучение на внеклассных уроках чтения русских народных сказок, отвечая на вопрос: «Что расскажут русские народные сказки о жизни наших предков».
Период прохождения материала | ПРОИЗВЕДЕНИЯ | Коллективные творческие дела на внеклассных занятиях |
I четверть | «Метелица» | Викторина по сказкам, выставка рисунков. |
II четверть | «Хаврошечка» | «Пишем сказку» оформление книжки-самоделки. |
III четверть | «Марья-искуссница» | Проект «Сказочный герой»; работа с глиной, бумагой, природным материалом. |
IV четверть | «Машенька и медведь» | «Сказочная гостиная» (театрализованная постановка русской народной сказки) |
ЦЕЛЬ этого этапа – научить детей анализировать поступки героев, давать характеристику персонажам, подбирать пословицы и поговорки к поступкам и делам героев сказок.
IV этап
«Ума – палата»
* Знакомство и изучение на уроках чтения и внеклассных мероприятиях устаревших слов, истории возникновения слова.
На уроках чтения дети ведут тетрадь, в которую выписывают устаревшие слова из изучаемых произведений, ищут в словарях, энциклопедиях их значение, историю их возникновения, учатся растолковывать смысл.
В конце каждой четверти оформляют страничку будущего словаря «Слова из сундука». В конце года оформляют книжку-самоделку – словарь «Слова из сундука».
Период прохождения материала | ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ | Коллективные творческие дела на внеклассных занятиях |
I четверть | «В гостях у скоморохов» | Игротека. Разучивание и разыгрывание хороводно-игровых песен. |
II четверть | «Русский человек без родни не живет» | Знакомство с терминами родства, внутренним строением большой семьи, взаимоотношениями между юношами и девушками. |
III четверть | Посещение Владимиро-Суздальских палат, экскурсия по городу | Отчет в форме фоторепортажа с мини-сочинениями на тему: «Что было то видели, что будет увидим». |
IV четверть | «Колесо истории» | Театрализованное представление. |
ЦЕЛЬ этого этапа – учить детей правильно воспринимать информацию, адекватно выражая в слове эмоционально – чувственную отзывчивость, формировать умение создавать речевые высказывания на основе восприятия эмоционального и эстетически ценного объекта, развивать способность словесно описывать объект, наблюдения; развивать творческую индивидуальность, эмоционально-волевую сферу.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
Критериями эффективности программы могут быть:
- знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;
- перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;
- охотное, без принуждения, участие во всех видах деятельности, связанной с проектом;
- развитие личности;
- развитие коммуникативных навыков умственно отсталых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»
В мероприятии могут участвовать 5 -11 класс!...
Рабочая тетрадь к программе "Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим".
Народная культура воплощена в доступных для детей формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Кроме того, с...
Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (1 часть)...
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (2 часть)...
Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим
Внеклассное интегрированное мероприятие в 6 классе (Физика + марийский язык)...
Презентация на тему: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»
Очень часто за событиямиИ за сутолокою днейСтарины своей не помним,Забываем мы о ней.Стали более привычныНам полёты на Луну.Вспомним с...