Авторская программма по изучению традиций,обрядов,праздников русской народной культуры на уроках по развитию речи,чтению,на внеклассных занятиях "Чем дальше в будущее входим,тем больше старым дорожим".
учебно-методический материал по теме

Крылова Наталья Алексеевна

Данная программа разработана в целях речевого и эстетического развития умственно-отсталых школьников при обучении предметам - чтение,развитие речи, а также во внеклассной работе воспитателей и педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по изучению традиций, обрядов, праздников русской народной культуры на уроках по развитию речи, чтения, на внеклассных

занятиях

«Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим»

Учитель-дефектолог:

КРЫЛОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Народные традиции, обряды, праздники занимают важное место в жизни каждого народа, предоставляют огромное поле деятельности в работе с детьми по развитию речи и памяти, обладают большими воспитательными возможностями.

        Данная программа разработана в целях речевого и эстетического развития умственно отсталых школьников при обучении предметам - чтение, развитие речи, а также во внеклассной работе воспитателей и педагогов дополнительного образования.

        Работая с «особыми» детьми педагоги сталкиваются с тем, что дети не коммуникативны, не эмоциональны, безинициативны, закомплексованы, а работая по данной программе каждый из участников может приобщиться к устному народному творчеству, народной культуре.

        Разнообразие форм и методов знакомства с народной культурой помогает ребенку самовыразиться, развивает устную речь, любознательность, познавательный интерес.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

  1. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
  2. Народная культура воплощена в доступных для детей формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Кроме того, с народной медициной, народной кухней ребята встречаются и в повседневной жизни.
  3. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником проекта. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляют изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

4. Привлекателен языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.

5. Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает педагогу вести работу по сплочению коллектива, вовлекать в воспитательный процесс других педагогов.

Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания и обучения школьников дает возможность решить многие учебно-воспитательные цели и задачи: 

  • развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребенка;
  • воспитание личности ребенка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
  • сплочение коллектива;
  • ограниченное включение многих учителей и воспитателей в учебно-воспитательный процесс;
  • использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

Изучение традиций русской народной культуры в нашей школе реализуется на уроках развития речи, чтения, внеклассных занятий.

В этом программе привлекает разнообразие, доступность, системность, преемственность, а также возможность связать учебную и внеклассную деятельность.  

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  1. ввести детей в мир русской народной культуры;
  2. развитие красивой, образной речи, памяти;
  3. способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы к родной земле, трудолюбие, милосердие).

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
  • развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
  • воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к культуре своего народа;
  • создание условий для формирования коллектива и развития личности в нем.

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

  • народные игры, песни, сказки, загадки, приметы, обряды и обычаи, декоративно-прикладное искусство, одежда, народная медицина, кухня.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

        Программа рассчитана на четыре года, и включает в себя в следующие этапы:

I этап

«Истоки»

* Изучение на уроках развития речи истории культуры русского народа – обряды, праздники, традиции, загадки, потешки, пословицы, приметы, русские народные игры, забавы.

Период

прохождения материала

СОДЕРЖАНИЕ

Количество

часов

I четверть

  • «Праздники Христианской Руси»

1ч.

II четверть

  • «Воздвижение»

1ч.

III четверть

  • «Рождество»
  • «Масленица»

1ч.

2ч.

IV четверть

  • «Алексей – с гор поток»
  • «Пасха»

1ч.

1ч.

Важной частью прохождения I этапа учащимися является работа с тетрадью к программе «Истоки», на страницах которой идет рассказ о народных праздниках, имеются практические задания, которые требуют самостоятельной или коллективной творческой деятельности, все задания направлены на развитие воображения, логического мышления, техники чтения, устной и письменной речи, имеют познавательную нагрузку.  

Прохождение каждой конкретной, относительно законченной темы на уроках, имеют продолжение во внеклассной работе, т.е. организуется коллективная творческая деятельность – викторина, выставка рисунков, поделок, театрализованный праздник.

 

   

II этап

«Вслед за солнышком живем»

        * Изучение на уроках чтения малых жанров русского фольклора – прибаутки, приметы, загадки, поговорки, шутки все о временах года; знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в праздниках на внеклассных занятиях.

Период

прохождения материала

СОДЕРЖАНИЕ

I четверть

  • «Осенние вечерки»

II четверть

  • «Здравствуй, Зимушка – зима»

III четверть

  • «В гостях у Весны»

IV четверть

  • «Прощай, весна, здравствуй, лето – красное»

        На праздниках дети демонстрируют знания примет, загадок, пословиц, поговорок  собранных и изученных на уроках чтения.

        На уроках дети ведут альбом, в котором в течение всего учебного года собирают речевой материал о временах года в устном народном творчестве. Пословицы, загадки, приметы, потешки, сопровождаются рисунками, поделками из природного материала, аппликациями.

        ЦЕЛЬ этого этапа – научить детей самостоятельно подбирать, классифицировать речевой материал, прививать любовь к чтению через небольшие произведения устного народного творчества; расширять кругозор, воспитывать эстетическую и эмоциональную культуру, через участие в театрализованных постановках.  

 

III этап

«Жизнь дана на добрые дела»

* Изучение на внеклассных уроках чтения русских народных сказок, отвечая на вопрос: «Что расскажут русские народные сказки о жизни наших предков».

 

Период

прохождения материала

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Коллективные творческие дела на внеклассных занятиях

I четверть

«Метелица»

Викторина по сказкам, выставка рисунков.

II четверть

«Хаврошечка»

«Пишем сказку» оформление книжки-самоделки.

III четверть

«Марья-искуссница»

Проект «Сказочный герой»; работа с глиной, бумагой, природным материалом.

IV четверть

«Машенька и медведь»

«Сказочная гостиная» (театрализованная постановка русской народной сказки)

        

ЦЕЛЬ этого этапа – научить детей анализировать поступки героев, давать характеристику персонажам, подбирать пословицы и поговорки к поступкам и делам героев сказок.

IV этап

«Ума – палата»

* Знакомство и изучение на уроках чтения и внеклассных мероприятиях устаревших слов, истории возникновения слова.

На уроках чтения дети ведут тетрадь, в которую выписывают устаревшие слова из изучаемых произведений, ищут в словарях, энциклопедиях их значение, историю их возникновения, учатся растолковывать смысл.

В конце каждой четверти оформляют страничку будущего словаря «Слова из сундука». В конце года оформляют книжку-самоделку – словарь «Слова из сундука».

Период

прохождения материала

ВНЕКЛАССНЫЕ

ЗАНЯТИЯ

Коллективные

творческие дела на

внеклассных занятиях

I четверть

«В гостях у скоморохов»

Игротека. Разучивание и разыгрывание хороводно-игровых песен.

II четверть

«Русский человек без родни не живет»

Знакомство с терминами родства, внутренним строением большой семьи, взаимоотношениями между юношами и девушками.

III четверть

Посещение Владимиро-Суздальских палат, экскурсия по городу

Отчет в форме фоторепортажа с мини-сочинениями на тему: «Что было то видели, что будет увидим».

IV четверть

«Колесо истории»

Театрализованное представление.

ЦЕЛЬ этого этапа – учить детей правильно воспринимать информацию, адекватно выражая в слове эмоционально – чувственную отзывчивость, формировать умение создавать речевые высказывания на основе восприятия эмоционального и эстетически ценного объекта, развивать способность словесно описывать объект, наблюдения; развивать творческую индивидуальность, эмоционально-волевую сферу.  

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:

Критериями эффективности программы могут быть:

  • знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;
  • перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;
  • охотное, без принуждения, участие во всех видах деятельности, связанной с проектом;
  • развитие личности;
  • развитие коммуникативных навыков  умственно отсталых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь к программе "Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим".

Народная культура воплощена в доступных для детей формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Кроме того, с...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим

Внеклассное интегрированное мероприятие в 6 классе (Физика + марийский язык)...

Презентация на тему: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

Очень часто за событиямиИ за сутолокою днейСтарины своей не помним,Забываем мы о ней.Стали более привычныНам полёты на Луну.Вспомним            с...