Доклад по теме «Практикум по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку

Исакова Наталья Николаевна

При подготовке девятиклассников к ОГЭ по русскому языку учителя ещё испытывают трудности и нуждаются в определённой методической помощи. Сегодня я хочу  продемонстрировать  некоторые приемы работы, которые помогают нашим ученикам в выполнении заданий 3,13,14,15.3  экзаменационной работы ОГЭ по русскому языку, эта информация  может быть полезной учителям, готовящим учащихся не только к ОГЭ, но и к ЕГЭ по русскому языку. Благодаря этим приёмам мы  можем повторить и закрепить знания орфоэпических норм языка; повторить и закрепить знания о выразительных средствах языка и их значении, отработать умение различать средства художественной выразительности и находить в предложенном языковом материале (задание 3ОГЭ); отработать навык синтаксического анализа сложного предложения с союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связью (задания 13,14 ОГЭ);  отрабатывать  практические умения по текстоведению (способность точно воспринимать содержание прочитанного текста, его проблемы, определять основную мысль, позицию автора (задание 15.3 ОГЭ); опознавать языковые средства, разнообразные синтаксические конструкции).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №24 р.п.Юрты

Доклад   по теме

«Практикум
по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку
»

                                                                                     Подготовила:  Исакова Н.Н.

2018-2019

- Уважаемые коллеги!

При подготовке девятиклассников к ОГЭ по русскому языку учителя ещё испытывают трудности и нуждаются в определённой методической помощи. Сегодня я хочу  продемонстрировать  некоторые приемы работы, которые помогают нашим ученикам в выполнении заданий 3,13,14,15.3  экзаменационной работы ОГЭ по русскому языку, эта информация  может быть полезной учителям, готовящим учащихся не только к ОГЭ, но и к ЕГЭ по русскому языку. Благодаря этим приёмам мы  можем повторить и закрепить знания орфоэпических норм языка; повторить и закрепить знания о выразительных средствах языка и их значении, отработать умение различать средства художественной выразительности и находить в предложенном языковом материале (задание 3ОГЭ); отработать навык синтаксического анализа сложного предложения с союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связью (задания 13,14 ОГЭ);  отрабатывать  практические умения по текстоведению (способность точно воспринимать содержание прочитанного текста, его проблемы, определять основную мысль, позицию автора (задание 15.3 ОГЭ); опознавать языковые средства, разнообразные синтаксические конструкции).

Я думаю, вы согласитесь свысказыванием------------, потому что всё, чему учатся дети в школе, так или иначе пригодится им в жизни.

. ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Найдите и исправьте  орфоэпические ошибки. Прочтите слова, соблюдая орфоэпические нормы

красивее

 средства

 каталог

 звонишь

 банты

 квартал

 обеспечение

жалюзи

ходатайство

мастерски

углубленный

шарфы

торты

Ответ:1,3,4,8

Вопрос: Кроме того, что данные знания вам обязательно необходимы для сдачи ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (а большинство из вас идут учиться в 10 класс), как ещё в жизни может помочь вам соблюдение орфоэпических норм?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ТЕКСТОВЕДЕНИЕ

(подготовка к выполнению заданий 2; 3; 13; 14; 15.3)

Моделирование сочинения

Напомните модель сочинения – рассуждения задания 15.3

Тезис + комментарий

Аргумент из текста

+

Аргумент из жизненного опыта

Вывод

А сегодня мы с вами  немного поговорим о таком понятии, как счастье.

Работа в группах (группы по 4 человека).

Задание

Продолжите  следующую фразу:  «Счастье для человека – это…».

В течение 30 секунд составьте предложение. Постарайтесь ответить коротко и искренне.

-После того как все написали предложение, в  группе по очереди озвучьте свой вариант (возможно, ваши ответы совпадут), выкладывая листочек с записанным предложением на середину стола. Затем обсудите в группе получившиеся ответы и сформулируйте предложение, которое вы представите в качестве ответа  от группы.

2.Чтение текста (в тексте можно делать пометки карандашом)

Давайте посмотрим, увеличится ли этот список после того, как вы познакомитесь с текстом, предложенным для анализа.

(1)Призвание - это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. (2)Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню.(3) Найти свое призвание, утвердиться в нем - это источник счастья.

(4)Есть у Марка Твена интересный рассказ. (5) В нем говорится, что на "том" свете  живут люди такой же трудовой жизнью, как и на грешной земле, но только каждый занимается делом по своему призванию. (6)Безвестный на земле сапожник становится после смерти знаменитым полководцем,  бездарный при жизни, но обладающий каллиграфическим почерком генерал - писарем. (7) А человек, случайно попавший в педагоги, всю жизнь мучивший и себя, и учеников, оказывается прекрасным бухгалтером.

(8)Я не один раз перечитывал этот замечательный рассказ. (9)Хорошо было бы добиться такого положения уже на "этом" свете. (10)Но, к сожалению, очень часто бывает совершенно по-другому. (11)Я знаю много никудышних специалистов: агрономов, учителей, инженеров, артистов. (12)Они, как говорится, маются всю жизнь, равнодушны к своему делу, отбывают день до вечера. (13) Самое прискорбное то, что эти люди не знают радости труда, трудовой одухотворенности, одержимости.

(14) В чем же высшее наслаждение (счастье)в жизни?  (15) По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. (16) Надо, чтобы в каждом человеке разгорелась его «искра». (17) Вот тогда и получится настоящий человек.

       (По В.А.Сухомлинскому)

-  Изменилось ли  или расширилось  ваше представление о счастье после прочтения текста В.А.Сухомлинского?

+ результат  прочтения и осмысления текста

Найти своё призвание – это счастье.

-Объясните, что такое, по-вашему, призвание? (Склонность к тому или иному делу, профессии; жизненное дело, назначение; совпадение способностей и интересов)

- Согласны ли вы с В.А.Сухомлинским, что найти своё призвание – это счастье?

РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ 13, 14  ОГЭ.

1.)Работа по карточкам в парах с взаимопроверкой.

Прочитайте предложения вслух,

 1 вариант:

[Профессия может осчастливить того], (кто имеет к ней призвание),  но [она обрекает  на гибель того], (кто принялся за неё поспешно, необдуманно, поддавшись моменту). (Карл Маркс)

(Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью; придаточные изъяснительные)

    2вариант  

[Cамая важная задача для молодого человека состоит в том], (чтобы  составить себе  понятие о счастье)  и   (чтобы  отыскать свою дорогу).

(Сложное предложение с подчинительной связью с однородным подчинением придаточных изъяснительных)

На карточках у каждого ученика даны предложения. Нужно, не используя карандаш,построить схему и указать тип предложения. После чего партнёры обмениваются карточками с целью взаимопроверки, подписывают работу, исправляют ошибки и  дополняют исключительно карандашом. Работы сдаются на проверку, оценка складывается из двух: за схему и определение типа предложения и за проверку работы.

2.)Задание «Расскажи о предложении по схеме»

[   , (в которую…  ),   ] , и [    ] , (с кем…  ) и (кому…  ).

[     ], (который…), (где … ), (что…)

(Если…), […], (чтобы …)

[ …]: [ …], а [ …],(которого…)

Индивидуальная работа с текстом.Найдите метафору  в первом и последнем абзацах.

3.)Цифровой распределительный диктант.

1- эпитет

2-обычное определение

  1. железная воля
  2. стальной характер
  3. чистый  лист
  4. железный сундук
  5. стальная труба
  6. хрустальный воздух
  7. золотые руки
  8. ужасная жара
  9. горькая правда

Код:   1, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 1,1

4.)Групповая работа по классификации ИВС.

Каждая группа получает  комплект карточек с примерами  различных ИВС. Из предложенных примеров  ИВС нужно отобрать только те, которые указаны в задании. При ответе нужно обязательно дать определение ИВС

Задания для групп:

1 группа  -  найти примеры олицетворения

2группа - найти примеры метафор

3группа – найти примеры сравнений

4группа – найти примеры фразеологизмов

5группа  -найти примеры гипербол

6 группа – найти примеры парцелляции

7 группа – найти примеры градации

Олицетворение

Когда, бушуя в чёрной мгле, играло море с берегами.

Отговорила роща золотая.

Сыпет черёмуха снегом.

   О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно?

Свет луны, таинственный и длинный,

    Плачут вербы, шепчут тополя.

На улице в шагах в пяти,

    Стоит, стыдясь, зима у входа

    И не решается войти.

Тихошепчет осенний дождь.  

Метафора

Горит костёр рябины красной.

Одевался морозный мир синим шёлком.

Красною кистью

     Рябина зажглась.

     Падали листья

     Я родилась.

Покатились глаза собачьи

   Золотыми звёздами в снег.

Сравнение

И стройных жниц короткие подолы, 
Как флаги в праздник, по ветру летят.

Капельки росы блестят, как бриллианты.

Снежная пыль, как столб, стоит в воздухе.

Её уста, как роза рдеют.

Фразеологизм

Он целый день баклуши бьёт.

Он долго водил нас за нос, пока мы не поняли, в чём дело.

Поговорили мы с глазу на глаз.

Гипербола

В сто сорок солнц закат пылал.

Рот величиною с арку главного штаба.

Так вокруг него непоправимо тихо,

     Что слышно, как растет трава.  

Парцелляция

У Елены беда тут стряслась. Большая.

Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился.

Во всем мне хочется дойти

     До самой сути.

     В работе, в поисках пути,

     В сердечной смуте.

Градация

Человек должен заботиться о доме, о Родине, о планете.

Наши воины сражались за каждый город, каждое село, каждую улицу, каждый дом, за каждый сантиметр родной земли.

Лексическая разминка анализ стихотворных строк.

Бой с речевыми ошибками.

Нескучные правила.

Запоминалки.

Спасибо за внимание.

Использованная литература

  1. Сенина Н.А., Гармаш С.А. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. – Легион, 2017
  2. Словарь литературоведческих терминов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку

В  представленной статье  рассмотрен вопрос применения системно-деятельностного подхода при подготовке обучающихся  к ЕГЭ по русскому языку, приведены приемы вовлечения школьников в уче...

Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в среднем звене

Презентация опыта работы по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ в 5-8 классах с использованием интерактивных игровых заданий...

Использование ИКТ при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.

Личность ученика, его развитие и саморазвитие - вот главная задача современной школы. Поэтому занятия должны быть интересным, с высокой мотивацией....

Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса

Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса...

Применение алгоритмов по орфографии на уроках подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.

    Модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы  орфографических  действий,  эффективна в условиях, когда нужно обобщить пройденный материал,...

Повышение качества подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

В документе представлена методическая рекомендация по созданию учебно-дидактического комплекса для подготовки учащихся по русскому языку...

Задания для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

Материал содержит задания для подготовки к итоговой аттестации по темам : - орфоэпические нормы; - правописание безударных гласных в корне слова;- знаки препинания в предложениях с обособлен...