Доклад по теме «Практикум по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку
При подготовке девятиклассников к ОГЭ по русскому языку учителя ещё испытывают трудности и нуждаются в определённой методической помощи. Сегодня я хочу продемонстрировать некоторые приемы работы, которые помогают нашим ученикам в выполнении заданий 3,13,14,15.3 экзаменационной работы ОГЭ по русскому языку, эта информация может быть полезной учителям, готовящим учащихся не только к ОГЭ, но и к ЕГЭ по русскому языку. Благодаря этим приёмам мы можем повторить и закрепить знания орфоэпических норм языка; повторить и закрепить знания о выразительных средствах языка и их значении, отработать умение различать средства художественной выразительности и находить в предложенном языковом материале (задание 3ОГЭ); отработать навык синтаксического анализа сложного предложения с союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связью (задания 13,14 ОГЭ); отрабатывать практические умения по текстоведению (способность точно воспринимать содержание прочитанного текста, его проблемы, определять основную мысль, позицию автора (задание 15.3 ОГЭ); опознавать языковые средства, разнообразные синтаксические конструкции).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №24 р.п.Юрты
Доклад по теме
«Практикум
по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку»
Подготовила: Исакова Н.Н.
2018-2019
- Уважаемые коллеги!
При подготовке девятиклассников к ОГЭ по русскому языку учителя ещё испытывают трудности и нуждаются в определённой методической помощи. Сегодня я хочу продемонстрировать некоторые приемы работы, которые помогают нашим ученикам в выполнении заданий 3,13,14,15.3 экзаменационной работы ОГЭ по русскому языку, эта информация может быть полезной учителям, готовящим учащихся не только к ОГЭ, но и к ЕГЭ по русскому языку. Благодаря этим приёмам мы можем повторить и закрепить знания орфоэпических норм языка; повторить и закрепить знания о выразительных средствах языка и их значении, отработать умение различать средства художественной выразительности и находить в предложенном языковом материале (задание 3ОГЭ); отработать навык синтаксического анализа сложного предложения с союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связью (задания 13,14 ОГЭ); отрабатывать практические умения по текстоведению (способность точно воспринимать содержание прочитанного текста, его проблемы, определять основную мысль, позицию автора (задание 15.3 ОГЭ); опознавать языковые средства, разнообразные синтаксические конструкции).
Я думаю, вы согласитесь свысказыванием------------, потому что всё, чему учатся дети в школе, так или иначе пригодится им в жизни.
. ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Найдите и исправьте орфоэпические ошибки. Прочтите слова, соблюдая орфоэпические нормы
красивее
средства
каталог
звонишь
банты
квартал
обеспечение
жалюзи
ходатайство
мастерски
углубленный
шарфы
торты
Ответ:1,3,4,8
Вопрос: Кроме того, что данные знания вам обязательно необходимы для сдачи ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (а большинство из вас идут учиться в 10 класс), как ещё в жизни может помочь вам соблюдение орфоэпических норм?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ТЕКСТОВЕДЕНИЕ
(подготовка к выполнению заданий 2; 3; 13; 14; 15.3)
Моделирование сочинения
Напомните модель сочинения – рассуждения задания 15.3
Тезис + комментарий
Аргумент из текста
+
Аргумент из жизненного опыта
Вывод
А сегодня мы с вами немного поговорим о таком понятии, как счастье.
Работа в группах (группы по 4 человека).
Задание
Продолжите следующую фразу: «Счастье для человека – это…».
В течение 30 секунд составьте предложение. Постарайтесь ответить коротко и искренне.
-После того как все написали предложение, в группе по очереди озвучьте свой вариант (возможно, ваши ответы совпадут), выкладывая листочек с записанным предложением на середину стола. Затем обсудите в группе получившиеся ответы и сформулируйте предложение, которое вы представите в качестве ответа от группы.
2.Чтение текста (в тексте можно делать пометки карандашом)
Давайте посмотрим, увеличится ли этот список после того, как вы познакомитесь с текстом, предложенным для анализа.
(1)Призвание - это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. (2)Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню.(3) Найти свое призвание, утвердиться в нем - это источник счастья.
(4)Есть у Марка Твена интересный рассказ. (5) В нем говорится, что на "том" свете живут люди такой же трудовой жизнью, как и на грешной земле, но только каждый занимается делом по своему призванию. (6)Безвестный на земле сапожник становится после смерти знаменитым полководцем, бездарный при жизни, но обладающий каллиграфическим почерком генерал - писарем. (7) А человек, случайно попавший в педагоги, всю жизнь мучивший и себя, и учеников, оказывается прекрасным бухгалтером.
(8)Я не один раз перечитывал этот замечательный рассказ. (9)Хорошо было бы добиться такого положения уже на "этом" свете. (10)Но, к сожалению, очень часто бывает совершенно по-другому. (11)Я знаю много никудышних специалистов: агрономов, учителей, инженеров, артистов. (12)Они, как говорится, маются всю жизнь, равнодушны к своему делу, отбывают день до вечера. (13) Самое прискорбное то, что эти люди не знают радости труда, трудовой одухотворенности, одержимости.
(14) В чем же высшее наслаждение (счастье)в жизни? (15) По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. (16) Надо, чтобы в каждом человеке разгорелась его «искра». (17) Вот тогда и получится настоящий человек.
(По В.А.Сухомлинскому)
- Изменилось ли или расширилось ваше представление о счастье после прочтения текста В.А.Сухомлинского?
+ результат прочтения и осмысления текста
Найти своё призвание – это счастье.
-Объясните, что такое, по-вашему, призвание? (Склонность к тому или иному делу, профессии; жизненное дело, назначение; совпадение способностей и интересов)
- Согласны ли вы с В.А.Сухомлинским, что найти своё призвание – это счастье?
РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ 13, 14 ОГЭ.
1.)Работа по карточкам в парах с взаимопроверкой.
Прочитайте предложения вслух,
1 вариант:
[Профессия может осчастливить того], (кто имеет к ней призвание), но [она обрекает на гибель того], (кто принялся за неё поспешно, необдуманно, поддавшись моменту). (Карл Маркс)
(Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью; придаточные изъяснительные)
2вариант
[Cамая важная задача для молодого человека состоит в том], (чтобы составить себе понятие о счастье) и (чтобы отыскать свою дорогу).
(Сложное предложение с подчинительной связью с однородным подчинением придаточных изъяснительных)
На карточках у каждого ученика даны предложения. Нужно, не используя карандаш,построить схему и указать тип предложения. После чего партнёры обмениваются карточками с целью взаимопроверки, подписывают работу, исправляют ошибки и дополняют исключительно карандашом. Работы сдаются на проверку, оценка складывается из двух: за схему и определение типа предложения и за проверку работы.
2.)Задание «Расскажи о предложении по схеме»
[ , (в которую… ), ] , и [ ] , (с кем… ) и (кому… ).
[ ], (который…), (где … ), (что…)
(Если…), […], (чтобы …)
[ …]: [ …], а [ …],(которого…)
Индивидуальная работа с текстом.Найдите метафору в первом и последнем абзацах.
3.)Цифровой распределительный диктант.
1- эпитет
2-обычное определение
- железная воля
- стальной характер
- чистый лист
- железный сундук
- стальная труба
- хрустальный воздух
- золотые руки
- ужасная жара
- горькая правда
Код: 1, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 1,1
4.)Групповая работа по классификации ИВС.
Каждая группа получает комплект карточек с примерами различных ИВС. Из предложенных примеров ИВС нужно отобрать только те, которые указаны в задании. При ответе нужно обязательно дать определение ИВС
Задания для групп:
1 группа - найти примеры олицетворения
2группа - найти примеры метафор
3группа – найти примеры сравнений
4группа – найти примеры фразеологизмов
5группа -найти примеры гипербол
6 группа – найти примеры парцелляции
7 группа – найти примеры градации
Олицетворение
Когда, бушуя в чёрной мгле, играло море с берегами.
Отговорила роща золотая.
Сыпет черёмуха снегом.
О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно?
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
На улице в шагах в пяти,
Стоит, стыдясь, зима у входа
И не решается войти.
Тихошепчет осенний дождь.
Метафора
Горит костёр рябины красной.
Одевался морозный мир синим шёлком.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья
Я родилась.
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Сравнение
И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник, по ветру летят.
Капельки росы блестят, как бриллианты.
Снежная пыль, как столб, стоит в воздухе.
Её уста, как роза рдеют.
Фразеологизм
Он целый день баклуши бьёт.
Он долго водил нас за нос, пока мы не поняли, в чём дело.
Поговорили мы с глазу на глаз.
Гипербола
В сто сорок солнц закат пылал.
Рот величиною с арку главного штаба.
Так вокруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как растет трава.
Парцелляция
У Елены беда тут стряслась. Большая.
Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Градация
Человек должен заботиться о доме, о Родине, о планете.
Наши воины сражались за каждый город, каждое село, каждую улицу, каждый дом, за каждый сантиметр родной земли.
Лексическая разминка анализ стихотворных строк.
Бой с речевыми ошибками.
Нескучные правила.
Запоминалки.
Спасибо за внимание.
Использованная литература
- Сенина Н.А., Гармаш С.А. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. – Легион, 2017
- Словарь литературоведческих терминов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку
В представленной статье рассмотрен вопрос применения системно-деятельностного подхода при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку, приведены приемы вовлечения школьников в уче...
Подготовка к итоговой аттестации по русскому языкув среднем звене
Презентация опыта работы по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ в 5-8 классах с использованием интерактивных игровых заданий...
Использование ИКТ при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.
Личность ученика, его развитие и саморазвитие - вот главная задача современной школы. Поэтому занятия должны быть интересным, с высокой мотивацией....
Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса
Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса...
Применение алгоритмов по орфографии на уроках подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.
Модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы орфографических действий, эффективна в условиях, когда нужно обобщить пройденный материал,...
Повышение качества подготовки к итоговой аттестации по русскому языку
В документе представлена методическая рекомендация по созданию учебно-дидактического комплекса для подготовки учащихся по русскому языку...
Задания для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку
Материал содержит задания для подготовки к итоговой аттестации по темам : - орфоэпические нормы; - правописание безударных гласных в корне слова;- знаки препинания в предложениях с обособлен...