Урок русского языка в 8 классе "Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок повторения изученного материала по теме "Слитное и раздельное написание частицы не с разными частями речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dlya_publikatsii.doc | 72.5 КБ |
ne_i_ni_prezentatsiya.ppt | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме:
«Правописание частицы не с частями речи. Повторение».
Цели:
1) систематизировать знания о написании не с разными частями речи;
2) совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи;
3) развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.
Ход урока.
Оргмомент. Взаимное приветствие учащихся и учителя, обращение учителя к учащимся, положительная психологическая установка на урок.
На доске записан текст. (Слайд 2)
(Не) станем уверять (ни)кого, что прекраснее пригородов Петербурга нет (ни)чего на свете.
Каждому человеку люба и мила своя сторона, но мы (не)можем (не)признать (не)обычное великолепие нашего края. Трудно отдать чему-либо предпочтение в нём.
Чаще всего попытки сравнить увиде( н, нн)ое происходит от нашего (не)желания или (не)умения увидеть и почувствовать (не) случайность этих картин.
- Кто может определить по данной записи тему нашего урока?
– Да, сегодня мы будем повторять тему «Правописание не с разными частями речи».
- А кто увидел орфограмму, которую мы повторяли на прошлом уроке? Объясните ее.(Правописание –н-, -нн- в суффиксах)
Словарная работа. (Слайд 3, 4)
В этом тексте вам встретились два словарных слова, с которыми мы сегодня поработаем.
Первое из них – архитектура.
Как бы вы объяснили значение этого слова? А теперь посмотрите, какое значение дается в «Толковом словаре».Архитектура - стиль постройки, искусство проектирования и строения зданий.
Запишите это слово в тетрадь. Подберите к нему однокоренные слова.
Следующее слово – достопримечательность.
Как бы вы объяснили значение этого слова? Сравните со значением, указанным в толковом словаре. Достопримечательность -место или принадлежащий какому-н. месту предмет, заслуживающие особого внимания. Исторические достопримечательности города .
- Запишите это слово в тетрадь. Верите ли вы, что количество букв и звуков в этом слове одинаковое? Объясните , почему?
-Вернемся к теме нашего урока. Что мы будем делать на этом уроке, чтобы в конце урока нам раскрыть скобки.
– Повторять и обобщать правила, тренироваться. Записываем эти слова на доске. Это – цель нашего урока.
- Как мы это будем делать? С чего начнем? Почему?
(Ответы. Вначале надо повторить правила.)
- Зачем нам знать правила? (Ответы.) Обратимся к алгоритму. Что такое алгоритм?
(Последовательность действий (шагов) для достижения результата.)
Для каждого правила существует определенный алгоритм его применения.(Слайд 5)
Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е | Причастия | Глаголы и деепричастия | |||
слитно | раздельно | слитно | раздельно | слитно | раздельно |
Без не не употребляются | Противопоставление с союзом а | Без не не употребляются | Краткое причастие | Без не не употребляются | Всегда |
Можно подобрать синоним | Наличие слов далеко, отнюдь, вовсе | Полное одиночное (нет зависимых слов) | Противопоставление с союзом а |
|
|
Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти | Сравнительная степень: не лучше, не умнее |
| Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот) |
|
|
Наличие отрицатель-ных наречий: негде, | С прил., которые не имеют полной формы: не рад |
|
|
|
|
Пользуясь таблицей, запишем примеры к каждому столбцу.
Слитно
1Невежа, невзрачный, нездоровится, нелепо, негодующий, негодуя.
2.Недруг – враг, невысокий – низкий, недалеко – близко.
3.Совершенно неинтересный., абсолютно невыполненное.
4.Некуда идти.
5.Причастия без зависимых слов. Ненаписанное письмо.
Раздельно
Не большая, а маленькая команда.
Вовсе не интересный фильм.
Волейболисты не сильнее велосипедистов.
Не рад приезду, не должен опоздать.
Не написанное им письмо.
Не прыгающий, а стоящий.
Не глядеть, не глядя.
Что мы сейчас делали? Тренировались.
Минутка отдыха. « Глагольные ассоциации.»
Учитель называет глагол, учащиеся подбирают существительное, которое с этим глаголом ассоциируется.
Тренировочное упражнение. Соедините начало и конец пословицы. Раскройте скобки и запишите в тетрадь..(Слайд 7)
1. (Не)сиди сложа руки, 2. (Не)поворчав, 3. Кто чужой радости (не)рад, 4. (Не)бравшись за топор, 5. (Не)годуя на руки, 6. Лодырю всегда | подумай о голове. избы (не)срубишь. так (не)будет и скуки. (не)здоровится. кошка куска (не)съест. тот сам себе враг. |
- Посмотрим, как это правило действует в тексте.(Запись под диктовку. Два ученика у доски)
Записать текст , выделить орфограммы, сделать синтаксический разбор.
Осень. Листья нехотя отрываются и повисают на невидимых паутинках. Кажется, что листья падают не беззвучно. Как не опоздать поймать это дыхание осени?
Задание.
1.Сделать синтаксический разбор 2 предложения.
2.Найти слова из 4 предложения, где не совпадает кол-во букв и звуков.
3.Дыхание – словообразовательный.
- Что мы сейчас с вами делали? (Тренировались).
-Кроме не- в русском языке есть ещё ни-. Она употребляется сравнительно редко. В какой известной вам части речи она встречается? Приведите примеры.
-Всегда ли «ни» пишется с отрицательными местоимениями слитно?
-А когда раздельно? (Если между «ни» и местоимением-существительным стоит предлог).
-А может ли на месте «ни» в отрицательных местоимениях стоять «не»? при каких условиях? (Если на нее падает ударение).
Вывод!!! – Когда в отрицательные местоимениях пишется «НЕ», когда «НИ»?
- Когда они с местоимением пишутся раздельно? (Когда это местоимение-существительное и между «НЕ» («НИ») стоит предлог).
-Какие отрицательные местоимения пишутся с «НЕ» («НИ») всегда слитно? (отрицательные местоимения-наречия).
- Чтобы разобраться в этом правиле , откройте 17 страницу учебника и прочитайте правило.
Ничем не пахнувший, говорить ни о чем.
Выполнение заданий по командам.
-Перестройте словосочетание таким образом, чтобы не писалось раздельно. Укажите, к какой части речи относится слово с не.(Слайд 9)
Ненужные сейчас учебники __________не нужны_____.
Неизвестный нам автор _______________не известный, а начинающий ____.
Незнакомый зрителям актер ______________не знакомый, а новый__.
Очень неудачная поездка _______________вовсе не удачная___.
Весьма неприятная встреча ______________встреча была не прятна
- До этого мы с вами тренировались, а сейчас будем подводить итоги. Вы можете выбрать задания трех уровней.
Самостоятельная работа.
Дифференцированные задания (по уровням) на карточках.
Задание 1 Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки.
А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.
Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.
В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.
Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)
– Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?
Задание 2 Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме.
1. (Не)вежда (не)навидит учение.
2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.
3. (Не)ряшливый человек смешон.
4. (Не)льзя объять (не)объятное.
5.?(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.
6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.
Задание 3 Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не.
1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи.
2. (Не)законченный портрет.
3. Рукопись (не)отредактирована.
4. (Не)решенная еще проблема.
5. (Не)исписанные листы.
6. (Не)запланированная на сегодня поездка.
7. Ничего (не)говорящий факт.
Итоги урока. Раскройте скобки в предложениях 2 слайда.
Чем мы занимались?
Подведение итогов соревнования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
( Не) станем уверять (ни)кого, что прекраснее пригородов Петербурга нет (ни)чего на свете. Каждому человеку люба и мила своя сторона, но мы (не)можем (не)признать (не)обычное великолепие нашего края. Трудно отдать чему-либо предпочтение в нём. Чаще всего попытки сравнить увиде( н, нн)ое происходит от нашего (не)желания или (не)умения увидеть и почувствовать (не) случайность этих картин.
стиль постройки, искусство проектирования и строения зданий
место или принадлежащий какому-н. месту предмет, заслуживающие особого внимания. Исторические достопримечательности города
(Не)сиди сложа руки Подумай о голове (Не) поворчав Кто чужой радости (не) рад Лодырю всегда (Не)бравшись за топор (Не)годуя на руки Избы не срубишь Так (не) будет и скуки (Не )здоровится Кошка куска (не) съест Тот сам себе враг
(Не)сиди сложа руки Подумай о голове (Не) поворчав Кто чужой радости (не) рад Лодырю всегда (Не)бравшись за топор (Не)годуя на руки Избы не срубишь Так (не) будет и скуки (Не )здоровится Кошка куска (не) съест Тот сам себе враг
Ненужные сейчас учебники __________ Неизвестный нам автор _______________ Незнакомый зрителям актер ________________. Очень неудачная поездка _______________ Весьма неприятная встреча _
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе с применением ИКТ на тему: "Наречие как часть речи"
Урок русского языка в 7 классе с применением ИКТ на тему: "Наречие как часть речи"...
Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"
Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"...
Урок русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение по теме «Имя существительное как часть речи»
Обобщающий урок в 5 классе, направленный на систематизацию и обобщение знания детей о существительном как части речи ,на закрепление знании категории рода и числа, на развитие у школ...
Урок русского языка с применением коучингового подхода в 6 классе. Имя числительное как часть речи.
Конспект урока русского языка с применением коучингового подхода...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ «Повторение и обобщение изученного материала о служебных частях речи»
laquo;Повторение и обобщение изученного материала о служебных частях речи»...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 10-м классе. Тема: "Слитное и раздельное написание Не и Ни с различными частями речи"
Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм “Правописание частиц / приставок НЕ и НИ с разными частями речи”, изученных в 5-9-х классах....
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС по теме «Имя существительное как часть речи»
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС по теме «Имя существительное как часть речи». Маршрутный лист, презентация....