Урок русского языка в 8 классе "Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Назарова Татьяна Владимировна

Урок повторения изученного материала по теме "Слитное и раздельное написание частицы не с разными частями речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_dlya_publikatsii.doc72.5 КБ
Office presentation icon ne_i_ni_prezentatsiya.ppt2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме:

«Правописание частицы не с частями речи. Повторение».

Цели:

1) систематизировать знания о написании не с разными частями речи;

2) совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи;

3) развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.

Ход урока.

Оргмомент. Взаимное приветствие учащихся и учителя, обращение учителя к учащимся, положительная психологическая установка на урок.

На доске записан текст. (Слайд  2)

(Не) станем уверять (ни)кого, что прекраснее пригородов Петербурга нет (ни)чего на свете.

Каждому человеку люба и мила своя сторона, но мы (не)можем (не)признать (не)обычное великолепие нашего края. Трудно отдать чему-либо предпочтение в нём.

Чаще всего попытки сравнить увиде( н, нн)ое происходит от нашего (не)желания или (не)умения увидеть и почувствовать (не) случайность этих картин.

- Кто может определить по данной записи тему нашего урока?

– Да, сегодня мы будем повторять тему «Правописание не с разными частями речи».

- А кто увидел орфограмму, которую мы повторяли на прошлом уроке? Объясните ее.(Правописание –н-, -нн- в суффиксах)

Словарная работа. (Слайд 3, 4)

В этом тексте вам встретились два словарных слова, с которыми мы сегодня поработаем.

Первое из них – архитектура.

Как бы вы объяснили значение этого слова? А теперь посмотрите, какое значение дается в «Толковом словаре».Архитектура - стиль постройки, искусство проектирования и строения зданий.

Запишите это слово в тетрадь. Подберите к нему однокоренные слова.

Следующее слово – достопримечательность.

Как бы вы объяснили значение этого слова? Сравните со значением, указанным в толковом словаре.   Достопримечательность -место или принадлежащий какому-н. месту предмет, заслуживающие особого внимания. Исторические достопримечательности города .

- Запишите это слово в тетрадь. Верите ли вы, что количество букв и звуков в этом слове одинаковое? Объясните , почему?

-Вернемся к теме нашего урока. Что мы будем делать на этом уроке, чтобы в  конце урока нам раскрыть  скобки.

– Повторять и обобщать правила, тренироваться. Записываем эти слова на доске. Это – цель нашего урока.

- Как мы это будем делать? С чего начнем? Почему?

(Ответы. Вначале надо повторить правила.)

- Зачем нам знать правила? (Ответы.) Обратимся к алгоритму. Что такое алгоритм?

(Последовательность действий (шагов) для достижения результата.)

Для каждого  правила существует определенный алгоритм его применения.(Слайд 5)

http://rus.1september.ru/2009/08/2-1.jpg

Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е

Причастия

Глаголы и деепричастия

слитно

раздельно

слитно

раздельно

слитно

раздельно

Без не не употребляются

Противопоставление с союзом а

Без не не употребляются

Краткое причастие

Без не не употребляются

Всегда

Можно подобрать синоним

Наличие слов далеко, отнюдь, вовсе

Полное одиночное (нет зависимых слов)

Противопоставление с союзом а

 

 

Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти

Сравнительная степень: не лучше, не умнее

 

Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот)

 

 

Наличие отрицатель-ных наречий: негде, 
некуда

С прил., которые не имеют полной формы: не рад

 

 

 

 

Пользуясь таблицей, запишем примеры к каждому столбцу.

Слитно

1Невежа, невзрачный, нездоровится,  нелепо,  негодующий,  негодуя.

2.Недруг – враг, невысокий – низкий, недалеко – близко.

3.Совершенно неинтересный., абсолютно невыполненное.

4.Некуда идти.

5.Причастия без зависимых слов. Ненаписанное письмо.

Раздельно

Не большая, а маленькая команда.

Вовсе не интересный фильм.

Волейболисты не сильнее велосипедистов.

Не рад приезду, не должен опоздать.

Не написанное им письмо.

Не прыгающий, а стоящий.

Не глядеть, не глядя.

Что мы сейчас делали? Тренировались.

Минутка отдыха. « Глагольные ассоциации.»

Учитель называет глагол, учащиеся подбирают существительное, которое с этим глаголом ассоциируется.

Тренировочное упражнение. Соедините начало и конец пословицы. Раскройте скобки и запишите в тетрадь..(Слайд 7)

1. (Не)сиди сложа руки,

2. (Не)поворчав,

3. Кто чужой радости (не)рад,

4. (Не)бравшись за топор,

5. (Не)годуя на руки,

6. Лодырю всегда

подумай о голове.

избы (не)срубишь.

так (не)будет и скуки.

(не)здоровится.

кошка куска (не)съест.

тот сам себе враг.

- Посмотрим, как это правило действует в тексте.(Запись под диктовку. Два ученика у доски)

Записать текст , выделить орфограммы, сделать синтаксический разбор.

Осень. Листья нехотя отрываются и повисают на невидимых паутинках. Кажется,  что листья   падают не беззвучно. Как не опоздать поймать это дыхание осени?

Задание.

1.Сделать синтаксический разбор 2 предложения.

2.Найти слова из 4 предложения, где не совпадает кол-во букв и звуков.

3.Дыхание – словообразовательный.

- Что мы сейчас с вами делали? (Тренировались).

-Кроме не- в русском языке есть ещё ни-. Она употребляется сравнительно редко. В какой известной вам части речи она встречается? Приведите примеры.

-Всегда ли «ни» пишется с отрицательными местоимениями слитно?

-А когда раздельно? (Если между «ни» и местоимением-существительным стоит предлог).

-А может ли на месте «ни» в отрицательных местоимениях стоять «не»? при каких условиях? (Если на нее падает ударение).

Вывод!!! – Когда в отрицательные местоимениях пишется «НЕ», когда «НИ»?

- Когда они с местоимением пишутся раздельно? (Когда это местоимение-существительное и между «НЕ» («НИ») стоит предлог).

-Какие отрицательные местоимения пишутся с «НЕ» («НИ») всегда слитно? (отрицательные местоимения-наречия).

- Чтобы разобраться в этом правиле , откройте 17 страницу учебника и прочитайте правило.

Ничем не пахнувший, говорить ни о чем.

Выполнение заданий по командам.

-Перестройте словосочетание таким образом, чтобы не писалось раздельно. Укажите, к какой части речи относится слово с не.(Слайд 9)

Ненужные сейчас учебники __________не нужны_____.

Неизвестный нам автор _______________не известный, а начинающий ____.

Незнакомый зрителям актер ______________не знакомый, а новый__.

Очень неудачная поездка _______________вовсе не удачная___.

Весьма неприятная встреча ______________встреча была не прятна

- До этого мы с вами тренировались, а сейчас будем подводить итоги. Вы можете выбрать задания трех уровней.

Самостоятельная работа.

Дифференцированные задания (по уровням) на карточках.

Задание 1  Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки.

А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

– Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

Задание 2  Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме.

1. (Не)вежда (не)навидит учение.

2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

3. (Не)ряшливый человек смешон.

4. (Не)льзя объять (не)объятное.

5.?(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

Задание 3 Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не.

1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи.

2. (Не)законченный портрет.

3. Рукопись (не)отредактирована.

4. (Не)решенная еще проблема.

5. (Не)исписанные листы.

6. (Не)запланированная на сегодня поездка.

7. Ничего (не)говорящий факт.

Итоги урока. Раскройте скобки в предложениях 2  слайда.

Чем мы занимались?

Подведение итогов соревнования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание частицы не с частями речи © Учитель русского языка Назарова Т.В .

Слайд 2

( Не) станем уверять (ни)кого, что прекраснее пригородов Петербурга нет (ни)чего на свете. Каждому человеку люба и мила своя сторона, но мы (не)можем (не)признать (не)обычное великолепие нашего края. Трудно отдать чему-либо предпочтение в нём. Чаще всего попытки сравнить увиде( н, нн)ое происходит от нашего (не)желания или (не)умения увидеть и почувствовать (не) случайность этих картин.

Слайд 3

стиль постройки, искусство проектирования и строения зданий

Слайд 4

место или принадлежащий какому-н. месту предмет, заслуживающие особого внимания. Исторические достопримечательности города

Слайд 7

(Не)сиди сложа руки Подумай о голове (Не) поворчав Кто чужой радости (не) рад Лодырю всегда (Не)бравшись за топор (Не)годуя на руки Избы не срубишь Так (не) будет и скуки (Не )здоровится Кошка куска (не) съест Тот сам себе враг

Слайд 8

(Не)сиди сложа руки Подумай о голове (Не) поворчав Кто чужой радости (не) рад Лодырю всегда (Не)бравшись за топор (Не)годуя на руки Избы не срубишь Так (не) будет и скуки (Не )здоровится Кошка куска (не) съест Тот сам себе враг

Слайд 9

Ненужные сейчас учебники __________ Неизвестный нам автор _______________ Незнакомый зрителям актер ________________. Очень неудачная поездка _______________ Весьма неприятная встреча _

Слайд 10

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе с применением ИКТ на тему: "Наречие как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе с применением ИКТ на тему: "Наречие как часть речи"...

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"...

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение по теме «Имя существительное как часть речи»

Обобщающий урок  в 5 классе, направленный на  систематизацию и обобщение знания детей о существительном как части речи ,на  закрепление знании категории рода и числа, на развитие у школ...

Урок русского языка с применением коучингового подхода в 6 классе. Имя числительное как часть речи.

Конспект урока русского языка с применением коучингового подхода...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 10-м классе. Тема: "Слитное и раздельное написание Не и Ни с различными частями речи"

Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм “Правописание частиц / приставок НЕ и НИ с разными частями речи”, изученных в 5-9-х классах....

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС по теме «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС по теме «Имя существительное как часть речи». Маршрутный лист, презентация....