Методические разработки для подготовки к ГИА по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Здесь опубликованы методические материалы, необходимые для подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение 15.1. Готовимся к ОГЭ по русскому языку

Слайд 2

Задание 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Александровича Федина «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.А. Федина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

Задание 15.1 Критерии оценивания

Слайд 4

Задание 15.1 Критерии оценивания

Слайд 5

Что требуется от ученика истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова; найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте; аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста; логично выстроить всю работу и грамотно её написать.

Слайд 6

Алгоритм работы с текстом

Слайд 7

Композиция сочинения

Слайд 8

Речевые клише Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог. Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает. Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова. Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.

Слайд 9

Речевые клише. Вступление Автор пишет о... В высказывании ... говорится о... Действительно... Как отмечает... Бесспорно мнение автора о том, что... Я полностью согласен с ... Не могу не согласиться с ... Я поддерживаю мнение... Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Слайд 10

Речевые клише. Основная часть. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. Пример можно найти в предложении № … Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как... Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует… Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Слайд 11

Речевые клише. Заключение. Таким образом, итак, в заключение, как видим… Итак, можно увидеть, что… Нам удалось доказать, что... В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Слайд 12

Как использовать клише. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи). Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

Слайд 13

Правило шести шагов

Слайд 14

Источники Нарушевич А.Г. Интерпретируем, анализируем, аргументируем. Пишем сочинение на лингвистическую тему // Русский язык в школе. 2013. № 12


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение 15.3. Готовимся к ОГЭ по русскому языку

Слайд 2

Задание 15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему : «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

Задание 15.3. Критерии оценивания

Слайд 4

Задание 15.3. Критерии оценивания

Слайд 5

Это важно! В формулировке задания 15.3. предлагает привести один пример-аргумент из текста, а второй – из опыта. Однако в критерии С 3 К2 указано, что максимальный балл – 3 – выставляется также за два примера-аргумента из прочитанного текста.

Слайд 6

15.3. Композиция сочинения

Слайд 7

Способы толкования значения слова 1 – объяснение путём описания существенных признаков предмета: Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. 2 – описание значения путём указания на важные признаки предмета (действия, явления), его целевое назначение, особенности его употребления (описательный способ): Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. 3 – объяснение путём перечисления слов-синонимов или синонимичных сочетаний: Гуманность – человеколюбие, отзывчивость. 4 – объяснение нового слова путём отсылки к известному слову (часто к однокоренному): Благородство – см. благородный. Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный, открытый.

Слайд 8

Способы толкования значения слова 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 2. Перечисление синонимов. Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность. 3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие. Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.

Слайд 9

Вступление. Толкование значения слова Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.

Слайд 10

Комментарий Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. Каждый хочет, чтобы в нем видели и уважали человека.

Слайд 11

Логический переход. Пример из текста В тексте А.И. Куприна можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Доктор Пирогов совершил человечный поступок, когда помог семье Мерцаловых, оказавшейся на грани нищеты, причём сделал это очень тактично, не обидев бедняков высокомерием. Не случайно рассказ назван «Чудесный доктор». Герой совершает чудо человечности, спасая людей своей заботой.

Слайд 12

Логический переход. Пример из опыта Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев из Украины, потому что хотели помочь людям, оказавшимся в страшной беде.

Слайд 13

Вывод Таким образом, «человечность» - это одно из тех слов, которые учат нас уважать людей, помогать им. Проявляя человечность, каждый из нас становится чище и лучше - становится настоящим Человеком.

Слайд 14

Сочинение 1 по тексту П.Васильева «Уродина» Я думаю, красота − это люди, природа, произведения искусства. Вокруг нас много красивых вещей. В тексте П.Васильева описывается случай с мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а её внучка даже не заметила, что бабушка больна. В моей жизни тоже был такой случай: один мой знакомый очень спешил на футбол и даже не заметил, что его дедушке требуется помощь, поэтому его увезли в больницу. Это был некрасивый поступок. Таким образом автор призывает нас быть внимательным к людям.

Слайд 15

Оценивание сочинения

Слайд 16

Сочинение 2 по тексту П.Васильева «Уродина» Красота – это различные признаки, свойства предмета или человека, которые заставляет нас восхищаться. Например, в тексте Павла Васильева девушка «редкой красоты» оказывается чёрствым, равнодушным, эгоистичным человеком. Для неё удивительно даже то, что мальчик «старался» не для себя, а для других. Думаю, слово «уродина» в предложении 35 очень точно характеризует именно героиню рассказа. Подлинное восхищение вызывает душевная красота, отзывчивость мальчика, который спешит к телефону-автомату, чтобы вызвать скорую помощь, помочь пожилой женщине. Действительно, именно добрые дела говорят о подлинной красоте. Таким образом, красота человека – это не то лько яркая внешность, но и добрая душа, человечные поступки.

Слайд 17

Оценивание сочинения

Слайд 18

Сочинение 3 по тексту П.Васильева «Уродина» Красота – это очень сложное понятие. Люди испокон веков восхищались красотой природы, гармонией человеческого тела. Попробуем разобраться, в чём заключается подлинная красота человека. Мне кажется, ответ прост: это внутренняя гармония, чистая совесть, стремление делать добро людям. Таким образом, привлекательная внешность далеко не всегда признак истинной красоты. Ведь человек с лицом и фигурой голливудской звезды может оказаться чёрствым, бездушным и даже жестоким.

Слайд 19

Сочинение 3 по тексту П.Васильева «Уродина» Именно такой пример мы находим в рассказе П. Васильева: девушка «редкой, бросающейся в глаза красоты» бесцеремонно ведёт себя в очереди у телефона-автомата, оказывается настолько бездушной, что даже не замечает болезни родной бабушки. Сам автор в названии рассказа («Уродина») даёт безжалостную оценку героине. Примеры подлинной душевной красоты можно найти в русской литературе. Вспомним Татьяну Ларину - героиню «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. В ней не было ни светского жеманства, ни напускной скромности. В отличие от многих светских красавиц, Татьяна привлекательна не «внешней прелестью», а своим богатым душевным миром. Не случайно на многие годы благодаря таланту Пушкина образ этой девушки стал эталоном красоты. Итак, истинная красота человека в его душе, в делах и поступках

Слайд 20

Оценивание сочинения

Слайд 21

ИСТОЧНИКИ Нарушевич А.Г. Интерпретируем, анализируем, аргументируем. Пишем сочинение на лингвистическую тему // Русский язык в школе. 2013. № 12


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опорные таблицы для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Слайд 2

СПЕЦИФИКАЦИЯ Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. (Изложение) Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). Правописание –Н-и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Осложнённое простое предложение. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные предложения с разными видами связи между ними. Текст как речевое произведение. (Сочинение) Всего заданий – 15, из них по уровню сложности

Слайд 3

Изобразительно- выразительные средства Тропы Стилистические фигуры Эпитеты Метафоры Метонимия Синекдоха Обращение Риторический вопрос Анафора Парцелляция Градация Гипербола Литота Перифраз Сравнение Инверсия Синтаксический параллелизм Олицетворение Антитеза Оксюморон Эллипсис 3. Языковые средства выразительности

Слайд 4

Эпитет – золотая осень Метафора – пожар зари Сравнение – слово крошкой в руках улеглось Олицетворение – синий колокольчик спит в тени берёз Оксюморон – горячий снег Метонимия – съешь ещё тарелочку Синекдоха – все флаги в гости будут к нам Гипербола – в сто сорок солнц закат пылал Литота - крошки во рту не было Перифраз – царь зверей (вместо ЛЕВ) Фразеологизм – хранил колечко как зеницу ока Анафора – Жди меня, и я вернусь… Жди, когда наводят грусть… Антитеза – Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь! Градация – Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени. Инверсия - белеет парус одинокий Многосоюзие – И блеск, и тень, и говор волн. Бессоюзие – Швед, русский рубит, колет, режет. Парцелляция - И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился? Синтаксический параллелизм – Ах, кабы на цветы не морозы… Ох, кабы на меня не кручина… Риторический вопрос – Кто не знает сказок Пушкина? Риторическое восклицание – О лес! О жизнь! О солнца свет! Парцелляция – В вагон ещё какой-то тип влазит. Не старый ещё. С усиками. В сапогах. ТРОПЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Слайд 5

Всегда одинаково: а-, до-, на-, пере-, по-, недо-, над-, об-, от-, пред-, под-, в-, с- и др. НА -З- -С- перед звонк. глух. без- бес- воз- вос- из- ис- низ- нис- раз- рас- чрез- чрес- разбить, расписание ПРИ- ПРЕ- - присоед-е прижать =очень -приближ-е премилый прикатить =пере- - близость прервать пригород -неполнота дей-я присесть Запомни: Преподавать, президент, премьера, прецедент, привилегия и др. 4. Правописание приставок После русских приставок на согласную И → Ы Искл .: сверх-, меж- : Об ы ск, сверх и нтересный, дез и нформация Ъ: после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я

Слайд 6

Непровер.гл. и согл.: ориентир асфальт Провер.гл. и согл.: роскошный – роскошь; рабски – рабы горестный - горести Корни с чередующейся безударной гласной От послед.согл . р а СТ – роС искл.: отрАсль, рОсток, Ростов, рОстовщик л а Г – лоЖ искл.: полОг ск а К – скоЧ искл. скАчок От суффикса –а-: б и ра – бер д и ра – дер м и ра – мер п и ра – пер т и ра – тер бл и ста – блест ст и ла – стел ж и га – жег ч и та – чет - и м - -А-/-Я- - и н - -А-/-Я- От ударен. г А р – г О р кл А н – кл О н тв А р – тв О р наоборот: з А р – з О р -пл А в- всегда с –А- искл.: плОвец, плОвчиха, плЫвун От значения: м А к – «в жидкость погружаю» м О к – «напитаться жидкостью» р А вн – «равные части» р О вн – «ровный по поверхности» 4. Правописание корней

Слайд 7

-НН- -Н- имя прилагательное (отымённое) -Н- + -Н- : старинный -ОНН- (-ЕНН-): внутренний, лекционный ИСКЛ.: ветреный – ИН- : лебединый -АН- (-ЯН-): песчаный, ледяной ИСКЛ.: деревянный, стеклянный, оловянный причастие ( от глагола) 1 . есть ¬ (кроме НЕ-): с вязанные носки 2. есть завис. сл.: вязанные бабушкой носки 3. сов. вид: купленные носки ИСКЛ.: раненый 4. -ОВА- (-ЕВА-): марин ова нные огурцы 5. отглаг. прилаг. в кр. ф .: Их взгляды были ограниченны (= ограниченные, узкие) нет ¬ нет завис. сл. несов. вид вязаные носки нет –ова- (-ева-) 5. причастие в краткой форме : Их интересы ограничены (чем?) узким кругом повседневных забот. наречия на –О (-Е) (думать) ограниченно ( ограниченный) (отвечать) путано ( путаный) 5. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи

Слайд 8

И С К Л Ю Ч Е Н И Я всегда -НН- всегда -Н- Невида НН ый, неслыха НН ый, нежда НН ый, негада НН ый, нечая НН ый, неожида НН ый, свяще НН ый, жела НН ый, чита НН ый, слыша НН ый, жема НН ый, венча НН ый, ставле НН ый, обеща НН ый, боронё НН ый, медле НН ый, счита НН ый, лелея НН ый, черпа НН ый, нетле НН ый, чва НН ый, мысле НН ый, дела НН ый, штукатуре НН ый, чека НН ый Смышлё Н ый, прида Н ое, жёва Н ый, кова Н ый, клёва Н ый, беше Н ый, гости Н ая, гости Н ица, труже Н ик, румя Н ый, ю Н ый . В устойчивых сочетаниях: посажё Н ый отец, назва Н ый брат, прощё Н ое воскресенье, конче Н ый человек

Слайд 9

7. Типы подчинительной связи в словосочетании СОГЛАСОВАНИЕ Какой? Чей? гл.сл. зав.сл. сущ. прил. мест. прич. пор.числ. мест. Новое платье; о хорошем плане; с моим другом. УПРАВЛЕНИЕ падежные ? гл.сл. зав.сл. сущ. сущ. глагол кол.числ. мест. Письмо сестре; писать письмо; думая о тебе; пять книг. ПРИМЫКАНИЕ Где?...как? гл.сл. зав.сл. глагол нар. прил. деепр. нар. г.н.ф. сущ. Петь громко; петь улыбаясь; пошёл поговорить.

Слайд 10

8, 11. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. подлежащее пр-т; кто? что? сущ., мест. в ИМ. пад. н.ф.г. им.числ. сл/соч. др.ч.р. в роли сущ. Иван Петрович сидел рядом. Кто стучит в окно? Читать – моё любимое занятие. Девять – нечётное число. Все три всадника ехали молча. Окружающие молчали. сказуемое прост.гл. Что делает предмет? глагол Он пел, поёт и споёт. Дубы будут попадаться вам на пути. сост.гл. всп.гл.(грам.знач.) + г.н.ф.(лекс.знач.) (-ть,-ти,-чь) Я перестал плакать. Я хотел уехать сегодня. Я боялся говорить об этом. Мы были рады принять вас. сост.именное гл.-св.+ имен.часть Он знаток живописи. Моя сестра – человек смелый. Он был добрый человек. Слышен колокольный звон. Окна занавешены. Татьяне стало страшно. А город всё тот же . Всё осталось по-прежнему.

Слайд 11

9. Простое осложнённое предложение (с обособленными членами предложения) ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ 1.Согласованные определения и одиночные приложения, если стоят после определяемого слова : На окне , серебряном от инея , за ночь хризантемы расцвели. Ландыш , майский цветок , любит тень. Ночь , облачная и туманная, окутала землю. 2. Если относятся к личному местоимению : Он , мятежный, просит бури. Красавца, его замечали все . 3 . Если имеет добавочное обстоятельственное значение: Отягощенные плодами, ветви ломались. Отличный рыбак , Васька знал толк в рыбе. 4. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения: Несколько раз , таинственная и одинокая, появлялась в небе луна. 5. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении ПОТОМУ ЧТО, БУДУЧИ, ТАК КАК : Отец , как человек осторожный, пока молчал . 6. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогами) при имени собственном, или если нужно подчеркнуть выражаемое ими значение: Шабашкин , с картузом на голове, стоял подбочась. Человек этот , с мешком на голове, подошёл к лошади. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами: Грохот , не умолкая , катился дальше. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Обстоятельства с предлогами НЕСМОТРЯ НА (всегда!), БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО (если очень распространены или стоят перед сказуемыми) : Несмотря на сильный ветер, путники отправились дальше. Благодаря сильным дождям, почва напиталась влагой. ВНИМАНИЕ! Не обособляются устойчивые сочетания: спустя рукава, сломя голову, не смыкая глаз, невзирая на лица, затаив дыхание, не покладая рук и др.

Слайд 12

отн-ние говор-го = чл.пр-я на письме выдел-ся ЗАПЯТЫМИ Разл.чувства: к счастью, к сожалению, к удивлению, к досаде, неровен час и др. Степ. уверенности: конечно, безусловно, видимо, верно, может быть, бесспорно и др. Источник сообщ-я: по словам…, по-моему, как известно, по сообщению…, на мой взгляд и др. Связь мыслей: итак, так, например, таким образом, во-первых, в общем и др. Оформл-е мыслей: одним словом, между прочим, так сказать и др. Привлечение внимания: пожалуйста, извини(те), видите ли, предположим и др. Откровенность разговора: по правде (говоря), признаться, между нами говоря и др. Вставн. констр. Содержат добав. замеч-я, разъяснения, поправки; не могут стоять в начале пр-ния; выдел-ся скобками или тире: В жаркое летнее утро (это было на исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного. Вводные пр-ния те же знач-я, что и вводн. слова; вносят дополнит. инф-цию: я думаю, я уверен, я считаю, как сообщают газеты и др. Вам, я думаю, скучно. 10. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Слайд 13

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1. Декабрь (1) по словам старожилов (2) был в тот год очень снежный. Судить обо всём только (3) по словам старожилов (4) не надо. 1) 1, 3 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2 2. В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила своё существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным. 1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2 3. Идея телепатического общения (1) между прочим (2) оказалась в поле внимания учёных, заинтриговав (3) якобы (4) Бехтерева и Циолковского. Например (5) даже издавал журнал, в котором находили приют телепаты и спириты. Так (6) учёные оказались в плену оккультных страстей. 1) 1, 2, 5 2) 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 5, 6 4) 1, 3, 4, 5 НЕ являются вводными словами и НЕ выделяются запятыми : буквально, будто, как будто, как бы, ведь, даже, примерно, притом, причём, всё-таки, вряд ли, вот, между тем, наверняка, приблизительно, прежде всего, авось, якобы, исключительно, по решению, по распоряжению, по постановлению, по традиции, по совету, бишь, небось, вдобавок, в довершение, вдруг, именно, поистине: Я пришёл примерно в семь часов вечера. По решению администрации школы каникулы начинаются уже завтра.

Слайд 14

12. Предложение (продолжение). Сложносочинённое предложение. С соединительными союзами И, ДА (=и), НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…,НО И; КАК…, ТАК И Снега высокие сойдут, и солнце выпьет влажный след. НО: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. С разделительными союзами ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал. С противительными союзами А, НО, ДА (=но), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды.

Слайд 15

12. СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ завис-ть (гл. + придат.) подчин. союзы, союзные слова (отн.мест., нар.) типы придаточных Определительные Какой? (то, тот, союзн.сл. такой) + сущ. , который, чей, какой, что, где, куда, откуда, когда, кои С улицы доносился шум, какой бывает только днём. Местоименно- определительные кто (что, каково) именно? какой? тот, всякий, кто мест. каждый, все, что, чей любой, те , какой Что с воза упало, то пропало. Изъяснительные падежные вопросы речь союзы что, как , мысль чтобы, будто, ли чувство , с.сл. кто, куда , когда, сколько Узнать, что это было, поручили мне. Обстоятельственные Обр.дей-я: как? каким образом? Меры и степ.: в какой степени (мере)? (на) сколько? Места: где? куда? откуда? Врем.: когда? как долго? с (до) каких пор? 5. Условия: при каком условии? 6. Цели: зачем? для чего? с какой целью? Причины: почему? отчего? по какой причине? Уступит.: несмотря на что? Следствия: что из этого следует? Закулисные помещения не были оборудованы, так что приходилось гримироваться стоя. Присоединительные- сообщ. те или иные свед-я по поводу ситуации, выраж. в гл. пр-нии: Я решил вернуться домой, о чём и сообщил в письме. Отец привёз с войны трофейный патефон, благодаря чему сестра и выучилась петь.

Слайд 16

13. Сложное предложение (продолжение) СПП с несколькими придаточными Однород. подчинение , ( как…) и (как…). Слышу , как дубы ведут беседу и как лесной ручей бежит в овраг. Парал. (неод.) подчин. (Коль…), , (как…). Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега. Последоват. подчинение , (если…), (чтобы…). Будь жесток к себе , если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки. Комбинированное , (чтоб…), (кто…), (кто…). Тут собрался народ, чтоб узнать, кто ревёт, кто всё время плачет.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение 15.2. Подготовила: Михайлова Г.В. учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №17 г . Улан-Удэ Готовимся к ОГЭ по русскому языку

Слайд 2

Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование

Слайд 3

Задание 15.2 Критерии оценивания

Слайд 4

Задание 15.2 Критерии оценивания

Слайд 5

15.2. Композиция сочинения

Слайд 6

Вступление. Моё понимание высказывания Чудом мы называем что-то поразительное, удивляющее нас своей необычностью. Почему же поступок доктора назван чудом, а сам Пирогов святым человеком? Для ответа на эти вопросы обратимся к тексту А.И. Куприна.

Слайд 7

Первый пример из текста Для Мерцалова, находящегося на грани отчаяния, чудом кажется уже то, что незнакомый человек не остался равнодушным, как многие окружающие, а пришёл на помощь нуждающимся людям.

Слайд 8

Второй пример из текста Святыми мы называем людей, которые, не думая о себе, несут в мир добро, творят чудеса. Именно таким изображён доктор Пирогов, не пожалевший ни своего времени, ни денег для бедняков. Не случайно Мерцалов хочет знать имя человека, за которого его дети будут молиться, а Гриша сравнивает доктора с ангелом.

Слайд 9

Заключение Итак, А.И. Куприн показывает, что добро может творить настоящие чудеса, изменить к лучшему жизнь окружающих нас людей.

Слайд 10

ИСТОЧНИКИ Нарушевич А.Г. Интерпретируем, анализируем, аргументируем. Пишем сочинение на лингвистическую тему // Русский язык в школе. 2013. № 12


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса

Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам  восполнить пробелы по очень актуальной пробле...

Методическая разработка для подготовки к ЕГЭ по немецкому языку (лексико-грамматический материал)

http://subject.com.ua/german/themen/228.htmlВоронина Г.И., Карелина И.В. Deutsch, Kontakte 10-11 (стр. 109-110)...

Методическая разработка. Интегрированный урок в 6 классе (русский язык, английский язык с применением компьютерных технологий)

Ученики часто задают нам вопросы о том, как появляются новые слова. Этот урок посвящён этимологии....

Методическая разработка урока "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Орфография. пунктуация".

Методическая разработка урока по русскому языку в 10 классе. Данный материал направлен на обобщение материала по орфографии и пунктуации для подготовки к ЕГЭ....

Методическая разработка для подготовки к ГИА по английскому языку

В разработке представлен материал для подготовки к ГИА по английскому языку...

Рецензия доктора педагогических наук на методическую разработку «Работа с текстом на уроках русского языка в системе развивающего обучения условиях реализации ФОС при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

Западно-Сибирский центр профессиоанльного образования и доктор педагогических наук Ильина рецензировали методическую разработку учителя высшей категории Чмиль М.А., работа утверждена и рекомендована к...