Методическая разработка урока русского языка «Основные условия эффективной коммуникации» (10 класс)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Методическая разработка урока «Основные условия эффективной коммуникации»
Учебный предмет | русский язык |
Класс | 10 |
Тема урока | Основные условия эффективной коммуникации |
Тип урока | Комбинированный |
УМК | УМК под редакцией С. И. Львовой |
Цель и задачи урока | Цель данного урока - формулировка условий эффективного речевого взаимодействия с другими людьми. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - познакомиться с такими понятиями, как «коммуникативная ситуация», «коммуникативная цель», «коммуникативное поведение», «коммуникативная стратегия»; - проанализировать речевую ситуацию, представленную в рассказе Тэффи «Блин»; - отобрать фрагменты рассказа Тэффи «Блин», включающие диалоги, которые позволят судить о коммуникативном поведении персонажа художественного текста в процессе достижения цели; - сделать выводы о том, как условия общения связаны с национальной спецификой. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_dlya_10_klassa.docx | 159.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Основные условия эффективной коммуникации»
Учебный предмет | русский язык |
Класс | 10 |
Тема урока | Основные условия эффективной коммуникации |
Тип урока | Комбинированный |
УМК | УМК под редакцией С. И. Львовой |
Цель и задачи урока | Цель данного урока - формулировка условий эффективного речевого взаимодействия с другими людьми. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - познакомиться с такими понятиями, как «коммуникативная ситуация», «коммуникативная цель», «коммуникативное поведение», «коммуникативная стратегия»; - проанализировать речевую ситуацию, представленную в рассказе Тэффи «Блин»; - отобрать фрагменты рассказа Тэффи «Блин», включающие диалоги, которые позволят судить о коммуникативном поведении персонажа художественного текста в процессе достижения цели; - сделать выводы о том, как условия общения связаны с национальной спецификой. |
Планируемые результаты: | |
- предметные | - формирование языковой (лингвистической) компетенции; - формирование умений, связанных с анализом художественного текста. |
- метапредметные | - развитие умений определять и формулировать цель деятельности на уроке; - развитие умения делать выводы после совместной работы и применять полученные знания на практике. |
- личностные | - стремление к речевому самосовершенствованию учащихся; - формирование и развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. |
Список информационных источников, использованных при подготовке и во время проведения урока | 1. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс. - М.: ЛКИ, 2008. – 288 с. 2. Иссерс О. С. Речевое воздействие [учебное пособие] / О. С. Иссерс. – М.: Наука, 2009. – 224 с. 3. Ишмуратова С. Р. Функционально-коммуникативный анализ текста: речевое поведение [Текст] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. – С.10-13. 4. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с. 5. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни). [Текст] / С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2016. 6. Матвеева Т. В. Коммуникативная стратегия влияния на собеседника в аспекте культуры речи [Текст] / Т. В. Матвеева. // Вопросы культуры речи. – 2007. - № 9. - С. 110-127. 7. Рябухина Е. А. Речеведение в курсе русского языка для старшеклассников: методический аспект [Текст] / Е. А. Рябухина // Преподаватель 21 века – М., 2011 г. – С. 175 – 184. 8.Седов К. Ф. Внутрижанровые стратегии коммуникативного поведения: «ссора», «комплимент», «колкость» [Текст] / К. Ф. Седов // Жанры речи. – 1997. - № 4. - С. 188-194. 9. Стернин И. А. О понятии коммуникативного поведения [Текст] / И. А. Стернин // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. – 1989. - № 4. – С. 279-282. 10. Тэффи. Малое собрание сочинений [Текст] / Тэффи. – СПб.: Азбука, 2018. - 606 с. |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Оборудование |
I. Организационный этап. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | «Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле слова». Д. С. Лихачев. У.: Как вы понимаете высказывание Д. С. Лихачева? Объясните, пожалуйста, свою точку зрения. Ответы учащихся. У.: На прошлом занятии мы говорили с вами об устной и письменной речи. Предлагаю вспомнить ключевые моменты нашего общения. Какие понятия мы рассматривали? Ответы учащихся. У.: Верно, мы вспоминали такие понятия, как диалог, монолог, полилог. Всегда ли каждый из вас при общении с другим человеком достигал поставленной цели? (Нет). Ответы учащихся. У.: А что необходимо делать для того, чтобы цель была достигнута? Ответы учащихся. У.: Чем же сегодня на уроке мы будем заниматься? Ответы учащихся. У.: Правильно, мы будем учиться общаться с другими людьми, постараемся выделить основные условия эффективного взаимодействия. | Эпиграф написан на доске. |
III. Актуализация знаний
| У.: Любое общение связано с информацией, с попыткой донести ее до адресата, то есть до получателя сообщения. Какие способы передачи информации вам известны? Ответы учащихся. У.: Передать информацию можно с помощью вербальных (речевых) средств или невербальных (неречевых) средств. На слайде представлены средства передачи информации, которые нам необходимо разделить на вербальные и невербальные. Учащимся дается время на выполнение задания, затем оно обсуждается. У.: Сегодня мы остановимся именно на коммуникативных средствах передачи информации, то есть на вербальных. Они связаны с умением человека подбирать необходимые слова в ситуациях взаимодействия. Часто данное умение сравнивают с умением выбирать стратегию сражения. Каждый человек в ситуации общения выступает в роли стратега, ведь он преследует определенную коммуникативную цель, для достижения которой можно использовать различные тактики и ходы. | На слайде представлены средства передачи информации, которые нужно распределить на две группы (позы, телодвижения, речь, жесты, тон и тембр голоса, дикция, мимика, интонация). |
IV. Первичное усвоение новых знаний. V. Первичная проверка понимания. | У.: А что необходимо знать для эффективного межличностного общения? Ответы учащихся. У.: Чтобы эффективно выстраивать свое общение с людьми из разных социальных групп, нужно разбираться не только в теме взаимодействия, но и иметь представление о структуре подобного общения. Давайте вместе с вами попробуем разобраться с основными понятиями, которые являются актуальными в рамках коммуникации. В презентации отмечены ключевые понятия «коммуникативная ситуация», «коммуникативная цель», «коммуникативное поведение». У.: Подберите, пожалуйста, к каждому понятию определение, записав рядом ключевые слова. Открывается следующий слайд с определениями. Детям предлагается сравнить свою точку зрения с научными определениями. У.: Ваши мысли совпадают с мнением ученых. Ребята, я уже говорила сегодня, что умение грамотно строить свою речь в ситуации общения сравнивают с военной стратегией, поэтому необходимо познакомиться с таким понятием, как «коммуникативная стратегия». Коммуникативная стратегия или стратегия коммуникативного поведения – это определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели во время общения. С помощью чего можно реализовать ту или иную стратегию? Ответы учащихся. У.: Это можно сделать с помощью мелких маневров, то есть тактик и коммуникативных ходов. Их много, но четких разграничений между ними нет. У.: Ребята, как вы думаете, человек рождается с определенными знаниями о том, как эффективно взаимодействовать с другими людьми, или данное умение «оттачивается» в течение всей жизни? Ответы учащихся. У.: Ребята, а что может стать для нас настоящим источником знаний о коммуникации, о различных стратегиях и тактиках общения? Ответы учащихся. У.: Действительно, коммуникативное поведение человека формируется в течение всей жизни, и огромное влияние на данный процесс оказывает чтение книг, то есть главным источником знаний в области коммуникации становится литература. Ребята, я предлагаю вам сегодня познакомиться с рассказом автора, который является одним из самых известных писателей-сатириков Серебряного века. Перед вами фрагмент рассказа Надежды Тэффи «Блин». Мы не будем сразу читать рассказ полностью, а познакомимся с данным произведением по частям. Прочитайте, пожалуйста, первый фрагмент. Детям дается время для прочтения первой части произведения до слова «помолчали». | На слайде отмечены определения к таким понятиям, как «коммуникативная ситуация», «коммуникативная цель», «коммуникативное поведение». На слайдах представлены фрагменты рассказа Н. Тэффи «Блин». Произведение заранее делится на три части. |
VI. Первичное закрепление. | У.: Ребята, ученые установили, что мозг человека решает задачи лучше, если проблема будет представлена в виде плана или схемы. После прочтения первого фрагмента рассказа хочу, чтобы вы описали речевую ситуацию из произведения Тэффи, опираясь на схему, которая представлена на слайде. Не забывайте, что адресат и адресант меняются местами, поэтому сначала опишите позицию русских, а затем точку зрения итальянцев. Ответы учащихся. | На слайде представлена схема: |
VI. Первичное закрепление. | У.: Позиции итальянцев и русских расходятся, как мы понимаем. А в чем суть возникшего коммуникативного столкновения между представителями двух культур? Ответы учащихся. У.: Приведите конкретные примеры, связанные со стремлением убедить противоположную сторону в том, что жить лучше в том или ином месте. Ответы учащихся. У.: До определенного момента коммуникация между представителями двух разных национальностей напоминает своеобразную игру, обмен аргументами. Когда наступает момент непонимания? Ответы учащихся. У.: Для фиксации наших наблюдений за развитием сюжета и за коммуникативным поведением героев рассказа предлагаю постепенно заполнять небольшую таблицу. Учитель на доске делает записи, которые учащиеся затем переносят в тетрадь. У.: Вы познакомились с первым фрагментом рассказа Тэффи. Давайте обратим внимание на коммуникативное поведение итальянцев и русских, отметим, как они взаимодействуют сейчас (позиции героев) и наши предположения о дальнейшем развитии общения. Учащиеся озвучивают свои предположения, а учитель кратко фиксирует их на доске. У.: Хорошо, далее нам необходимо проверить свои предположения. Прочитайте, пожалуйста, второй фрагмент произведения. Детям дается несколько минут для того, чтобы они познакомились со вторым фрагментом текста Тэффи до слов «жутко стало». У.: Почему именно понятие «блин» оказывается таким сложным для понимания итальянцев? Найдите и зачитайте все текстовые фрагменты, в которых русские пытаются объяснить значение слова «блин». Работа с текстом рассказа. Ответы учащихся. У.: Оправдались ли наши ожидания? (Нет) Давайте кратко отметим особенности коммуникативного поведения героев на данный момент и наши предположения о дальнейшем развитии данного речевого конфликта? Заполнение таблицы, чтение третьего фрагмента рассказа. У.: Удается ли «человеку основательному, серьезному» донести до итальянцев смысл слова «блин»? Ответы учащихся. У.: Какой стиль речи использует учитель математики? Ответы учащихся. У.: А как бы вы сами объяснили значение слова «блин»? Ответы учащихся. У.: Если у человека возникают сложности при объяснении значения того или иного слова, то где он может найти его верное толкование? Ответы учащихся. У.: Обратимся снова к нашей таблице, чтобы отметить особенности коммуникативного поведения русских и итальянцев сейчас. Далее предположите, как могут отреагировать итальянцы на последнюю фразу русских, учитывая их предыдущие поведенческие реакции. Ответы учащихся, заполнение таблицы на доске. У.: Можно ли считать представленное речевое взаимодействие в рассказе успешным, эффективным? Ответы учащихся. У.: Была ли достигнута коммуникативная цель? Ответы учащихся. | На доске представлена таблица, позволяющая сопоставить реальное коммуникативное поведение героев рассказа Тэффи и ожидания учащихся. |
VII. Контроль усвоения, коррекция. | У.: Ребята, для выявления причины коммуникативных неудач в ситуации общения нам необходимо заполнить сравнительную таблицу. Учащимся дается несколько минут для заполнения таблицы, затем следует обсуждение особенностей коммуникативного поведения русских и итальянцев. У.: Ребята, на основе наших наблюдений за коммуникативным поведением героев можно ли сделать какие-либо выводы, связанные с особенностями менталитета героев? Ответы учащихся. У.: О каких чертах национального русского характера говорит Тэффи? У.: Можно ли было избежать конфликта в ситуации взаимодействия русских и итальянцев? Ответы учащихся. У.: Мы понимаем, что герои представлены в юмористическом свете. Какие способы создания комического использует автор рассказа «Блин»? (Можно отметить юмор, иронию, гиперболу, смешение стилей речи и т.д.). Ответы учащихся. У.: С какой целью автор использует комический эффект? Помогает ли это нам выйти на идею рассказа? Ответы учащихся. У.: А какова идея рассказа Тэффи «Блин»? Ответы учащихся. | Учащиеся получают раздаточный материал (таблицы). |
VIII. Рефлексия. | У.: Итак, проанализировав речевую ситуацию в рассказе Тэффи «Блин», мы можем с вами попытаться выделить правила или условия эффективного общения, которые позволили бы не только героям рассказа избежать конфликта, но и каждому из нас успешно взаимодействовать с другими людьми. Перед вами на экране отражены различные условия взаимодействия. Нам необходимо выбрать те, которые помогут построить эффективное общение в современных реалиях, а затем заполнить каждый лепесток ромашки. После выполнения данных действий у нас получится своеобразная памятка или инструкция по успешному речевому взаимодействию. Далее следует обсуждение каждого условия, представленного на слайде, определение его роли в процессе построения эффективной коммуникации. Могут приводиться примеры из текста Тэффи, то есть фрагменты, в которых реализуются или не реализуются данные пункты. Работа может быть организована по рядам, то есть каждому ряду предлагается определить, являются ли условия общения успешными (1, 2, 3 и 4 пункты – 1 ряд и т.д.). Следующие условия способствуют эффективному общению: 1, 2, 4, 5, 9, 12. В конце занятия у учащихся остаются памятки в виде ромашек с шестью лепестками «Основные условия эффективной коммуникации» | Учащиеся получают раздаточный материал в виде ромашки с шестью лепестками. На слайде отражены следующие условия взаимодействия: 1. Знание норм литературного русского языка. 2. Обоюдное желание собеседников принимать участие в речевом общении. 3. Двусмысленность высказываний. 4. Богатый словарный запас. 5. Высокий уровень владения коммуникативными навыками. 6. Желание поставить личные интересы выше интересов партнера по коммуникации. 7. Отсутствие корректировки личных установок собеседниками в процессе коммуникативного взаимодействия. 8. Отсутствие учета индивидуальных особенностей собеседников. 9. Владение культурологическими сведениями, знаниями прецедентных текстов. 10. Формулирование вопросов одного типа. 11. Отсутствие аргументов, логики развития речи. 12. Знание этических норм общения и учет национальной специфики. |
Фрагмент рассказа Тэффи «Блин» | Коммуникативное поведение героев на данный момент (факты из текста) | Коммуникативное поведение героев в будущем (предположения) |
1 фрагмент | ||
2 фрагмент | ||
3 фрагмент |
Критерии оценивания коммуникативного поведения героев рассказа Тэффи «Блин» | Русские | Итальянцы |
Тип поведения героев: 1) ритуализированный (светский, этикетный); 2) непосредственный (живой, естественный). | ||
Речевая характеристика героев в большей степени представлена с помощью 1) диалогов, 2) монологов, 3) внутренних монологов. | ||
Герои представлены в 1) сатирическом свете (резкое обличение, гневный смех), 2) в юмористическом свете (мягкое обличение). | ||
Тип сознания героев: 1) наивный, доверчивый; 2) умеющий подстраиваться. | ||
Выберите коммуникативные тактики, которые часто используются героями: 1) комплимент/лесть; 2) уговор/просьба/убеждение; 3) самопрезентация; 4)оскорбление/издевка/обвинение. |
Критерии оценивания коммуникативного поведения героев рассказа Тэффи «Блин» | Русские | Итальянцы |
Тип поведения героев: 1) ритуализированный (светский, этикетный); 2) непосредственный (живой, естественный). | 2 | 2 |
Речевая характеристика героев в большей степени представлена с помощью 1) диалогов, 2) монологов, 3) внутренних монологов. | 1 | 1 |
Герои представлены в 1) сатирическом свете (резкое обличение, гневный смех), 2) в юмористическом свете (мягкое обличение). | 2 | 2 |
Тип сознания героев: 1) наивный, доверчивый; 2) умеющий подстраиваться. | 2 | 1 |
Выберите коммуникативные тактики, которые часто используются героями: 1) комплимент/лесть; 2) уговор/просьба/убеждение; 3) самопрезентация; 4)оскорбление/издевка/обвинение. | 1, 2, 3 | 1, 2, 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка "Роль местоимений в предложении" 5 класс (образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока русского языка...
Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения" ФГОС...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Лексика" в 5 классе
Урок-обобщение по русскому языку по теме «Лексика» в 5 классе. На фоне отобранного дидактического материала у учащихся воспитывается уважительное отно...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Определение» в 5 классе (с применением сингапурской методики)
Тема «Определение» Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний Цели: Образовательные: Познакомить с определением как второстепенным членом ...
Методическая разработка урока русского языка «Монолог. Диалог. Диалогичность» (10-11 класс).
Цель учебного занятия: создать ситуативные педагогические условия для успешного освоения метапредметных понятий и овладения умением диалогизировать собственный текст. Основные задачи учебного заня...
Методическая разработка. Урок русского языка по теме "Деепричастный оборот" (7 класс).
Методическая разработка. Урок русского языка по теме "деепричастный оборот" (7 класс)....