Конспект урока русского языка в 5 классе "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по УМК под редакцией Т.А. Ладыженской, М.т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Цель урока - познакомить учащихся с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам, проводить работу по подбору синонимов и антонимов, раскрыть роль антонимов в речи. Урок нацелен на развитие речи, пополнение словарного запаса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx | 359.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Составила учитель русского языка и литературы Ибрагимова А.Р.
Тема: Антонимы
Цели урока:
Познакомить с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам, проводить работу по подбору синонимов и антонимов, раскрыть роль антонимов в речи. Урок нацелен на развитие речи, пополнение словарного запаса учащихся.
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса.
Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива.
Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений.
Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент.
- Введение в тему.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах. Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
Для того, чтобы убедиться в этом, выполните следующее задание.
Подберите синоним к следующим словам:
- большой -
- смеяться -
- смотреть -
- лгун -
- знойный -
- мрак -
- крохотный -
- несложный -
- беспокойство -
- чудесный
В русском языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.
Посмотрите на картинки, расположенные на доске и скажите, что означают эти слова. Каково их значение?
Правильно, ребята! Значение этих слов противоположное. Их называют «антонимами». Сегодня мы с вами поговорим о них и их роли в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.
Запишите тему урока: «Антонимы»
III. Новая тема
1. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Обратимся к учебнику и прочитаем определение слова "антонимы".
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос, например: мокрый– сухой (прилагательное, какой?), друг – враг (существительное, кто?).
Сейчас мы с вами подберём к словам антонимы и определим к какой части речи они относятся:
лето – громкий -
радость – сильный -
утро – светлый –
добро - печальный -
Не все слова могут иметь антонимы. Например: телефон, карандаш, цемент.
Антонимы могут существовать только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться.
2.Знакомство со «Словарём антонимов русского языка».
Ребята, существуют словари антонимов. Мы сегодня рассмотрим примеры из “Словаря антонимов русского языка ” М.Р.Львова. Слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. Грусть - радость
ГРУСТЬ, -и; ж. Чувство и состояние печали, лёгкого уныния.
РАДОСТЬ, -и; ж. Чувство удовольствия, ощущение большого душевного удовлетворения.
Закрепление нового материала.
1. Игра «Слова «неприятели»». Надо закончить предложение и назвать слова «неприятели» (карточки лежат на партах):
Слон большой, а комар…
Дедушка старый, а внук…
Лев смелый, а заяц…
Зима холодная, а лето…
Днём светло, а ночью…
Работать трудно, а отдыхать…
2.Работа по учебнику.
Упражнение 370.
3. Вставьте нужные антонимы (карточки лежат на партах ):
Добро всегда побеждает …(зло)
Встречают по одежке, а… (провожают) по уму.
Корень учения горек, да плод его …(сладок)
Проверим себя
- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)
- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)
4. Физкультминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Пошагать придётся нам – выше голова!
Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».
Наблюдай за птичками, головой верти.
Вот зарядка кончилась.
Сядь и отдохни.
5. Подберите антонимы к многозначным словам в следующих словосочетаниях.
А) Бледный луч -....., бледное лицо-...,
Б) Легкий вопрос-...., легкая походка-...,
В) глубокое знание -......, глубокий след -....
6. Тест (раздаточный материал на партах учащихся)
1. Какие пары являются антонимами?
А) холодный - тёплый
Б) закрыть – заснуть
В) жара - пекло
2. Найдите антоним к слову радостный:
А) беспечный
Б) грустный
В) трудный
3.Найдите синоним к слову смелый:
А) щедрый
Б) храбрый
В) хороший
4. Найдите антоним к слову холодный:
А) ледяной
Б) горячий
В) приятный
5. Найдите лишнее слово:
А) грустный
Б) трусливый
В) печальный.
7. Итог урока:
- Что такое антонимы?
- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?
- Где можно найти антонимы к словам?
- Какова роль антонимов в речи?
8. Комментированное выставление оценок.
9. Рефлексия:
Ребята, продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2. Мы узнали…
3. Мы научились …
4. Самым интересным было…
5. Трудным для меня стало…
6. Я поставил бы себе за урок…
10. Домашнее задание: Прочитать параграф 69, упражнение 371
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...