Статья "Детская и юношеская журналистика как инструмент личностного развития школьника"
статья по русскому языку
Презентация опыта работы над художественно-публицистическим журналом "Пятый угол" в ГБОУ СОШ №635
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_konferentsiya.odt | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
В рамках раскрытия моей темы хочу поделиться опытом и представить вашему вниманию проект, который действовал в школе №635 Приморского района г. Санкт-Петербурга. Это художественно-публицистическое издание, журнал «Пятый угол».
.ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ
Наш проект нацелен на обучение основам журналистики, личностное развитие каждого ребёнка, его социализацию, нравственное и эстетическое воспитание при обязательном учёте индивидуальных особенностей. Она включает в себя учебные и практические занятия по журналистике, а также занятия, развивающие творческие способности, организацию и проведение тренингов, игровые задания.
В процессе обучения журналистике и основам газетного дела ребята получают возможность делиться наблюдениями, обмениваться мнениями, учатся оценивать события общественной жизни. Такие занятия учат работать в одной команде. Они развивают личностную активность, повышают информированность по широкому кругу вопросов, создают предпосылки для создания у каждого ребёнка собственной аргументированной позиции. Именно эти занятия должны развивать в ребятах так называемый «журналистский нюх», т.е. способность чувствовать всё новое и необычное. Как правильно подать материал? Как его можно рецензировать, и что должна рецензия отражать? На эти и им подобные вопросы помогают ответить занятия по журналистике. Также они должны помочь в поиске новых форм подачи материала, нестандартных решений в форме написания.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции, воспитание самостоятельно мыслящей зрелой личности, стержень которой базируется на мировых нравственных и культурных художественных традициях. Формирование такого типа личности особенно важно сейчас, в период глобального манипулирования информацией.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1) Образовательные:
* практическое овладение умениями, навыками и приёмами журналистской работы;
* формирование навыков работы со словом в разных формах;
* углублённое изучение жанров публицистики;
* обучение работе со справочным материалом;
* овладение приёмами компьютерной верстки и редактирования фотографий, изучение основ работы с программами «Adobe Indesign»; «Adobe Photoshop»; «Adobe Lightroom».
2) Развивающие:
* расширение кругозора, развитие логического мышления и умения, сопоставляя факты, выражать это посредством слова - аналитически;
* развитие памяти, наблюдательности, творческих способностей;
* формирование правильной речи, основанной на интересе к различным видам литературы;
* обучение приемам работы и деловому общению с информаторами, общественными и государственными организациями, а также непосредственно со СМИ.
* обучение основам фотографии;
* формирование умения видеть проблемы общества, обозначать их, доносить до сверстников через печатное слово и выявлять пути решения этих проблем через формирование общественного мнения;
3) Воспитательные:
* воспитание духовной и нравственной культуры учащихся;
* воспитание самостоятельности и одновременно с этим умения работать в команде;
- воспитание основ активной жизненной позиции.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
1. Лекции;
2. Дискуссии;
3. Практикумы;
4. Тренинги;
5. Семинары.
Для достижения цели данной программы используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Программа «Основы журналистики» отличается от уже существующих образовательных программ тем, что имеет три этапа обучения или три этапа формирования профессиональной самостоятельности и компетентности на каждом этапе обучения.
Первый этап — исполнительская самостоятельность (ставится задача — научить детей деловому стилю общения, способствовать развитию самодисциплины и ответственности, вызвать интерес к журналистскому творчеству, сплотить коллектив).
Второй этап — инициативная самостоятельность (ставится задача формирования у детей навыка самостоятельной работы над заметкой: построение, выбор темы и языка).
Третий этап — творческая самостоятельность (закрепление приобретённых навыков, самостоятельный выбор тем для публикаций, в итоге – самостоятельная подготовка номера журнала; высокий уровень творческой активности, появление самостоятельности и ответственности в деле).
Так как этапы взаимосвязаны, это деление носит условный характер.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Отличительные особенности журнала:
- Колонка выпускающего редактора.
У каждого номера есть свой выпускающий редактор — ученик, который занимается корректурой номера (правка орфографии и пунктуации) и по возможности литературной правкой. Мы стараемся, чтобы в должности ответственного за номер мог попробовать себя каждый.
- Эксклюзивная обложка
В нашей команде могут найти себя не только акулы пера, но и художники. Так, для каждого номера наша художница, ученица 11 класса, в ручную готовит обложку. Также мы стремимся, чтобы и иллюстрации в журнале были оригинальными. Рисуют у нас и пятиклассники, и старшеклассники.
- Тема номера
Для каждого номера выбирается единая тема, которая раскрывается фактически в каждой рубрике журнала. Например, тема последнего номера была посвящена году кино в России - «По ту и эту сторону экрана». Так в рубрике «Питер Го» мы говорили о местах, связанных с кино, в нашем городе. Тема первого номера — профориентация, второй — интерпретация редакцией журнала понятия «музей», третий — психология.
- Рубрикация
Формируются традиционные рубрики:
1. Новости
2. Открытый вопрос — ученики беседуют о «наболевшем» с администрацией школы.
3. Музей учителей — здесь мы беседуем с педагогами по вопросам темы номера
4. Цензор Пушкина — колонка рецензий детей на фильмы и книги
5. Питер ГО — путеводитель по интересным выставкам и музеям, памятным местам Санкт-Петербурга
6. Даша-путешественница (по имени героини известного среди детей мультфильма) — заметки путешественника, куда отправиться на длительное путешествие
7. Интеллигентные шуточки — юмор.
8. Музей творчества — публикация детских стихов и рисунков
9. Музей искусства
Человечество, а вместе с ним и Россия, движется по пути к всё более управляемому обществу. Глобализация предполагает ещё больший уровень информатизации, централизации и управляемости. В новых исторических условиях тот, кто управляет информационными потоками, управляет общественным сознанием и общественными процессами, так как социальная информация имеет решающее управленческое значение. Она направлена на усвоение индивидами и группами определённых знаний и представлений, на формирование у них соответствующих норм и ценностей. Даже базовая система образования, принятая в обществе, также перестаёт играть прежнюю роль. Для молодого человека сегодня гораздо большее значение имеет то, что он услышит по радио, увидит по телевизору или в кино, прочтёт в афише или в газете. Значение такого рода информации практически сравнялось с тем, что подростки получают в семье, школе, колледже.
Результатом воздействия несущих такого рода информацию средств является не только социально-психологический тип и поведение отдельных индивидов или групп, но и особое общественное сознание, отражающее национальный менталитет. Представляя собой не статическое или сиюминутное явление, а социальный процесс, социальная информация оказывает долговременное влияние на общество.
Таким образом, необходимость создания условий для развития детской и юношеской журналистики в школе становится особенно актуальной. Подобная форма работы позволяет многим ученикам реализовать свой творческий потенциал, стимулирует психологическую разгрузку детей, открыто высказывающихся по волнующим их вопросам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностное развитие школьника средствами художественно-творческой деятельности
Взаимодействие двух образовательных дисциплин - литературы и ИЗО, когда каждому ученику дается шанс для реализации творческиз возможностей и максимального развития детей с разными способностями...
выступление на тему "Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников."
Выступление на методическом объединении, в котором раскрывается суть инновационного обучения, как одного из условий индивидуально-личностного развития школьников....
Система работы МО классных руководителей по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развитием школьников.
Создание системы работы методического объединения по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развити...
Проблемы взаимодействия семьи и школы в личностном развитии школьника
Являясь классным руководителем 9 класса, меня заинтеревовал вопрос: "Какие факторы влияют на личностный рост учащихся? "С моей точки зрения, личность формируется и развивается в соответствии с ее врож...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ВО ИМЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА
Выступление на IV межрегиональной научно – практической конференции «Психолого – педагогическое сопровождение формирования позитивной этнической идентичности и оптимизации межэтнических отношений как ...
Личностное развитие школьников и выбор жизненных целей как основа конструктивного социального поведения
Программа дополнительного образования "Основы лидерства", разработанная МО и Н РТ, адресованная учащимся старших классов даёт возможность понять каждому старшекласснику, что работу над своим успешным ...
презентация к педсовету "Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы"
Это презентация к тематическому воспитательному педагогическому совету. В презентации даны аналитические данные, статистика по данному вопросу и ряд рекомендаций. полноценной работа будет лишь тогда, ...