выступление на тему "Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников."
методическая разработка по теме
Выступление на методическом объединении, в котором раскрывается суть инновационного обучения, как одного из условий индивидуально-личностного развития школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnoe_obuchenie_kak_uslovie_individualno.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников.
Инновационное обучение акцентирует внимание на индивидуальном развитии человека, на его способностях и даровании. Кроме того, одной из задач личностно ориентированного обучения является задача формирования личностных качеств растущего человека. В этом случае важно точно представлять себе, что же такое личность.
Чаще всего при трактовке данного понятия обращается внимание на социальную сущность личности. В этой связи актуально высказывание известного психолога Л.И.Божович: “Человек становится личностью, когда достигает такого уровня психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью”.
Следовательно, в модели личности можно выделить следующие содержательные компоненты: социально-педагогический, предметно-дидактический, психологический. Согласно И.С.Якиманской, социально-педагогический компонент реализует социальный заказ общества, нацеливая соответствующие институты на организацию отвечающего данным требованиям процесса обучения и воспитания. Результат этой деятельности - личность. Предметно-дидактический компонент имеет в виду адекватную поставленным задачам структуризацию научных знаний с учетом их предметного содержания, степени трудности, элементов новизны, уровня интегрированности, объема воспринимаемого материала и сложности его переработки. Результатом данной работы является развитие личности с точки зрения ее индивидуальных особенностей. И наконец, психологический компонент включает в себя признание различий в познавательных способностях человека, и на этой основе - выявление факторов, благотворно влияющих на их эффективное развитие. Результатом этой стороны деятельности по формированию полноценной личности является налаживание тесного взаимодействия и взаимовлияния выделенных факторов с целью обеспечения благоприятных условий для развития психики человека.
Таким образом, в основе личностно-ориентированного обучения лежит глубокое и всестороннее изучение личности школьника, что, в свою очередь, позволяет говорить об индивидуально-личностном его развитии .
Суть данной парадигмы заключается в том, что развивая социально значимые качества личности, тем самым совершенствуется ее индивидуальность. Это характеризуется прежде всего стимулированием активного отклика на возникающие перед человеком проблемные ситуации. Это означает:
1) создание возможностей для учащегося занять инициативную позицию в учебном процессе;
2) усваивание материала через познание мира, вступая с ним в активный диалог;
3) самостоятельный творческий поиск ответов на основе имеющегося опыта с одновременным обогащением его, а также последующее искание истины.
Все это, безусловно, окажет огромное влияние на качественные изменения в индивидуальном развитии учащихся, что отразится в образе его деятельности, в стиле мышления. Кроме того, инновационное обучение имеет возможность формировать отношение учащихся к существующей культуре, способы накопления социального опыта и восприятия социальной системы, что в дальнейшем проявится в уровне социальной зрелости школьников в целом.
Следовательно, вполне целесообразным будет выделение следующих направлений в инновационном обучении в рамках решения проблемы индивидуально-личностного развития школьников: дифференцированное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, модульное обучение.
- Дифференцированное обучение как система имеет прежде всего глубоко гуманную, человечную цель - создание оптимальных условий для развития личности. Достижение ее возможно, если внедрение данной системы будет предполагать решение задачи по наиболее полному учету индивидуальных различий учащихся. В этом смысле целесообразно говорить о реализации принципа природосообразности , история которого берет свое начало в античности. “Природа и обучение сходны между собой, ведь учение также дает человеку новый облик, но делая это, оно только выявляет природу, вновь проявляя черты, которые природа заложила изначально”, - так считал великий Демокрит. Следовательно, принцип природосообразности предполагает дифференциацию по возрастному, индивидуальному различию в образовании, деятельности, в организации социального опыта. В этом случае приоритетными становятся задачи, имеющие в виду приобщение человека как в целом к культуре этноса, общества, мира, так и к различным ее пластам - бытовой, физической, материальной, производственной, духовной, интеллектуальной и др. В истории педагогики подобный подход к процессу обучения был сформулирован выдающимся немецким педагогом-демократом А.Ф.Дистервегом, который писал: “... в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика”. Так ученый трактовал одно из основных положений своей дидактической системы - принцип культуросообразности. Обучение с опорой на принцип культуросообразности потребует дифференциации, но не столько по способностям, сколько по интересам и потребностям учащихся, а иногда - и по их профессиональной направленности. Следовательно, дифференцированное обучение опирается на два фундаментальных, исторически сложившихся принципа: принцип природосообразности и принцип культуросообразности. Это означает, что в ходе обучения необходимо дифференцировать не только индивидуальные особенности школьника, но и иметь в виду его интересы, а также специфику данного региона, в котором живет ученик.
- Проблемное обучение - особый тип обучения, в процессе которого учащиеся усваивают знания и учатся их применять не только в сходных ситуациях, не только в более или менее видоизмененных условиях, но и используют знания для самостоятельного познания нового, для творческого труда в любой сфере деятельности. Психологи считают, что в проблемном обучении в качестве важнейшего побудительного стимула мыслительной деятельности человека должна выступать познавательная проблема, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и разрешается только путем поисков ответов на возникающие вопросы. “Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи...”. С.Л.Рубинштейн, таким образом, отводит проблемному обучению роль возбудителя мыслительной деятельности, считая, что оно в наибольшей степени способствует не просто развитию, но весьма активному его протеканию. Достаточно полно суть проблемного обучения раскрыта М.И.Махмутовым, в работах которого отражены все особенности этого типа обучения: это и развитие творческих возможностей учащихся, и придание учебно-познавательной деятельности развивающего характера, и максимальная активизация всех сил и способностей учащихся. Это возможно потому, что, во-первых, проблемное обучение способствует усвоению учащимися знаний и способов их применения не только через восприятие, объяснение учителя, пусть и в условиях проблемной ситуации, но и путем формулировки проблемы, ее самостоятельного анализа и решения посредством выдвижения предположений, их обоснования и доказательства, а также через проверку правильного решения; во-вторых, на основе анализа полученных фактов учащиеся могут самостоятельно делать выводы, обобщения, формулировать определения, законы и т.д.; в-третьих, проблемное обучение позволяет самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации, что может выразиться в изготовлении какого-то продукта труда (изобретение, конструкция, проект, сочинение, рисунок и т.д.) Другими словами, проблемное обучение - стимул к творческой деятельности, при которой происходит активизация всех сфер психики ребенка, в том числе умственной и эмоциональной. В этом и заключается специфика проблемного обучения, выразить которую можно следующим образом:
Интеллектуальный процесс | Эмоциональная реакция |
Постановка вопроса, проблемы | Удивление, изумление, недоумение |
Появление догадок, предположений | Догадка, неуверенность |
Выбор установленного предположения | Сомнение, уверенность, нетерпение |
Проверка предположения | Радость, гордость, удовлетворение |
- Программированное и модульное обучение появились на школьном небосклоне в связи с тем, что в данных системах весьма благоприятно пересекаются важнейшие тенденции современного этапа процесса обучения. Их можно сформулировать следующим образом:
- индивидуализация обучения на основе создания условий в соответствии с собственным темпом учения;
- автоматизация некоторых умственных и практических действий, выполняемых школьником;
- формирование навыков управления своей деятельностью в свете проблемы возрастающей роли руководства современной организации разных аспектов жизни общества в целом.
Классификация методов обучения, исходя из направленности и характера восприятия
Основные группы методов обучения | Основные подгруппы методов обучения | Конкретные методы обучения |
1. Сообщающие методы обучения | 2) перцептивные методы обучения 3) информационно-разви-вающие методы обучения | демонстрация, иллюстрация, разъяснение, пояснение, указание; проблемный рассказ, проблемная лекция, беседа, консультация. |
2.Операционные методы обучения | 1) репродуктивные методы обучения 2) созидающие методы обучения | описание инцидента, эксперимента, ситуации и т.д., поисковая лабораторная работа, исследовательская практическая работа. |
3. Творческие методы обучения | 1) исследовательские методы обучения 2) игровые методы обучения 3) дискуссионные методы обучения | деловая игра, ролевая игра, инновационная игра, моделирующая игра, анализ конкретных ситуаций; дискуссия, “группа шума”, мозговая атака, творческий диалог, прогрессивный семинар. |
Таким образом, выделенная классификация методов обучения наглядно демонстрирует их ориентированность на разностороннее развитие личности школьника: в познавательном отношении - формируется умственный багаж учащегося, развивается мыслительная сфера, активизируются умственные и интеллектуальные силы школьника; в эмоциональном отношении - формируется направленность личности, воспитываются чувства и взгляды; в общечеловеческом социальном отношении - выдвигаются цели развития способностей, умений в области общения. На этой основе ученик одновременно учится познавать самого себя, узнает свои сильные и слабые стороны, корректирует свое развитие. Кроме того, учитель, используя данную классификацию методов обучения, прививает учащимся и навыки самопознания, тем самым решая задачу по формированию приемов и способов процесса самосовершенствования в отношении школьников.
К нетрадиционным занятиям следует отнести:
- основанные на имитации деятельности и организации - “суд”, “следствие”, “трибунал”, “цирк”, “патентное бюро”, “ученый совет”;
- основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике - исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
- напоминающие публичные формы общения - “пресс-конференция”, “аукцион”, “бенефис”, “митинг”, “панорама”, “телепередача”, “телемост”, “рапорт”, “живая газета”, устный журнал .
- Кроме того, нетрадиционными формами обучения могут выступать дискуссии и ее разновидности: “круглый стол”, “заседание экспертной группы”, “форум”, “симпозиум”, “дебаты”, “судебное заседание”, а также и игровые формы ведения учебного занятия - конкурс, турнир, эстафета, “дуэль”, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
Модификационные формы организации обучения имеют в своей основе урок, который таким образом трансформируется и видоизменяется, что в результате представляет собой некий монолит. К ним относят:
- традиционные формы внеклассной работы: КВН, “Поле чудес”, “Клуб знатоков”, “Следствие ведут знатоки” и др.;
- трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и др.;
- опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др.
Следовательно, модификационные формы организации обучения большое внимание уделяют эмоционально-ценностному компоненту как в налаживании учебной работы, так и в осуществлении ее с помощью характерных структурных элементов процесса обучения. Такой подход к учебно-познавательной деятельности школьников позволяет формировать позитивную мотивацию к изучению программного материала, развивать такие качества школьника, как воображение и образное, целостное восприятие, связанное не просто с передачей действий, знаний, но и с вербализацией своих ощущений.
Индивидуально-личностное обучение и развитие ученика.
Наиболее значимые его черты:
1. Изменение позиции учащегося в зависимости от характера учебных ситуаций: поисковый характер деятельности - ученик-исследователь; игровой характер - играющий ученик; в ситуации столкновения мнений, защиты своей точки зрения - он спорящий, принимающий решение и т.д. Таким образом, наяву проживание школьником учебного процесса в роли активного его участника.
2. Дидактический поиск модели обучения, ориентированной на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и опытом школьников.
3. Обучение, основанное на рефлексивной деятельности учащихся как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане, способствует развитию творческого критического мышления, формированию самостоятельного опыта деятельности, определению личностных смыслов.
4. Создание дидактических условий для самоорганизации учащихся на самостоятельное познание, в связи с чем процесс обучения приобретает личностную значимость, т.к. формируется индивидуальный опыт, обеспечивается соотнесенность его с жизненными коллизиями. Исходя из этого, взаимодействие учителя и учеников строится в духе стимулирования, побуждения к самостоятельному поиску и осмыслению изучаемых явлений.
5. Обучение, способствующее реализации воспитательной функции, в результате чего ученики приучаются слушать других, взвешивать и оценивать аргументы собеседников и свои собственные, формулировать свои взгляды, позицию в обстановке оживленного обмена мнениями, обращать внимание на мнение меньшинства, убеждать других, не стараясь во что бы то ни стало настоять на своей точке зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы МО классных руководителей по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развитием школьников.
Создание системы работы методического объединения по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развити...
Доклад "Преемственность важное условие для успешного развития школьника"
Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми перешли в старшую школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом у...
Коучинг — инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся
Мастер-класс по теме: "Коучинг — инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся"...
Выступление на педсовете: "Обучение родному языку и патриотическое воспитание школьников"
Выступление на педсовете: "Обучение родному языку и патриотическое воспитание школьников"...
Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»
В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...
Выступление на педсовете "Личностное развитие школьников в условиях реализации ФГОС"
Выступление на педсовете 2018-19 уч.год...