выступление на тему "Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников."
методическая разработка по теме

Выступление на методическом объединении, в котором раскрывается суть инновационного обучения, как одного из условий индивидуально-личностного развития школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnoe_obuchenie_kak_uslovie_individualno.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников.

Инновационное обучение акцентирует внимание на индивидуальном развитии человека, на его способностях и даровании. Кроме того, одной из задач личностно ориентированного обучения является задача формирования личностных качеств растущего человека. В этом случае важно точно представлять себе, что же такое личность.

Чаще всего при трактовке данного понятия обращается внимание на социальную сущность личности. В этой связи актуально высказывание известного психолога Л.И.Божович: “Человек становится личностью, когда достигает такого уровня психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью”.

Следовательно, в модели личности можно выделить следующие содержательные компоненты: социально-педагогический, предметно-дидактический, психологический. Согласно И.С.Якиманской, социально-педагогический компонент реализует социальный заказ общества, нацеливая соответствующие институты на организацию отвечающего данным требованиям процесса обучения и воспитания. Результат этой деятельности - личность. Предметно-дидактический компонент имеет в виду адекватную поставленным задачам структуризацию научных знаний с учетом их предметного содержания, степени трудности, элементов новизны, уровня интегрированности, объема воспринимаемого материала и сложности его переработки. Результатом данной работы является развитие личности с точки зрения ее индивидуальных особенностей. И наконец, психологический компонент включает в себя признание различий в познавательных способностях человека, и на этой основе - выявление факторов, благотворно влияющих на их эффективное развитие. Результатом этой стороны деятельности по формированию полноценной личности является налаживание тесного взаимодействия и взаимовлияния выделенных факторов с целью обеспечения благоприятных условий для развития психики человека.

Таким образом, в основе личностно-ориентированного обучения лежит глубокое и всестороннее изучение личности школьника, что, в свою очередь, позволяет говорить об индивидуально-личностном его развитии .

Суть данной парадигмы заключается в том, что развивая социально значимые качества личности, тем самым совершенствуется ее индивидуальность. Это характеризуется прежде всего стимулированием активного отклика на возникающие перед человеком проблемные ситуации. Это означает:

1) создание возможностей для учащегося занять инициативную позицию в учебном процессе;

2) усваивание материала через познание мира, вступая с ним в активный диалог;

3) самостоятельный творческий поиск ответов на основе имеющегося опыта с одновременным обогащением его, а также последующее искание истины.

Все это, безусловно, окажет огромное влияние на качественные изменения в индивидуальном развитии учащихся, что отразится в образе его деятельности, в стиле мышления. Кроме того, инновационное обучение имеет возможность формировать отношение учащихся к существующей культуре, способы накопления социального опыта и восприятия социальной системы, что в дальнейшем проявится в уровне социальной зрелости школьников в целом.

Следовательно, вполне целесообразным будет выделение следующих направлений в инновационном обучении в рамках решения проблемы индивидуально-личностного развития школьников: дифференцированное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, модульное обучение.

  1. Дифференцированное обучение как система имеет прежде всего глубоко гуманную, человечную цель - создание оптимальных условий для развития личности. Достижение ее возможно, если внедрение данной системы будет предполагать решение задачи по наиболее полному учету индивидуальных различий учащихся. В этом смысле целесообразно говорить о реализации принципа природосообразности , история которого берет свое начало в античности. “Природа и обучение сходны между собой, ведь учение также дает человеку новый облик, но делая это, оно только выявляет природу, вновь проявляя черты, которые природа заложила изначально”, - так считал великий Демокрит. Следовательно, принцип природосообразности предполагает дифференциацию по возрастному, индивидуальному различию в образовании, деятельности, в организации социального опыта. В этом случае приоритетными становятся задачи, имеющие в виду приобщение человека как в целом к культуре этноса, общества, мира, так и к различным ее пластам - бытовой, физической, материальной, производственной, духовной, интеллектуальной и др. В истории педагогики подобный подход к процессу обучения был сформулирован выдающимся немецким педагогом-демократом А.Ф.Дистервегом, который писал: “... в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика”. Так ученый трактовал одно из основных положений своей дидактической системы - принцип культуросообразности. Обучение с опорой на принцип культуросообразности потребует дифференциации, но не столько по способностям, сколько по интересам и потребностям учащихся, а иногда - и по их профессиональной направленности. Следовательно, дифференцированное обучение опирается на два фундаментальных, исторически сложившихся принципа: принцип природосообразности и принцип культуросообразности. Это означает, что в ходе обучения необходимо дифференцировать не только индивидуальные особенности школьника, но и иметь в виду его интересы, а также специфику данного региона, в котором живет ученик.

  1. Проблемное обучение - особый тип обучения, в процессе которого учащиеся усваивают знания и учатся их применять не только в сходных ситуациях, не только в более или менее видоизмененных условиях, но и используют знания для самостоятельного познания нового, для творческого труда в любой сфере деятельности. Психологи считают, что в проблемном обучении в качестве важнейшего побудительного стимула мыслительной деятельности человека должна выступать познавательная проблема, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и разрешается только путем поисков ответов на возникающие вопросы. “Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи...”. С.Л.Рубинштейн, таким образом, отводит проблемному обучению роль возбудителя мыслительной деятельности, считая, что оно в наибольшей степени способствует не просто развитию, но весьма активному его протеканию. Достаточно полно суть проблемного обучения раскрыта М.И.Махмутовым, в работах которого отражены все особенности этого типа обучения: это и развитие творческих возможностей учащихся, и придание учебно-познавательной деятельности развивающего характера, и максимальная активизация всех сил и способностей учащихся. Это возможно потому, что, во-первых, проблемное обучение способствует усвоению учащимися знаний и способов их применения не только через восприятие, объяснение учителя, пусть и в условиях проблемной ситуации, но и путем формулировки проблемы, ее самостоятельного анализа и решения посредством выдвижения предположений, их обоснования и доказательства, а также через проверку правильного решения; во-вторых, на основе анализа полученных фактов учащиеся могут самостоятельно делать выводы, обобщения, формулировать определения, законы и т.д.; в-третьих, проблемное обучение позволяет самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации, что может выразиться в изготовлении какого-то продукта труда (изобретение, конструкция, проект, сочинение, рисунок и т.д.) Другими словами, проблемное обучение - стимул к творческой деятельности, при которой происходит активизация всех сфер психики ребенка, в том числе умственной и эмоциональной. В этом и заключается специфика проблемного обучения, выразить которую можно следующим образом:

Интеллектуальный процесс

Эмоциональная реакция

Постановка вопроса, проблемы

Удивление, изумление, недоумение

Появление догадок, предположений

Догадка, неуверенность

Выбор установленного предположения

Сомнение, уверенность, нетерпение

Проверка предположения

Радость, гордость, удовлетворение

  1. Программированное и модульное обучение появились на школьном небосклоне в связи с тем, что в данных системах весьма благоприятно пересекаются важнейшие тенденции современного этапа процесса обучения. Их можно сформулировать следующим образом:
  1. индивидуализация обучения на основе создания условий в соответствии с собственным темпом учения;
  2. автоматизация некоторых умственных и практических действий, выполняемых школьником;
  3. формирование навыков управления своей деятельностью в свете проблемы возрастающей роли руководства современной организации разных аспектов жизни общества в целом.

Классификация методов обучения, исходя из направленности и характера восприятия

Основные группы

методов обучения

Основные подгруппы

методов обучения

Конкретные методы обучения

1. Сообщающие методы обучения

2) перцептивные методы обучения

 

3) информационно-разви-вающие методы обучения

демонстрация, иллюстрация, разъяснение, пояснение, указание;

проблемный рассказ, проблемная лекция, беседа, консультация.

2.Операционные методы обучения

1) репродуктивные

методы обучения

2) созидающие методы

обучения

описание инцидента, эксперимента, ситуации и т.д., поисковая лабораторная работа, исследовательская практическая работа.

3. Творческие

методы обучения

1) исследовательские

методы обучения

  

2) игровые методы

обучения

 

 3) дискуссионные

методы обучения

деловая игра, ролевая игра, инновационная игра, моделирующая игра, анализ конкретных ситуаций;

дискуссия, “группа шума”, мозговая атака, творческий диалог, прогрессивный семинар.

Таким образом, выделенная классификация методов обучения наглядно демонстрирует их ориентированность на разностороннее развитие личности школьника: в познавательном отношении - формируется умственный багаж учащегося, развивается мыслительная сфера, активизируются умственные и интеллектуальные силы школьника; в эмоциональном отношении - формируется направленность личности, воспитываются чувства и взгляды; в общечеловеческом социальном отношении - выдвигаются цели развития способностей, умений в области общения. На этой основе ученик одновременно учится познавать самого себя, узнает свои сильные и слабые стороны, корректирует свое развитие. Кроме того, учитель, используя данную классификацию методов обучения, прививает учащимся и навыки самопознания, тем самым решая задачу по формированию приемов и способов процесса самосовершенствования в отношении школьников.

К нетрадиционным занятиям следует отнести:

  1. основанные на имитации деятельности и организации - “суд”, “следствие”, “трибунал”, “цирк”, “патентное бюро”, “ученый совет”;
  2. основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике - исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
  3. напоминающие публичные формы общения - “пресс-конференция”, “аукцион”, “бенефис”, “митинг”, “панорама”, “телепередача”, “телемост”, “рапорт”, “живая газета”, устный журнал .
  4. Кроме того, нетрадиционными формами обучения могут выступать дискуссии и ее разновидности: “круглый стол”, “заседание экспертной группы”, “форум”, “симпозиум”, “дебаты”, “судебное заседание”, а также и игровые формы ведения учебного занятия - конкурс, турнир, эстафета, “дуэль”, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

Модификационные формы организации обучения имеют в своей основе урок, который таким образом трансформируется и видоизменяется, что в результате представляет собой некий монолит. К ним относят:

  1. традиционные формы внеклассной работы: КВН, “Поле чудес”, “Клуб знатоков”, “Следствие ведут знатоки” и др.;
  2. трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и др.;
  3. опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др.

Следовательно, модификационные формы организации обучения большое внимание уделяют эмоционально-ценностному компоненту как в налаживании учебной работы, так и в осуществлении ее с помощью характерных структурных элементов процесса обучения. Такой подход к учебно-познавательной деятельности школьников позволяет формировать позитивную мотивацию к изучению программного материала, развивать такие качества школьника, как воображение и образное, целостное восприятие, связанное не просто с передачей действий, знаний, но и с вербализацией своих ощущений.

Индивидуально-личностное обучение и развитие ученика.

Наиболее значимые его черты:

1. Изменение позиции учащегося в зависимости от характера учебных ситуаций: поисковый характер деятельности - ученик-исследователь; игровой характер - играющий ученик; в ситуации столкновения мнений, защиты своей точки зрения - он спорящий, принимающий решение и т.д. Таким образом, наяву проживание школьником учебного процесса в роли активного его участника.

2. Дидактический поиск модели обучения, ориентированной на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и опытом школьников.

3. Обучение, основанное на рефлексивной деятельности учащихся как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане, способствует развитию творческого критического мышления, формированию самостоятельного опыта деятельности, определению личностных смыслов.

4. Создание дидактических условий для самоорганизации учащихся на самостоятельное познание, в связи с чем процесс обучения приобретает личностную значимость, т.к. формируется индивидуальный опыт, обеспечивается соотнесенность его с жизненными коллизиями. Исходя из этого, взаимодействие учителя и учеников строится в духе стимулирования, побуждения к самостоятельному поиску и осмыслению изучаемых явлений.

5. Обучение, способствующее реализации воспитательной функции, в результате чего ученики приучаются слушать других, взвешивать и оценивать аргументы собеседников и свои собственные, формулировать свои взгляды, позицию в обстановке оживленного обмена мнениями, обращать внимание на мнение меньшинства, убеждать других, не стараясь во что бы то ни стало настоять на своей точке зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы МО классных руководителей по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развитием школьников.

Создание системы работы методического объединения по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развити...

Доклад "Преемственность важное условие для успешного развития школьника"

Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы  с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми перешли в старшую школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом у...

Коучинг — инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся

Мастер-класс по теме: "Коучинг — инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся"...

Выступление на педсовете: "Обучение родному языку и патриотическое воспитание школьников"

Выступление на педсовете: "Обучение родному языку и патриотическое воспитание школьников"...

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...