Конспект урока по русскому языку (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка
6 класс
«Словообразование»
Цель урока:
- отработать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
- выработать умение составлять словообразовательные цепочки;
- эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: 1) таблица образования сложных слов;
2) иллюстрация с изображением памятника Петру I скульптора Фальконе;
3) материалы для интерактивной доски.
Ход урока:
I.Орг.момент.
II.Проверка домашнего задания.
1.Вопросно – ответная беседа:
- Что изучает лексика?
- Как и почему происходят изменения в лексическом составе языка?
- Расскажите об устаревших словах, неологизмах. Приведите примеры.
-Расскажите о синонимах, антонимах, омонимах. Приведите примеры.
- Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.
2.Синтаксическая минутка.
Записать предложение, составить его схему.
III.Повторение и обобщение изученного.
1.Вступительное слово учителя.
2.Фронтальный опрос.
-Что изучает словообразование?
- Что такое морфема?
- Какие морфемы мы знаем? Дайте характеристику каждой из морфем. Приведите примеры.
- Какие способы образования слов нам известны? Дайте характеристику каждому способу. Приведите примеры.
IV.Закрепление.
1.Выборочный диктант
. Иван Семенович Полупшенный построил на даче новый забор. Глядит на него, радостно потирает руки:
– Хорош заборчик получился!
– Да не забор это вовсе, а так, заборик, – произнес свысока жираф, прогуливавшийся по дачному поселку после обеда в зоопарке.
– Да уж скажешь тоже, заборик – целый заборище! – пискнул мимоходом мышонок, стараясь найти дырку в плотно подогнанном штакетнике. – Щелей нет, а пока на такую высоту поднимешься, кошка как раз сцапает!
– Ой, уморили: заборик, заборище... Не то и не другое, так себе, заборишко, – буркнул сосед Ивана Семеновича по даче, давно недолюбливавший Полупшенного за хвастовство и чрезмерную самонадеянность.
Вопросы и задания
Выпишите все словообразовательные пары с исходным словом забор. Каким значением различаются производные основы в каждой из них?
Почему все участники диалога называют забор по-разному?
Какой частью речи являются исходное и производное слово во всех парах?
(Вы уже готовы сделать вывод? Производное и исходное слово могут относиться к одной части речи!)
А можете ли вы привести примеры, в которых исходные и производные слова являются разными частями речи?
2.Распределительный диктант.
. Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования:
регулировщица, ежегодный, ежегодник, отголосок, раскланяться, изредка, отягчить, сотрудник, трогательный, протрубить, обтесать, прикоснуться, прикосновение, расступиться, ступенчатый, постройка, замарашка, лепет, морщина, озарение, опека, промысел, проржаветь, пририсовать, супруга, рокот, соблазн.
В случае затруднения не стесняйтесь заглядывать в словообразовательный словарь!
3. Словообразовательная работа.
4.Свободный диктант.
Даны глаголы: драть, биться, делать, гнить, бросить, дуть, звать, шить, гореть, бежать, грести, бить, жечь. Ответьте на вопросы, используя образованные от них производные с приставкой с-.
5. Восстановительный диктант.
Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках, выделите словообразовательные аффиксы.
а) Ржавый --> ржаветь --> ? --> проржавелый;
решето --> ? --> изрешетить --> изрешечивать;
обрести --> приобрести --> приобретать --> ?;
? --> общество --> общественный --> общественник;
коллекция --> коллекционировать --> коллекционирование --> ?;
б) держать --> ? --> сдержанный --> ?;
единый --> соединить --> ? --> воссоединять --> ?;
6. Творческий диктант.
Ответьте письменно на вопросы:
– Что помогает превратить мясо в фарш?
– Дом в пять этажей называется...
– Поговори-ка ты со мной, гитара... (А еще какая бывает гитара?)
- Какого цвета зебра?
– Беда! Все затряслось, стали рушиться дома и падать деревья. Началось...
– С помощью какого механизма можно выжать сок из апельсина?
Вы записали сложные слова. Подумайте: почему они так называются?
. Сделаем выводы об образовании сложных слов. Рассмотрите таблицу:
Образование слов путем сложения
V. Домашнее задание.
ТЕСТ
I. Укажите предложение, в котором все слова непроизводные.
а) Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.
б) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом.
в) Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом.
г) Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.
д) Каждый раз, когда я иду с озера, коты всех мастей – рыжие, черные, серые, белые – бегут за мной.
(К.Паустовский)
2.Укажите предложение, в котором все производные образованы суффиксальным способом.
а) Дядя Федор решил галчонка Хватайку акварелью раскрасить.
б) У Гаврюши голосище был такой, что полдеревни зараз на ноги поднимал.
в) Я каждый день хожу в патриотический поход по родному краю, когда в соседнее село Троицкое за хлебом иду, – говорит дядя Федор.
г) На другой день снежный дождик стал сильнее.
д) Раньше почтальон Печкин смело во двор проходил, на крыльцо и в дверь стучал, а теперь он стал теленка Гаврюшу побаиваться.
(Э.Успенский)
3. Укажите предложение, в котором встречается приставочный способ образования слов.
а) Кот несся за петухом на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил его по спине.
б) От петуха летели лишь пыль и пух.
в) Внутри него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.
г) После этого петух долго лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал.
д) Его облили холодной водой, и он отошел.
4.В каком ряду есть только сложные слова?
а) Глубокомысленный, приглушенный, изголодавшийся, непригодный.
б) Скороговорка, полноценность, смехопанорама, семеноводство.
в) Комфортабельный, бескомпромиссный, кровеносный, языковедческий.
г) Неузнаваемость, многоступенчатость, рассредоточенность, правдоподобие.
5. В каком слове используется соединительная гласная о?
а) Птиц_ферма;
б) жертв_приношение;
в) месяц_слов;
г) овц_водство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/11/picture-903332-1489204342.jpg)
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956645-1507632192.jpg)
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956645-1507632192.jpg)
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-209075-1369291227.jpg)
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...