Рабочая программа коррекционных занятий «Умейте владеть словом"
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Программа предназначена для повышение лингвистической компетенции по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку. Изучение текста с точки зрения строения предложений, функции знаков препинания позволяет акцентировать внимание учащихся на необходимости повышения орфографической и пунктуационной грамотности.
Разнообразные формы изучения языка посредством мультимедийных средств обучения способствуют активному участию обучающихся в конкурсах, викторинах, интеллектуальных турнирах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7k_korrektsionnye_zanyatiya.docx | 413.13 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2
Рабочая программа коррекционных занятий
по русскому языку
7 К класс
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Составитель: Чихарева Ирина Вадимовна,
учитель русского языка и литературы
без категории
2020 год
Пояснительная записка.
Курс групповых коррекционных занятий по русскому языку предназначен для учащихся 7 класса и рассчитан на 1 час учебной нагрузки в неделю (35 часов в год).
Программа курса разработана с учётом знаний и умений, учащихся с ЗПР, позволяет скорректировать содержание и знания базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, то есть:
- углубление знаний о лингвистике как науке; о языке как многофункциональной развивающейся системе; о взаимосвязи основных уровней и единиц языка; об изобразительных возможностях разных языковых уровней;
- формирование чувства языка и способности тонко понимать художественный текст как явление искусства слова;
- овладение навыками лингвистического анализа художественного текста;
- развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения как к части русской национальной культуры;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делая её правильной и точной;
- воспитание культуры чтения, выработка умения понимать и ценить художественную литературу как важнейшую часть общечеловеческой культуры;
- подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.
Успешная реализация программы поможет учащимся с ОВЗ обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки.
Цели программы:
- повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в основной школе;
- повышение качества знаний по предмету,
- формирование коммуникативных умений, учащихся при работе над текстом.
- оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в новой форме.
Задачи:
- овладение основными текстоведческими понятиями;
- развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
- формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
- составление текстов собственного сочинения различной тематики.
Актуальность факультативного курса.
Расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся с ЗПР, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Реализация содержания речеведения предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:
- оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;
- определять стиль речи;
- сокращать текст разными способами;
- использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;
- отобрать в исходном тексте главное;
- сохранить последовательность и логичность предложенного текста;
- составить план и писать по плану;
- правильно и точно излагать свои мысли;
- составить композицию сочинения-рассуждения, опираясь на поставленный вопрос;
- при аргументации использовать ссылки на исходный текст;
- анализировать речевые средства, использованные в тексте;
- соблюдать речевые и грамматические нормы.
Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.
Программа курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания, практические работы и др.
Количество часов:
В неделю -1;
Всего часов за год -35;
Содержание программы.
Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и практические (редактирование текста, написание текста и сочинения, конспектирование, составление алгоритмов, схем, таблиц и т.д.).
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Язык и речь | 3 |
2. | Единицы языка | 4 |
3. | Текст и его основные понятия | 12 |
5. | Стили речи | 9 |
6. | Система работы над текстом | 7 |
Итого: | 35 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В ходе занятий обучающиеся должны:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции;
- научиться работать над сжатием исходного текста;
- овладеть умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания.
Обучающиеся должны знать/уметь:
- понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- понимать основную мысль прослушанного текста;
- понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
- подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- интерпретировать информацию звучащего текста;
- точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- определять средства связи предложений в тексте;
- создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
- выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
- последовательно излагать собственные мысли;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Практическое применение.
Направленность курса коррекционных занятий на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, что поможет учащимся на экзамене
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Календарно-тематическое планирование курса по русскому языку
в 7к на 2020-2021 учебный год
№ урока | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Язык и речь (3 часа) | |||
Язык и речь. | 01.09.2020 | ||
Отличие устной речи от письменной. | 08.09.2020 | ||
Монолог. Диалог. | 15.09.2020 | ||
Единицы языка (4 часа) | |||
Система единицы языка | 22.09.2020 | ||
Слово как универсальная единица языка. | 29.09.2020 | ||
Прямое и переносное значение слов. | 06.10.2020 | ||
Предложение как единица языка. | 13.10.2020 | ||
Текст и его основные понятия (12 часов) | |||
8 | Текст как речевое произведение. Функции текста | 20.10.2020 | |
9 | Смысловая и композиционная целостность текста. | 27.10.2020 | |
10 | Типы текста. Повествование | 10.11.2020 | |
11 | Описание | 17.11.2020 | |
12 | Рассуждение | 24.11.2020 | |
13 | Микротема и абзац | 01.12.2020 | |
14 | Основная мысль. | 08.12.2020 | |
15 | Сжатие текста | 15.12.2020 | |
16 | Сжатие текста | 22.12.2020 | |
17 | Составление текста по образцу. | 12.01.2021 | |
18 | Разбор текстов разных стилей | 19.01.2021 | |
19 | Практическая работа №1 | 26.01.2021 | |
Стили речи (9 часов) | |||
20 | Стиль речи. Разговорный | 02.02.2021 | |
21 | Официально-деловой | 09.02.2021 | |
22 | Публицистический | 16.02.2021 | |
23 | Научный | 23.02.2021 | |
24 | Художественный | 02.03.2021 | |
25 | Разбор текстов разных стилей | 09. 03.2021 | |
26 | Изобразительно-выразительные средства языка в тексте | 16.03.2021 | |
27 | Изобразительно-выразительные средства языка в тексте | 23.03.2021 | |
28 | Практическая работа№2 | 06.04.2021 | |
Система работы над текстом (7 часов) | |||
29 | Система работы над анализом текста. Конспектирование | 13.04.2021 | |
30 | Система работы над анализом текста. Редактирование | 20.04.2021 | |
31 | Деление текста на части | 27.04.2021 | |
32 | Ответы на вопросы | 04.05.2021 | |
33 | Поиск проблемы в тексте | 11.05.2021 | |
34 | Итоговое повторение | 18.05.2021 | |
35 | Итоговое повторение | 25.05.2021 | |
Итого за год: 35 часов |
Приложение
Дата | Причина расхождения с планом |
Используемый учебно-методический комплекс.
- ФГОС Груздева Е.Н. Комплексный анализ текста. М. «Экзамен», 2016 г.
- Русский язык 7 класс. Методическая рекомендации. М. «Просвещение», 2018 г.
- Цыбулько И.П. ГИА-2019, г. Типовые экзаменационные варианты. ФГНУ «Федеральный институт педагогических измерений», 2019 г.
Интернет –ресурсы:
- https://infourok.ru/sistema-raboti-po-kompleksnomu-analizu-teksta-2050166.html
- https://moneyscanner.ru/stili-teksta/
- https://infourok.ru/obrazec-lingvisticheskogo-analiza-tekstov-raznih-stiley-2749084.html
- https://www.sites.google.com/site/russkijazykk5sagzasagom/gotovimsa-k-oge/cast-1-izlozenie/priemy-szatia-teksta
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4 класс)
Цель программы:на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представлен...
Рабочая программа коррекционных занятий, адаптированная для обучения детей с ЗПР
Рабочая программа коррекционных занятий,адаптированная для обучения детей с ЗПР 2 класс...
Рабочая программа коррекционных занятий, адаптированная для обучения детей с РАС
Рабочая программа коррекционных занятий,адаптированная для обучения детей с РАС 3 класс...
Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Данная программа разработана для обучающихся с умеренной и тяжёлой уственной отсталостью. Она направлена на коррекцию присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развит...
Рабочие программы коррекционных занятий для 7 классов
рабочие программы коррекционных занятий для 7 классов по русскому языку и литературе....
Рабочая программа коррекционных занятий "Предметно-практические действия" 2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)
Рабочая программа предназначена для проведения коррекционных занятий у учащихся с ТМНР...
Рабочая программа коррекционных занятий "Двигательное развитие" 2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)
Рабочая программа предназначена для проведения коррекционных занятий у учащихся с ТМНР....