Рабочая программа коррекционных занятий «Умейте владеть словом"
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Чихарева Ирина Вадимовна

Программа предназначена для  повышение лингвистической компетенции по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку. Изучение  текста с точки зрения строения предложений, функции знаков препинания позволяет акцентировать внимание учащихся на необходимости повышения орфографической и пунктуационной грамотности.

Разнообразные формы изучения языка посредством мультимедийных средств обучения  способствуют активному участию обучающихся в конкурсах, викторинах, интеллектуальных турнирах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7k_korrektsionnye_zanyatiya.docx413.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области», корпус 2

Рабочая программа коррекционных занятий

по русскому языку

7 К класс

Срок реализации: 2020-2021 учебный год

Составитель: Чихарева Ирина Вадимовна,

учитель русского языка и литературы

 без категории

2020 год

Пояснительная записка.

Курс групповых коррекционных занятий по русскому языку предназначен для учащихся 7 класса и рассчитан на 1 час учебной нагрузки в неделю (35 часов в год).

        Программа курса разработана с учётом знаний и умений, учащихся с ЗПР, позволяет скорректировать содержание и знания базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, то есть:

  • углубление знаний о лингвистике как науке; о языке как многофункциональной развивающейся системе; о взаимосвязи основных уровней и единиц языка; об изобразительных возможностях разных языковых уровней;
  • формирование чувства языка и способности тонко понимать художественный текст как явление искусства слова;
  • овладение навыками лингвистического анализа художественного текста;
  • развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения как к части русской национальной культуры;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делая её правильной и точной;
  • воспитание культуры чтения, выработка умения понимать и ценить художественную литературу как важнейшую часть общечеловеческой культуры;
  • подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.

Успешная реализация программы поможет учащимся с ОВЗ обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки.

Цели программы:

  • повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в основной школе;
  • повышение качества знаний по предмету,
  • формирование коммуникативных умений, учащихся при работе над текстом.
  • оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в новой форме.

            Задачи:

  • овладение основными текстоведческими понятиями;
  • развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
  • формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
  • составление текстов собственного сочинения различной тематики.

Актуальность факультативного курса.

Расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся с ЗПР, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

 Реализация содержания речеведения предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:

- оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;

- определять стиль речи;

-  сокращать текст разными способами;

-  использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;

-  отобрать в исходном тексте главное;

-  сохранить последовательность и логичность предложенного текста;

-  составить план и писать по плану;

-  правильно и точно излагать свои мысли;

- составить композицию сочинения-рассуждения, опираясь на поставленный вопрос;

-  при аргументации использовать ссылки на исходный текст;

-  анализировать речевые средства, использованные в тексте;

-  соблюдать речевые и грамматические нормы.

Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.

Программа курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания, практические работы и др.

Количество часов:                                                                    

В неделю                                                                                      -1;

Всего часов за год                                                                       -35;

Содержание программы.

Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и практические (редактирование текста, написание текста и сочинения, конспектирование, составление алгоритмов, схем, таблиц и т.д.).

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Язык и речь

3

2.

Единицы языка

4

3.

Текст и его основные понятия

12

5.

Стили речи

9

6.

Система работы над текстом

7

Итого:

35

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В ходе занятий обучающиеся должны:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции;
  • научиться работать над сжатием исходного текста;
  • овладеть умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
  • систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания.

Обучающиеся должны знать/уметь:

  • понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • понимать основную мысль прослушанного текста;
  • понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
  • подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • интерпретировать информацию звучащего текста;
  • точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • определять средства связи предложений в тексте;
  • создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
  • выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
  • последовательно излагать собственные мысли;
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  • использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Практическое применение.

Направленность курса коррекционных занятий на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, что поможет учащимся на экзамене

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Календарно-тематическое планирование курса по русскому языку

в 7к на 2020-2021 учебный год

№ урока

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные

сроки

прохождения

Язык и речь (3 часа)

Язык и речь.

01.09.2020

Отличие устной речи от письменной.

08.09.2020

Монолог. Диалог.

15.09.2020

Единицы языка (4 часа)

Система единицы языка

22.09.2020

Слово как универсальная единица языка.

29.09.2020

Прямое и переносное значение слов.

06.10.2020

Предложение как единица языка.

13.10.2020

Текст и его основные понятия (12 часов)

8

Текст как речевое произведение. Функции текста

20.10.2020

9

Смысловая и композиционная целостность текста.

27.10.2020

10

Типы текста. Повествование

10.11.2020

11

Описание

17.11.2020

12

Рассуждение

24.11.2020

13

Микротема и абзац

01.12.2020

14

Основная мысль.

08.12.2020

15

Сжатие текста

15.12.2020

16

Сжатие текста

22.12.2020

17

Составление текста по образцу.

12.01.2021

18

Разбор текстов разных стилей

19.01.2021

19

Практическая работа №1

26.01.2021

Стили речи (9 часов)

20

Стиль речи. Разговорный

02.02.2021

21

Официально-деловой

09.02.2021

22

Публицистический

16.02.2021

23

Научный

23.02.2021

24

Художественный

02.03.2021

25

Разбор текстов разных стилей

09. 03.2021

26

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте

16.03.2021

27

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте

23.03.2021

28

Практическая работа№2

06.04.2021

Система работы над текстом (7 часов)

29

Система работы над анализом текста. Конспектирование

13.04.2021

30

Система работы над анализом текста. Редактирование

20.04.2021

31

Деление текста на части  

27.04.2021

32

Ответы на вопросы

04.05.2021

33

Поиск проблемы в тексте

11.05.2021

34

Итоговое повторение

18.05.2021

35

Итоговое повторение

25.05.2021

Итого за год: 35 часов

Приложение

      Дата

                   Причина расхождения с планом

Используемый учебно-методический комплекс.

  • ФГОС Груздева Е.Н. Комплексный анализ текста. М. «Экзамен», 2016 г.
  • Русский язык 7 класс. Методическая рекомендации. М. «Просвещение», 2018 г.
  • Цыбулько И.П. ГИА-2019, г. Типовые экзаменационные варианты. ФГНУ «Федеральный институт педагогических измерений», 2019 г.

Интернет –ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4 класс)

Цель программы:на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представлен...

Рабочая программа коррекционных занятий, адаптированная для обучения детей с ЗПР

Рабочая  программа коррекционных занятий,адаптированная для обучения детей с ЗПР 2 класс...

Рабочая программа коррекционных занятий, адаптированная для обучения детей с РАС

Рабочая  программа коррекционных занятий,адаптированная для обучения детей с РАС 3 класс...

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Данная программа разработана для обучающихся с умеренной и тяжёлой уственной отсталостью. Она направлена на коррекцию присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развит...

Рабочие программы коррекционных занятий для 7 классов

рабочие программы коррекционных занятий для 7 классов по русскому языку и литературе....

Рабочая программа коррекционных занятий "Предметно-практические действия" 2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)

Рабочая программа предназначена для проведения коррекционных занятий у учащихся с ТМНР...

Рабочая программа коррекционных занятий "Двигательное развитие" 2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)

Рабочая программа предназначена для проведения коррекционных занятий у учащихся с ТМНР....