Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Личностные: формирование
|
|
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности
| Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Организация учебного процесса на этапе 1 - Прочитаем текст.
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выросли помидоры. Надо собирать. Дорожки позарастали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водоросли. Яблоки выросли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выращенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!» - Что это за текст? Кто пишет письмо? К кому обращается автор письма? Найдите обращение! О чем данное письмо? - Выпишем выделенные слова. Какое значение имеют данные слова? Что объединяет ? (Общее лексическое значение. ) -А где содержится лексическое значение слова? - Что происходит в данных корнях? (Чередование)
| Формулируют ответы на вопросы учителя.
| Слайд 1 |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
| Организация учебного процесса на этапе 2 - Почему в одном случае пишется «а», а в другом случае пишется «о»? -Что нам нужно сделать?
| Отвечают на вопросы учителя.
|
|
3. Выявление места и причины затруднения | Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений. Организация учебного процесса на этапе 3 Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (формулируем, записываем) Работа в группах. Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Определите значение данных слов. Почему в родственных словах разное написание корня? РАСТЕТ ВЫРОСЛА ВРАЩЕНИЕ РОСКОШЬ РАСТВОР ВЫРАЩЕННЫЙ РОСЛИ РАССКАЗ Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень О А Выросла растет Росли выращенный Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.) – Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О
|
Учащиеся обсуждают ситуацию.
Учащиеся формулируют тему урока.
| Слайд 2-4 |
4. Построение проекта выхода из затруднения
| Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей. Организация учебного процесса на этапе 4 Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий? -Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма). (выделить корень; подчеркнуть согласную корня: в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А) – В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных) 2) Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения. Росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик – Значение каких слов вам не совсем понятны? Словарно-орфографическая работа. Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова? (Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.) Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты. Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства. Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, Главное, что нужно запомнить: Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне! А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают? | Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей
Составление учащимися плана действий. | Слайд 5-7 |
5. Реализация построенного проекта | - А теперь давайте вернемся к письму Печкина. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. (Работа осуществляется по тексту с пропущенными орфограммами) Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-.
| Делают вывод.
Анализируют, сопоставляют и обобщают. | Слайд 8 |
Физкультминутка |
| Выполняют упражнения |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. Организация учебного процесса на этапе 6 Орфограмму выделите, выбор объясните. Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли. | Учащиеся работают, выступают с сообщениями.
| Слайд 9-10 |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организация учебного процесса на этапе 7 Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните. - Наш замечательный город ____________ на берегу реки Вычегды.
- Эти места удивляют богатой _______________.
- Быстро ___________ на берегу палатки.
- Справа от нашей стоянки ребята увидели________________ шиповник.
- Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.
Слова для справок: выр…сти, р…стительность, выр…сти, разр….сшийся, зар…сли, р…стения | Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.
|
|
8. Включение в систему знаний и повторения | Цель этапа: повторить и закрепить Организация учебного процесса на этапе 8
Задание: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить. Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять , подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст, -раст-(-ращ-) | -рос- | исключения | Другие корни |
|
|
|
|
| Заполняют таблицу, работают в парах |
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Цель этапа: зафиксировать новое содержание Организация учебного процесса на этапе 9 - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? Работа с текстом (раздаточный материал) Взаимопроверка Зар…стающая поляна. Кругом всей поляны стояли густые высокие ели. Вся большая поляна была покрыта зелеными бугорками. Это было все наработано когда – то кротами и потом зар..сло и покрылось мхом. На эти взрытые кротами холмики падало семя, и выр…стали березки. А под березкой, под ее материнской защитой от мороза и солнца выр…стала тенелюбивая елочка. Пройдет сколько-то положенных для дерева лет, и вся поляна зар…стет одними елками. Критерии выставления оценок: 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» («Почему я допустил ошибку?») 2 ошибки - «3» («В чем я испытываю затруднения при изучении темы?)
| Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. |
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.
- Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться.
| Записывают задание. |
|