Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: Правописание корней –раст,-ращ,-рос".
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок разработан в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse_.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Черныш Татьяна Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Малошуйская СОШ»
Архангельская область
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ.
Тема: Правописание корней -раст-, - ращ-, рос
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Планируемые результаты (УУД)
Предметные:
-знать о чередовании гласных е-и в корнях;
- научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. - понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками.
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные:
-строить связное монологическое высказывание;
-представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные понятия: чередование, корень
Деятельностный компонент урока:
Уметь:
- находить орфограмму ;
- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной
- пользоваться толковым словарем.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения:
По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Приемы обучения: фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.
Оборудование:
ЭОР: презентация, компьютер, проектор.
Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.
Ход урока
1.Организационный момент.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Приветствие, слово учителя:
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
- Сегодня мы продолжаем знакомство с главной морфемой слова. Как называется эта морфема? Какие орфограммы корня вам известны? (корни с проверяемой и непроверяемой безударной гласной, корни с чередованием.)
- Какую тему изучили на прошлом уроке? (Чередование О-А в корнях -лаг-лож-, -кас-кос-, -гар-гор-, -зар-зор-)
- Одинаковые ли условия написания букв О-А в данных корнях?
- От чего зависит написание О-А в корнях -лаг-лож-, -кас-кос-, -гар-гор-, -зар-зор-?
- Можно ли подобрать проверочное слово к словам с чередованием гласных?
2. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.
Лингвистическая сказка.
Жили-были две подруги, две гласные буквы: А и О. Они были дружные и никогда не расставались.
Однажды решили они прогуляться. По дороге их застал дождь. Буквы любили наблюдать за природой.
- Посмотри! Какая красота! - сказала буква А.
- Где? – спросила О.
Учитель:
- Ребята, что же увидели буквы? А для того, чтобы узнать, я предлагаю вам отгадать загадку.
* * *
Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы.
(Гриб)
- Правильно, это гриб.
Итак, буквы увидели гриб. Но не сам гриб их поразил, а то, как стремительно он начал расти.
- РАстет! – восхищенно сказала А.
- Действительно, подрОс, - ответила О.
- Это я ему помогла! - гордо заявила буква А. - Ведь в корне –раст- я самая главная!
- Как бы гриб подрос, если бы не я?! – возмущенно ответила О. – Ведь в корне -рос- без меня не обойтись!
Стали спорить гласные. Кто из них самый главный: буква А или О?
- Ребята! Я уверена, что все вы любите смотреть мультфильмы. Какие из них кажутся вам самыми интересными? А сейчас давайте вспомним персонажей знаменитого мультфильма «Простоквашино» и автора книги (Эдуард Успенский, 1937 г.р., советский и российский писатель, автор детских книг). Почтальон Печкин написал Дяде Фёдору тревожное письмо, но сделал это, к сожалению, с ошибками. Давайте попытаемся найти эти ошибки и исправить их. Иначе письмо до адресата не дойдет или будет неправильно понято.
У каждого имеется распечатанный вариант. В тексте допущены ошибки на данную орфограмму (правописание корней –РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-).
«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. Достигли возроста быка, а ум меньше, чем у теленка. А ведь там вырасли помидоры, их надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном, а за забором сорняки ростут не по дням, а по часам. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит да песни предлагает сочинять. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает вырощенный урожай! Ты же знаешь, что сломать дерево – минута, выростить – годы.
Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
- Сможем ли мы исправить ошибки? Почему?
- Что мы должны знать?
Формулировка цели, темы урока и запись ее в тетрадь.
- Ребята! Нарисуйте на полях тетради росток. К концу урока мы узнаем, что с ним произойдет.
3. Выявление причин затруднения.
- На доске вы видите слова
РАСТЕТ ВЫРОСЛА ВРАЩЕНИЕ РОСКОШЬ РАСТВОР ВЫРАЩЕННЫЙ РОСЛИ
-Запишите эти слова в два столбика (те, которые относятся к теме нашего урока) – с буквой А и с буквой О, выделяя корень.
О А
выросла растет
росли выращенный
-Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)
– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике( стр 38). Насколько мы оказались правы? Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы ст или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О.
4. Построение алгоритма выхода из затруднительной ситуации.
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.
Учитель: Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).
(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: в корне –рос- / -раст -/-ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А)
– Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения:
росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик.
Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на базаре. + ОТРАСЛЬ
– Значение каких слов вам не совсем понятны?
Словарно-орфографическая работа.
- Где можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре).
- Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?
Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.
Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2 Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.
- Главное, что нужно запомнить:
Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!
-А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?
Физкультминутка
- Ребята, сосчитайте, сколько раз встретятся слова с корнями –раст,-ращ-, -рос-.
Расти, расти, яблонька, подрастай.
Цвети, цвети, яблонька, расцветай!
Золотое солнышко, жарче грей!
Вырастайте, яблоки, поскорей!
Росла, росла яблонька, подросла.
Цвела, цвела яблонька, отцвела.
Отряхнула яблонька свой наряд,
И поспели яблоки для ребят.
5. Реализация построенного алгоритма.
- А теперь давайте вернемся к письму Печкина и расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-.
Делают вывод. Анализируют. Сопоставляют и обобщают.
6. Первичное закрепление изученной темы.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
- Выделите орфограмму, объясните выбор.
Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли.
7. Систематизация и повторение полученных знаний.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: повторить и закрепить
Задание1: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.
Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, распр…странять, Р…стислав, подр…сли, прор…сти, выр..щенный, взр..стить, пр…сторы
-раст-/-ращ-/-рос- | исключения | другие корни |
Задание 2: Из данных предложений составьте текст , вставляя пропущенные буквы . Выделите изученную орфограмму. (работа в парах по карточке)
1) Выр..щенное с любовью р..стение окрепло и выр..сло в пышное деревце.
2) Посадили бережные руки р..сток в землю.
3) Нелегко выр..стить дерево: много оно требует труда и забот.
4) Начала из него р..сти вишенка.
Посадили бережные руки росток в землю. Начала из него расти вишенка.
Нелегко вырастить дерево: много оно требует труда и забот.
Выращенное с любовью растение окрепло и стало приносить чудесные плоды.
(Морфемный разбор слов: вырастить).
Задание 3:
- А сейчас мы проведём орфографическую дуэль. Что такое дуэль? Какие известные вам личности сражались на дуэли?
Водоросли, растение, выращенный, подрос, предложение, изложение, предлагать, росток, отрасль, Ростислав, слагать, прилагательное, полагаться, расти, росло. (взаимопроверка)
8. Рефлексия учебной деятельности.
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке. А теперь вернитесь к своему ростку, который вы нарисовали в начале урока и дорисуйте его. Я думаю у всех сегодня росток подрос, потому что получили необходимые знания.
9. Домашнее задание. (на выбор)
1. Упр. 60, с.38.
2. Составить словарный диктант на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.
3. Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не любоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс на тему: "Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных".
Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
методическая разработка для обучающихся 5 класса на тему: "Правописание корней -РАСТ-, -РАЩ- и -РОС-".
Методическая разработка для обучающихся 5 класса на тему: "Правописание корней -РАСТ-, -РАЩ- и -РОС-"....