Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат деятельности | Оборудование |
Организационный момент
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Игра «Экзаменаторы». | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Задают вопросы учителю, следят за правильностью ответов | -концентрируют внимание; -настраиваются на продуктивную работу
|
|
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
| Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Организация учебного процесса на этапе 1 - Вставьте буквы карандашом в текст «Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!» | Формулируют ответы на вопросы учителя.
Находят и записывают слова с изученной орфограммой чередования гласной в корне.
| - распознают изученную орфограмму; - видят проблему; - озвучивают предположения; -вспоминают литературный текст |
Слайд 1 Приложение 1. (конверт)
Слайд 2 |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
| Организация учебного процесса на этапе 2 - Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Что общего в словах? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?
| Отвечают на вопросы учителя.
| -высказывают предположения; Готовятся к активной познавательной деятельности. |
|
3. Выявление места и причины затруднения | Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений. Организация учебного процесса на этапе 3 Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (формулируем, записываем) Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? ( происходит чередование) РАСТЕТ ВЫРОСЛА ВРАЩЕНИЕ РОСКОШЬ РАСТВОР ВЫРАЩЕННЫЙ РОСЛИ Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень О А Выросла растет Росли выращенный Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.) – Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.110 Корни –рос- - раст- - ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О
|
Учащиеся обсуждают ситуацию.
Учащиеся формулируют тему урока.
Высказывают предположения.
Работа с учебником | -оформляют рабочие тетради; - выявляют места и причины затруднений; - работают с учебником -делают выводы. |
Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Работа с учебником, стр.110
Слайд 6 Работа с учебником, стр.110
|
4. Построение проекта выхода из затруднения
| Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей. Организация учебного процесса на этапе 4 -Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма). (выделить корень; подчеркнуть согласную корня: в корне рос \ раст\ращ перед С пишем О,перед СТ и Щ пишем А В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных) 2)– Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения. слайд росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик, подросток, на вырост – Значение каких слов вам не совсем понятны? Словарно-орфографическая работа. Где можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова? (Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.) Значение слов подросток, росток и на вырост – вы найдете дома по словарю. Остальные слова посмотрим сейчас Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты. Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства. Вспомним исключения из правил, запишем в словарик школьника. Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик отрасль, подросток, на вырост Главное, что нужно запомнить: Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне! А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают? | Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей
Составление учащимися плана действий.
Работают с толковым словарём | -составляют алгоритм работы с правилом; работают со словарём; оформляют словарик школьника; делают выводы.
| Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 |
5. Реализация построенного проекта | - А теперь давайте вернемся к письму Печкина. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-.
| Делают вывод.
Анализируют, сопоставляют и обобщают. | Делают вывод | Слайд 10. |
Физкультминутка | Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку. 1. Если слово росток является исключением из правила, то встаньте + 2. Если корень- главная значимая часть слова, то поверните голову вправо-влево 2 раза + 3. Если правописание гласной в корне –лаг- - -лож- зависит от последующей буквы, то поднимите руки вверх и встаньте на носочки + 4. Если в слове роскошь есть корень с чередованием, то подпрыгните. – 5. Если в слове заросли в корне пишется буква о, садитесь +
| Выполняют упражнения | Выполняют упражнения |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. Организация учебного процесса на этапе 6 Орфограмму выделите, выбор объясните. Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли. | Учащиеся работают в парах, выступают с сообщениями.
| Работают в парах; Выявляют пробелы | Слайды 11-12 |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организация учебного процесса на этапе 7 Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните. - Наш замечательный город ____________ на берегу реки Нева.
- Эти места удивляют богатой _______________.
- Быстро ___________ на берегу палатки.
- Справа от нашей стоянки ребята увидели________________ шиповник.
- Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.
Слова для справок: выр…сти, р…стительность, выр…сти, разр….сшийся, зар…сли, р…стения | Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.
| -самостоятельно работают над поставленной задачей -адекватно оценивают свой результат -осуществляют самопроверку | Приложение 2. Слайд 13
Слайд 14 |
8. Включение в систему знаний и повторения | Цель этапа: повторить и закрепить Организация учебного процесса на этапе 8
Задание: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить. Р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять , подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст, -раст-(-ращ-) | -рос- | Исключения | Другие корни |
|
|
|
|
| Заполняют таблицу, работают в группах | Работают в группах Заполняют таблицу
Оценивают работу членов группы
| Приложение 3 |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Организация учебного процесса на этапе 9 - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. | Подводят итоги деятельности | Открытость учащихся |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Написать письмо одному из героев произведения, используя слова с изученной орфограммой. Или составить диктант для работы с перфокартами Или упр. 312 | Записывают задание. | Записывают задания | Слайд 15 |