Проектная работа слушателя курсов по русскому языку
проект по русскому языку
Проектная работа
Тема: « Формирование УУД на уроках русского языка
по теме: «Имя существительное »
С 2010 года в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» многие школы Республики Татарстан и Российской Федерации перешли на Стандарты второго поколения.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. Что привело к переосмыслению методов и технологий обучения. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение детей установить контакт для общения с другими людьми, умение анализировать свои для умения заинтересовать действия и слова, развитие кругозора, логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Эти умения называются универсальными учебными действиями (УУД).
Что такое УУД, и каково их значение в образовании и воспитании? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.
В более узком - это совокупность способов действий ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс.
УУД подразделяются на личностные ,предметные и метапредметные.
В данной работе раскроем метапредметные УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: « Формирование УУД на уроках русского языка по теме: «Имя существительное » | 255.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Проектная работа
Тема: « Формирование УУД на уроках русского языка
по теме: «Имя существительное »
Выполнила: Новикова А.А,
слушатель программы ДПО повышения квалификации
по проблеме
«Современные подходы к организации образовательного процесса по предметам социально-гуманитарного цикла (русский язык и литература)»,
учитель русского языка и литературы
МБОУ “КошкиНовотимбаевская основная общеобразовательная школа
имени И.Я.Яковлева “
Тетюшского муниципального района
Республики Татарстан
«Проектная работа допущена к защите»
Руководитель проектной работы
Профессор Скиргайло Т.О.
«____» ___________ 2019г.
Казань, 2019
Содержание
- Введение
- Планирование по теме «Имя существительное» 5 класс.
- Формирование УУД на уроках русского языка.
3.1.Задания на развитие регулятивных УУД.
3.2.Задания на развитие познавательных УУД.
3.3. Задания на развитие коммуникативных УУД.
- Заключение.
- Список использованных источников.
- Введение
С 2010 года в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» многие школы Республики Татарстан и Российской Федерации перешли на Стандарты второго поколения.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. Что привело к переосмыслению методов и технологий обучения. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение детей установить контакт для общения с другими людьми, умение анализировать свои для умения заинтересовать действия и слова, развитие кругозора, логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Эти умения называются универсальными учебными действиями (УУД).
Что такое УУД, и каково их значение в образовании и воспитании? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.
В более узком - это совокупность способов действий ребенка, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс.
УУД подразделяются на личностные ,предметные и метапредметные.
В данной работе раскроем метапредметные УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Актуальность –заключается в том, что с введением ФГОС в основной общеобразовательной школе, учителю необходимо отойти от традиционной передачи готового знания. Перед ним встает задача поиска новых путей включения самого ученика в учебную деятельность, организация процесса самостоятельного владения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Проблема – Необходимость составления заданий для формирования метапредметных УУД.
Цель проекта – Разработка материалов для формирования метапредметных УУД по русскому языку к разделу «Имя существительное» для 5 класса.
Задачи проекта:
- Изучить требования ФГОС по формированию метапредментых УУД;
- Ознакомиться с видами УУД (регулятивными, познавательными, коммуникативными);
- Определить содержание планируемых результатов ООП по разделу «Имя существительное»;
- Разработать задания на формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий по разделу «Имя существительное».
Ожидаемые результаты:
- Создание комплекта заданий по метапредметным видам УУД;
- Повышение качества образования и воспитания в школе;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам реализации ФГОС.
- Апробация заданий по формированию УУД в 5 классе.
Сроки разработки и реализации проекта:
Март 2019 год - май 2020 год.
- Планирование по теме «Имя существительное» 5 класс.
Тематическое планирование | Планируемые результаты ООП |
Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе | Знать, что обозначает существительное, морфологические признаки существительного (род, число, падеж), синтаксическую роль существительного в предложении. |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными; распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные. |
Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах существительных | Знать основные деления существительных на собственные и нарицательные, правило употребления большой буквы в именах собственных, правило выделения кавычками заглавий книг, газет и т.д. |
Род имён существительных | Знать о грамматической категории рода существительных, определять род имён существительных |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов, знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа, распознавать существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определённой лексической группой. |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Знать о лексических группах существительных, которые имеют форму только единственного числа, соотносить их с определённой лексической группой; разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют только форму множественного или единственного числа. |
Три склонение имён существительных | Знать о склонении имён существительных, об основании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного; уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные. |
Падеж имён существительных | Знать названия падежей, их значения, порядок их следования, падежные вопросы; порядок рассуждения для правильного определения падежа существительного; знать смысловые вопросы; правильно определять падеж существительного; уметь ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их синтаксической ролью существительного в предложении. |
Морфологический разбор имени существительного | Знать порядок морфологического разбора имени существительного; выполнить морфологический разбор. Способность определять последовательность действий, работать по плану. |
- Формирование УУД на уроках русского языка.
В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.
Регулятивные УУД:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- оценивать свои учебные достижения, поведение;
- работать по плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять способы для достижения поставленной цели;
- организовать выполнение заданий учителя;
- делать выводы по результатам работы;
- действовать по алгоритму, правилу;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
высказывать предположения на основе наблюдений;
Познавательные УУД:
- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;
- соотносить информацию, представленную в разных формах;
- извлекать необходимую информацию из текста;
- ориентироваться в учебнике;
- сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;
- развивать элементарные навыки работы с приборами;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;
- анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;
- анализировать и действовать с позиции содержания предмета;
- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД:
- строить монологическую и диалогическую речь;
- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;
- слушать и понимать речь других;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;
- осуществлять работу в паре (группе);
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
3.1. Задания на развитие регулятивных универсальных учебных действий.
- Задание: Прочитайте и исправьте ошибки в выделенных словах:
определи падеж исправленного существительного, сравни с эталоном, сделай вывод. При затруднении обратитесь к Орфографическому словарю Д.Н. Ушакова. Москва «Просвещение» , стр.64
Европа познакомилась с колибриями через 60 лет после открытия Америки.
Колибрии населяют огромные территории от Лабрадора на севере до Огненной Земли на юге. Центр ареала располагается на территории Эквадора, Перу и Колумбии.
Во время полета конец крыла калибри описывает восьмерку.
При затруднении обратись к Орфографическому словарю Д.Н.Ушакова.
Эталон: с колибри ( Т.п.) , колибри (И.п), крыла колибри(Р.п.)
Колибри, м. и ж. р. (не склон.)
2.Задание : Найдите районную газету «Авангард» от 19 апреля 2019 г.первую страницу, выпишите в заголовках статей по 6 имен существительных и распределите в таблицу:
собственные нарицательные
Эталон:
собственные | нарицательные |
Павел Семенович Ханжин Тихонова Ирина Авангард Госсовет Льяшевский Рамис Сафиуллов | новости безопасность визит группы прием приз |
3.Задание: Из учебника «Всеобщая история . История Древнего мира . 5 класс» А.А.Вигасин идр. § 20. Найдите по пять одушевленных и неодушевленных имен существительных и распредели в следующую таблицу:
одушевленные | неодушевленные |
Эталон:
одушевленные | неодушевленные |
индийцы | дожди |
тигры | реки |
львы | жизнь |
леопарды | джунгли |
змеи | деревни |
4.Задание: Из учебника «Литература 5 класс» найдите сказку К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» стр.73-82, прочитайте , выпишите по пять имен существительных разного рода и распределите в таблицу:
Мужской род | Женский род | Средний род |
При затруднении обращайся к таблице в учебнике «Русский язык 5 класс» Т.А.Ладыженская и др. вторая часть (Москва «Просвещение» 2015) стр.56
Эталон:
Мужской род | Женский род | Средний род |
кавалеристы | деревню | зерно |
снаряд | за рощи | дело |
отряд | пыль | крыльца |
за холмы | о калитку | небо |
за мельника | морковку | колесо |
5.Задание: Найдите в районной газете «Авангард» № 22 (10386) 29 марта 2019г. раздел Объявления. Выпишите в таблицу по пять имён существительных первого, второго, третьего склонения.
1 скл. | 2 скл | 3 скл. |
Эталон:
1 скл. | 2 скл | 3 скл. |
Реклама, пятница, коза, бабушка, папа | Ключ, дом, магазин, Авангард, перо | Мебель, дверь, дочь, ночь, шаль |
6. Задание: Прочитайте объявление:
«В магазин «Лаванда» по улице Калинина дом 12, поступили в продажу: грабли, ножницы, плоскогубцы, фарфор, очки, часы, чернила , качели. Спешите , товар ограничен.» выпишите , распределив, имена существительные в таблицу:
Только в единственном числе | Только во множественном числе |
В каждую графу добавьте по одному слову.
Эталон:
Только в единственном числе | Только во множественном числе |
Молоко, сахар, фарфор, Воздух, здоровье | Грабли ,ножницы , очки, часы, сутки, качели, чернила, плоскогубцы |
7.Задание : Напишите объявление о наборе в Авиационный колледж города Ульяновска и расскажите о его рабочих профессиях.
Эталон:
Объявление
Ульяновский авиационный колледж объявляет набор учащихся по специальностям:
- мастер общестроительных работ
(каменщик, штукатур, плиточник, отделочник)
- станочник широкого профиля
(токарь, фрезеровщик, штамповщик, сверлильщик, наладчик, ЧПУ)
- сварщик
(газоэлектросварщик. ,резчик по металлу)
-оператор ЭВМ
-товаровед.
Приемная комиссия.
7.Задание: Прочитай сочинение :
«В выходной день я встретился с другом . Я и мой друг сначала разговаривали, потом пошли к озеру, потом мы пошли к пруду, немного погуляли, отдохнули. Потом подул ветер. Неожиданно пошел дождь. Я побежал домой, мой друг тоже побежал домой. Так мы немного погуляли».
Составь рекомендации.
Эталон:
Рекомендации:
- Озаглавь текст.
- Выдели абзацы.
- Убери повторы слов, замени синонимами.
- Отредактируй предложения.
8.Составьте синквейн об имени существительном.
Эталон:
1.существительное
важное, необходимое
обозначает, называет, исполняет
Является главным членом предложения.
Речь
2.Существительное
существительное
многочисленное, самостоятельное
называет, уточняет, склоняется
Включает в себя название предметов.
Мощь
9.Напиши рекомендации другу о том, в каком порядке изучать имена существительное.
Эталон:
Инструкция по определению имени существительного в речи.
- Подумай, что обозначает имя существительное?
- Проверь как оно изменяется.
- Определи какую роль имя существительное выполняет в предложении.
10. Задание: Придумай задание для товарища по парте на правописание не с существительными.
Эталон: (Не погода, несчастье, не дотрога, неурожай, непоседа, не былица. Это неправда, а ложь. Здесь нужна неопытность, а знания. Не друг, а враг. Нас ожидала неудача, а разочарование. К беде не опытность ведёт. Не стихи, а проза. ), объясни свой выбор.
Эталон: Непогода, несчастье, недотрога, неурожай, непоседа, небылица. (Слова пишутся слитно, потому что нет противопоставления и слова не употребляются без не). Это не правда, а ложь. Здесь нужна не опытность, а знания. Не друг, а враг. Нас ожидала неудача, а разочарование. К беде неопытность ведёт. Не стихи, а проза. (есть противопоставления, поэтому не пишется раздельно).
11.Тема: Имя существительное как часть речи».
Цель: планировать свою деятельность в связи с предъявленной ситуацией.
Задание: Выберите из предложенных высказываний то, которое поможет раскрыть цель нашего урока?
- Вспомнить , какие части речи мы изучали.
- Определить самостоятельные и служебные части речи.
- Научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени существительного.
Эталон: 3. Научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени существительного.
12. Задание: Предложи товарищу составить вопросы для взаимопроверки по теме Имя существительное.
Эталон:
1.Что обозначает имя существительное?
2. На какие вопросы оно отвечает?
3.Морфологические признаки (постоянные, непостоянные).
4.Синтаксическая роль в предложении.
13. Проанализируйте рекламу в газете «Авангард» от 20 ареля 2019г. :
«Перо-пух
Куплю пух-перо. Старые и новые подушки, перины. Дорого. Реклама»
Какого рода существительных больше?
Эталон: существительных женского рода больше.
14. Задание: Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)
1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.
2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.
- Чему учат эти слова? Какова тема занятия?
Эталон:
1) Доброе слово лечит, а злое калечит.
2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.
(Добро и зло)
15. Ученики в классе заспорили. Кто прав?
Миша считает , что слово «кофе» среднего рода, а Таня считает , что слово «кофе» мужского рода. Рассуди ребят. При затруднении найди ответ в Словаре И. Даля
Эталон: мужского рода.
Задания на формирование Познавательных УУД
1.Задание: Найдите в словаре С.И. Ожегова значение слова «существительное».
Эталон: Существительное, -ого, ср. или имя существительное. В грамматике : часть речи, обозначающая предмет, меющая категорию рода и изменяющаяся по падежам и числам . Склонение имен существительных.
(Источник С.И. Словарь русского языка. Москва «Русский язык» 1983. Стр.695)
2. Задание: По толковому словарю определите лексическое значение слова ореол.
Эталон:Ореол -, -а, м.1. Световая кайма , похожая на сияние, вокруг ярко освещенного предмета, а также на фотографическом снимке такого предмета(спец.). 2. Перен. Блеск, почет, окружающие кого-н. (высок.). В ореоле славы. О. героя. (Источник С.И. Ожегов Словарь русского языка. Москва «Русский язык» 1983. Стр.404)
3. Задание: Прочитайте, озаглавьте текст и перескажите, употребляя существительные в единственном и множественном числе, определите падеж этих существительных.
Текст: Птиц зимой надо подкармливать. Они любят различные семена, но семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Их можно кормить также крошками белого хлеба. Крошки черного хлеба вредны для птиц. Охотно пташки едят творог, сливочный маргарин. А дятлы и синицы любят клевать несолёный жир и мясо.
Эталон: Это интересно!
Птичку (р.п.) зимой надо подкармливать. Она любит различные семена, но семена лучше раздавливать. Нельзя давать птице (д.п.) жареные семена. Её можно кормить также крошками белого хлеба. Крошки черного хлеба вредны для птички.(р.п.) Охотно птичка (и.п.) ест творог, сливочный маргарин. А дятел и синичка любят клевать несолёный жир и мясо.
4. Задание: Послушай по радио сообщение о погоде. Напиши о том , какой будет погода в различных местах нашей страны. Подчеркни обстоятельства , выраженные именами существительными. Определите падеж этих существительных.
Эталон : По всей России (И.п.) ожидается большое количество осадков. На Юге (П.п.)страны ожидаются сильные дожди. В Москве (П.п.) пасмурно, возможна гроза, температура воздуха опустится до -1 градуса. В Санкт-Петербурге (П.п.) похолодает до -4 градусов. В Казани (П.п.) пройдут ливневые дожди.
5.Из Толкового словаря русского языка М.И.Махмутова выпишите имена существительные , которые могут выступать в роли имен прилагательного, поясните свой выбор.
Эталон:
Прилагательное, употребляясь без существительного, может само приобрести значение существительного и выступать в предложении в его роли. Например, в предложениях Больной выздоровел. Врач навестил больного слово больной обозначает «тот, кто болен» и обозначает предмет по его свойству, а не свойство предмета. В таком же значении могут употребляться прилагательные бедный, богатый, слепой, хромой, рабочий, столовая, ломовой, дежурный и др., Становясь существительным, прилагательное приобретает и грамматические признаки существительных.
6.Задание: Придумать сказку про существительное.
Эталон: В некотором царстве, в некотором государстве жило его величество – Имя существительное. Все очень любили эту часть речи и часто обращались к ней за помощью. Невероятно возгордилось Имя Существительное, провозгласив себя самой главной частью речи. Обиделись на него другие части речи. Имя прилагательное больше не стало согласовываться с именем существительным в роде, числе и падеже. Потеряло Имя Существительное свою привлекательность: стало скучным и однообразным. Глагол тоже отвернулся от зазнайки. Предлоги бросились наутек.
Задумалось Имя существительное.Оказывается, все части речи нужны и важны в современном русском языке.Помирились они и больше не ссорились .
- Задание: Подберите из книги «Сборник пословиц и загадок для детей» В.Васильевой две загадки так, чтобы отгадки существительные стояли в о множественном числе.
Эталон:
Отгадайте загадки.
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне и елке,
И называются … (Иголки)
Мухи белые летели
На дворы, на крыши сели.
Не сочтете белых мух,
Что летают, словно пух. (Снежинки)
8.Из Фразеологического словаря Е.Н.Телия подберите 5 фразеологизма на правописание не с существительными.
Эталон:
Не ко двору , Не по зубам,
Не фунт изюму, Не в коня корм, Не лыком шит.
9.Из стихотворения
Найдите разносклоняемые существительные.
Есть история про племя.
Лишь весной настанет время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять - бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на стремя,
Над собою поднял знамя,
Раздувая распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Т.Рик , найдите 6 разносклоняемые существительные.
Эталон: Стремя, племя, знамя, пламя, бремя, семя.
10.Задание: Представь, что тебе дали задание написать статью в стенгазету «Зачем нужно имя существительное в русском языке?».
Эталон:
Все части речи русского языка являются нужными. Одной из них является имя существительное.
Трудно даже представить какой бы была наша речь, если бы в ней не было существительных. Оно обозначает предмет. Представьте, если бы его не было, тогда мы не смогли даже элементарно назвать предметы, которые нас окружают.
Главные члены предложения- это его грамматическая основа, и как раз существительное является в ней подлежащим. Без них наша речь потеряет смысл и станет очень непонятной. Существительное –неотъемлемая часть русского языка и нашего мира! Поэтому , я думаю, что надо всем изучать имена существительные.
11.Задание: Представь себе, что на кружке по краеведению тебе дали задание найти и написать легенду о истории твоего села. Сколько имён собственных ты использовал в работе?
Эталон: Давным, давно где-то в 17 веке, примерно во времена царствования царя Алексея Михайловича, который от природы отличался добродушием и отзывчивостью к страданиям до такой степени, что заслужил прозвище «тишайшего» царя, несли службу, сведенные судьбой быть вместе, в царском войске три земляка из края Чувашского. Того, который был из Б.Тайбы, звали Тауш, другого Чикилта, а третьего Тимбай. Они были из Цивильского региона.
Получив царскую грамоту, эти три друга-земляка отправились в незнакомый им край подыскивать подходящее место для обоснования чувашских населенных пунктов. Порядочно походив, добрались до высокого холма в районе нынешнего села Русские (Лесные) Кишаки, откуда хорошо просматривалась вся окружающая местность. Чикилта облюбовал местность на берегу большой реки (ныне Свияга). Там обосновался на постоянное местожительство. Затем там же появилась деревня Чикилтым. Таушу понравилась местность в долине небольшой реки (ныне река Кильна), где обосновался навсегда. Туда стали приезжать сельчане — переселенцы. Появилась деревня под названием Тайба Таушево. Тимбай решил обосноваться недалеко от земляка. Потом образовалось селение, которое получило название Кошки Тимбаево, а через определенное время Кошки Новотимбаево.
Всего 20 существительных.
12. Прочтите стихотворения С.Михалкова, подберите слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма и сформулируйте тему урока.
Где очки у тёт… Вал…?
У неё очки пропали!
Ищет бедная старушка на подушк…,
На кадушк…, в духовк…, в кладовк…,
В старом лукошк…, в миск… у кошк… .
Искала и в беседк…, спросила у соседк… .
А они на самом деле
У неё на лбу сидели!
Эталон: у тёти - у кошки, у соседки, На подушке – на кадушке, в духовке, в кладовке, в лукошке, в миске, в беседке.
Тема урока: Безударные окончания е, и в именах существительных.
13 . Задание. Из учебника География. Землеведение. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012..
«Горные реки имеют:
- бурное и стремительное течение,
- относительно прямые русла,
- речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
- дно почти все занято руслом,
- неблагоприятные условия для судоходства.
Равнинные реки имеют:
- плавное и спокойное течение,
- русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
- разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,
- русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
- развитое судоходство.
Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.»
Выпиши существительные и распредели их по родам.
Эталон:
М.р.- берегов, размыв,
Ж.р.-реки, долины, работа, ширина, глубина, часть,
С.р.-течение, русла, дно, днище, судоходство,
14.Задание: Групповой проект «Портрет одного слова»
Инструкция:
Найдите слово «Картофель» в различных словарях и энциклопедиях. Как это слово появилось в России и с чьим именем связано?
- Выясните, как часто и где используется это слово сейчас.
- Объедините результаты своих поисков в презентацию.
-Выберите докладчика.
-Представьте свой проект одноклассникам.
Эталон: Слово: Картофель
1 группа: История слова картофель.
Карто́фель. Заимствование из немецкого, где Kartoffel («картофель») имел ранее форму Tartuffel, восходящую через итальянское tartufolo («трюфель») к латинскому terratuber, что буквально значит «земляная шишка» от terra — «земля» и tuber — «шишка». (Происхождение слова картофель в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.)
КАРТОФЕЛЬ- клубнеплод семейства пасленовых с клубнями, богатыми крахмалом картофель клубнеплод сем. пасленовых с клубнями, богатыми крахмалом, а также сами клубни (Ожегов. Словарь русского языка Ожегова. 2012).
Родина картофеля –Южная Америка. Изначально его выращивали как картофель начали выращивать как декоративное растение. Позднее картофель стали использовать для приготовления пищи. Именно тогда царь Петр привез в Россию мешок картошки. Крестьяне отказывались от картошки. Но через годы народ оценил ее полезные и питательные качества. В России картошку называют вторым хлебом.
2. группа : В современном языке слово картофель употребляется часто в кулинарии : Картофель фри, жаренная картошка, картошка в мундире, картофель отварной, картофельное пюре..;
в художественной литературе: Посадили мы картошку Посадили мы картошку: Мама – в поле, Я – в саду. Мама – много, Я – немножко. Я – всего одну гряду. Чтоб моя росла скорей, Я весь день Тружусь над ней. Я минуты Неподвижно У картошки не сижу. То подальше, то поближе Я ее пересажу. - Будет чудо-огород, - Говорит сосед Сережка, - Если вырастет картошка, Несмотря на твой уход. автор: Э. Островская.
В устном народном творчестве: Это чудо плод
Ее едим мы круглый год
Пюре, супы, салат, окрошка
Везде присутствует … (Картошка)
ПРИТЧА О КАРТОШКЕ И ОБИДЕ
Ученик спросил учителя:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? – недоумённо спросил ученик.
- Нет, – ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал:
- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое. Но учитель ответил:
- То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень. Наши пороки порождаем мы сами. А нужно ли Вам таскать мешок гнилой картошки внутри?
3 группа –презентация.
15.Задание. Подбери из учебника Литературы 5 класс 5 фразеологических оборота, в которых есть имена собственные.
Эталон: Фома неверующий - недоверчивый человек; Филькина грамота - документ, не имеющий юридической силы; Федот до не тот - не то, что ожидалось; Содом и Гоморра - шум и суматоха; Сизифов труд - бесполезный тяжелый труд;
Задания на развитие Коммуникативных УУД
1.Задание: Составить алгоритм по теме «Имя существительное как часть речи».
- Найдите характеристику для имени существительного, с которым будете работать.
-Подберите необходимую информацию.
-Каждая группа напишите свои данные.
-Объедините результаты своих поисков в презентацию.(листок на доске)
-Выберите докладчика.
-Представьте свой проект одноклассникам.
Эталон:
1 группа: Значение. 2 группа : Изменение. 3 группа: Роль в предложении. |
2. Задание: Подготовьте вопросы для соседа по парте:
Выполните взаимопроверку в паре.
Эталон:
Вопросы:
1. Что обозначают имена существительные?
2. Назовите постоянные признаки имен существительных.
3. Назовите непостоянные признаки.
4. Выполните морфологический разбор одного существительного.
Эталон: Имена существительные –это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными. Имеют три склонения, изменяются по родам.
Число, падеж.
Н-р: 1. (Из) коробочки- сущ. (из чего?)
2.н.ф.-коробочка
Постоянные признаки: нариц., неодуш., в ж.р., в 1 скл.
Непостоянные признаки: в Р.п., в ед.ч.
3. Буду кормить (из чего?) из коробочки (дополнение).
-------------------
3.Задание: Представь себе, что в школе проводится конкурс на лучшего чтеца. Составьте объявление , в котором используется имя собственное.
Эталон:
Объявление!
Внимание учащиеся школы!
26 апреля в 12 часов, в актовом зале Кошки-Новотимбаевской школы ,состоится конкурс чтецов , посвященный Дню рождения Мусы Джалиля. Заявки на участие принимаются в учительской. Администрация школы.
4.Задание: Составь кроссворд на тему: « Слова с сочетаниями ча-ща,чу-щу, жи-ши.»
После составления кроссворда поменяйтесь с другой группой и попробуйте разгадать его.
Эталон:
По горизонтали. 1. Сами крошки. Боятся кошки, Под полом живут, Туда все несут. (Мыши.) 2. Мы ходим ночью, Ходим днем, Но никуда мы не уйдем. (Часы.) 3. Драчуны и забияки, живут в воде, кости на спине, и щука не проглотит. (Ерши.) 4. Бегут по дорожке доски на ножке. (Лыжи.) 5. Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник.) 6. Белые горошки на зеленых ножках. (Ландыши.) Если вы все записали правильно, то в обведенных клеточках по вертикали прочтете отгадку на загадку К. И. Чуковского: «Маленькие домики по улице бегут, мальчиков и девочек по улице везут». (Машины.) |
5.Задание: Составьте с товарищем по парте сказку об имени существительном , и поделись с классом.
Эталон:
Сказка о существительных.
Жило-было в книжке одно предложение, которое читалось так: В большом красивом лесу живут зайцы, белки, лисы и многие другие животные.
И вот захотели существительные из этого предложения встать впереди всех. Никак не хотели они стоять на своем месте. Но прилагательные и глагол стали им грозить, что выгонят их из предложения. Существительные знали, что без них предложение будет неполным и незаконченным. Тогда решили союз, глагол и прилагательные пойти к царю страны Русского языка, чтобы он рассудил их. Царь долго думал и принял решение, что если существительные не одумаются, то он переделает предложение так, что обойдется без существительных и заменит их картинками.
Существительные испугались и быстро встали на свои места.
6.Задание: Игра «Интервью»
Правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.
Эталон:
– К какой группе частей речи относится существительное?
– Назовите общее грамматическое значение данной части речи?
– На какие вопросы отвечают существительные?
– Перечислите морфологические признаки?
– Каким членом предложения является существительное?
7.Задание: Подготовь связный рассказ на тему “Собственные имена существительные”, поменяйся с соседом по парте и дополните рассказ друг друга, используя имена собственные.
Эталон:
Собственные имена существуют для того, чтобы ими что-то называли. Мы редко задумываемся, что означают наши имена. Они идут с нами по жизни с самого рождения, а иногда выбираются родителями ещё до рождения ребёнка. Каждое имя имеет историю. Часто ребёнка называют в чью-то честь: отца или дедушки, а то и в честь какого-то знаменитого человека. Например:Виктория –(лат.) – победа, Маргарита – (лат.) жемчужина, Роман – (лат.)римлянин, Эдуард – (древнегерман.)страж богатства. Собственные имена называют предмет, не описывая его.
8.Задание: С товарищем по парте напишите рассказ на тему: « Как у существительных род появился» и поделитесь с классом.
Эталон: О том как у существительных род появился.
Жили-были в одной сказочной стране МОРФОЛОГИИ слова. Их было много и все они были одинаковые. Королева Морфологии их всегда путала.
И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён».
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не смогли разделить их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. ( Туда попали стул, и стол, и дом, и мир, и много других). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть станут среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)
Вот так род у существительных появился.
9.Задание: Возьмите интервью у своих родителей о том, как прошел рабочий день, описать его , употребив только существительные.
Эталон: Утро. Будильник. Умывальник. Чайник. Плита. Чашка. Завтрак. Одежда. Работа. Трамвай. Начальник. Обед. Звонок. Усталость. Магазин. Дорога. Дом. Ужин. Семья. Сон.
10.Задание: Подберите с соседом по парте существительные, связанные с профессией ваших родителей.
Эталон: Учитель, ученик, школа, класс, урок, мел, журнал, проверка, звонок, перемена….
11.Задание: Представьте, что в твой день рождения приготовили одноклассники поздравительную стенгазету, напиши слова благодарности, с помощью только существительных.
Эталон: Друзья- Коля, Витя, Дима, Миша и Кирилл! Молодцы! Фото-супер!
Неожиданность, Приятность, Радость. Благодарность. Дружба.
12.Задание: Представьте, инструкцию для своих одноклассников , как найти подлежащее в предложении.
Эталон:
1. Внимательно прочитай предложение.
2. Подумай, что обозначает каждое слово.
3.Определи то слово, которое выполняет действие.
4.Поставь вопрос к нему кто? или что?
5. Определи падеж. И если это Именительный падеж. Значит ты правильно нашел подлежащее.
6. Объясни новость товарищ у по парте.
13.Задание: Составьте задание партнёру по парте для повторения имени существительного.
Эталон: Представьте , что тебя попросили составить текст об имени существительном, напиши его выделив три основные характеристики имени существительного. При затруднении повтори правило в учебнике .
14. Задание. Составьте алгоритм по теме «Правописание не с именами существительными»
Эталон:
15. Прочитайте текст:
Старый скворец
Скворцы вывелись и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями.
Но до сих пор на ту же яблоню прилетает в хорошее росистое утро старый скворец и поет.
Вот и странно, казалось бы, все уже кончено, самка давно вывела, детеныши выросли и улетели… Для чего же старый скворец прилетает каждое утро на яблоню, где прошла его весна и поет?
М.Пришвин.
Составьте интервью со скворцом.
Эталон:
-Здравствуй, скворец! Отчего твоя песня так радостно звенит?
-Я радуюсь встрече со своим родным краем, где когда-то родился я,. Над этим садом совершил первый свой самостоятельный полет. Сюда зовет меня мое горячее сердце.
-Куда же ты пропал, милый скворец? Отчего песня твоя не так беззаботна и весела?
-Горячая пора у нас, у скворцов .Весь день проводим в заботах о своем потомстве: ловим мошек, насекомых, ищем червячков. Так проходит летний день. Скоро наступит пора первых уроков для скворчат : праздник первого полета. В такое время приходится быть начеку, того глади появится наш давний враг-кошка.
- Закончились твои заботы, старый скворец. Для чего же теперь ты прилетаешь каждое утро на яблоню?
- Скоро придет время отправляться в трудный полет. Так я расстаюсь тем, что мне дорого. Среди цветущей яблони прошла весна и наступила осень. Мою песню слушает яблонька. Она будет звучат ей всю зиму. Это придаст мне силы вернуться сюда вновь.
-Счастливого тебе пути, скворец. Я тоже буду хранить в душе твою песню и тоже буду ждать тебя. Возвращайся, милая, отважная птичка.
Заключение
В данной проектной проекте мы представили задания, которые формируют регулятивные, познавательные и коммуникативные планируемые результаты по русскому языку в 5 классе по разделу «Имя существительное». В сфере развития регулятивных УУД приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров.
Задания на познавательные УУД направлены на оценку умений работать с информацией для выполнения учебного задания, на становление логических познавательных УУД (наблюдать, классифицировать, сравнивать, соотносить, обобщить), на основе которых формируется умение учиться.
Большинство заданий по диагностике коммуникативных планируемых результатов составлено на основе работы с текстом малого и большого объема, различных стилей и типов, что является важнейшим условием формирования метапредметных планируемых результатов.
Представленный в работе материал соответствует содержанию примерной программы по русскому языку ФГОС ООО и структуре учебников под редакцией Т.А.Ладыженской и М.М.Разумовской. Учитель может использовать этот материал на уроках, в качестве домашних заданий, а также в целях диагностики и оценки сформированности у школьников универсальных учебных действий.
Список использованных источников.
I. 1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. / Н.В.Егорова Н.В. - 2-е изд. Перераб. _ М. : ВАКО, 2015. - 416 с.
2. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова — Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 с.
3. Дейкина А.Д. Русский язык: Универсальные учебные материалы: 5-6 классы / А.Д. Дейкина, Т.М.Пахнова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:Вербум-М. 2008. - 172 с.
3. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская [и др.]; научный редактор Н.М.Шанский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.
4.Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 класс
II. Электронные ресурсы
.
Программа развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bashmaka.su >ov|programma_razitiya_univversalnuh... – Заглавие с экрана.
- http://elenaranko.ucoz.ru/ - шаблон к презентации
- Подробнее - на Znanija.com - https://znanija.com/task/13985605#readmore
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателя профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе: «Технология: теория и методика обучения в образовательной организации»
Оригами – это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выр...
Проектная работа слушателей курсов "Формирование развивающей образовательной среды по предмету "Химия" в условиях реализации ФГОС ОО"
В проекте представлен методический материал к уроку химии в 8 класса по теме «Химические уравнения», составленный с учетом требований ФГОС ОО.Методический материал к данному уроку в...
Проектная работа слушателей в рамках курсах повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся»
Проектная работа слушателей в рамках курсах повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся»...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме «Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТАслушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме«Проектирование современного урока географии,...
Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Теория и методика преподавания иностранного языка в контексте реализации ФГОС ООО и СОО» (Срок обучения: 19.11.2018 – 04.12.2018)
Условие профессиональной задачи. Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения задачи учителем. Фрагмент технологической карты урока....
Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»
В работе рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....
Экспертное заключение на курсовую работу слушателя курса повышения квалификации "Современные аспекты организации проектно-исследовательской деятельности в УДОД"
Работа посвящена решению проблемы (краткое описание проблемы)Данная работа «Проект: Письма памяти» в рамках курса повышения квалификации «Современные модели социализации детей путём ...