Технологическая карта урока "Приставки" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Аносова Татьяна Александровна

Технологическая урока "Приставки" для учащихся 5 класса разработан по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МКОУ Аносовская СОШ

Аносова Татьяна Александровна

Технологическая карта урока

УМК: Т.А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ, М.Т. БАРАНОВ, Л.А. ТРОСТЕНЦОВА И ДР

Предмет

Русский язык

Дата проведения

06.02.2020 год

Класс

5 класс

Урок

№ 99

Тема

Приставки

Раздел программы

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Продолжительность урока

45 мин.

Цель деятельности учителя

актуализировать знания о приставке как словообразующей морфеме; об отличии приставки от предлога; формировать умение применять на практике правила правописания приставок, развивать орфографическую зоркость

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определения приставки; смысловое значение приставки уметь правильно выделять приставку в слове; образовывать слова с указанными приставками; объяснять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова; пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта/ приобретенная компетентность):  поставить цель и организовать ее достижение; умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные роли в группе и коллективе; уметь использовать рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка. 

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый, эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, парная, фронтальная.

Наглядно - демонстрационный материал

Экран, компьютер, проектор.

Основные понятия

Приставка как словообразующая морфема, предлог

Образовательные ресурсы

УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

Организационная структура (сценарий) урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодей-

ствия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

0,5 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.                                      Добрый день. День ясный зимний. Настроение у него светлое, легкое, воздушное. А какое у вас настроение? Поднимите карточки со смайликами. Хорошо. Готовы к работе?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размешают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к работе.

Фронталь-

ная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющие.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

2. Актуализация и пробное учебное действие

3 мин.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа. Мультимедийная презентация

Презентация (картина). Слайд1.

- Перед вами картина русского художника 19 века К Крыжицкого. Какое время года изображено на картине «Зимний пейзаж со стогами»? Поговорим о приметах зимы. Какая погода зимой?   Что бывает зимой? (Холод, мороз, ветер, вьюга, снег, метель.) Подберите, опираясь на живописное полотно, к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д.) 

Слайд №2. На слайде слова «Холодная,   морозная,    сказочная»

- Выделите в этих словах морфемы (устно).

-Что такое морфема?

-Какие слова не имеют окончаний?

-Что такое нулевое окончание?

-Что такое корень слова?

Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?

-Что такое суффикс?

-Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны? Приведите примеры из домашнего упражнения 411.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Индивидуальная, фронтальная.

3.Определение темы и цели урока

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа.

- Подумайте, какая морфема в этих словах отсутствует?

Совершенно верно “Приставка”. Откройте тетради и запишите число, классная работа, “Приставки”.

Поставьте цели  занятия. Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи приставок, находить приставки в словах)

- Сегодня мы поговорим о приставках. Как вы думаете, все ли знаете о них? Проверим.

Формируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Строят понятные для партнера высказывания.

Индивидуальная, фронтальная

4. Систематизация и обобщение ранее изученного материала

Обобщение и систематизация знаний. Письменная работа.

Прием “Верные и неверные утверждения”.

Учитель: Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.

1

2

3

4

5

6

7

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов “Верите ли вы, что….”. Если вы верите, то во второй строчке ставьте знак “+”, если нет, то “-”. Третья строчка остается пустой.

Вопросы:

1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?

2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?

3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?

4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?

5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?

6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?

7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью речи? (Например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)

- На вопросы вы ответили, в конце урока мы к ним снова вернемся,

Отвечают на вопросы письменно

Индивидуальная

5. Изучение нового материала

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа

Языковая разминка. Слайд 2.

-Поиграем в игру «Ценные находки». Найдите   слова с приставками, назовите их.

Поездка,  полено, подпилить, помощь, подписать, полезный,  дописать, дошить, домашний, росчерк, роскошь, разиня, разный, разиня,  разбросать.

- Какой вывод мы сделаем? Что надо сделать, чтобы правильно найти приставку в слове?

-Прочитайте правило на с. 21.

Учитель: Обратили ли вы внимание на слово “значимая”?

Почему приставка – это значимая часть?

(Ученики высказывают свое предположение)                                                  Учитель:                                      

- Взгляните на картинки в учебнике. Посмотрите каждая из приставок  что – то обозначает. Назовите (перемещение, движение внутрь, наружу, присоединение и т.п.)

Учитель: Проверим ваши знания.

Работа в парах. Перед вами раздаточный материал. 

Из перечисленных признаков подчеркнуть те, которые характеризуют приставку

  • часть слова
  • служит для связи слов
  • стоит перед корнем
  • неизменяемая часть слова
  • неизменяемая часть речи
  • общая часть родственных слов
  • указывает на различные формы слова
  • значимая часть слова
  • служит для образования слов.

 Слайд 3.    ЗАПОМНИТЬ!

«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» К.И.Чуковский. (Читает высказывание, обращает внимание на значение приставки)

Работают в парах. Обсуждают. Воспринимают информацию на слух.

Читают правило. Устно отвечают на вопросы. Приводят примеры.

Фронтальная

Групповая

6.

Физкульт-

минутка «Снежки»

Докажем правильность слов К.Чуковского и одновременно отдохнем, образовав с помощью приставок  слова. Я бросаю «снежок» (мячик), говорю приставку, вы ловите, добавляете слово любой части речи и кидаете обратно: по-, от-, из-, с-, пере-, вы-, за-, раз-. Отдохнули. Садитесь.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Фронталь-

ная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

7. Первичное закрепление изученного материала

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Словесно иллюстративный рассказ с элементами эвристической беседы, работа с учебными пособиями

1. Тренировочное упражнение:  Упражнение 416

Работа в тетрадях.  Слайд 4.

Спишите текст, обозначая приставки в выделенных словах.

1.Час обеда приближался,

Топот по двору ра..дался:

Входят семь бог..тырей,

Семь румяных ус..чей.

Старший молвил: Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да х..зяев поджидал».

 Слайд

Из какого произведения эти строки?                                                                                                       

3. Посмотрите на выполненное упражнение № 416. Назовите слово, похожее на приставку, но пишущееся раздельно (по). Как оно называется? Итак, вы вспомнили предлог. С какими частями речи употребляется?  Давайте поиграем.  Игра «Да - Нет».                                  Хлопните всего разок,                                                    Если в слове есть предлог,                                    А приставку услыхали -                                              Хором все ее назвали.

-Поехали, до школы, перешел, за ворота, добежал, нарисовал, по снегу, про кота.

 Работают с учебником, проводят взаимопроверку по готовому образцу на слайде.

Взаимопроверка. Сверяют работы товарища с правильными ответами на слайде

Фронталь-

ная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,

трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса.

8. Самостоятельная работа

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа по вопросам. Наблюдение за языковыми явлениями, анализ единиц языка.

Карточка №1

  Прочитайте внимательно текст. В подчеркнутых словах выдели приставку. Слова снежинки, пушистый разбери по составу. Озаглавьте текст.                                                        Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там.                                                                                                                                                Карточка №2

Составить текст из 3 – 5 предложений по картине К.Крыжицкого на тему «Зима», используя слова с приставками: накрыл, заморозило, спрятались, навалило.                      

Карточка №3                                                                                                                                                   Вставить подходящие по смыслу приставки и суффиксы.

Вдруг лес  ..гудел, все в нём   ..шипело. По лесу  ..бежала позёмка.  ..летел ветер, деревья ..качались. С еловых  ..летели сугробы. Началась пурга. Она   …должалась день и ночь, весь лес  …лепила снегом

Карточка №4.                                                                                                                                                     Записать слова в таблицу, распределяя в нужный столбик (столбиков 4).                                                                                                               Влить, вниз, взболтать, взлететь, вписать, взорвать, взобраться, вмешаться, выбраться, взмахнуть, вымыть.

Проверка работ по карточкам.

 Выполняют задание, выполняют упражнения. Формулируют внутренние  собственные мысли. Контролируют себя.

индивиду-

альная.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения. Познаватель-

ные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебное действие, осознают правило контроля и пользуются им.

Коммуникативные:  осуществляют совместную деятельность в рабочих группах, умеют задавать вопросы.

8. Обобщение полученных  на уроке  сведений.

Закрепление.

Работа по вариантам.

- Давайте вернемся к табличке “верные и неверные утверждения” и снова ответим на вопросы, ответы вносите в последнюю строчку.

Учитель: Ответы на какие вопросы совпали, а на какие – нет?

(Ученики дают ответы)

Учитель: Хорошо, что сейчас вы знаете правильные ответы на вопросы.

Выполнение упражнения, проверка выполненной работы.

Индивиду-

ально-групповая.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, делают обобщение, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

Подводим итоги. Предлагаю составить синквейн

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).    (ПРИСТАВКА - ЗНАЧИМАЯ, НЕИЗМЕНЯЕМАЯ - ОБРАЗОВЫВАЕТ, СТОИТ, ЗНАЧИТ- ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА – МОРФЕМА)

Ваши ответы на вопросы и работа на уроке показали, что материал вами понят.             - Достигли ли мы целей урока?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы.

- Понравилось ли вам на уроке?

- Дайте оценку нашей работе. Поднимите карточки с оценками.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правила контроля, исправляют и объясняют ошибки.

Домашнее задание.

П.77, стр.21, упр.417,418

Используемая литература.

  1. Мастерская «Игр на уроках русского языка» 5 класс, Москва «Вако», 2014 год.
  2. Поурочное планирование «Русский язык» 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. издательство «Учитель» 2014 год.
  3. «Русский язык» 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., Москва «Просвещение»,  2014 год.



Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МКОУ Аносовская СОШ

Аносова Татьяна Александровна

Технологическая карта урока

УМК: Т.А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ, М.Т. БАРАНОВ, Л.А. ТРОСТЕНЦОВА И ДР

Предмет

Русский язык

Дата проведения

06.02.2020 год

Класс

5 класс

Урок

№ 99

Тема

Приставки

Раздел программы

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Продолжительность урока

45 мин.

Цель деятельности учителя

актуализировать знания о приставке как словообразующей морфеме; об отличии приставки от предлога; формировать умение применять на практике правила правописания приставок, развивать орфографическую зоркость

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определения приставки; смысловое значение приставки уметь правильно выделять приставку в слове; образовывать слова с указанными приставками; объяснять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова; пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта/ приобретенная компетентность):  поставить цель и организовать ее достижение; умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные роли в группе и коллективе; уметь использовать рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка. 

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый, эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, парная, фронтальная.

Наглядно - демонстрационный материал

Экран, компьютер, проектор.

Основные понятия

Приставка как словообразующая морфема, предлог

Образовательные ресурсы

УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

Организационная структура (сценарий) урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодей-

ствия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

0,5 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.                                      Добрый день. День ясный зимний. Настроение у него светлое, легкое, воздушное. А какое у вас настроение? Поднимите карточки со смайликами. Хорошо. Готовы к работе?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размешают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к работе.

Фронталь-

ная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющие.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

2. Актуализация и пробное учебное действие

3 мин.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа. Мультимедийная презентация

Презентация (картина). Слайд1.

- Перед вами картина русского художника 19 века К Крыжицкого. Какое время года изображено на картине «Зимний пейзаж со стогами»? Поговорим о приметах зимы. Какая погода зимой?   Что бывает зимой? (Холод, мороз, ветер, вьюга, снег, метель.) Подберите, опираясь на живописное полотно, к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д.) 

Слайд №2. На слайде слова «Холодная,   морозная,    сказочная»

- Выделите в этих словах морфемы (устно).

-Что такое морфема?

-Какие слова не имеют окончаний?

-Что такое нулевое окончание?

-Что такое корень слова?

Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?

-Что такое суффикс?

-Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны? Приведите примеры из домашнего упражнения 411.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Индивидуальная, фронтальная.

3.Определение темы и цели урока

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа.

- Подумайте, какая морфема в этих словах отсутствует?

Совершенно верно “Приставка”. Откройте тетради и запишите число, классная работа, “Приставки”.

Поставьте цели  занятия. Чему мы будем учиться? (Будем учиться образовывать новые слова при помощи приставок, находить приставки в словах)

- Сегодня мы поговорим о приставках. Как вы думаете, все ли знаете о них? Проверим.

Формируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Строят понятные для партнера высказывания.

Индивидуальная, фронтальная

4. Систематизация и обобщение ранее изученного материала

Обобщение и систематизация знаний. Письменная работа.

Прием “Верные и неверные утверждения”.

Учитель: Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.

1

2

3

4

5

6

7

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов “Верите ли вы, что….”. Если вы верите, то во второй строчке ставьте знак “+”, если нет, то “-”. Третья строчка остается пустой.

Вопросы:

1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?

2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?

3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?

4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?

5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?

6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?

7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью речи? (Например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)

- На вопросы вы ответили, в конце урока мы к ним снова вернемся,

Отвечают на вопросы письменно

Индивидуальная

5. Изучение нового материала

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа

Языковая разминка. Слайд 2.

-Поиграем в игру «Ценные находки». Найдите   слова с приставками, назовите их.

Поездка,  полено, подпилить, помощь, подписать, полезный,  дописать, дошить, домашний, росчерк, роскошь, разиня, разный, разиня,  разбросать.

- Какой вывод мы сделаем? Что надо сделать, чтобы правильно найти приставку в слове?

-Прочитайте правило на с. 21.

Учитель: Обратили ли вы внимание на слово “значимая”?

Почему приставка – это значимая часть?

(Ученики высказывают свое предположение)                                                  Учитель:                                      

- Взгляните на картинки в учебнике. Посмотрите каждая из приставок  что – то обозначает. Назовите (перемещение, движение внутрь, наружу, присоединение и т.п.)

Учитель: Проверим ваши знания.

Работа в парах. Перед вами раздаточный материал. 

Из перечисленных признаков подчеркнуть те, которые характеризуют приставку

  • часть слова
  • служит для связи слов
  • стоит перед корнем
  • неизменяемая часть слова
  • неизменяемая часть речи
  • общая часть родственных слов
  • указывает на различные формы слова
  • значимая часть слова
  • служит для образования слов.

 Слайд 3.    ЗАПОМНИТЬ!

«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» К.И.Чуковский. (Читает высказывание, обращает внимание на значение приставки)

Работают в парах. Обсуждают. Воспринимают информацию на слух.

Читают правило. Устно отвечают на вопросы. Приводят примеры.

Фронтальная

Групповая

6.

Физкульт-

минутка «Снежки»

Докажем правильность слов К.Чуковского и одновременно отдохнем, образовав с помощью приставок  слова. Я бросаю «снежок» (мячик), говорю приставку, вы ловите, добавляете слово любой части речи и кидаете обратно: по-, от-, из-, с-, пере-, вы-, за-, раз-. Отдохнули. Садитесь.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Фронталь-

ная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний

7. Первичное закрепление изученного материала

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Словесно иллюстративный рассказ с элементами эвристической беседы, работа с учебными пособиями

1. Тренировочное упражнение:  Упражнение 416

Работа в тетрадях.  Слайд 4.

Спишите текст, обозначая приставки в выделенных словах.

1.Час обеда приближался,

Топот по двору ра..дался:

Входят семь бог..тырей,

Семь румяных ус..чей.

Старший молвил: Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да х..зяев поджидал».

 Слайд

Из какого произведения эти строки?                                                                                                       

3. Посмотрите на выполненное упражнение № 416. Назовите слово, похожее на приставку, но пишущееся раздельно (по). Как оно называется? Итак, вы вспомнили предлог. С какими частями речи употребляется?  Давайте поиграем.  Игра «Да - Нет».                                  Хлопните всего разок,                                                    Если в слове есть предлог,                                    А приставку услыхали -                                              Хором все ее назвали.

-Поехали, до школы, перешел, за ворота, добежал, нарисовал, по снегу, про кота.

 Работают с учебником, проводят взаимопроверку по готовому образцу на слайде.

Взаимопроверка. Сверяют работы товарища с правильными ответами на слайде

Фронталь-

ная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,

трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса.

8. Самостоятельная работа

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа по вопросам. Наблюдение за языковыми явлениями, анализ единиц языка.

Карточка №1

  Прочитайте внимательно текст. В подчеркнутых словах выдели приставку. Слова снежинки, пушистый разбери по составу. Озаглавьте текст.                                                        Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нем. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там.                                                                                                                                                Карточка №2

Составить текст из 3 – 5 предложений по картине К.Крыжицкого на тему «Зима», используя слова с приставками: накрыл, заморозило, спрятались, навалило.                      

Карточка №3                                                                                                                                                   Вставить подходящие по смыслу приставки и суффиксы.

Вдруг лес  ..гудел, все в нём   ..шипело. По лесу  ..бежала позёмка.  ..летел ветер, деревья ..качались. С еловых  ..летели сугробы. Началась пурга. Она   …должалась день и ночь, весь лес  …лепила снегом

Карточка №4.                                                                                                                                                     Записать слова в таблицу, распределяя в нужный столбик (столбиков 4).                                                                                                               Влить, вниз, взболтать, взлететь, вписать, взорвать, взобраться, вмешаться, выбраться, взмахнуть, вымыть.

Проверка работ по карточкам.

 Выполняют задание, выполняют упражнения. Формулируют внутренние  собственные мысли. Контролируют себя.

индивиду-

альная.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения. Познаватель-

ные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебное действие, осознают правило контроля и пользуются им.

Коммуникативные:  осуществляют совместную деятельность в рабочих группах, умеют задавать вопросы.

8. Обобщение полученных  на уроке  сведений.

Закрепление.

Работа по вариантам.

- Давайте вернемся к табличке “верные и неверные утверждения” и снова ответим на вопросы, ответы вносите в последнюю строчку.

Учитель: Ответы на какие вопросы совпали, а на какие – нет?

(Ученики дают ответы)

Учитель: Хорошо, что сейчас вы знаете правильные ответы на вопросы.

Выполнение упражнения, проверка выполненной работы.

Индивиду-

ально-групповая.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, делают обобщение, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

Подводим итоги. Предлагаю составить синквейн

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).    (ПРИСТАВКА - ЗНАЧИМАЯ, НЕИЗМЕНЯЕМАЯ - ОБРАЗОВЫВАЕТ, СТОИТ, ЗНАЧИТ- ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА – МОРФЕМА)

Ваши ответы на вопросы и работа на уроке показали, что материал вами понят.             - Достигли ли мы целей урока?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы.

- Понравилось ли вам на уроке?

- Дайте оценку нашей работе. Поднимите карточки с оценками.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правила контроля, исправляют и объясняют ошибки.

Домашнее задание.

П.77, стр.21, упр.417,418

Используемая литература.

  1. Мастерская «Игр на уроках русского языка» 5 класс, Москва «Вако», 2014 год.
  2. Поурочное планирование «Русский язык» 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. издательство «Учитель» 2014 год.
  3. «Русский язык» 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., Москва «Просвещение»,  2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока составленного по технологической карте. 5 класс.

Конспект урока составленного по технологической карте.Соответствует требованиям ФГОС....

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...

Технологическая карта 7 класс " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"

Технологическая карта урока  биологии  в 7 классе  по теме " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"...