Программа "Юный журналист"
рабочая программа по русскому языку
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Юный журналист»
для учащихся 13-17 лет
на 1 год обучения
Руководитель: Перетягина М.В. учитель русского языка и литературы | |
2014-2015
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный медиацентр» является модифицированной и составлена на основе программы Т.Ф. Курдюмовой «Литература»
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный медиацентр» рассчитана на погружение учащихся в профессию журналиста, совместную работу и создание в школе собственного СМИ.
Программа позволяет расширить представление учащихся об основных способах подачи материала в СМИ, представления и защиты социально значимых проектов, развивать инициативу и творческие способности учащихся, формировать активную жизненную позицию.
На занятиях учащиеся знакомятся с основами журналистики, учатся писать материалы в разных газетных жанрах (заметки, интервью, новости, репортаж, пресс-релиз и др.), приобретают практический навык проведения социального опроса и интервью.
Цели программы:
• Создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;
• Формировать медиакультуру в профильной ориентации учащихся и стимулировать их активность в поисках профессии;
• Изучить основы журналистского мастерства;
• Создать в школе собственное издание СМИ;
• Поднять престиж школы на городском уровне.
В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи:
1. Обучающие:
- вооружение учащихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере;
- формирование практические навыки подачи материала в разных жанрах журналистики;
- формирование практических навыков создания школьного печатного издания;
2. Воспитывающие:
- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
- формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;
- формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
- привитие культуры общения с миром средств массовой информации;
- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как к виду общественной деятельности;
- популяризация русского языка;
- воспитание культуры поведения и речи;
- воспитание интереса к школьной жизни.
3. Развивающие:
- всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма учащегося и на этой основе формирование профессиональной направленности;
- расширение общего кругозора.
Отличительные особенности данной программы является новый подход к работе с учащимися. Параллельно с игровыми элементами учащиеся проходят обучение медиатехнологиям в тесном контакте с педагогами школ. Эта программа дает возможность учащимся высказать свой взгляд на мир, почувствовать себя самостоятельными людьми, способными нести ответственность за «свое творение» перед своими сверстниками и взрослыми.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный медиацентр» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.
Дополнительная общеразвивающая программа «Технологии и местное сообщество» рассчитана на учащихся 13-17 лет.
Программа рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю, всего 38 часов.
Основной формой работы по программе является занятие, которое включает в себя теоретическую и практическую часть. Полученные в ходе теоретической части знания, умения и навыки реализуются на практике. Каждое занятие тесно связано с предыдущим и в какой-то степени отражать содержание следующего.
Ожидаемые результаты
Планируемым результатом обучения по программе будет освоение учащимися указанными в данной программе как теоретических, так и практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно:
Предметные знания в следующих областях:
- журналистика как форма информационной деятельности;
- информационный рынок;
- роль журналиста в становлении общественного мнения;
-приемы риторики;
- создание журналистского текста;
- основные газетные жанры;
- редактирование;
- редакционный коллектив;
- структура газетного номера;
- иллюстрация в газете;
- макетирование и верстка газеты.
Предметные умения и навыки:
- навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности;
- создание текста в различных жанрах;
- поиск информации в различных источниках;
- первичные навыки макетирования газеты и создание номера;
- умение редактировать текст;
- умение работать в различных текстовых редакторах;
- приобретение навыков работы с научной и справочной литературой.
Интеллектуальные умения и навыки:
- умение излагать собственную мысль;
- аргументировать свою точку зрения;
- навыки ведения дискуссии;
- навыки грамотной устной и письменной речи.
В реализации программы участвуют школьники 8-11 классов.
Программой предусмотрены различные организационные формы работы медиацентра:
- групповая работа;
- индивидуальная работа репортеров;
- фронтальная работа (круглые столы, обсуждения, диспуты);
- работа с социумом (опросы, интервью).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(38 часов)
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Краткое введение в историю журналистики | 1 | |
2 | Знакомство с детскими и подростковыми СМИ | 1 | |
3 4 | Знакомство с законами о СМИ. Анкетирование. | 2 | |
5 | Основы журналистики. Знакомство с древом жанров | 1 | |
6 | Мастерская жанров. Информация | 1 | |
7 | Запуск СМИ. Заметка. | 1 | |
8 | Заметка как жанр. | 1 | |
9 | Практикум написание заметки. | 1 | |
10 11 | Отчет. Практикум | 2 | |
12 | Репортаж. Практикум | 1 | |
13 14 | Интервью. Практикум | 2 | |
15 | Пресс-релиз. Опрос | 1 | |
16 | Обозрение | 1 | |
17 | Комментарий | 1 | |
18 19 | Рецензия, корреспонденция | 2 | |
20 | Статья. | 1 | |
21 | Очерк. | 1 | |
22 | Зарисовка | 1 | |
23 | Фельетон, памфлет. | 1 | |
24 | Эссе | 1 | |
25 | Социология как составная часть журналистских знаний | 1 | |
26 | Конкурс статей учащихся | 1 | |
27 28 29 | Художественно-техническое оформление издания. Структура издания | 3 | |
30 | Заголовки и иллюстрации в газете | 1 | |
31 | Типы и виды школьных газет. | 1 | |
32 | Особенности журналистского труда, редакция | 1 | |
33 34 | Редактирование материалов разных форм и жанров | 2 | |
35 | Реклама в издательской деятельности | 1 | |
36 | Мастер-класс | 1 | |
37 | Соц.опрос. Конкурс на лучшего репортера | 1 | |
38 | Подведение итогов работы. Анкетирование | 1 | |
ИТОГО | 38 |
Содержание программы
Краткое введение в историю журналистики (4 часа)
Знакомство с журналистикой. Журналистика как профессия и общественная деятельность. Профессиональные качества журналиста. Основы профессиональной культуры, этики журналиста. Виды и типы СМИ. СМИ и экология, религия, этнография, социальные проблемы и т.д. Влияние профессии на здоровье.
Основы журналистики. Знакомство с деревом жанров (17 часов)
Система жанров в литературе и журналистике. Газетно-журнальные жанры. Принципы деления на жанры. Информационные: новость, заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз. Аналитические: комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия. Художественно-публицистические: очерк, зарисовка, фельетон, эссе. Жанровое своеобразие журналистских материалов: экологические (обзор, мониторинг, информационная листовка), социальные и т.д. Публицистические жанры.
Социология как составная часть журналистских знаний (2 час)
Правила составления анкеты. Её виды. Правила проведения опроса. Методики опроса: мониторинг, документ. Рейтинг.
Художественно-техническое оформление издания (3 часа)
Формат издания и количество колонок. Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и др.). Колонтитул и его роль в издании. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов. Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление. Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объем, формат, адресность. Понятие «выходные данные».
Заголовки и иллюстрации (1 час)
Знакомство с понятиями «макет» и «верстка». Приемы макетирования. Верстка статьи Форма текста, размер материала. Композиция полосы. Принципы зрительного предпочтения. Приемы выделения материала на полосе. Первая страница, её типы. Врезка на полосе.
Типы и виды школьных газет (1 час)
Боевой листок. «Молния». Фотогазета. «Живая газета». Приложение, фигурная, объемная газеты. «Уикендовый» номер. Спецвыпуск. Школьная газета и веб-сайт.
Редактирование материалов разных форм и жанров (2 часа)
Общее понятие о редактировании. Редакторская правка. Цели правки и её виды: сокращение, «рубка хвоста», переделка и т.п. Требования к авторскому материалу.
Реклама в издательской деятельности (1 час)
Знакомство с историей рекламы. Реклама в школьном издании. Создание рекламного текста, его язык. Слоганы.
Мастер-класс (1 час)
Мастер-класс, подготовленный журналистом (по выбору учителя).
Соц.опрос. Конкурс на лучшего репортера (1 час)
После проведение общешкольного опроса на совете участников программы огласят имя лучшего репортера «Школьного медиацентра» по итогам года работы.
Подведение итогов работы. Анкетирование (1 часа)
Для отслеживания эффективности проекта в школьной деятельности в конце года будет проведено анкетирование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
- Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.
- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
- Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
- Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
- Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
- Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
- Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
- Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
- Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
- Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
- Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
- Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Юный журналист"
Образовательная программа дополнительного образования детей военно-патриотической направленности....
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»
Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Новизна данной программы состоит в том, что она...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...
Рабочая программа "Юный журналист"
Данная рабочая программа представлена для работы творческого объединения поинтересам,элективного курса....
Рабочая программа «Юный журналист»
Рабочая программа «Юный журналист»...
Рабочая программа "Юный журналист" (5-7 классы)
Создание электронной школьной газеты является одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся. Работа по созданию газеты помогает выявить особо активных, увлечённых и талантливых детей...