Технологическая карта урока (презентация) по теме "Антонимы".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Писарева Олеся Олеговна

Урок «открытия» нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.48 МБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_fgos.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация урока русского языка в 5 классе на тему «Антонимы» Разработала учитель русского языка и литературы Писарева О.О.

Слайд 2

Прозвенел звонок веселый Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.

Слайд 3

Дарю вам улыбку!

Слайд 4

ТЕСТ 1. Омонимы – это слова, у которых имеется два или несколько значений; слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению; слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию 2. Синонимы – это слова, у которых имеется два или несколько значений; слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению; слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию 3. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами. Дед наточил косу. — Мама заплела косу. Лошадь была со светлой гривой. — Конь оказался весьма резвый. . Яблоня вся покрылась белым цветом. — На яблоне появились пер­вые яблоки . 4 . В каком предложении есть синонимы? Повсюду поднимались горы, а между ними виднелись долины. В лесу были срублены не только сосны, но и ели. Как она ни хитрила и ни лукавила, у неё ничего не получилось .

Слайд 5

ТЕСТ 1. Омонимы – это слова, у которых имеется два или несколько значений; слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению; слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию 2. Синонимы – это слова, у которых имеется два или несколько значений; слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению; слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию 3. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами. Дед наточил косу. — Мама заплела косу. Лошадь была со светлой гривой. — Конь оказался весьма резвый. . Яблоня вся покрылась белым цветом. — На яблоне появились пер­вые яблоки. 4 . В каком предложении есть синонимы? Повсюду поднимались горы, а между ними виднелись долины. В лесу были срублены не только сосны, но и ели. Как она ни хитрила и ни лукавила , у неё ничего не получилось .

Слайд 6

высоко – низко далеко – близко пол – потолок потерял – нашёл Что вы можете о них сказать ? Как называются такие слова ? Сформулировать тему урока.

Слайд 8

Этимологический словарь АНТОНИМ . Заимств. в XX в. из франц. яз., где antonyme — сложение греч. anti "против", и onyma "имя" ( Н.М. Шанский , 2004г )

Слайд 9

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются антонимами . Враг — друг , жара — холод , сильный — слабый , любить — ненавидеть . Прямая Кривая

Слайд 10

Прием «Инсерт» На полях учебника ставим маркировочные знаки : уже известно + новое - думал иначе ? вызывает вопрос

Слайд 11

нареч . нареч . Хорошо - плохо прил . прил. молодой - старый глаг . глаг. молчать - говорить сущ . сущ . друг - враг

Слайд 13

1 Группа Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях, укажите части речи каждого слова : Добрый друг………….. Теплый день …………. Хорошее начало………

Слайд 14

1 группа Добрый друг - злой враг (прил.-сущ.) Теплый день - холодная ночь (прил.-сущ.) Хорошее начало - плохой конец (прил.-сущ.)

Слайд 15

2 Группа К словам левой колонки подберите антонимы из правой, укажите части речи. близкий молчать говорить бесчестье узкий дальний честь широкий

Слайд 16

2 Группа Близкий Прил. дальний Прил. говорить Глаг. Молчать Глаг. Узкий Прил. широкий Прил. Честь Сущ. Бесчестье Сущ.

Слайд 17

3 Группа Запишите пословицы правильно, подобрав конец предложения. Объяснить значение одной из пословиц. Ученье-свет, а больше делай. Мягко стелет, а неученье -тьма. Меньше говори, да жестко спать.

Слайд 18

Ученье - свет, а неученье – тьма. Мягко стелет, да жестко спать. Меньше говори, а больше делай. 3 группа

Слайд 19

4 Группа Найдите антонимы в пословицах, подчеркните их и определите какой частью речи они выражены . Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. Правой рукой строит, а левой разрушает.

Слайд 20

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. Правой рукой строит, а левой разрушает 4 группа сущ. сущ. глаг. глаг. глаг. глаг. прил. прил.

Слайд 21

Молодцы!

Слайд 22

Создайте антонимичные пары Земля , бежать, черный, небо, добрый, старость, белый, злой, стоять, молодость.

Слайд 23

Земля- небо бежать- стоять черный- белый добрый- злой старость- молодость

Слайд 24

Подобрать антонимы к с художественным произведениям

Слайд 25

Антонимы широко представлены в пословицах, поговорках. Найдите антонимы Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Знай больше, говори меньше. Ученье - свет, а неученье - тьма. Глупый осудит, а умный рассудит. Использование антонимов, обогащает нашу речь, делает ее точной, яркой, выразительной.

Слайд 26

Дифференцированное домашнее задание: § 25 , упр. 188 ( запишите слова-антонимы парами, выбирая их из обоих столбцов). Вспомнить и записать 5-6 пословиц, в которых используются антонимы, указать какой частью речи они являются. 3 . Сочинить небольшое стихотворение, используя антонимы.

Слайд 27

Рефлексия 1.Сегодня на уроке мы узнали… 2 .На уроке мы научились … 3 .Самым интересным было… 4 .Вызвало затруднение…



Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

УМК: Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, А. В. Глазкова, А. Г. Лисицына, А. В. Григорьева

Технологическая карта

Тема

Антонимы

Цель

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи

- обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать  антонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; раскрыть роль антонимов в речи;

- воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Формируемые УУД

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к лексическим запасам языка и стремление к речевому самосовершенствованию;

Регулятивные УУД: формулировать тему и цель урока; высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

 Коммуникативные УУД: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других; быть готовым корректировать свою точку зрения; владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию из учебника и словарей; владеть приёмами отбора и систематизации материала

Планируемые результаты

личностные: формировать   интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные:  расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Основные понятия

Синонимы, омонимы, антонимы, антонимическая пара.

Ресурсы:

- основные

Базовый учебник.  Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./(Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А. В. Гладков, А.Г. Лисицын ). – М.: Просвещение, 2016.

Организация пространства

Учебник, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная учителем, тестовое задание, раздаточный материал.

Методы

 и формы обучения

Поисковый метод

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группе.

Технология 

Игровая, исследовательская,  проблемное обучение,  здоровьесберегающая  технология

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Видео «Школа» (слайд 1)

Ребята, сегодня за окном прекрасная зимняя погода. Надеюсь у вас у всех прекрасное настроение. У вас на столах лежат смайлики, подберите тот, который соответствует вашему сегодняшнему насторению. Молодцы! Целый класс улыбок. Я очень рада. Спасибо!

Я хочу сказать, что и моё настроение соответствует вашему.

(слайд 2)

Я дарю вам улыбку, берите её, не стесняйтесь!

И улыбкой своей по утрам вы людей угощайте!

Эстафета улыбок пусть бежит по планете --

Будут радостней взрослые, станут счастливы дети.

Ведь это не трудно -- просто взять, улыбнуться,

И в чьих-то глазах огонёчки зажгутся,

И отступят печали, убегут прочь невзгоды,

Вспыхнет солнышко в сердце, несмотря на погоду!

Дарите улыбки - и в мире станет больше радости!

Слушают учителя; демонстрируют готовность к уроку

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Ребята,  давайте вспомним какой раздел русского языка мы с вами изучаем и коротко его охарактеризуем. (Лексика). Запишем орфографический  диктант.

Молодцы! Все правильно. На прошлых уроках вы проходили темы «Омонимы и синонимы». Что вы можете мне о них рассказать? Приведите примеры синонимов и омонимов.

А сейчас проверим ваши знания. На столе у вас лежат зеленые листочки  Тест (слайд 3)

Работа по парам (слайд 4)

Кто закончит работу поднимите руку.

Взаимопроверка.

Ребята, а сейчас поднимите те, кто выполнил задание без ошибок, у кого 1 ошибка. У кого 2 ошибки. Молодцы!

Отвечают на вопросы, приводят свои примеры.

Оформляют лист оценивания.

Выполняют тестовое задание.

Оценивают работу товарищей.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к взаимопроверке.

III. Постановка учебной задачи, выявление области и причины затруднения.

Цель.

Формулирование темы урока.

Ребята, сейчас м ы свами поиграем в игру, которая называется «Наоборот»

Игра очень простая. Вам нужно, когда я остановлюсь,  назвать слово, подбирая его по смыслу и в соответствии с рифмой. По какому принципу оно построено. Чтение стихотворения.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь… (низко),

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…(близко).

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь (пол).

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты  (нашёл).

Знаете, это не просто игра в умение сочинять стихи, но и вступление в новую для нас тему.

Соотнесите слова в парах:  высоко – низко, далеко – близко; пол – потолок; потерял – нашёл   (слайд 5)

Что вы можете о них сказать? Как называются такие слова?

Учащиеся подбирают слова.

Соотносят слова в парах.

 Регулятивные: поиск и выделение информации.

Предметные: анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения.

Познавательные умение строить высказывание, выражение собственного мнения.

Сформулируйте тему урока.

Антонимы. (слайд 6)

Ребята, какая цель будет у нас на уроке? Что мы должны узнать, чему научиться?

Задачи:

-узнать …

-учиться определять…

-различать…

Формулируют тему урока

Учащийся выясняет происхождение и значение  слова «антонимы».

Класс участвует в беседе.

Записывают происхождение слова, записывают дату,  тему урока в рабочую тетрадь

Регулятивные: формулируют   тему и цель урока.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с понятиями антоним, антонимическая пара.

 Вам было задано найти и выписать понятие «антоним» из этимологического словаря. Давайте проверим, что у вас получилось. У всех также одинаково? Работа на уроке со словарями.

Замечательно, значит, мы делаем вывод, что Антонимы – противоположные по значению слова.

(слайд 7-8)

-Где еще мы можем найти нужную нам информацию об антонимах? (в учебнике)

 

Откройте учебник на с. 86.Работа с учебником.

Чтение с использованием приема «Инсерта». На полях учебника ставим маркировочные знаки:( слайд 9)

  • уже известно

+   новое

-    думал иначе

?   вызывает вопрос

Итак, что из прочитанного уже было известно?

Что нового  узнали?

Какие- то вопросы возникли при чтении?

Используя прием «Инсерт» читают параграф, обдумывают ответы на вопросы.

Работа с текстом как с источником информации.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в определении антонимов.

Открываем рабочие тетради, пишем число, классная работа и тему «Антонимы».

Записали?

На доске написаны слова, спишите их и подберите к ним антонимы, определите какими частями речи они выражены.( слайд10)

Хорошо-плохо (нар)

Молодой- старый (прил)

Молчать- говорить (глаг)

Друг- враг (сущ)

Жарко-холодно (нар)

Покраснел-побелел (глаг)

Кислый-сладкий (прил)

Бодрый-сонный (прил)

Проверка.

Внимательно смотрим на слова и делаем вывод.

Антонимы могут выражаться  и существительными, и глаголами, и прилагательными, и наречиями.

Ребята, а сейчас поднимите те, кто выполнил задание без ошибок, у кого 1 ошибка. У кого 2 ошибки. Молодцы

Физкультминутка (слайд 11)

Я называю вам синонимы,  вы поднимаете руки вверх, если антонимы, то приседание, если омонимы, то хлопок.

(Белый-черный, ласка-ласка, красивый-прекрасный, месяц-месяц, месяц-луна, сладкий-горький, багаж-вещи, ветер-ураган, горячий-холодный, почки-почки, пеночка-пеночка, друг-товарищ, зло-добро, бросать-кидать.)

Выполняют элементарные физические упражнения.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в определении антонимов, самоконтроль усвоения знаний.

А теперь мы поработаем с вами в группах. Каждая группа получает задание (голубые листочки). Выполняются задания в тетради. Группы работают сообща.

1группа.

Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях, укажите час ти речи каждого слова.

         Добрый друг - …………..(злой враг)

         Теплый день - …………..(холодная ночь)

         Хорошее начало - ……….(плохой конец)

Взаимопроверка.

         (слайд 12-13)

2 группа.

К словам левой колонки подберите антонимы

из правой.

близкий

молчать

говорить  

бесчестье

узкий

дальний

честь

широкий

Взаимопроверка.

 (слайд 14-15)

3 группа.

Запишите пословицы правильно, подобрав конец предложения. Объяснить значение одной из пословиц.

Ученье - свет,

а большое потерял.

Мягко стелет,

а неученье - тьма

За маленьким погнался,

да жестко спать

Взаимопроверка.

 (слайд 16-17)

4 группа.

Найдите антонимы в пословицах, подчеркните их и определите какой частью речи они выражены.

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

Правой рукой строит, а левой разрушает.

 (слайд18-19)         Ребята, а сейчас поднимите те, кто выполнил задание без ошибок, у кого 1 ошибка. У кого 2 ошибки. Молодцы!  (слайд 20 )

Учащиеся в группах выполняют задания. От каждой группы по одному ученику работают на доске.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

 VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

  Ребята на слайде вы видите слова, я вам предлагаю составить антонимичные пары  из данной группы слов, определить части речи.( слайд 21-22)

Земля,  бежать,  черный, небо, добрый, старость, белый, молодость, злой, стоять.

Взаимопроверка.

Посмотрите на иллюстрации  и вспомните авторов и названия сказок , подберите антонимы ( слайд 23-24).( И.А .Крылов  «Ворона и Лисица», Одоевский «Мороз Иванович», русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец  Иванушка»).

Антонимы: умная-глупая,  хитрая-простая,  лукавая-простодушная, ленивая-трудолюбивая,  худенькая-полненькая, молодая-старая, светлая-темная, злая-добрая).

Ребята, где еще могут употребляться антонимы?

(В пословицах, поговорках, сказках, загадках).

На слайде даны пословицы, найти антонимы и обозначить какой частью речи являются.

Сделайте вывод о роли антонимов в речи? 

- Ребята, над какой темой мы сегодня работали?

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?

Ребята, как вы считаете, достигли ли мы той цели, которую ставили в начале уроке?

Устно находят антонимичные пары.

Отвечают на вопрос.

Делают вывод о роли антонимов в речи.

Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Работа с учебником. Упр.189. Письменно. Выполняем первые три предложения (по времени).

Один ученик читает задание к упражнению и объясняет, что нужно делать.

VIII. Д/з.

(слайд 26) Дифференцированное домашнее задание:

  1. § 25, упр. 188 (записать антонимы парами).
  2. Вспомнить и записать 5-6 пословиц, в которых используются антонимы, указать какой частью речи они являются.
  3. Написать четверостишие, используя антонимы.

Записывают домашнее задание (по выбору)

IX. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

(слайд 25) Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.На уроке мы научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Участвуют в рефлексии.

Оценивают свою работу на уроке

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой  выражать свои мысли.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Лесенка успеха.

Оцените сами себя на лесенке успеха (красные и желтые смайлики).

Покажите смайлики, которые соответствуют вашему настроению.

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока (презентация)

Анализ урока русского языка.  Тема: "Основные виды обстоятельств"...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 6 классе "Нахождение дроби от числа"

Учитель: Дронова Ирина Александровна, МАОУ «СОШ №1 с УИОП», г. Губкин Белгородской областиЦели педагога:·        обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нах...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Тип урока:  комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся.Образовательные цели: содействовать в усвоении и обеспечении знаний и способов деятельности;помочь учащимся осознать со...

Технологическая карта урока-презентации в 5 классе по теме "В гостях-хорошо,а дома-лучше"в соответствии с ФГОС.

В материале даны цели и задачи , а также план проведения урока -презентации в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме " В гостьях-хорошо,а дома-лучше"....

Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)

Методическая разработка урока немецкого языка  по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока,  презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...