Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
материал по русскому языку
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Все изменения в новом стандарте должны привести к тому, что результаты общего образования будут прямо связаны с направлением личностного развития и представлены в деятельностной форме. Цель деятельностного подхода – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Это означает, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Для развития у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности создаются условия, способствующие эффективному выявлению и развитию этих способностей, среди которых:
-использование современных педагогических технологий (дифференциации и индивидуализации обучения, частично-поисковых, проблемных, проектных).
-равные возможности для всех обучающихся;
- создание ситуации успешности:
- мотивация обучающихся.
Способы выявления у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности на уроках русского языка и литературы.
Основной формой работы с обучающимися был и остаётся урок. Новые цели диктуют и соответствующие методы. В зависимости от роли учеников в образовательном процессе их можно разделить на репродуктивные (пассивные) и активные. Основной формой определения таких способностей является метод проектов. Он способствует развитию интереса учащихся к современным методам научного познания, индивидуализации познавательной деятельности, объединению теоретических и прагматических знаний предметной области, а также интеграции знаний различных предметных областей; развитию коммуникативных способностей. Данный метод часто реализуется в различных формах нетрадиционных уроков: урок-путешествие, урок-викторина, урок-игра, урок-исследование. Это помогает избегать однообразия, рутины в обучении.
Одной из форм организации внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются интеллектуальные олимпиады, викторины с межпредметным содержанием, конкурсы творческих работ, работа с дополнительной литературой и с Интернет-ресурсами, составление проектов.
Очень важным моментом для определения способных учащихся являются различного вида тестирования, творческие олимпиады, которые позволяют выявить уровень развития ученика, его мыслительные способности.
Использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Наиболее современной формой активных методов являются интерактивные методы. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, что способствует выявлению у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности. Знания более прочные, когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе.
Задания на обычных уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей.
1.Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребѐнку проявить самостоятельность (например, подготовить иллюстрации к произведениям; придумать лингвистическую сказку, продолжить неоконченные произведения).
2. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя.
3. Толкование языковых терминов.
4..Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке.
Уроки развития речи:
1. Сочинение, изложение, творческие диктанты.
2.Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного материала.
Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы.
1. Загадки как средство коррекции и развития познавательных процессов. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству. Это логическое мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению). Также элементы эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления).
2.Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Многие дети любят создавать рисунки по изученным произведениям. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости.
3.Творческое чтение.
4. Работа по развитию воображения, ассоциативного мышления, развитию речи учащихся, когда, например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие.
5.Выразительное чтение, чтение по ролям, мини спектакли по прочитанным произведениям также развивают творческие способности,
Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах.
Результативность:
Заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе.
Использованные источники:
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/05/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey-uchashchikhsya-na-urokakh
https://infourok.ru/doklad-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-620263.html
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-1
http://открытыйурок.рф/статьи/51844
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...