Урок русского языка в 8 классе на тему: «Виды сказуемого и способы его выражения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Виды сказуемого и способы его выражения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_skazuemogo_i_sposoby_ego_vyrazheniya.docx | 60.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 8 классе на тему: «Виды сказуемого и способы его выражения».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Виды сказуемого и способы его выражения».
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания о типах сказуемого и способах его выражения;
- Развить у учащихся критическое мышление, положительные мотивации к изучению русского языка;
- Воспитать уважительное отношение к русскому языку.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, исследовательский, частично-поисковый, приёмы развития критического мышления: кластер, верные-неверные утверждения.
Технологии: здоровьесберегающие технологии, развитие критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированный подход.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал.
Присутствующие: администрация, учителя русского языка и литературы.
Ход урока
I.Организация начала урока.
-Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. Желаю вам и себе хорошего настроения на уроке.
Вы находитесь в группах по три человека. У каждого из вас есть оценочный лист. Подпишите его.
СЛАЙД 1 Число, тема урока. Оформление записи в тетради.
- Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Виды сказуемого и способы его выражения».
- Когда-то римский философ Сенека сказал: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Поэтому я хотела бы узнать, а вы знаете, куда держите путь? (Нам предстоит сдать региональный экзамен).
-Мы продолжаем готовиться к региональному экзамену.
- Что изучает синтаксис? (Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений).
- Что называется сказуемым? (Сказуемое – главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечающий на вопросы: что делает предмет речи? Что с ним делается? Каков он? Кто он такой? Что он такое?).
II. Целеполагание.
СЛАЙД №2 демонстрируются цели урока для учащихся.(1 мин.)
Целеполагание совместно с учащимися.
Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
- Сегодня на уроке мы должны закрепить знания о видах сказуемого, способах его выражения.
- Совершенствовать умение безошибочно находить в предложении грамматическую основу.
- Уметь определять виды сказуемого.
- Отработать задание А3, связанное с данной темой.
III. Работа с эпиграфом. Обращает их внимание на эпиграф к уроку
СЛАЙД №3
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт.
Л. Н. Толстой
Задает вопросы:
- Как вы понимаете смысл эпиграфа?
- Почему ни одно иноязычное слово не идет в голову, когда русский человек говорит от души?
- Какие чувства испытывал Л.Н. Толстой к родному языку?
- А вам знакомы эти чувства?
Отвечают на вопросы:
- Родной язык дорог человеку, потому что это часть его культуры, истории; часть жизни.
- Искренние чувства и мысли способен выразить только родной язык. Он сам является частью человеческой души.
- Любовь к русскому языку.
- Каждый русский человек гордится «великим и могучим» родным языком!
- А знания, полученные на уроке помогут совершенствовать речь.
IV. Лингвистическая разминка
КЛАСС: СЛАЙД № 4
1)Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
- более смелее (НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения) смелый, смелее
- согласно условиям
- килограмм яблок
- трое друзей
2) В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?
- уб..рать, в..сенний
- п..лоска, д..ревянный
- изл..жение, приг..реть
- бл..стеть, разр..дить (морковь)
3) В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..пятствие, пр..ключение, пр..усадебный
2) ра..реженный, не..деланный, ра..мышлять
3) пр..ломление, пр..высить, пр..увеличенный
4) обе..печенный, ..жиженный (газ), не..дешний
4) В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется о ?
1) испеч..т пирог, белый зайч..нок 2) кислый крыж..вник, ж..лтая блузка
3) ш..л по дороге, горький ш..колад
4) городские трущ..бы, умный мальч..нка
- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.
СЛАЙД №5 Ответы: 1- 1; 2 – 2; 3-3; 4-4.
Критерии: 4-4б, 3-3Б, 2 – 2б, 1- 1Б.
У доски: Заменить словосочетания, построенные на основе одного из трёх типов подчинительной связи, синонимичным словосочетанием. Напишите получившееся словосочетание, указать тип связи.
деревянный ящик –
обеденный стол -
бежал радостно –
шёл осторожно –
уголок леса –
исполнять с точностью -
КЛАСС: Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
1группа: громкий шорох - с, горячо спорить - п, совершить прыжок -у, спросил её -у, говорить громко - п, ночёвка в лесу- у.
2 группа: моя профессия - с, желанный гость - с, нарушение правил - у, три товарища - у, надо подумать -п, ягоды крыжовника –у.
3 группа: рисовать карандашом -у, два часа - у, светит ярче – п, , ясным утром -с, замеченный им - у, говори тише –п.
Взаимопроверка по ключу (СЛАЙД № 6) Выставление оценок (СЛАЙД №7)
Нет ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3» 4 и больше ошибок – «2»
V.Орфоэпическая разминка (класс)
СЛАЙД № 8. Проставить ударения (ударения ставят в тетради, а проверяют в презентации слайд №6)
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
тОрты, свЁкла, звонИт, включИт, квартАл, договОр | каталОг, намЕрение, обеспЕчение, экспЕрт, оптОвый, принЯть | началсЯ, ободрИть, пломбировАть, фенОмен, ходАтайство, Яслей. |
Критерии: Нет ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3» 4 и больше ошибок – «2»
VI. Работа над темой урока.
- Для начала вспомним некоторые теоретические сведения о главных членах предложения.
«Заполни пропуски» СЛАЙД № 9
Перед вами текст с пропусками. Вам нужно заполнить пропуски таким образом, чтобы получились верные утверждения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
… и … - это грамматическая основа предложения.
По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … .
Подлежащее – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы … или … .
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …и отвечает на вопросы … .
2. Заполняют пропуски в тексте. СЛАЙД №10.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее и сказуемое - это грамматическая основа предложения.
По строению грамматической основы предложения делятся на односоставные и двусоставные.
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из подлежащего и сказуемого.
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого).
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что?
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи, и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
- Повторение. Что такое сказуемое СЛАЙД № 11
- Понаблюдаем. Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы. СЛАЙД №11.
Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень хорош. Миша решил выучить стихотворение вместо песни.
- Сколько групп сказуемых у вас получилось ?
- В каких предложениях сказуемое состоит только из одного глагола?
-В каких предложениях сказуемое состоит из двух глаголов?
-В каких предложениях сказуемое состоит из именных частей речи?
СЛАЙД № 12 ПРОВЕРКА:
- зима. Ученики пошли в школу. ПГС
- Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Миша решил выучить стихотворение вместо песни. СГС
- Мой папа был агрономом. Весной лес очень хорош. СИС
Задание 4. Составить схемы из карточек «Виды сказуемых», рассказать о каждом из сказуемых. Удоски.
ПГС = глагол в форме одного из наклонений Маша
СГС = вспомогательное слово + инфинитив Катя
СИС = глагол-связка + именная часть Надя
КЛАСС: Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого.
СЛАЙД №13.
A. Вечернее молоко выпито. 1. ПГС
Б. Между тем княжна Мери перестала петь. 2. СГС
B. Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. 3. СИС
Г. Долго будет моросить дождь.
Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.
СЛАЙД № 15. ПРОВЕРКА:
А Б В Г Д (3 2 2 1 3)
Критерии оценивания:
Нет ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3» 4 и больше ошибок – «2»
ФИЗМИНУТКА
Задание 5. Дифференцированное задание.
Письменная работа.
СЛАЙД №18. . Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.
а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)
б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. ( должен помочь)
г) Сыновья помогают матери в домашних делах. ( рады помочь)
д) Она водит машину. ( умеет водить)
е) Сыновья навестили своих родителей. ( смогут навестить.)
Проверка устно.
Индивидуально
Исправить ошибки в именной части составного именного сказуемого. Выделить основу предложений.
Проверка СЛАЙД № 19
1.Одно из замечательных произведений А. С. Пушкина является повесть "Капитанская дочка". 2. Воздух становится чистый, морозный. 3. Погода стояла очень хорошей. 4. Две ели кажутся несчастные среди такой компании берёз. 5. Наш сосед по купе оказался военный.
VII. Работа с микротекстом. СЛАЙД №20.
- Предлагаю вам для работы микротекст. Прочитайте его и выполните задания к тексту.
- Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам.
(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)
Тест.
- Укажите стиль речи текста. (художественный).
- Укажите тип речи. (повествование).
- Простым предложением является:
А 1,2. Б 2,3. В 1. Г 3,4
- Причастный оборот есть в предложении:
А 2. Б 2,3. В 3. Г 4
- Составное именное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):
А 1. Б 2. В 3. Г 4
- Простое глагольное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):
А 4. Б 2,3, 4. В 1, 2. Г 2.
- Сказуемое в 1 предложении является:
А простым глагольным
Б составным именным
В составным глагольным
- Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 1-4 выпишите слово, написание в котором определяется правилом: «В суффиксах кратких причастий пишется одна буква Н».
- Определите количество грамматических основ в предложении 3.
СЛАЙД № 21. ПРОВЕРКА:
1 – художественный; 2 – повествование; 3 – В; 4 – В; 5 – Г; 6 – Б; 7 – В; 8 – отбирали; 9 – прекращено; 10 – 2.
Критерии:
Нет ошибок –«5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3» 5 и больше ошибок – «2»
VIII. Лингвистическая задача.
- Как вы думаете? Что главнее, подлежащее или сказуемое в предложении?
Языковой анализ стихотворения И.А. Бунина.
- Предлагаю вам для анализа стихотворение И.А. Бунина.
- Вам всем известно его имя. Родился он в 1870 г. в Воронеже, детство прошло на хуторе Бутырки и в деревне Орловской губернии, а умер он в большой бедности и полузабвении в 1953 г. в Париже. Стихотворение написано в 1889 году, когда Бунину едва исполнилось 19 лет.
Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва
А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж – и целый день Скитаться стал я по степи свободной, Вдали от сёл и деревень.
И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит – поет в стволы ружья.
- Какова тема и основная мысль стихотворения?
Тема: одна из прогулок описана в стихотворении «Не видно птиц. Покорно чахнет…», которое словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас.
Основная мысль: У него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать единение с природой, неприветливость и мрачность которой автора ничуть не смущают.
- Что вы можете сказать о настроении лирического героя?
Совпадает ли оно с вашим восприятием содержания? (ученики отвечают. Учитель обобщает.)
Вывод:
- Описание природы в стихотворениях И.А. Бунина побуждают нас более внимательно всмотреться в окружающую жизнь и самого себя! И в этом стихотворении унылая пора осени созвучна грустным размышлениям человека: ведь снова часть жизни канула в вечность, а впереди зима и долгие ожидания весны.
Стихотворение словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас. Бунин отмечает, что глубокой осенью лес «покорно чахнет», наделяя его такими эпитетами, как «больной» и «опустевший». Автор не восторгается его красотой, цепко подмечая каждую мелочь, которая лишь добавляет новые штрихи к унылой и безрадостной картине. Это и свалявшаяся трава, и черные подгнившие листья деревьев, припудренные первыми заморозками, и грибная сырость, которая наполняет осенний воздух. Также поэт отмечает, что день «угрюм и свеж», и кругом «не видно птиц», что свидетельствует о приближающейся зиме. Однако природные метаморфозы нисколько не угнетают Бунина, который мечтает об одиночестве, поэтому целый день скитается «в степи свободной, вдали от сел и деревень».
У него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать единение с природой, неприветливость и мрачность которой автора ничуть не смущают. Наоборот, вид умирающего леса настраивает Бунина на философский лад:
С отрадной грустью внемлю я
- В стихотворении есть слова «чахнет». Его значение? (сохнуть) Скитаться? (странствовать без цели, вести бродячий образ жизни).
- Вернемся к исходному тексту.
- Соотнесите поэтический текст с языковым материалом, который мы исследовали.
- Задания группам (каждая группа приводит примеры в соответствии со своими заданиями).
1 группа: Приведите примеры простого глагольного сказуемого; (лес чахнет, грибы сошли, пахнет, свалялася трава, чернеет листва, я внемлю, ветер гудит-поёт)
2 группа: составного глагольного сказуемого; (Скитаться стал я)
3 группа: составного именного сказуемого. (Не видно, Глушь стала ниже и светлее, День угрюм и свеж)
- Подумайте, какова роль их в тексте?
Гудит-поёт – завывание ветра
День угрюм и свеж, не видно птиц – свидетельство приближающейся зимы
(Все виды сказуемого играют изобразительно-выразительную роль; помогают развить творческие способности и художественный вкус; развивают интерес к поэзии; учат правильно употреблять разные формы сказуемого в речи).
- А теперь отгадайте загадки.
а) Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
б) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь).
в) Из избы иду – пляшут, в избу идут – плачут (Ведра)
г) И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет. (Зеркало)
е) Ползет, ползет, иголки везет (Ёж)
ж) Возле печки греется, без водички моется (Кошка)
-В какой части загадки находится подлежащее? (в отгадке)
-Какова его роль? (Оно только называет предмет речи)
-Что дает главную информацию о предмете речи, как он действует. (сказуемое)
Значит, сказуемое более важный член предложения.
Запишите несколько глаголов.
-Выясним смысловое значение глаголов, что может рассказать сказуемое о предмете речи.
Вошла – спокойно появилась;
Вбежала – торопилась что-то увидеть, узнать;
Впорхнула – такое действие могла совершить легкая, изящная девушка;
Вплыть – это может сделать только полная женщина;
Пробралась – хотела войти незаметно;
Протиснулась – в помещении было много народу.
Вывод!!! Вот видите, сколько может рассказать сказуемое о подлежащем.
Есть такое высказывание " Сказуемое - это рельсы, по которым движется мысль.” Как вы его понимаете? (В сказуемом выражается вся суть предложения.)
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какие сведения мы повторили на уроке?
Чтобы узнать, достигнута ли цель, поставленная нами в начале урока, и спланировать дальнейшую работу, прошу оценить свои знания и умения по теме «Виды сказуемого и способы его выражения»:
(поставьте + или - , подчеркните или допишите ответ)
- Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
- Что вызвало наибольшую трудность?
- Над чем ещё нужно поработать?
IX. СЛАЙД № 22. Домашнее задание: напишите небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: " Сказуемое – это рельсы, по которым движется мысль” . Вспомнить композицию сочинения-рассуждения. П.14, Новиков Д., Чейпеш Д., Гаврилов А. – упр. 81.
СЛАЙД № 23.Оценивание:
24-19 б –« 5» 18 –13 - «4» 12-11– «3»
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Ф.И.______________________________________________________________________
Задание | Количество баллов |
Лингвистическая разминка. Тест. | |
Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях. | |
Орфоэпическая разминка | |
Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого. | |
Работа с микротекстом. | |
Дополнительно | |
Ответ у доски | |
Работа по карточке | |
Всего баллов |
Оценка:
24-19 б –« 5» 18 –13 - «4» 12-11– «3»
Рефлексия
Утверждения | +/-; ответ |
Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней. | |
Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней. | |
Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней. | |
Что вызвало наибольшую трудность? | |
Над чем ещё нужно поработать? |
- Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам.
(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)
Тест.
- Укажите стиль речи текста. (художественный).
- Укажите тип речи. (повествование).
- Простым предложением является:
А 1,2. Б 2,3. В 1. Г 3,4
- Причастный оборот есть в предложении:
А 2. Б 2,3. В 3. Г 4
- Составное именное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):
А 1. Б 2. В 3. Г 4
- Простое глагольное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):
А 4. Б 2,3, 4. В 1, 2. Г 2.
- Сказуемое в 1 предложении является:
А простым глагольным
Б составным именным
В составным глагольным
- Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 1-4 выпишите слово, написание в котором определяется правилом: «В суффиксах кратких причастий пишется одна буква Н».
- Определите количество грамматических основ в предложении 3.
Ф.И.___________________________________________________________
Лингвистическая разминка
1)Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
- более смелее
- согласно условиям
- килограмм яблок
- трое друзей
2) В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?
- уб..рать, в..сенний
- п..лоска, д..ревянный
- изл..жение, приг..реть
- бл..стеть, разр..дить (морковь)
3) В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..пятствие, пр..ключение, пр..усадебный
2) ра..реженный, не..деланный, ра..мышлять
3) пр..ломление, пр..высить, пр..увеличенный
4) обе..печенный, ..жиженный (газ), не..дешний
4) В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется о ?
1) испеч..т пирог, белый зайч..нок
2) кислый крыж..вник, ж..лтая блузка
3) ш..л по дороге, горький ш..колад
4) городские трущ..бы, умный мальч..нка
Лингвистическая разминка
1)Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1)/более смелее
2) согласно условиям
3)килограмм яблок
- трое друзей
2) В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?
- уб..рать, в..сенний
- п..лоска, д..ревянный
- изл..жение, приг..реть
- бл..стеть, разр..дить (морковь)
3) В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..пятствие, пр..ключение, пр..усадебный
2) ра..реженный, не..деланный, ра..мышлять
3) пр..ломление, пр..высить, пр..увеличенный
4) обе..печенный, ..жиженный (газ), не..дешний
4) В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется о ?
1) испеч..т пирог, белый зайч..нок
2) кислый крыж..вник, ж..лтая блузка
3) ш..л по дороге, горький ш..колад
4) городские трущ..бы, умный мальч..нка
ЗАДАНИЕ №1
Заменить словосочетания, построенные на основе одного из трёх типов подчинительной связи, синонимичным словосочетанием. Напишите получившееся словосочетание, указать тип связи.
Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
1группа: громкий шорох , горячо спорить , совершить прыжок , спросил её , говорить громко , ночёвка в лесу.
Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
2 группа: моя профессия, желанный гость , нарушение правил , три товарища, надо подумать , ягоды крыжовника.
Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
3 группа: рисовать карандашом, два часа, светит ярче, ясным утром, замеченный им, говори тише.
Орфоэпическая разминка
Проставить ударения
1 группа |
торты, свекла, звонит, включит, квартал, договор |
Орфоэпическая разминка
Проставить ударения
2 группа |
каталог, намерение, обеспечение, эксперт, оптовый, принять |
Орфоэпическая разминка
Проставить ударения
3 группа |
начался, ободрить, пломбировать, феномен, ходатайство, яслей. |
«Заполни пропуски» Перед вами текст с пропусками. Вам нужно заполнить пропуски таким образом, чтобы получились верные утверждения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
… и … - это грамматическая основа предложения.
По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … .
Подлежащее – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы … или … .
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …и отвечает на вопросы … .
«Заполни пропуски» Перед вами текст с пропусками. Вам нужно заполнить пропуски таким образом, чтобы получились верные утверждения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
… и … - это грамматическая основа предложения.
По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … .
Подлежащее – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы … или … .
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …и отвечает на вопросы … .
«Заполни пропуски» Перед вами текст с пропусками. Вам нужно заполнить пропуски таким образом, чтобы получились верные утверждения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
… и … - это грамматическая основа предложения.
По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … .
Подлежащее – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы … или … .
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …и отвечает на вопросы … .
- Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы.
Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень хорош. Миша решил выучить стихотворение вместо песни.
- Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы.
Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень хорош. Миша решил выучить стихотворение вместо песни.
- Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы.
Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень хорош. Миша решил выучить стихотворение вместо песни.
- Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы.
Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень хорош. Миша решил выучить стихотворение вместо песни.
- Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы.
Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень хорош. Миша решил выучить стихотворение вместо песни.
- Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы.
Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень хорош. Миша решил выучить стихотворение вместо песни.
Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого.
A. Вечернее молоко выпито. 1. ПГС
Б. Между тем княжна Мери перестала петь. 2. СГС
B. Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. 3. СИС
Г. Долго будет моросить дождь.
Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.
А | Б | В | Г | Д |
Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого.
A. Вечернее молоко выпито. 1. ПГС
Б. Между тем княжна Мери перестала петь. 2. СГС
B. Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. 3. СИС
Г. Долго будет моросить дождь.
Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.
А | Б | В | Г | Д |
Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого.
A. Вечернее молоко выпито. 1. ПГС
Б. Между тем княжна Мери перестала петь. 2. СГС
B. Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. 3. СИС
Г. Долго будет моросить дождь.
Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.
А | Б | В | Г | Д |
Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого.
A. Вечернее молоко выпито. 1. ПГС
Б. Между тем княжна Мери перестала петь. 2. СГС
B. Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. 3. СИС
Г. Долго будет моросить дождь.
Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.
А | Б | В | Г | Д |
Подчеркнуть сказуемое. Соотнести предложения с типом сказуемого.
A. Вечернее молоко выпито. 1. ПГС
Б. Между тем княжна Мери перестала петь. 2. СГС
B. Иван стал подниматься по лестнице на трибуну. 3. СИС
Г. Долго будет моросить дождь.
Д. Бопре в отечестве своем был парикмахером.
А | Б | В | Г | Д |
Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.
а) Деревья пожелтели.
б) Собрание начнется в назначенный срок.
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
г) Сыновья помогают матери в домашних делах.
д) Она водит машину.
е) Сыновья навестили своих родителей.
Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.
а) Деревья пожелтели.
б) Собрание начнется в назначенный срок.
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
г) Сыновья помогают матери в домашних делах.
д) Она водит машину.
е) Сыновья навестили своих родителей.
Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.
а) Деревья пожелтели.
б) Собрание начнется в назначенный срок.
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
г) Сыновья помогают матери в домашних делах.
д) Она водит машину.
е) Сыновья навестили своих родителей.
Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.
а) Деревья пожелтели.
б) Собрание начнется в назначенный срок.
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
г) Сыновья помогают матери в домашних делах.
д) Она водит машину.
е) Сыновья навестили своих родителей.
Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.
а) Деревья пожелтели.
б) Собрание начнется в назначенный срок.
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
г) Сыновья помогают матери в домашних делах.
д) Она водит машину.
е) Сыновья навестили своих родителей.
Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.
а) Деревья пожелтели.
б) Собрание начнется в назначенный срок.
в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
г) Сыновья помогают матери в домашних делах.
д) Она водит машину.
е) Сыновья навестили своих родителей.
Исправить ошибки в именной части составного именного сказуемого. Выделить основу предложений.
1.Одно из замечательных произведений А. С. Пушкина является повесть "Капитанская дочка". 2. Воздух становится чистый, морозный. 3. Погода стояла очень хорошей. 4. Две ели кажутся несчастные среди такой компании берёз. 5. Наш сосед по купе оказался военный.
Исправить ошибки в именной части составного именного сказуемого. Выделить основу предложений.
1.Одно из замечательных произведений А. С. Пушкина является повесть "Капитанская дочка". 2. Воздух становится чистый, морозный. 3. Погода стояла очень хорошей. 4. Две ели кажутся несчастные среди такой компании берёз. 5. Наш сосед по купе оказался военный.
Исправить ошибки в именной части составного именного сказуемого. Выделить основу предложений.
1.Одно из замечательных произведений А. С. Пушкина является повесть "Капитанская дочка". 2. Воздух становится чистый, морозный. 3. Погода стояла очень хорошей. 4. Две ели кажутся несчастные среди такой компании берёз. 5. Наш сосед по купе оказался военный.
И.А. Бунин
Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва.
А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж – и целый день Скитаться стал я по степи свободной, Вдали от сёл и деревень.
И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит – поет в стволы ружья.
И.А. Бунин
Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва.
А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж – и целый день Скитаться стал я по степи свободной, Вдали от сёл и деревень.
И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит – поет в стволы ружья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...
Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...
Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Тема урока: «Виды сказуемого и способы его выражения»
Цели урока: содержательная - продолжить работу по формированию умений поиска необходимых информаций с использованием знакосимволических средств (схем, таблиц) для решения задач.деятельностная:...
Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему: «Виды сказуемого и способы его выражения».
Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему: «Виды сказуемого и способы его выражения»....
Урок в 5 классе по теме «Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (Раствор йода. Бриллиантового зелёного («зелёнки»)».
Конспектр урока в 5 классе по предмету ОСЖ предназначен для учителей специальной (коррекционной) школы....