Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема: «Гласные в корнях с чередованием».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.
Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 467.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 «А» классе
(учитель русского языка и литературы Школы-интерната №22 ОАО «РЖД»
Овчинникова Валентина Владимировна)
Тема: «Гласные в корнях с чередованием».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.
Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами
Задачи:
- вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;
- отработать навыки «опознавания» корней с чередованием
- формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля;
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;
2. Метапредметные:
Познавательные: побуждать обучающихся, применять для решения учебных задач урока мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: помочь обучающимся сформулировать цель деятельности на уроке и составить план - последовательность действий решения учебной задачи, побуждать обучающихся корректировать и оценивать свои действия, использовать волевую саморегуляцию.
Коммуникативные: вступление обучающихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
3. Личностные:
- воспитание умения преодолевать трудности, применив волевые усилия; воспитание стремления к труду, осознания ценности и необходимости трудиться, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Москва, «Просвещение», 2010 г.;
- распечатка заданий для работы в группе;
- компьютер, проектор ;
- оценочный лист (на каждого ученика).
На уроке применяются различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии и игровая.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности |
I.Организационный момент. | Приветственное слово учителя. Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке. Проверка подготовленности, организация внимания. | Приветствие учителя, оформление тетради (запись числа) .Настраиваются на работу. | |
II.Целеполагание. Постановка учебной задачи | - Каждый урок мы начинаем с чего? ( с постановки цели урока) Конечно, начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Какие установки мы себе даем каждый урок? . Посмотрите, эти цели остались прежними, но сегодня я изменила порядок целеполагания. На первом месте сегодня «Хочу понять». Как вы думаете, почему? Что мы хотим понять сегодня? | Определяют цели и задачи урока. Отвечают на вопросы. Три хочу: хочу узнать, хочу понять, хочу научиться. Хотим понять, как усвоили тему «Гласные в корнях с чередованием» | Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы. |
III. Деятельностный. Работа по теме урока.
2. «Волшебный ларец» 3. Университет 4. Проспект фразеологизмов (работа в группах) 5. Парк «Ошибочный» | - Сегодня у нас не обычный урок , а урок-путешествие. На острове Орфография есть город Кореньград – столица этого острова. Сегодня мы отправимся в путешествие в этот город. У каждого из вас есть маршрутный лист, в нем указаны задания, которые вам предстоит сегодня выполнить. (см. Приложение №1) -Итак начнем наше путешествие? Вы готовы? - Где же мы оказались? Это аллея , как вы думаете, что ожидает нас на этой аллее. Это для вас не новость, дома вы готовились к словарному диктанту. Даже уже поставили себе прогнозирующую оценку. (см. оценочный лист в Приложении№2) Все поставили? Сейчас посмотрим, совпадет ли она с действительностью. Словарный диктант: Разгорается заря, касаться рукой, отрастить ростки, зоревать с удочкой, легкое прикосновение, блистают зори, излагать мысли, выращивать помидоры, загорелые дети, приложение прилагается. - А теперь проверим. - У кого оценка совпала?. У кого оказалась выше? Ниже? - В ваших маршрутных листах есть графа «Планируемая домашняя работа», сделайте для себя пометки те ребята, у кого были ошибки и что нужно повторить. - Пока мы с вами выполняли первое задание, на аллее появились ларцы, эти ларцы прислали нам растерянные корни города, которые потеряли свои гласные и просят нашей помощи. Наша задача собрать в ларцы слова с нужными буквами. Ларец с А и ларец с О. Слова все перепутались. Поможем? Работаем индивидуально. Г..релка, соприк..саться, заг…р, разр…слись, оз…рять, к…снуться, кас..ние, отр…слевой, разг..реться, к..сательная, пог…релец, з…рянка, изл….гать, предл...жить. - Наше путешествие продолжается, мы идем дальше. Представляете, ребята, в Кореньграде есть университет. Ребята, а вы хотите поступить в университет? Чтобы удачно поступить нужно сдать экзамен, сначала в 9 классе - ОГЭ, затем в 11 ЕГЭ. Давайте потренируемся, ведь задания связанные с чередующимися корнями есть в тестах по ОГЭ и ЕГЭ. Задания. А. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (ОГЭ 9 класс) 1) насл..ждаться 2) препод..вать 3) возг..рание 4) б..гатырь Б. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова? (ЕГЭ 11 класс) 1) к..снешься, возл..гать, к..жется 2) р..стение, д..машний, поб..лел 3) соб..раю, прик..сновение, сг..рел 4) пр..стейший, изл..жение, п..рнатый -Ребята, куда же мы пришли? Посмотрите, кто-то сел в калошу, кого-то ведут за нос, кто-то развесил уши между домами… Где мы? - А как часто слова с орфограммой чередующиеся гласные в корне могут употребляться в составе фразеологизмов? Давайте это выясним, выполнив следующее задание. (см. Приложение №3) -Чтобы выполнить задание на этой остановке необходимо объединиться в группы. Повернитесь друг к другу так, чтобы вам удобнее было работать. Необходимо сформировать четыре группы. Проверка под контролем учителя - А мы тем временем оказались в каком-то парке, посмотрите, какой-то мальчик что-то высматривает, как вы думаете, что? -И мы сейчас с вами проверим вашу орфографическую зоркость и постараемся найти ошибки в словах. Ваша задача найти слова с ошибками и записать их в исправленном виде. Слова: Загорелый, вырощенный, расположиться, вырасти, возгорание, косание, зорница, расток, предполагаемая встреча, коснуться друга, разгарались (дрова) . Проверка по слайду Выращенный, касание, зарница, росток (искл.), разгорались (дрова) . - Молодцы! Орфографическая зоркость – очень хорошее умение, нужно ее развивать. | Дети знакомятся с маршрутными листами. Размышляют, отвечают на вопрос, приходят к выводу, что аллея – словарное слово – значит, их ждет словарный диктант. Пишут словарный диктант, проверяют. Обмениваются тетрадями с соседом по парте, выполняют проверку по образцу, выставляют оценки друг другу. Анализ Самоанализ. Работают с оценочными листами . Выполняют задание, распределяют слова по колонкам, осуществляютсамопроверку по образцу (со слайда), оценивают свою работу, если допущены ошибки вносят пометки в оценочный лист Выполняют тестовые задания, оценивают свою деятельность, вносят пометки в оценочный лист Отвечают на вопрос, высказывают предположения (что-то связанное с фразеологизмами) Делятся на группы. Каждая группа получает карточку-задание (см. приложение), обсуждают, выполняют задания по группам, готовятся к выступлению. Каждая группа выступает, дает толкование фразеологизмам, объясняет орфограммы. Высказывают предположения. Узнав о том, как называется парк делают вывод, что мальчик высматривает ошибки Читают слова, ищут слова с неправильным написанием, исправляют ошибки, записывают слова в тетрадь. Проверяют выполненное задание по эталону. вносят пометки в оценочный лист | Осуществляют контроль и оценку. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности. Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на вопрос. |
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. | - Ну что ж, ребята, наше путешествие подходит к концу. Какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Мы достигли поставленных целей? Значит работали не зря. Я очень довольна вашей работой и всем поставлю оценки за урок сегодня, но сделаю это после того, кок посмотрю вши маршрутные листы и вашу работу в тетрадях. | Соотносят цели с полученными результатами, каждый по своему оценочному листу, оценивают свою работу на уроке. | Развитие способности к самооценке. Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
V. Домашнее задание | - Сегодня домашнее задание вы зададите себе сами. Посмотрите внимательно в свои оценочные листы. В графу «Планируемая домашняя работа»вы в течение урока заносили пометки, указывали слабые места, которые вам еще раз нужно повторить, потому что были допущены ошибки. Кому –то нужно повторить слова-исключения, кому-то всё правило целиком, а кто-то усвоил тему хорошо, не допустил ни одной ошибки, а значит может сегодня отдохнуть. | Слушают объяснение выполнения домашнего задания и записывают его в дневник. Анализируют свои действия, прогнозируют дальнейшую работу. | Анализируют, планируют дальнейшую деятельность. |
Заключительное слово учителя. | - Посмотрите, ребята, жители Кореньграда вышли с нами попрощаться. Посмотрите сколько их – корней с чередованием. Что заметили? - Поэтому, мы говорим Кореньграду : «До свидания». Мы не прощаемся с ним и еще вернемся сюда обязательно. Спасибо всем за работу! | Наблюдают, делают вывод, что есть еще корни с чередование, которые мы еще не изучали, с которыми не знакомились. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1.
Оценочный лист подготовки к словарному диктанту
«Чередующиеся гласные в корне слова»
Задания по теме | Выполнил самостоятельно | Выполнил при помощи других | Планируемая домашняя работа при подготовке к словарному диктанту |
1. -ЛАГ-, -ЛОЖ- | |||
| |||
3. -КАС- ,-КОС- | |||
| |||
| |||
ВЫВОДЫ: Я не справился с некоторыми заданиями самостоятельно, поэтому я дома повторю: _______________________________________________________________________ Я старался и внимательно выполнял(-а) все задания в течение изучения всех тем, уверен (-а), что словарный диктант напишу хорошо- Да\Нет Уверен, что словарный диктант напишу на оценку ___ |
Приложение №2.
Маршрутно-оценочный лист №2 для работы на уроке
№ Задания | Моя оценка Критерии: 0 ошибок – 5 1-2ошибки-4 3-4 ошибки – 3 5 и более - 2 | Оценка учителя | Планируемая домашняя работа |
3. | |||
4. | |||
5. | |||
Самое интересное задание______________________________________________ Самое трудное задание_________________________________________________ Вывод: Я успешно / не совсем успешно/ не успешно усвоил тему правописание корней с чередованием , так как_______________________________________________ Что я планирую делать дальше:_________________________________________ |
Приложение №3.
Проспект фразеологизмов.Задания для групп.
Прочитайте фразеологизмы, дайте им толкование. Объясните орфограммы. Выпишите слова с орфограммой чередование корней.
Группа 1.
Г...рит в руках.
Вл...жить душу.
Вт…рать очки
Группа 2.
Ст…реть в п..рошок
Сг...реть от стыда.
Ума не прил...жу.
Группа 3.
Зад...рать нос.
Скр...пя сердце.
От з...ри до з...ри.
Группа 4.
Отл...жить в долгий ящик.
По г...рячим следам.
С...деть сл...жа руки.
5 этап. Домашнее задание.
Домашнее задание сегодня на выбор:
1) Составить два тестовых задания по изученным правилам;
2) составить словарный диктант из 15 слов. (слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-305835-1386705195.jpg)
Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612708-1427206247.jpg)
Урок русского языка 5 класс "Буквы е - и в корнях с чередованием"
Данный урок - урок открытия новых знаний...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/01/picture-747109-1454318689.jpg)
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож
Материал разработан для учащихся национальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-138123-1352628983.jpg)
Технологическая карта урока русского языка "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок открытия нового знания....
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-1186409-1573403324.jpg)
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...