Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема: «Гласные в корнях с чередованием».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.
Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ovchinnikovoy_v.v.docx | 467.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 «А» классе
(учитель русского языка и литературы Школы-интерната №22 ОАО «РЖД»
Овчинникова Валентина Владимировна)
Тема: «Гласные в корнях с чередованием».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.
Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами
Задачи:
- вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;
- отработать навыки «опознавания» корней с чередованием
- формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля;
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;
2. Метапредметные:
Познавательные: побуждать обучающихся, применять для решения учебных задач урока мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: помочь обучающимся сформулировать цель деятельности на уроке и составить план - последовательность действий решения учебной задачи, побуждать обучающихся корректировать и оценивать свои действия, использовать волевую саморегуляцию.
Коммуникативные: вступление обучающихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
3. Личностные:
- воспитание умения преодолевать трудности, применив волевые усилия; воспитание стремления к труду, осознания ценности и необходимости трудиться, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Москва, «Просвещение», 2010 г.;
- распечатка заданий для работы в группе;
- компьютер, проектор ;
- оценочный лист (на каждого ученика).
На уроке применяются различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии и игровая.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности |
I.Организационный момент. | Приветственное слово учителя. Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке. Проверка подготовленности, организация внимания. | Приветствие учителя, оформление тетради (запись числа) .Настраиваются на работу. | |
II.Целеполагание. Постановка учебной задачи | - Каждый урок мы начинаем с чего? ( с постановки цели урока) Конечно, начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Какие установки мы себе даем каждый урок? . Посмотрите, эти цели остались прежними, но сегодня я изменила порядок целеполагания. На первом месте сегодня «Хочу понять». Как вы думаете, почему? Что мы хотим понять сегодня? | Определяют цели и задачи урока. Отвечают на вопросы. Три хочу: хочу узнать, хочу понять, хочу научиться. Хотим понять, как усвоили тему «Гласные в корнях с чередованием» | Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы. |
III. Деятельностный. Работа по теме урока.
2. «Волшебный ларец» 3. Университет 4. Проспект фразеологизмов (работа в группах) 5. Парк «Ошибочный» | - Сегодня у нас не обычный урок , а урок-путешествие. На острове Орфография есть город Кореньград – столица этого острова. Сегодня мы отправимся в путешествие в этот город. У каждого из вас есть маршрутный лист, в нем указаны задания, которые вам предстоит сегодня выполнить. (см. Приложение №1) -Итак начнем наше путешествие? Вы готовы? - Где же мы оказались? Это аллея , как вы думаете, что ожидает нас на этой аллее. Это для вас не новость, дома вы готовились к словарному диктанту. Даже уже поставили себе прогнозирующую оценку. (см. оценочный лист в Приложении№2) Все поставили? Сейчас посмотрим, совпадет ли она с действительностью. Словарный диктант: Разгорается заря, касаться рукой, отрастить ростки, зоревать с удочкой, легкое прикосновение, блистают зори, излагать мысли, выращивать помидоры, загорелые дети, приложение прилагается. - А теперь проверим. - У кого оценка совпала?. У кого оказалась выше? Ниже? - В ваших маршрутных листах есть графа «Планируемая домашняя работа», сделайте для себя пометки те ребята, у кого были ошибки и что нужно повторить. - Пока мы с вами выполняли первое задание, на аллее появились ларцы, эти ларцы прислали нам растерянные корни города, которые потеряли свои гласные и просят нашей помощи. Наша задача собрать в ларцы слова с нужными буквами. Ларец с А и ларец с О. Слова все перепутались. Поможем? Работаем индивидуально. Г..релка, соприк..саться, заг…р, разр…слись, оз…рять, к…снуться, кас..ние, отр…слевой, разг..реться, к..сательная, пог…релец, з…рянка, изл….гать, предл...жить. - Наше путешествие продолжается, мы идем дальше. Представляете, ребята, в Кореньграде есть университет. Ребята, а вы хотите поступить в университет? Чтобы удачно поступить нужно сдать экзамен, сначала в 9 классе - ОГЭ, затем в 11 ЕГЭ. Давайте потренируемся, ведь задания связанные с чередующимися корнями есть в тестах по ОГЭ и ЕГЭ. Задания. А. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (ОГЭ 9 класс) 1) насл..ждаться 2) препод..вать 3) возг..рание 4) б..гатырь Б. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова? (ЕГЭ 11 класс) 1) к..снешься, возл..гать, к..жется 2) р..стение, д..машний, поб..лел 3) соб..раю, прик..сновение, сг..рел 4) пр..стейший, изл..жение, п..рнатый -Ребята, куда же мы пришли? Посмотрите, кто-то сел в калошу, кого-то ведут за нос, кто-то развесил уши между домами… Где мы? - А как часто слова с орфограммой чередующиеся гласные в корне могут употребляться в составе фразеологизмов? Давайте это выясним, выполнив следующее задание. (см. Приложение №3) -Чтобы выполнить задание на этой остановке необходимо объединиться в группы. Повернитесь друг к другу так, чтобы вам удобнее было работать. Необходимо сформировать четыре группы. Проверка под контролем учителя - А мы тем временем оказались в каком-то парке, посмотрите, какой-то мальчик что-то высматривает, как вы думаете, что? -И мы сейчас с вами проверим вашу орфографическую зоркость и постараемся найти ошибки в словах. Ваша задача найти слова с ошибками и записать их в исправленном виде. Слова: Загорелый, вырощенный, расположиться, вырасти, возгорание, косание, зорница, расток, предполагаемая встреча, коснуться друга, разгарались (дрова) . Проверка по слайду Выращенный, касание, зарница, росток (искл.), разгорались (дрова) . - Молодцы! Орфографическая зоркость – очень хорошее умение, нужно ее развивать. | Дети знакомятся с маршрутными листами. Размышляют, отвечают на вопрос, приходят к выводу, что аллея – словарное слово – значит, их ждет словарный диктант. Пишут словарный диктант, проверяют. Обмениваются тетрадями с соседом по парте, выполняют проверку по образцу, выставляют оценки друг другу. Анализ Самоанализ. Работают с оценочными листами . Выполняют задание, распределяют слова по колонкам, осуществляютсамопроверку по образцу (со слайда), оценивают свою работу, если допущены ошибки вносят пометки в оценочный лист Выполняют тестовые задания, оценивают свою деятельность, вносят пометки в оценочный лист Отвечают на вопрос, высказывают предположения (что-то связанное с фразеологизмами) Делятся на группы. Каждая группа получает карточку-задание (см. приложение), обсуждают, выполняют задания по группам, готовятся к выступлению. Каждая группа выступает, дает толкование фразеологизмам, объясняет орфограммы. Высказывают предположения. Узнав о том, как называется парк делают вывод, что мальчик высматривает ошибки Читают слова, ищут слова с неправильным написанием, исправляют ошибки, записывают слова в тетрадь. Проверяют выполненное задание по эталону. вносят пометки в оценочный лист | Осуществляют контроль и оценку. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности. Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на вопрос. |
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. | - Ну что ж, ребята, наше путешествие подходит к концу. Какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Мы достигли поставленных целей? Значит работали не зря. Я очень довольна вашей работой и всем поставлю оценки за урок сегодня, но сделаю это после того, кок посмотрю вши маршрутные листы и вашу работу в тетрадях. | Соотносят цели с полученными результатами, каждый по своему оценочному листу, оценивают свою работу на уроке. | Развитие способности к самооценке. Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
V. Домашнее задание | - Сегодня домашнее задание вы зададите себе сами. Посмотрите внимательно в свои оценочные листы. В графу «Планируемая домашняя работа»вы в течение урока заносили пометки, указывали слабые места, которые вам еще раз нужно повторить, потому что были допущены ошибки. Кому –то нужно повторить слова-исключения, кому-то всё правило целиком, а кто-то усвоил тему хорошо, не допустил ни одной ошибки, а значит может сегодня отдохнуть. | Слушают объяснение выполнения домашнего задания и записывают его в дневник. Анализируют свои действия, прогнозируют дальнейшую работу. | Анализируют, планируют дальнейшую деятельность. |
Заключительное слово учителя. | - Посмотрите, ребята, жители Кореньграда вышли с нами попрощаться. Посмотрите сколько их – корней с чередованием. Что заметили? - Поэтому, мы говорим Кореньграду : «До свидания». Мы не прощаемся с ним и еще вернемся сюда обязательно. Спасибо всем за работу! | Наблюдают, делают вывод, что есть еще корни с чередование, которые мы еще не изучали, с которыми не знакомились. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1.
Оценочный лист подготовки к словарному диктанту
«Чередующиеся гласные в корне слова»
Задания по теме | Выполнил самостоятельно | Выполнил при помощи других | Планируемая домашняя работа при подготовке к словарному диктанту |
1. -ЛАГ-, -ЛОЖ- | |||
| |||
3. -КАС- ,-КОС- | |||
| |||
| |||
ВЫВОДЫ: Я не справился с некоторыми заданиями самостоятельно, поэтому я дома повторю: _______________________________________________________________________ Я старался и внимательно выполнял(-а) все задания в течение изучения всех тем, уверен (-а), что словарный диктант напишу хорошо- Да\Нет Уверен, что словарный диктант напишу на оценку ___ |
Приложение №2.
Маршрутно-оценочный лист №2 для работы на уроке
№ Задания | Моя оценка Критерии: 0 ошибок – 5 1-2ошибки-4 3-4 ошибки – 3 5 и более - 2 | Оценка учителя | Планируемая домашняя работа |
3. | |||
4. | |||
5. | |||
Самое интересное задание______________________________________________ Самое трудное задание_________________________________________________ Вывод: Я успешно / не совсем успешно/ не успешно усвоил тему правописание корней с чередованием , так как_______________________________________________ Что я планирую делать дальше:_________________________________________ |
Приложение №3.
Проспект фразеологизмов.Задания для групп.
Прочитайте фразеологизмы, дайте им толкование. Объясните орфограммы. Выпишите слова с орфограммой чередование корней.
Группа 1.
Г...рит в руках.
Вл...жить душу.
Вт…рать очки
Группа 2.
Ст…реть в п..рошок
Сг...реть от стыда.
Ума не прил...жу.
Группа 3.
Зад...рать нос.
Скр...пя сердце.
От з...ри до з...ри.
Группа 4.
Отл...жить в долгий ящик.
По г...рячим следам.
С...деть сл...жа руки.
5 этап. Домашнее задание.
Домашнее задание сегодня на выбор:
1) Составить два тестовых задания по изученным правилам;
2) составить словарный диктант из 15 слов. (слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...
Урок русского языка 5 класс "Буквы е - и в корнях с чередованием"
Данный урок - урок открытия новых знаний...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож
Материал разработан для учащихся национальной школы....
Технологическая карта урока русского языка "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок открытия нового знания....
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...