Не с существительными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: "Правописание НЕ с существительными"
Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.
Задачи:
Обучающие: совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными.
Развивающие:
- развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;
- развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
- развитие способностей к самостоятельному труду;
- развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения, речи и поведения;
- вызвать заинтересованность в получении знаний;
- пробудить любознательность;
- побудить учащихся к активности;
- закрепить уверенность в успехе.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование: мультипроектор, презентация, учебник, карточки
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сядьте все правильно и сложите вместе свои ладошки. Я хочу начать сегодняшний урок с одной очень древней притчи.
«Жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был один человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец ответил: «Всё в твоих руках…»
Всё в ваших руках, ребята. А сейчас потихоньку поднимите свои ладошки кверху и откройте их. У вас с рук сейчас выпорхнула бабочка успеха. И весь урок она будет летать над вами.
- Объяснение нового материала.
1. Определение темы и целей урока
- (Не)друг поддакивает, а друг спорит.
- (Не) заслонишь солнце рукавицей, (не) убьешь молодца (не)былицей.
- На сердце ненастье, так и в вёдро дождь.
- (Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь.
- (Не) работа сушит, а забота.
5. (Не посеешь) – урожай (не) соберешь
6. Лентяю все (не)можется да (не)здоровится.
7. (Не) спеши языком, торопись делом.
8. Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.
9. У( не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи.
Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл.
Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо. (Повторить правописание не с глаголами)
- Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Это имена существительные. Значит, тема сегодняшнего урока: «Не с существительными».
Давайте сформулируем цели урока, используя опорные слова:
Познакомиться с …. (С правилом написания не с существительными)
Учиться…. ( Правильно писать не с существительными)
Вновь обратимся к пословицам. Назовите существительные с не из 2-й и 3-й пословицы(Небылица, ненастье). Отнимете не у этих существительных.
- Употребляются ли слова небылица и ненастье без не? Объясните, почему вы так считаете?
- В какой пословице ещё есть такое слово?
- Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.
Учитель рассказывает (читает) грамматическую сказку Ф.Кривина.
В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без "не", жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени:
Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, - когда всё хорошее может употребляться без "не" и поэтому остаётся хорошим?..
Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).
Как они пишутся с не?
В каких же еще случаях не с сущ. пишется слитно? Может ли не с существительными писаться раздельно?
- Работа с учебником (стр. 100, орфограмма № 32).
Давайте вместе попробуем составить алгоритм применения правила. (приложение)
- Составление алгоритма
- Закрепление изученного.
- Подберите к словам синонимы, используя слова для справок
Сомнение, болезнь, ложь, беда,
противник, глупость, рабство,
слякоть, рассеянность,
возмущение, подозрительность
Слова для справок: негодование, непогода,
нездоровье, невнимательность, неправда,
неприятель, несчастье, неволя,
невежливость, неуверенность, нелепость
Задание2
Выпишите существительные, которые без не не употребляются.
(Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка, (не)годяй.
Задание 3:
Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
- (Не)погода помешала уборке урожая, а …
- (Не)счастье помогло исследователю, а …
- (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …
- (Не)друг ты мне, а …
- (Не)воля ожидала его, а …
4.Тест на первичное усвоение темы "Не с существительными"
А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
- Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
- Полная (не)лепица.
- Причины (не)успеваемости.
А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
- Прилив (не)нависти.
- (Не)знание предмета.
- Жизнь красна (не)днями, а делами.
А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
- Видно (не)ряху по грязной рубахе.
- Говорить (не)правду некрасиво.
- Говорить (не)правду, а ложь.
Б. Не с существительными пишется раздельно.
- (Не)везение преследовало меня.
- (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
- (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
В. Не с существительными пишется раздельно.
- Учение - красота, а (не)учение - слепота.
- Сила с (не)правдою не уживаются.
- Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
(Ключ к тесту "Проверь себя!")
А 1 - 2; А 2 - 2; А 3 - 3; А4 - 2; А5 – 3
- Рефлексия.
Сформулируйте, пожалуйста, новое знание, которое вы получили сегодня.
Сценка. (Презентация)
1-й ученик
Это я, частица НЕ! Хитра, умна, ловка вполне.
Тут может быть она частицей (держат фразу НЕ ДРУГ, А ВРАГ)
А там - в приставку превратиться (НЕДРУГ),
А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА)
2-й ученик
Знай! НЕ всегда частица, если от существительного противопоставлением отделится (НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ)
НЕ - приставка, если слово синонимом заменим одно на другое (НЕПРАВДА=ЛОЖЬ)
3-й ученик
НЕ входит в корень, если слово без неё не имеет смысла никакого, т.е. без НЕ не употребляется! (НЕНАСТЬЕ)
4-й ученик
Запомни навсегда, дружок, чтоб без ошибок написать, ты должен правило об употреблении НЕ с существительными знать!
7. Домашнее задание.
- Параграф 43, орфограмма № 32.
- Стр. 101, упр. 242.
- Дополнительное задание: составить словарик существительных, которые не употребляются без НЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...