Конспект урока в 8 классе "Виды словосочетаний"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
Тема. Виды словосочетаний
Цель:
1.Познакомить учащихся с типами связей в словосочетании. Закрепить понятия словосочетание, типы словосочетаний по главному слову.
3. Формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
3. Воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, мультимедийная доска, презентация
Вид урока: изучение новой темы.
Этап урока | Учебные задачи | Результаты деятельности ребенка |
Мотивация к учебной деятельности | Создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность | Отвечают на вопросы настраиваются на учебную деятельность |
Актуализация ранее изученного материала. Введение в новую тему. Обеспечение преемственности содержания предыдущего –текущего – последующего уроков | Подготовить учащихся к открытию нового знания, формирование понятия «Словосочетание» Создание проблемной ситуации | Записывают на листочке о том, что знают о словосочетании |
Изучение нового материала | Определить виды словосочетаний по характеру главного слова. | Просмотр видео, составляют кластер, делают выводы. Выполняют Упражнение 59 |
Обобщение изученного. Рефлексия | Обобщить изученное, контроль знаний | Осенний ветер легко срывает последние листья с берез и осин. Выписывают сч, определяют вид сч |
Постановка домашнего задания | Закрепить изученное |
- Мотивация.
- Психологический настрой.
Доброе утро
- Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
Учитель: Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Ученики: Соединение слов.
Учитель: Подберите синоним к слову «соединение»
Ученики: Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях...
Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание.Связь слов в словосочетании»
Учитель:А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
Ученики: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
- Актуализация знаний.
Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
- Индивидуальная работа.
Учитель: Ребята, у каждого из вас на столе лежит листок. Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – 2 минуты.
- Работа в паре.
Учитель: Сейчас мы поработаем в паре. Задание: Обсудите с товарищем по парте все, что записали. Время на выполнение – 2 минуты.
- Проблемная ситуация. Работа в паре.
Учитель:Мы повторили изученное.
Найдите закономерность в построении словосочетаний.
Малые реки
Подробности жизни
Очень хорошая
Верят в любовь
Уехал вовремя
Слишком громко
Очень весело
Ученики:В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания. Подведем итог.
По характеру главного слова словосочетания делятся
на именные, глагольные и наречные
ИМЕННЫЕ x Волк бурый x Обращение к людям Главное слово выражено именем существительным и именем прилагательным | ГЛАГОЛЬНЫЕ x Служит верно x Обратиться смело Главное слово выражено глаголом | НАРЕЧНЫЕ x Слишком громко x Очень понятно Главное слово выражено наречием |
Виды именных словосочетаний
x x
Существительное+ Прилагательное– волк бурый
x x
Существительное + существительное – обращение к людям
Виды глагольных словосочетаний
x x
Глагол + существительное – служить Родине
x x
Глагол + наречие – обратиться смело
Виды наречных словосочетаний
x x
Наречие + наречие – очень громко
Упражнение 59
Домашнее задание стр.38 Упражнение 63
Запишем в тетрадях предложение :
Осенний ветер легко срывает последние листья с берез и осин.
- Необходимо выписать из данного предложения все словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?(Знать определение словосочетания)
-Что такое словосочетание? (Слайд 3)
(Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения).
- Что не является словосочетанием?(слайд4)
По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их:
- Именное, глагольное, наречное.(слайд5)
Итак, выписываем словосочетания и определяем их вид
Итог урока.
Учитель: Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить вид словосочетаний?
Ученики:
1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.
2.Определить, чем выражены главное слово.
Учитель: На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?
Ученики:По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.
Приложения
по характеру связи
по характеру главного слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...
Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».
Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...
конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний
урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"
Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по...
Конспект урока по теме "Словосочетание"
Данная методическая разработка создана для педагогов, работающих в 8 классах по программе М.М.Разумовской. Используемое интерактивное задание формирует познавательную мотивацию к учению, умение работа...
Конспект урока с презентацией: "Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний"
Конспект урока с презентацией...
Конспект урока "Синтаксический разбор словосочетания"
Методическая разработка по русскому языку "Синтаксический разбор словосочетаний" для 8 класса...