Интегрированный урок литературы и родной (татарской) литературы на тему "Судьба человека"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Тимеркаева Гузель Рафаиловна

Интегрированный урок (русская литература, татасркая литература) на тему "Судьба человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_sudba_cheloveka.docx274.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Судьба человека.

Учитель: Тимеркаева Г.Р.

Учебники: Литература, 9 класс под редакцией В.Я.Коровиной, Татарская литература, 9 класс под редакцией А.Г.Ахмадуллин.

Формирование понятий: Судьба

Новые понятия на уроке: Характер.

Цель урока: формирование понятия «судьба» на примере литературного произведения М. Шолохова «Судьба человека» и биографии татарского поэта М.Джалиля.).

Задачи:

-раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека” и на судьбу поэта М.Джалиля.

-формировать коммуникативные и информационные компетентности;

-способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;

Этап урока

Учебные задачи

Результаты деятельности ребенка

Актуализация ранее изученного материала. Введение в новую тему. Обеспечение преемственности содержания предыдущего –текущего – последующего уроков

Подготовить учащихся к открытию нового знания, Формировать  понятие «судьба».

Работают с ассоциациями, с толковым словарем, находят синонимы к слову судьба. Формулируют тему и цели урока, работают по маршрутному листу.

Изучение нового материала

Раскрыть значение понятия «характер», влияющего на судьбы людей

Заполняют кластер, просмотр фрагмента фильма и  анализ эпизода,  отвечают на вопросы, делают выводы, работают по маршрутному листу.

Обобщение изученного. Рефлексия

Формировать коммуникативные и информационные  компетентности. Способствовать духовно-нравственной личности

Работают  с маршрутным листом, составление монологической речи по картинам (описание, рассуждение), анализ стихотворения М.Джалиля.

Отвечают на вопрос «Познакомившись с историей Андрея Соколова и Мусы Джалиля, я понял(а), что…)

Критериальное оценивание по баллам.

Постановка домашнего задания

Закрепить изученное.

1.Выучить стихотворение М.Джалиля «Палачу»  на родном языке. 2. Дать письменный ответ на вопрос: Что общего в военных испытаниях Андрея Соколова и Мусы Джалиля.

http://itd3.mycdn.me/image?id=868500624064&t=20&plc=WEB&tkn=*kHSY86rNbLdbc-W94Sd_ci1nLh0                                                                                            https://24smi.org/public/media/celebrity/2018/07/02/t9lgnm7pjdt3-musa-dzhalil.jpg

    М.А.Шолохов                                                                                                        М.Джалиль

     (1905-1984)                                                                                                           (1906-1944)

Маршрутный лист

Ф.И.О. участника_____________________________________

Тема:________________________________________________

Цель:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Счастье обретения и горечь утраты…

Полное счастье и полное горе…

Строительство новой жизни и крах старой…

 Здоровье и счастье, болезни и истощение…

 Что это?  Это судьба человека.

Задание 1. Напишите ассоциации к слову судьба.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Найдите в словаре С.И.Ожегова толкование слова судьба и запишите его.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Подберите синонимы к слову судьба. 

__________________________________________________________________

Задание 4. Дома вы прочитали рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». На сколько логических частей делится жизнь главного героя? Заполните кластер.

        

        

Максимальный балл- 6 баллов

Задание 5. Найдите в словаре С.И.Ожегова толкование слова характер и запишите его.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.  Ответьте на вопросы:

- В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

- Чему радуется главный герой?

- Назовите черты характера А. Соколова в довоенное время.

- Что меняет быт главного героя?

- Что произошло с ним во время войны?

Задание 7. Просмотрите отрывок  из фильма «Судьба человека» (у Мюллера) и ответьте на вопрос:

- Какие черты характера проявил главный герой в этом фрагменте? ____________________________________________________________________________

Максимальный балл- 5 баллов

Задание 8. Заполните таблицу.

Что трудного в плену

Что помогало выжить

Максимальный бал- 8 баллов

Задание 9. Ответьте на вопросы:

- Что ожидает А. Соколова после плена, о чем он думает?

- И что же впереди?

- Что значит для человека дом?

- Как вы думаете, как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? Какова жизнь Соколова после возвращения?

- Что изменило жизнь А. Соколова?

- Кто кого нашел?

Задание 10. Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение "Судьба человека", а не "Судьба солдата"?

_____________________________________________________________________________

Максимальный балл- 5 баллов

Задание 11. Расскажите о судьбе татарского поэта Мусы Джалиля.

Задание 12. Рассмотрите картину художника Х.Якубова «Перед приговором» и иллюстрацию к рассказу М.Шолохова. Что общего? Опишите картины.

https://islam-today.ru/files/news/part_9/99747/413218-INNERRESIZED600-600-5.jpg       https://2.bp.blogspot.com/_vYPIDwOMhm4/R55tHqOf4fI/AAAAAAAAH3I/T7Abf8iGEWc/s400/Kukriniksi_Sudba_cheloveka009.jpg

 Х.Якубов «Перед приговором»                Иллюстрация к рассказу «Судьба человека»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Максимальный балл- 6 баллов

Задание 12. Прочитайте стихотворение М.Джалиля «Палачу». Учебник стр.98

- О чем стихотворение? Какие черты характера лирического героя  раскрывает автор?

____________________________________________________________________________

Задание для рефлексии: Продолжите фразу: «Познакомившись с историей Андрея Соколова и Мусы Джалиля, я понял(а), что…)

Оценивание:

25-30 баллов-  «5»

20-25 баллов- «4»

15-20 баллов- «3»

Задания на дом: 1. Выучить стихотворение М.Джалиля «Палачу»  на родном языке. 2. Дать письменный ответ на вопрос: Что общего в военных испытаниях Андрея Соколова и Мусы Джалиля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по геометрии и татарской литературы в 7 классе

Цели и задачи:Обучающие:Обобщение и систематизация знаний учащихся;Закрепление основных понятий базового уровня;Раскрытие сущность символа Казани – башни Сююмбике;Контроль и оценка уровня знаний...

Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Защити нас, Человек!"

Авторы: Марина Владимировна Сурикова – учитель биологии БОУ РА «РКЛ»Наталья Анатольевна Гридилёва – учитель русского языка и литературы БОУ РА «РКЛ»...

Технологическая карта урока. Родная (татарская) литература. 5 класс. Л. Кассиль. «Мэнгелек хэтер».

Урок построен с использованием национально-регионального компонента - о подвиге Героя Советского Союза Неатбакова Хамита Ахметовича....

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная (татарская) литература» для 11 класса ( (для изучающих татарский язык как родной) издательство “Магариф-Время”, 2021 год.

  11 класс, родная (татарская) литератураУчебник: Хасанова Ф.Ф., Сафиуллина Г.М., Ахметзянова Г.М, Замалиева Л.Ф.Татарская литература.Учебник для общеобразовательных организаций среднего о...

Интегрированный урок родного языка и родной литературы "Золото, золото, сердце народное"

. Собранный материал неоднократно использовался как на уроках русского языка, литературы, так и во внеурочной деятельности. Классный час, разработанный на основе этих документов, стал победителем реги...