Конспект дистанционного урока в 10 классе по русскому языку на тему : "Употребление гласных после шипящих и Ц в различных морфемах".
презентация к уроку по русскому языку (10 класс)
Конспект дистанционного урока в 10 классе по русскому языку на тему : "Употребление гласных после шипящих и Ц в различных морфемах". Учитель Хадаева Алина Ахаровна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дистанционный урок | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал ГБОУ РФМЛИ в с.Мацута
Русский язык, 10 класс
Учитель русского языка и литературы Хадаева Алина Ахсаровна
Дата проведения : 19.12.2020 г.
Дистанционный урок русского языка в 10 классе по теме
«Употребление гласных после шипящих и ц».
Цели:
образовательные: обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих и ц в разных морфемах (корни, суффиксы, окончания); отрабатывать навыки «узнавания» орфограмм, условий их выбора, графического обозначения; научить учащихся видеть нюансы лексического значения слова;
развивающие: развивать образное и логическое мышление учащихся, приёмы языкового анализа, сравнения, обобщения;
воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: компьютер, электронный учебник «Русский язык. 10-11 классы», презентация, ЭОР (i-class, «Тесты Захарьиной»).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (упражнение 106).
III. Объяснение нового материала (приложение 1).
1. Целеполагание.
– Сегодня на уроке мы будем, в основном, повторять ранее изученные правила. Поэтому прочитайте предложения и назовите виды орфограмм, с которыми предстоит работать. Слайд 2.
Ещё раз горячо убеждаем: без ленцы и прохладцы изучайте русский язык, увлечённо работайте с каждым словом. Тогда каждый из вас окажется не просто борцом с неграмотностью, а счастливцем, которому всё нипочём.
- Вспомнили орфограммы? Слайд 3.
Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Слайд 4.
– Сегодня на уроке мы повторим правила написания гласных после шипящих и ц.
2. Работа по теме «Гласные после шипящих».
1). Правописания гласных а, у, и, е после шипящих. Слайды 5-6.
– Запишите слова, добавив пропущенные буквы. Расставьте ударение.
щ..вель щавель
н..ч..ть начать
одолж..т одолжит
красивейш..й красивейший
ш..велишь шевелишь
щ..рится щурится
щ..колда щеколда
ч..дный чудный, чудной
– От чего зависит выбор гласной в последнем слове? (От лексического значения.)
– Приведите примеры словосочетаний, доказывающих это. (Чудный день, чудной ребёнок.)
– Выполним задание «Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпические нормы» (http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test71.xml).
– Какие слова этого задания были с изучаемыми на уроке орфограммами?
2). Знакомство с алгоритмом выбора о-е-ё после шипящих и ц. Слайд 8.
– Заполните самостоятельно таблицу (приложение 2), рассуждая по алгоритму. Слайд 9.
Часть слова
Буквы
ё
о
е
корень
суффикс
окончание
Ш…рстка, свинц…вый, свеж…го, пораж…н, крюч…к, отраж…нный, горяч…, трещ…тка, ситц…вый, ш…рты, стереж…т, ж…рдочка, матч…м, чащ…ба, тренаж…р, , молодож…н, певуч…, ш…рник, врач…м, каланч…й, ш…рох, теч…т.
– Проверьте правильность заполнения таблицы. Слайд 10.
– Обратите внимание: в слове трещотка в современном русском языке уже не выделяется суффикс -отк-, а в слове чащоба - -об-.
– Объясните значения слов трещотка, чащоба, шорник, каланча. Слайд 11.
– Прочитайте слово шорох справа налево (хорош). Слово, предложение или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях, называется палиндром. Слайд 12.
Физминутка (приложение 3).
3. Работа по теме «Гласные после ц».
1). Правописание гласных о-е после ц.
– Вставьте слова с орфограммой после ц. Выделите часть слова, где находится сомнительная гласная, поставьте ударение. Слайд 13.
Глянцевая бумага, цокольный этаж, отправить письмецо, миниатюрное зеркальце.
– Сделайте вывод о правописании о-е после ц.
– Прочитайте слова с орфограммой после ц:
Почистить детское платьице, обняться с отцом, виртуозный танцор, танцевать в паре, гарцевать в седле, продолжать цокотать (произошло от слова цокот, написание сохраняется), держаться молодцом, перцовый пластырь, состязания борцов, глянцевая бумага.
– Объясните значения слов гарцевать, глянцевая. Слайд 14.
– В словах иноязычного происхождения после ц может писаться о и в безударном слоге. Соотнесите слово с его значением. Слайд 15.
палаццо музыкальное произведение
герцог дворец
скерцо дворянский титул
меццо-сопрано женский певческий голос
– Проверьте правильность своего выбора. Слайд 16.
2). Правописание гласных и-ы после ц.
– Прочитайте правило. Дополните каждое его положение подтверждающими примерами. Кто затрудняется, может воспользоваться материалами учебника (страница 75). Слайд 17.
Выбор гласных и/ы после ц зависит от их места в слове и от формы слова. Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.
Примеры: цирк, цитрус, циновка.
Исключения: цыган, цыпочки, цыкнул, цыпленок, цыц.
Буква ы после ц пишется в суффиксах и окончаниях прилагательных, в окончаниях существительных множественного числа и единственного числа родительного падежа.
Примеры: птицы, сестрицын, голубцы.
При написании фамилий правило не всегда соблюдается.
Примеры: Синицын, Синицин.
– Как вы понимаете слова овация, пяльцы, цикорий, цинизм? Слайд 18, 19.
IV. Закрепление изученного на уроке (работа в I-class).
1. Работа с темой 7 в i-class (http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=481).
Задание. Найдите таблицу «О-ё после шипящих» (http://iclass.home-edu.ru/mod/page/view.php?id=82785&inpopup=1). Прочитайте. Используйте при выполнении задания.
2. Выполнение задания «Тренируемся» http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/attempt.php?attempt=1793323#q7).
Найдите таблицу «Ы-и после ц» (http://iclass.home-edu.ru/mod/page/view.php?id=82814&inpopup=1). Используйте при выполнении следующего задания.
3. Выполнение задания «Тренируемся» http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/attempt.php?attempt=1811533
V. Итог урока.
– Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
– Обобщим изученное на уроке. Слайд 20.
Выставление и комментирование оценок учащимся.
VI. Домашнее задание. Слайд 21.
1. § 23-25, упражнение 116 (с. 76).
2. Творческое задание (по выбору): подобрать слова – палиндромы с о/ё после шипящих.
Использованная литература:
- Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык 10-11 классы. Москва, «Русское слово», 2012.
- Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык. Москва, Айрис-Пресс, 2005.
- Михайлова С. Ю. Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах глаголов и причастий.
- Орфоэпический словарь русского языка. book.tr200.net›v.php?id=191318
- Толковый словарь русского языка. classes.ru›Русский язык›…-dictionary-Ozhegov.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...
Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"
На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов. Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отс...
Урок по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс
Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС....
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме: «Употребление гласных после шипящих».
Тип урока – комбинированный урок.Цели урока.I. Обучающие цели. 1. Систематизировать знания о правописани...
Урок русского языка в 10 классе по теме "Употребление гласных после шипящих"
Урок соответствует календарно-тематическому планированию к учебнику под ред. Гольцовой и др. для учащихся 10-11 кл....
Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку на тему: Работа с текстами научного и художественного стилей на тему:"Антропогенное влияние на биосферу"
Интегрированный урок. Биология и русский язык....
Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих"
Комбинированный урок по русскому языку. Второй урок по счету, на котором учащиеся вспоминают правило, систематизируют свои знания и учатся применять правило на письме. Урок сопровождается презентацией...