РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Цель урока: показать роль русского языка в современном мире.
Задачи: Обучающие: определить место и назначение русского языка в современном обществе; способствовать формированию представления о роли русского языка в современном мире, уважительного отношения к родному языку; формировать способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; способствовать развитию коммуникативной компетенции, направленной на формирование культурных норм в общении. Развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе); используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы); развивать умение критически мыслить. Воспитательные: воспитывать уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа. Планируемые результаты: -личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформированность ответственного отношения к учению;
-познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
-регулятивные: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; -коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-предметные: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.
Ход урока 1.Мотивация учебной деятельности
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим очень интересную тему. А какую, попробуйте определить, прослушав легенду. До наших дней дошла легенда времен Великой Отечественной войны. К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено. Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом валит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело. Первое, что бросилось ему в глаза при входе в музей, был огромный плакат со словами: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Только тут комендант понял, какую ошибку он совершил.
Беседа с учащимися: - В чем состояла ошибка коменданта? Почему в музей тянулись жители оккупированного фашистами города? - Какая роль русского языка передана в легенде? Умение сплотить людей, поддержать в трудную минуту, вера в великое предназначение страны, неразрывная связь языка и народа. - Более семи десятилетий прошло после окончания Великой Отечественной войны. Какую роль выполняет русский язык в современном обществе?
- Так о чем мы с вами будем сегодня говорить? О языке - А что такое язык? Как вы понимаете значение данного слова? (Провести конкурс. По группам или по рядам задание: Сколькими способами можно дать определение данному слову. Кто больше назовет.
1.Средство общения; 2.Средство выражения мысли )
- А как дано значение слова ЯЗЫК в толковом словаре? Смотрят значение по толковому словарю
2.Актуализация
Итак , основная функция языка- это общение.
-А что такое ФУНКЦИЯ? Как вы понимаете значение этого слова? (толковый словарь)
-Давайте попробуем определить функции русского языка, опираясь на упражнение №1 учебника. (Выполняют упражнение по заданию и составляют кластер)
3. Закрепление материала
Молодцы! А теперь обратите внимание. У вас на столах находятся высказывания великих людей о русском языке. Ваша задача- установить соответствие:
Функции | Высказывания | 1.Язык ООН | а)«Язык – это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью. Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А.И.Куприн | 2.Государственный язык | б) «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.» Н.Карамзин | 3.Средство общения | В)«Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно всеми признается великим языком великого народа». Академик В. В. Виноградов | 4.Мировой язык | Г) «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.» Л.Н.Толстой | 5.Родной язык | Д)Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. В.Г.Белинский | 6. Национальный язык | Е) Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Д.С.Лихачёв |
| Ж).Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся. Михаил Васильевич Ломоносов |
Сравните установленные вами соответствия с таблицей на экране.
- Каждая страна совершала открытия в определенной области: Италия- в музыке, Германия- в философии, а Россия- в литературе. Литература и русский язык связаны невидимой нитью. Давайте проследим это на примере упражнения из учебника. (выполнение и проверка упр №4 по заданию)
4.Рефлексия.
Сегодня на уроке мы с вами говорили о языке, его функциях и роли. Мне бы хотелось ,подводя итоги урока, чтобы вы закончили предложение по его началу:
Русский язык – это язык великого народа и в нем отражены…..
Русский язык считается самым развитым языком в современном мире, потому что …..
5. Домашнее задание.
Упр №3 по уровням: 1. Подобрать высказывания о русском языке. 2. Разбить текст на абзацы и сформулировать вопрос ко 2 абзацу текста. 3. Подготовить доклад о трудах М.Ломоносова
|