Урок русского языка в 8 классе "Русский язык в современном мире"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Бараховская Надежда Александровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_8_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ  ЯЗЫК  В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Цель урока: показать роль русского языка в современном мире.

Задачи:

Обучающие: определить место и назначение русского языка в современном  обществе; способствовать формированию представления о роли русского языка в современном мире, уважительного отношения к родному языку; 

формировать способность использовать родной язык  как средство получения знаний по другим учебным предметам;

 способствовать развитию коммуникативной компетенции,  направленной на формирование культурных норм в общении.

Развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе); используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы); развивать умение критически мыслить.

Воспитательные: воспитывать  уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа.

                                                             

Планируемые результаты:

-личностные:

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

сформированность ответственного отношения к учению;

-познавательные:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;

-регулятивные:

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

-коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-предметные:

показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.

Ход урока

       

1.Мотивация учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим очень интересную тему. А какую, попробуйте определить, прослушав легенду.

                                                               

     До наших дней дошла легенда времен Великой Отечественной войны.

     К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено.

    Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом валит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело.

    Первое, что бросилось ему в глаза при входе в музей, был огромный плакат со словами: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

   Только тут комендант понял, какую ошибку он совершил.

Беседа с учащимися:

- В чем состояла ошибка коменданта? Почему в музей тянулись жители оккупированного фашистами города?

- Какая роль русского языка передана в легенде?

 Умение сплотить людей, поддержать в трудную минуту, вера в великое предназначение страны, неразрывная связь языка и народа.

- Более семи десятилетий прошло после окончания Великой Отечественной войны. Какую роль выполняет русский язык в современном обществе?

- Так о чем мы с вами будем сегодня говорить?

О языке

- А что такое язык? Как вы понимаете значение данного слова?

(Провести конкурс.

 По группам или по рядам задание: Сколькими способами можно дать определение данному слову. Кто больше назовет.

1.Средство общения;

2.Средство выражения мысли )

- А как дано значение слова ЯЗЫК в толковом словаре?

Смотрят значение по толковому словарю

2.Актуализация

Итак , основная функция языка- это общение.

-А что такое ФУНКЦИЯ? Как вы понимаете значение этого слова?

(толковый словарь)

-Давайте попробуем определить функции русского языка, опираясь на упражнение  №1 учебника.

(Выполняют упражнение по заданию и составляют кластер)

 3.  Закрепление материала

Молодцы!

А теперь обратите внимание. У вас на столах находятся высказывания великих людей  о русском языке.

Ваша задача- установить соответствие:

Функции

Высказывания

1.Язык ООН

а)«Язык – это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

     Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.»             А.И.Куприн

2.Государственный язык

б) «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.»

                                                 Н.Карамзин

3.Средство общения

В)«Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно всеми признается великим языком великого народа».

                                                   Академик В. В. Виноградов

4.Мировой язык

Г) «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.»                            Л.Н.Толстой

5.Родной язык

Д)Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.                                                                  В.Г.Белинский

6. Национальный язык

Е) Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Д.С.Лихачёв

Ж).Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.
                                            Михаил Васильевич Ломоносов

 

Сравните установленные вами соответствия с таблицей на экране.

- Каждая страна совершала открытия в определенной области: Италия- в музыке, Германия- в философии, а Россия- в литературе.

Литература и русский язык связаны невидимой нитью. Давайте проследим это на примере упражнения из учебника.

(выполнение и проверка упр №4 по заданию)

  4.Рефлексия.

Сегодня на уроке мы с вами говорили о языке, его функциях и роли. Мне бы хотелось ,подводя итоги урока, чтобы вы закончили  предложение по его началу:

Русский язык – это язык великого народа и в нем отражены…..

Русский язык считается самым развитым языком в современном мире, потому что …..

 5. Домашнее задание.

 Упр №3 по уровням:

1. Подобрать высказывания о русском языке.

2. Разбить текст на абзацы и сформулировать вопрос ко 2 абзацу текста.

3. Подготовить доклад о трудах М.Ломоносова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в 11 классе Религия в современном мире

В презентации рассрываются следующие вопросы: Роль религии в жизни общества, религия как одна из форм культуры, мировые религии, свобода совести и религиозные организации в современной России...

Методическая разработка урока "Язык как средство общения в современном мире"

Методическая разработка -конспект урока по русскому языку "Язык как средство общения в современном мире" с обоснованием целей и задач. Предусматривает разные виды работы обучающихся: групповые, индиви...

Урок обществознания по теме "Межнациональные конфликты в современном мире" 10 класс.

Цель: помочь подросткам понять причины, последствия и пути решения межнациональных конфликтов в современном мире....

Урок-проект « Форум по проблеме катастроф в современном мире»

Информатика и ИКТ, экология, ОБЖЦели:Образовательная: углубить знания о видах, классификации катастроф, о масштабах их распространения и тяжести последствий.Воспитательные: закрепить знания и умения, ...

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации среди педагогических работников системы СПО

Подведены итоги конкурса разработок вариативных образовательных программ преподавателей русского языка и родных языков из числа языков народов Российской Федерации, реализующих образовательные програм...