Методическая разработка урока "Язык как средство общения в современном мире"
план-конспект урока русского языка (10 класс) по теме
Методическая разработка -конспект урока по русскому языку "Язык как средство общения в современном мире" с обоснованием целей и задач. Предусматривает разные виды работы обучающихся: групповые, индивидуальные. Запланирована эмоциональная разрядка - "Шутке-минутка". В плане запланировано использование презентации и тестовой работы обучающихся по темам, изученным в 5-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrininaln.zip | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Занятие № 1
Тема: Введение. Язык как средство общения в современном мире.
Цели занятия:
- Обобщить и систематизировать материал по основным тема русского языка за
курс основной школы.
2. Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками.
3. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к слову, к русскому языку, к
культуре речи.
Задачи занятия:
1. Обучающие:
- Познакомить обучающихся с целями и задачами курса дисциплины «Русский язык» на 1 курсе.
- Определить уровень сформированности у студентов умений и навыков по русскому языку за курс основной школы.
- Обобщить знания, полученные в 5-9 классах.
- Закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
2. Развивающие:
1. Развивать мышление, память, обогащать словарный запас обучающихся, работать
над дикцией.
2. Формировать умение высказывать суждение и подтверждать его примерами.
3. Развивать связную монологическую речь обучающихся.
4. Развивать навыки поиска и отбора нужной информации по известным адресам.
- Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать
свою точку зрения.
6. Развивать умения выделять главное, анализ и синтез материала, рассуждать
на заданную тему, делать выводы.
3. Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к русскому языку.
2. Воспитывать речевую культуру обучающихся.
3. Воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, родного края,
любовь к родному слову.
4. Воспитание коллективизма на основе групповой самоорганизации.
5. Содействовать формированию у обучающихся умения осознавать собственную
учебную деятельность, осуществлять самоконтроль
Оборудование:
1) словари русского языка;
2) карточки.
Тип занятия: комбинированный урок.
План занятия:
- Организационный момент. 2-3 минуты
- Сообщение темы и целей занятия. Определение целей обучения в колледже и опасений студентов. 10 минут
- Краткое вступительное слово учителя о содержании работы в семестре. 2 минуты
- «Смотр знаний». Повторение изученного в 5-9 классах. 15 минут
- Эмоциональная разрядка. Шутке - минутка. 5 минут
- Работа в группах по карточкам с использованием алгоритмов. 15 минут
- Определение уровня сформированности у учащихся умений и навыков по русскому
языку. Входной контроль (тест по темам дисциплины «Русский язык» за курс основной школы). 30 минут
- Итоги занятия. 5 минут
- Домашнее задание. 2 минуты
- Рефлексия. 3 минуты
Эпиграф
« …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
Д.С.Лихачев
Ход занятия
- Организационный момент.
- Здравствуйте. Присаживайтесь.
- Давайте познакомимся. Меня зовут Людмила Николаевна. А теперь хочу услышать ваши имена.
- Кто отсутствует?
- Сообщение темы и целей занятия. Определение целей обучения в колледже и опасений студентов.
- Сегодня мы с Вами вспомним основные темы по русскому языку, которые изучались в школе; определим цели изучения курса дисциплины «Русский язык» в 1 семестре; проведём тест «Входной контроль», который поможет определить пробелы в Ваших знаниях с целью их дальнейшей корректировки.
-Но начнём мы с определения Ваших целей обучения в колледже. В тетради напишите сегодняшнее число, тему занятия, а ниже начертите табличку:
Мои цели обучения в колледже, ожидания | Мои опасения, страхи |
- Краткое вступительное слово учителя о содержании работы в семестре.
- Ребята, в 1 семестре 1 курса мы с вами должны повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи.
4. «Смотр знаний». Повторение изученного в 5-9 классах.
1. Повторение. Фонетика.
- Сколько звуков в русском языке? Почему мы не можем сказать конкретно?
В одном мультфильме-загадке есть такие строчки (Презентация, Слайд 1):
Далеко-далеко на лугу
Пасутся ко…
Ко… Нет, не кони!
Ко… Нет, не козы!
Ко… Правильно, коровы!
- Назовите фонетическую ошибку.
2. Повторение. Словообразование.
- Слово беруши означает «аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве». Как образовано это слово?
(Слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши - беруши)
( Слайд 2)
Утреннее настроение
У папы настроение
Зазавтракомчитальное,
У мамы настроение
Напапуобижальное,
У брата настроение
Кричальнопогремучее,
А у меня,
А у меня –
Покомнатампрыгучее.
- Определите способ образования данных слов.
Зазавтракомчитальный - читать за завтраком, напапуобижальный - обижаться на папу. (Образованы сложно-суффиксальным способом.)
- Скажите, с какой целью автор использует окказионализмы (индивидуально-авторские неологизмы)?
- Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина. (Слайд 3)
Одиночила в комнате девушка
Взволновали ее звуки флейты...
Художники! Бойтесь мещанок:
Они обездарят ваш дар...
Я еду в серебряноспицной коляске...
Все звезды мира и все планеты
Жемчужу гордо в свои сонеты...
- Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.
1. Одинок(ий) > одиноч-и(ть) – суффиксальный способ (грустный – грустить).
2. Бездарн(ый) > о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).
3. Серебрян(ая) спиц(а) > серебрян-о-спиц-н(ый) – сложение основ с суффиксацией
(железная дорога – железнодорожный).
4. Жемчуг > жемчуж-и(ить) – суффиксальный (серебро – серебрить).
3. Повторение. Морфология.
- Посмотрите, пожалуйста, на данный текст. (Слайд 4)
Пуськи бятые.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!». Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!».
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам: «Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся».
А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!».
(Л.Петрушевская. «Пуськи бятые»)
- На каком языке этот тест?
- Присмотримся повнимательнее и постараемся понять как можно больше. Здесь нет ни одного русского слова, не считая служебных. Что собственно происходит и с кем – неизвестно. Однако кое-что можно понять. Ясна последовательность событий, кто какое действие совершает и какое свойство к кому относится. Не сложно сделать и грамматический разбор.
- Сделайте разбор слов Калуша, подудонились.
4. Повторение. Пунктуация.
- Знаки препинания появились позже, чем была изобретена письменность. Без пунктуации люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью. А может быть напрасно? Конечно, не обойтись без пробелов – их важность воспета даже школьным фольклором: наполеонпосеяллен, полякипелижуравлями. (Слайд 5)
- Но если все пробелы на месте и правила орфографии соблюдены, кажется, и без знаков препинания все будет понятно. Давайте проверим на следующих примерах
(Слайд 6):
1)
В.Вересаев рассказывает в своих «Воспоминаниях»: «Знал я наизусть и «Бородино». Одну из строф читал так:
Мы долго молча отступали.
Досадно было, – боя ждали.
Ворчали старики:
“Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры?
О, русские штыки!”».
- Вспомните, как это сказано у М.Ю. Лермонтова. Какой смысл получается, если читать так, как рассказывал В.В. Вересаев?
- При чтении наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» В.В. Вересаев неправильно прочитал последние строчки, превратив слова русские штыки в обращение и разбив две последние строки на два предложения: одно – вопросительное, другое – восклицательное. Строки эти звучат в стихотворении следующим образом.
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?
2) - Что изменится, если убрать первую запятую в помещенном отрывке из произведения А.С. Пушкина (Слайд 7):
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стая галок на крестах.
- Если убрать первую запятую в приводимом отрывке, получится, что бабы, мальчишки, лавки и т.д. мелькают мимо будки. Слово будки будет тогда не одним из подлежащих, а дополнением, при котором стоит предлог мимо.
3) - Расставьте знаки препинания в стихотворении Р. Чиарди. (Слайд 8)
За перекрестком,
Там, где аптека,
Встретил я странного человека.
Шел он без шляпы,
И потому
Я обратился
С вопросом к нему.
- Где ваша шляпа?-
Его я спросил.
- Братец, я сроду её не носил.
- Но отчего же?
- Мой милый, увы,
Нет у меня для неё головы.
- Но почему нет у вас головы?
Может, на это ответите вы?
Он загрустил
И ответил так:
- Все потому, брат,
Что я дурак.
4) - Следующие предложения взяты из газет. Что в них обращает на себя внимание? (Слайд 9) Исправьте эти предложения.
1. И по-прежнему со всех концов страны едут в Москву опытные люди с опытной
продукцией.
2. Очень исполнительная власть. Губернатор и его команда в услужении у
криминального бизнеса.
3. Великий русский ученый Иван Павлов, создавший учение о высшей нервной
деятельности человека, видимо, и не подозревал, что она может быть настолько
нервной.
5. Эмоциональная разрядка. Шутке - минутка.
- Чтобы у говорящего, да и пишущего не возникало в будущем подобных проблем, необходимо пользоваться словарями. Назовите известные вам словари.
- Вы уже знаете, что такое этимологический словарь. Но, оказывается, некоторые лингвисты-озорники специально составляют словари энтимологические. Это шуточные, юмористические словари, где общеизвестным словам дается необычное, совершенно неожиданное толкование, основанное чаще всего на звуковом сходстве омонимичных морфем или их частей. Познакомьтесь с фрагментом одного из них. (Слайд 10)
Астрология - раздел ботаники: разведение астр.
Бездарь - человек, которому ничего не подарили.
Зазубрина - правило.
Изверг - действующий вулкан.
Папье-маше (франц.) - родители.
Ранец - контуженный. Ср. померанец
Сомнение - мнение коллектива.
Химера (сокр.) - эра химии.
Язычник (проф.) – лингвист.
- Работа в группах по карточкам с использованием алгоритмов.
7. Определение уровня сформированности у учащихся умений
и навыков по русскому языку. Входной контроль (тест по темам
дисциплины «Русский язык» за курс основной
школы).
8. Итоги занятия.
- В заключение приведу слова из книги «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых XX века, академика Д.С.Лихачева, вынесенные в эпиграф: « …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
9. Домашнее задание.
Внеаудиторная самостоятельная работа студента.
Написание сочинения «Я русский бы выучил только за то…»
- Рефлексия.
- Что из Ваших ожиданий, записанных в начале урока, сбылось?
- Что из Ваших опасений сбылось?
- Что Вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование словесной речи детей. как средства общения познания окружающего мира и интеграции ребёнка в общество"
Для развития мышления и речи глухих детей важно научить их читать. В статье говорится о приёмах обучения чтению....
Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".
Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира"....
Разработка урока обществознания на тему "Многообразие современного мира" (профильное изучение, 11 класс)
Данный урок продолжает формирование знаний учащихся по теме «Современный этап мирового развития». Позволяет подвести учащихся к выводу о том, что современный мир может быть справедливо устроен только ...
Методическая разработка урока на тему "Различия стран современного мира"
Методическая разработка урока по дисциплине ОД.06 ГеографияПрофессия 23.01.03 АвтомеханикТема: Урок-практикум «Различия стран современного мира»Выполнила: Юркова ТатьянаЦели урока:образова...
Методическая разработка урока "Развитие навыков общения детей подросткового возраста".
Технологическая карта занятия, направленного на развитие умения эффективно общаться, конструктивно решать конфликтные ситуации....
Методическая разработка урока по теме - Общение - 8 класс
1. Выяснить, что такое общение и рассмотреть различные формы общения, его богатство и многообразие.2. Содействовать развитию коммуникативных навыков учащихся.3. Содействовать воспитанию гуманного, поз...
Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Секреты общения в афоризмах".
Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Афоризмы для 5-8 классов. Можно использовать для практических занятий по развитию навыков общения. Через обсуждение...