Язык-отражение культуры народа. Урок родного языка, 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(С)самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Р..бёнок ещё (не)научился как следует г..в..рить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, м..теринской колыбельной песенки. Но ведь ска..ки и прибаутки — это язык. Подросток идёт в школу. Юноша шага..т в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за ш..рокими дв..рями. Сквозь ж..вые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видит(?)ся ему отражённая в слов.. необ(?)ятно-сложная Вселенная. Новый человек роднит(?)ся с древними мыслями, с теми, что сложились в г..л..вах людей за тысяч..летия до его рождения. Сам он обретает возможность обращат(?)ся к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И всё это только благод..ря языку.
Язык – отражение культуры (быта, традиций) народа 1. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что в окружающем нас мире вещей есть и такие, для которых у нас нет специального названия, и поэтому они оказываются, как правило, вне поля нашего внимания? Так вот, имеют названия и осознаются лишь те предметы и явления, которые оказались важными, значимыми для человека в его жизни, работе, практической деятельности. Например, для нас с вами мельчайшие различия в масти северных оленей несущественны, и мы не имеем специальных слов для обозначения этих оттенков. А в языках народов Севера эти оттенки называются особыми словами. В языке чукчей более двадцати слов, называющих разные виды снега.
Язык – отражение культуры (быта, традиций) народа 2. В нашем русском языке есть слова: мать, отец, сестра, брат, дядя, тётя, дед, бабушка . Нам этого хватает. Но есть народы, у которых общественный строй таков, что очень важно, является ли, например, дядя братом матери или братом отца: для них есть особые названия. Например, у австралийцев аранта дядя по отцу — ката , а дядя по матери — камуна . У них младший брат и младшая сестра называются одним словом — итиа . А старший брат — калья , старшая сестра — квайя . Почему? Когда умирает отец, старший брат остаётся главой семьи.
ВОПРОС : а вы знаете, какие родственные отношения отражают слова золовка, невестка, шурин, деверь ? Разобраться в этом вам поможет рисунок.
Язык – отражение культуры (быта, традиций) народа
ЗАДАНИЕ . Прочитайте текст. О каких удивительных фактах в нём говорится? Как можно перевести на английский язык слово нога? Мало кто обращает внимание на удивительные факты: нередко бывает так, что люди смотрят на одни и те же предметы и явления окружающего мира, но видят их совершенно по-разному, хотя эта разница в́идения чётко и ясно отражается в языке. Например, там, где русские люди видят ногу как одно целое, англичане видят leg (нога до её нижней части) и foot (нижняя часть ноги). Русскоязычные люди имеют 20 пальцев — 10 на руках и 10 на ногах. И это не вызывает сомнений. Однако у носителей английского языка всего 8 f ingers (пальцев). Но у них есть ещё 2 thumbs (больших пальца) на руках и 10 toes на ногах, в которых они отнюдь не видят f ingers. Эти примеры говорят о том, что мы видим мир по-разному, и разные языки отразили это разное в́идение.
У каждого народа свой взгляд на мир, увидеть который по-новому помогает изучение других языков. Это новое видение иногда восхищает, открывая новые грани известного нам мира, иногда раздражает: ну, зачем им этот артикль, мы прекрасно без него живём и создали великую литературу. Англичане наверняка думают: какая нелепость категория рода у неодушевлённых существительных: что женского в ручке или табуретке и мужского в карандаше и стуле? А мы так же не можем без рода, как они — без артикля.
Можно ли сказать, что мы не только видим, но и слышим мир по-разному? Голосам птиц нелегко подражать; чтобы их «записывать», учёные-орнитологи (специалисты по науке о птицах) предложили множество сложных систем, но среди них ни одной удовлетворительной. Поэтому каждый человек, и тем более каждый народ, передаёт эти крики на свой собственный лад. Возьмите для примера обыкновенную утку. Думается, мы, русские, правильно считаем, что эта птица крякает, произнося совершенно ясно: «кря-кря». Но, по мнению французов, утиное кряканье надо передавать иначе: «куэн-куэн». Румыны изображают крик утки опять-таки по-своему: «мак-мак-мак». А датчане полагают, что их утки ясно выговаривают: «раб-раб-раб». Ещё любопытнее получается с петухом. Уж это ли не знаменитый солист среди птиц? Кажется, кто может не понять, что он ясно и громко возглашает своё несомненное, членораздельное «ку-ка-ре-ку»? А вот подите же! Французам в его крике слышится несколько иное сочетание звуков: «кокорико» ; а петухи британских островов, по уверениям их хозяев-англичан, распевают не что на наш слух совсем уж неправдоподобное: «кок-э-дудль-ду».
выводы Что нового вы узнали сегодня на уроке? Может ли это служить доказательством того, что язык является отражением культуры народа? Почему?
Домашнее задание Подберите пословицы, значение которых совпадает в разных языках. Например: «Когда рак на горе свистнет» (рус.) – «Когда свиньи взлетят» (англ.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диалог культур на уроках родного языка и литературы.
Диалог русской и родной культуры является одним из наиболее эффективных подходов к изучению произведений родной и русской литературы учащимися национальных школ...
Приобщение детей к истокам национальной культуры на уроках родного языка
Как сегодня в современных условиях приобщить подростков к народным традициям, подтолкнуть их к осознанному изучению культуры своего родного края? . Особо благодатную почву для реализации регионал...
Проект по предмету «Основы духовно – нравственной культуры народов России» в 5 классе. Тема проекта: «Храмы и монастыри родной земли»
Цель проекта: создать фильм – экскурсию о храмах и монастырях Липецкой земли....
Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
Урок родного языка 8 класс Примеры ключевых слов-концептов русской культуры
Интересная работа со словами - концептами русской культуры....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...