Язык-отражение культуры народа. Урок родного языка, 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Осовитная Мария Геннадьевна

Урок родного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon yazyk_-_otrazhenie_kultury_naroda.ppt1.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык – отражение культуры народа

Слайд 2

(С)самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Р..бёнок ещё (не)научился как следует г..в..рить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, м..теринской колыбельной песенки. Но ведь ска..ки и прибаутки — это язык. Подросток идёт в школу. Юноша шага..т в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за ш..рокими дв..рями. Сквозь ж..вые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видит(?)ся ему отражённая в слов.. необ(?)ятно-сложная Вселенная. Новый человек роднит(?)ся с древними мыслями, с теми, что сложились в г..л..вах людей за тысяч..летия до его рождения. Сам он обретает возможность обращат(?)ся к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И всё это только благод..ря языку.

Слайд 3

Язык – отражение культуры (быта, традиций) народа 1. Вы когда-нибудь задумывались над тем, что в окружающем нас мире вещей есть и такие, для которых у нас нет специального названия, и поэтому они оказываются, как правило, вне поля нашего внимания? Так вот, имеют названия и осознаются лишь те предметы и явления, которые оказались важными, значимыми для человека в его жизни, работе, практической деятельности. Например, для нас с вами мельчайшие различия в масти северных оленей несущественны, и мы не имеем специальных слов для обозначения этих оттенков. А в языках народов Севера эти оттенки называются особыми словами. В языке чукчей более двадцати слов, называющих разные виды снега.

Слайд 4

Язык – отражение культуры (быта, традиций) народа 2. В нашем русском языке есть слова: мать, отец, сестра, брат, дядя, тётя, дед, бабушка . Нам этого хватает. Но есть народы, у которых общественный строй таков, что очень важно, является ли, например, дядя братом матери или братом отца: для них есть особые названия. Например, у австралийцев аранта дядя по отцу — ката , а дядя по матери — камуна . У них младший брат и младшая сестра называются одним словом — итиа . А старший брат — калья , старшая сестра — квайя . Почему? Когда умирает отец, старший брат остаётся главой семьи.

Слайд 5

ВОПРОС : а вы знаете, какие родственные отношения отражают слова золовка, невестка, шурин, деверь ? Разобраться в этом вам поможет рисунок.

Слайд 6

Язык – отражение культуры (быта, традиций) народа

Слайд 7

ЗАДАНИЕ . Прочитайте текст. О каких удивительных фактах в нём говорится? Как можно перевести на английский язык слово нога? Мало кто обращает внимание на удивительные факты: нередко бывает так, что люди смотрят на одни и те же предметы и явления окружающего мира, но видят их совершенно по-разному, хотя эта разница в́идения чётко и ясно отражается в языке. Например, там, где русские люди видят ногу как одно целое, англичане видят leg (нога до её нижней части) и foot (нижняя часть ноги). Русскоязычные люди имеют 20 пальцев — 10 на руках и 10 на ногах. И это не вызывает сомнений. Однако у носителей английского языка всего 8 f ingers (пальцев). Но у них есть ещё 2 thumbs (больших пальца) на руках и 10 toes на ногах, в которых они отнюдь не видят f ingers. Эти примеры говорят о том, что мы видим мир по-разному, и разные языки отразили это разное в́идение.

Слайд 8

У каждого народа свой взгляд на мир, увидеть который по-новому помогает изучение других языков. Это новое видение иногда восхищает, открывая новые грани известного нам мира, иногда раздражает: ну, зачем им этот артикль, мы прекрасно без него живём и создали великую литературу. Англичане наверняка думают: какая нелепость категория рода у неодушевлённых существительных: что женского в ручке или табуретке и мужского в карандаше и стуле? А мы так же не можем без рода, как они — без артикля.

Слайд 9

Можно ли сказать, что мы не только видим, но и слышим мир по-разному? Голосам птиц нелегко подражать; чтобы их «записывать», учёные-орнитологи (специалисты по науке о птицах) предложили множество сложных систем, но среди них ни одной удовлетворительной. Поэтому каждый человек, и тем более каждый народ, передаёт эти крики на свой собственный лад. Возьмите для примера обыкновенную утку. Думается, мы, русские, правильно считаем, что эта птица крякает, произнося совершенно ясно: «кря-кря». Но, по мнению французов, утиное кряканье надо передавать иначе: «куэн-куэн». Румыны изображают крик утки опять-таки по-своему: «мак-мак-мак». А датчане полагают, что их утки ясно выговаривают: «раб-раб-раб». Ещё любопытнее получается с петухом. Уж это ли не знаменитый солист среди птиц? Кажется, кто может не понять, что он ясно и громко возглашает своё несомненное, членораздельное «ку-ка-ре-ку»? А вот подите же! Французам в его крике слышится несколько иное сочетание звуков: «кокорико» ; а петухи британских островов, по уверениям их хозяев-англичан, распевают не что на наш слух совсем уж неправдоподобное: «кок-э-дудль-ду».

Слайд 10

выводы Что нового вы узнали сегодня на уроке? Может ли это служить доказательством того, что язык является отражением культуры народа? Почему?

Слайд 11

Домашнее задание Подберите пословицы, значение которых совпадает в разных языках. Например: «Когда рак на горе свистнет» (рус.) – «Когда свиньи взлетят» (англ.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог культур на уроках родного языка и литературы.

   Диалог русской и родной культуры является одним из наиболее эффективных подходов к изучению произведений родной и русской литературы учащимися национальных школ...

Приобщение детей к истокам национальной культуры на уроках родного языка

Как сегодня в современных условиях приобщить подростков к народным традициям, подтолкнуть их к осознанному изучению культуры своего родного края? . Особо благодатную почву для реализации регионал...

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Урок родного языка 8 класс Примеры ключевых слов-концептов русской культуры

Интересная работа со словами - концептами русской культуры....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...