Лексикология. Повторние изученного. Урок в 6 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Осовитная Мария Геннадьевна

Лексикология. Повторение и закрепление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок повторения и закрепления.257.5 КБ
Office presentation icon leksika.ppt2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Лексикология. Повторение изученного.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить понятие о лексикологии как разделе русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать учебную деятельность; действовать по плану; учатся осуществлять контроль, коррекцию и самоанализ учебной

деятельности; саморегуляцию.

Познавательные: понимают информацию и интегрируют её в имеющийся запас знаний.

Коммуникативные: учатся договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные: Положительное отношение к учению, осознанная необходимость к самосовершенствованию, способность к самооценке своих действий

Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.

Оборудование: раздаточный материал; ноутбук, телевизор.

I. Организационный момент.

–Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече и надеюсь, что она подарит нам не только радость общения, но и обогатит ваши знания в области русского языка.

Лингвист и писатель Л. Успенский писал: «Если есть в мире вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и главная из них». И действительно, слово – это возможность общения, передачи информации. Это волшебный дар, и умение пользоваться им – искусство!

II.  Целеполагание и мотивация. Постановка задач урока.

     Начать наш урок я хотела с отрывка из экранизации известного романа И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев». Пусть этот шутливый фрагмент подтолкнет вас к серьезным размышлениям. После просмотра постарайтесь ответить на вопрос: чем примечательна главная героиня фрагмента Эллочка?

                                                   

- Итак, вы познакомились с необычной девушкой Эллочка-людоедкой. Чем же примечательна эта героиня? Почему «людоедка»?

                (30 слов в словарном запасе, как у дикаря какого-нибудь людоедского племени)

-Как вы думаете, сколько слов в словарном запасе у вас? Как у Эллочки или побольше?

  • Немного статистики:

  • 4-5 тыс. слов – активный словарный запас обычного человека, в том числе школьника 12-14 лет;

(-что такое активный словарный запас?

-чем он отличается от пассивного?)

  • 8-10 тыс. слов – активный словарный запас образованного взрослого человека;

  • 120 тыс. слов – «Словарь современного русского языка» в 17 томах.

А активный словарь А.С. Пушкина насчитывает 21 тыс. слов!

- Как вы думаете, почему словарный запас Пушкина так отличается даже от словаря обычного образованного человека?

(читал, писал, много знал)

- Т.о., для чего в школьный курс русского языка ввели раздел «Лексикология»?

(изучить слово как единицу языка).

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

(повторять и закреплять знания о слове)

- Какие задачи будем решать?

Повторять….?

Расширять…?

Продолжать развивать…?

Перед вами на столах лежит рабочая карта ученика. Запишите на ней свою фамилию и тему урока.

III. Повторение изученного материала.

Помогать нам на уроке будет А.С. Пушкин, точнее, его бессмертные творения. Я думаю, мы можем равняться на классика в его  уровне владения русским языком.

Задание 1. Давайте вместе вспомним строки из известной «Сказки о рыбаке и рыбке». В предложениях пропущено одно и то же слово. Вставьте его и объясните постановку знаков препинания.

 …………. ты, простофиля!  Выпросил, …………….., корыто! В корыте много ли корысти?

- Какое слово пропущено? (дурачина)

- Какая стилистическая окраска у слова? (разговорное, просторечное).

- Найдите в тексте слово-синоним, близкое по значению к слову «дурачина»? (простофиля) Что они обозначают (оба разговорные, характеризуют недалекого человека).

- Найдем слово по его ЛЗ: большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки, кормления скота и др. бытовых нужд? (корыто)

- Имеет ли это слово стилистическую окраску? (стилистически нейтральное)

(ПОКАЗАТЬ НА ДОСКЕ – разговорная лексика, стил. нейтральная лексика)

Задание 2. Мы знакомы не только с Пушкиным-сказочником, но и с автором произведений на историческую тему. В «Песне о вещем Олеге» обыгрывается сюжет известной легенды о том, как князь Олег принял смерть от своего коня, точнее, укуса змеи, что таилась в его черепе.

Прочитаем два отрывка

1. «Твой конь не боится опасных трудов;
     Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
     То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».

2. … Князь тихо на череп коня наступил
     И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
     На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

 

- К какому стилю речи относится текст? (книжный, язык художественной литературы).

РАБОТА В ПАРАХ: подчеркните слова, по которым вы определили стиль текста

(опасных трудов, стрелАми, сеча, бранное поле, примешь смерть, князь, на тризне, секира, обагришь, ковыль, прах, напоишь).

- Какую стилистическую окраску они имеют? (книжная лексика, высокий стиль).

(ПОКАЗАТЬ НА ДОСКЕ – книжная лексика)

Есть ли среди них устаревшие слова? (сеча, бранное поле, чело, князь, на тризне, секира)

(ПОКАЗАТЬ НА ДОСКЕ – устаревшие слова)

-Какие слова непонятны?

Тризна - часть языческого погребального обряда у восточных славян, состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок».

Секира - старинный рубящий инструмент и холодное оружие, одна из разновидностей боевого топора с длинным лезвием.

https://i.pinimg.com/736x/bb/58/cb/bb58cb9cdc8139ca54e3333e90b8f6f1--battle-axe-swords.jpg

-Выпишите в первую колонку устаревшие слова из текста со следующим значением (РАБОТА В ПАРАХ):

место сражения =

битва =

лоб=

- Озаглавьте первую колонку. Как называются такие слова? (архаизмы) Почему?

- Выпишите из 2 отрывка устаревшие слова? Озаглавьте вторую колонку. (историзмы) Почему?

Задание 3. Пушкин – частый гость на наших уроках литературы. И пересказывать приходится довольно много. Перед 6-классником стояла задача: пересказать отрывок из произведения.

     Коммуникация Лизы Муромской и Алексея Берестова осуществлялась путем обмена мессенджами, оставленными в дупле дерева.

- Справился ученик с задачей? (нет) Почему? (использовал слова, неуместные для пересказа)

- Какие слова? (коммуникация, мессендж) Как они называются? (неологизмы)

(ПОКАЗАТЬ НА ДОСКЕ – неологизмы)

- Почему же они оказались неуместными? Ведь мы пересказываем современным языком? (они недавно появились в языке и подходят для называния недавно появившихся предметов и явлений. Это должен быть рассказ о чем-то, связанном с современными IT-технологиями).

Т.о., речевая ситуация не позволяет использовать в данном контексте слова-неологизмы.

- Я тоже употребила неологизм. А мой в нашей речевой ситуации был уместен? (да, т.к. говорилось об информационных технологиях. Слова «мессендж» и «коммуникация» - из этой области).

- Т.О., когда возникает потребность в неологизмах? (если речь идет о чем-то новом). Искусственное насаждение недопустимо.

Задание 4. – Знаете ли вы, что во времена Пушкина в России говорили, фактически, на двух языках? Большинство, естественно, на русском. А на каком языке говорила знать, дворяне?

(французский)

-Да, это было время, когда в среде просвещенного дворянства считалось нормой говорить на французском как на родном. Язык светских мероприятий был преимущественно французским.

- Патриотично?

- Но мода коварна. Вся Европа находилась под ее влиянием, и Россия не исключение.

- Как вы думаете, чем, с т.зр. лексикологии, обогатился наш язык за счет активного привлечения французской лексики?

(заимствованиями)

- Что такое заимствования ?

(слова, пришедшие в наш язык из других языков)

  1. Немного поиграем.

Мои знакомые, ученики 6 класса, Коля и Оля собрались путешествовать. Им предстоит путешествие не только по родной стране, но и за границу. Более того, это будет путешествие во времени, путешествие в прошлое. И вещи придется отобрать с учетом направления путешествия.

Поможем Оле И Коле собрать чемоданы.

РАЗДЕЛИМСЯ НА ГРУППЫ.

  1. Оля путешествует по России
  2. Коля путешествует по России
  3. Оля едет за границу
  4. Коля едет за границу

- Посмотрим, что положили Оля и Коля в чемоданы.

Ответы 1-2 групп

- Почему ваша группа выбрала именно эти вещи?

(исконно русские слова, уместны для поездки по России)

- Почему вы наполнили чемоданы этими вещами?

Ответы 3-4 групп

(заимствованные слова)

-Итак, Коля получился настоящий ДЭНДИ! Объясните значение этого слова

(комментарий)

- И вновь нам на помощь приходит А.С. Пушкин и его необычные слова. В романе «Евгений Онегин» читаем такие строки.

- Кто такой дэнди? (щеголь, франт)

- В чем необычность слова?

(написаны на иностранном языке, но вкраплены в поток русской речи).

- Как вы думаете, почему оно так необычно написано?

(заимствования еще не до конца вошли в русский язык)

- Такие слова в лексикологии называются варваризмам. (см. слайд). От слова «варвар, чужак».

- Нужны ли нам заимствования?

- Т.О., заимствования, конечно, нужны, они обогащают язык, но должны быть уместны и использоваться только тогда, кода действительно необходимы.

IV. Закрепление материала.

Посмотрите, как много аспектов, касающихся лексики, мы вспомнили сегодня на уроке.

Выполним задание 4 и еще раз вспомним основные группы русской лексики. Соедините стрелками название группы и лексические явления, которые в нее входят. Учтите: одна лексическая группа лишняя

Лексика русского языка

по времени возникновения в языке

по стилистической окраске

по происхождению

по сфере употребления

разговорная лексика

книжная лексика

стилистически нейтральная лексика

устаревшие слова

неологизмы

заимствованные слова

исконно русские слова

- Для какой группы не нашлось примеров (по сфере употребления)

- Вспомним, как называются слова…. (см. слайд)

……. – слова, которые употребляют жители определенной местности. (Диалектизмы)

……. - слова, которые употребляют люди определенных профессий. (Профессионализмы)

……. – экспрессивные, эмоционально-оценочные слова, которые употребляют отдельные группы людей. (Жаргонизмы)

- слова, которые употребляют все, независимо от профессии или региона? (общеупортебительные)

С этими (и не только) группами слов вы поработаете самостоятельно.

Гугл-класс.

- Сдаем рабочие карты. Оценку за работу на уроке вы узнаете после проверки.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

- Удалось ли нам сегодня хоть на несколько ступенек подняться от уровня Эллочки-Людоедки к Пушкину?

- Что вам помогло это сделать?

- Что было особенно интересным?

      - Что показалось трудным?

  • Какой совет вы бы дали школьнику, чтобы в освоении языка он брал пример с А.С. Пушкина, а не с Эллочки-людоедки?

Это и будет вашим домашним заданием (написание мини-сочинения)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексикология. Повторение и закрепление изученного. Урок русского языка в 6 классе.

Слайд 2

Если есть в мире вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и главная из них. Л. Успенский

Слайд 4

ПОЧЕМУ в словаре А.С. Пушкина так много слов? Немного статистики: 4-5 тыс. слов – активный словарный запас обычного человека, в том числе школьника 12-14 лет; 8-10 тыс. слов – активный словарный запас образованного взрослого человека; 120 тыс. слов – «Словарь современного русского языка» в 17 томах. Эллочка-людоедка: словарный запас – 30 слов А.С. Пушкин: активный словарный запас – 21 тыс. слов

Слайд 5

Наши задачи: повторить сведения о …….? лексических явлениях, изученных в 6 классе; расширить …..? свой словарный запас и общий кругозор ; продолжить развивать …….? свою языковую культуру.

Слайд 6

Лексикология. Повторение изученного.

Слайд 7

Вставьте пропущенное слово. Объясните постановку знаков препинания в предложениях. …………… . ты, простофиля! Выпросил, …………….., корыто! В корыте много ли корысти? Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина , корыто! В корыте много ли корысти?

Слайд 8

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» « Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего».

Слайд 9

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» 2. … Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокой! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь!

Слайд 10

Устаревшая лексика опасных трудов, под стрелами, сеча, мчишься, бранное поле, примешь смерть, князь, молвил, на тризне, секира, обагришь, ковыль, прах, напоишь. Стилистически окрашенная лексика сеча, бранное поле, князь, на тризне, секира.

Слайд 11

Словарь Тризна - часть языческого погребального обряда у восточных славян, состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок». Секира - старинный рубящий инструмент и холодное оружие, одна из разновидностей боевого топора с длинным лезвием.

Слайд 12

Устаревшая лексика ??? (архаизмы) поле сражения = бранное поле битва = сеча ??? (историзмы) князь тризна секира

Слайд 13

Ученик 6 класса пересказал отрывок из произведения А.С. Пушкина Коммуникация Лизы Муромской и Алексея Берестова осуществлялась путем обмена мессенджами, оставленными в дупле дерева. Коммуникация – общение Мессендж - послание

Слайд 14

Помогите Оле и Коле собрать чемодан для путешествия в прошлое по России и за границу . 1 группа: Оля (путешествует по России) 2 группа: Коля (путешествует по России) 3 группа: Оля (путешествует за границу) 4 группа: Коля (путешествует за границу) Что положим в чемодан? вуаль цилиндр зипун сюртук порты кушак берет рубаха (жен.) макинтош манто кокошник душегрея

Слайд 15

Оля путешествует по России. У нее в чемодане рубаха (жен.) – верхнее нательное белье, сорочка душегрея – верхняя крестьянская одежда для праздников, наподобие кофты кокошник – головной убор девушек в виде полукруга вокруг головы

Слайд 16

Коля путешествует по России. У него в чемодане порты – штаны, брюки. кушак – пояс. зипун – верхняя одежда у крестьян, кафтан без воротника.

Слайд 17

Оля едет за границу. У нее в чемодане вуаль – кусок прозрачной ткани или сетки, прикрепленный к шляпе, частично или полностью закрывающий лицо манто – женская верхняя одежда свободного покроя, чаще из меха берет – мягкая круглая плоская шапка

Слайд 18

Коля едет за границу. У него в чемодане цилиндр – высокая мужская шляпа с плоским верхом. сюртук – длинный пиджак, основа элегантного костюма 19 века. макинтош – плащ из непромокаемой прорезиненной ткани (назван по имени химика Ч. Макинтоша)

Слайд 19

Необычные слова Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, Как dandy лондонский одет — И наконец увидел свет. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») Варваризмы – слова из чужого языка, еще не ставшие полностью заимствованными. Сохраняют иноязычное написание. Dandy (англ.) – щеголь.

Слайд 20

Самостоятельная работа. Критерии оценивания. 13-14 баллов – «5» 10-12 баллов – «4» 6-9 баллов – «3» 0-5 баллов – «2»

Слайд 21

Что нужно знать о слове, чтобы использовать его грамотно? 1. Лексическое значение слова. 2. Место слова в языке (происхождение, время возникновения, сферу употребления). 3. Стилистическую окраску слова.

Слайд 22

Подведём итоги : Какой совет вы бы дали школьнику, чтобы в освоении языка он брал пример с А.С. Пушкина, а не с Эллочки-людоедки? - В чем помог вам сегодняшний урок? - Что было особенно интересным? - Что показалось трудным?

Слайд 23

Домашнее задание Написать мини-сочинение «Что я посоветовал бы школьнику, чтобы в освоении языка он брал пример с А.С. Пушкина, а не с Эллочки-людоедки?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторно-обобщающий урок "Русь в 12-15 веках"

Повторно-обобщающий урок "Русь 12-15".  На уроке отрабатывается умение учеников работать с источниками и повторяются основные события периода....

Лексикология. Актуализация изученного.

Методическая разработка урока русского языка с использование интерактивной доски Smart и интегрированной образовательной среды "КМ-школа"Учебный предмет:   русский языкКласс:   10У...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология. Обобщение изученного"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология. Обобщение изученного"...

Повторно-обобщающий урок по обществознанию в 9 классе на тему: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Учащиеся получают представление о нормах российских законов через рассмотрение правовых  ситуаций. Углубляют свои представления о юридической  ответственности за совершение правонарушен...

Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе «Гражданская война в России (1918 – 1920)»

Целью даннного урока является расширение знания о самой трагической странице в истории нашего народа и закрепление заний, полученных на уроках истории по теме "Гражданская война"....

Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе на тему: « Никита Сергеевич Хрущёв: взлёт и падение»

Целью урока является показать сложность неординарной личности Н.С. Хрущева и его времени, а так же помочь учащимся разобраться в причинах противоресчивости взглядов и действий Н.С. Хрущева....

Урок «Путешествие в прошлое» повторно- обобщающий урок по истории России в 6 классе по теме "Русь в IX- первой половине XII века"

Цели:  Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в  IX-XII  вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личност...