Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9-11 классов
рабочая программа по русскому языку

Данная программа предназначена для учащихся старших классов. В ее основе системные действия, которые позволят успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9-11 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 539

с углубленным изучением испанского языка

Кировского района Санкт-Петербурга

 

«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО

Гуманитарного цикла

председатель МО

_____________________

/___________________/

Протокол № ______ от

«__» августа 2016 года

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по УВР

_____________________

/____________________/

«__» августа 2016 года

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБОУ СОШ №539

________________________

/Т.Н. Фатеева/

п р и к а з № ______ от

«__» августа 2016 года

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся»

Элективный курс

класс 9-А

Красковская Ирина Александровна

учитель

первой квалификационной категории

Санкт-Петербург

2016-2017  учебный год

Содержание

Пояснительная записка

Данная программа разработана в целях обеспечения успешного формирования коммуникативной компетенции и создания оптимальных условий для интеллектуального и духовного развития каждого ученика, мотивации  интереса учеников к изучению литературы, стимулирования их к научно-исследовательской деятельности, создания условий для выявления, развития и поддержки учеников в различных видах творческой деятельности.

  Предметный элективный курс рассчитан на один час в неделю как предпрофильная и профильная подготовка учащихся 9или11 классов и рассчитан на 34 часа. Программа предметного курса  состоит из ряда модулей, которые логично и полно представляют тему, но могут быть рассмотрены и отдельно друг от друга на усмотрение учителя и могут служить основой для составления индивидуального маршрута обучаемого.

              Актуальность программы

Данный элективный предметный курс предназначен для учащихся основной и полной средней  общеобразовательной школы и призван систематизировать умения и навыки, обеспечить  подготовку к итоговым испытаниям  по русскому языку и литературе  в 9 и 11  классах.

Цели и содержание программы определены в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (М..: Просвещение, 2010), Примерных программ по учебным предметам. Литература (М.: Просвещение, 2010), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», письмом МОН РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» и определяется задачами творческого овладения новым стандартом, технологиями, формами организации самостоятельной творческой деятельности учащихся, дающими гарантированный результат.

Выпускнику школы необходимо овладение новым содержанием предметной области русский язык и литература, технологией выполнения аттестационной работы в формате сочинения. В сегодняшней школьной практике нужна не система натаскивания учеников в рамках школьных и внешкольных занятий, а продуманные системные действия, программы взаимодействия обучающей и обучаемых сторон с использованием инновационных идей и технологий в логике модернизации образования. Данный элективный предметный курс призван помочь практикующему учителю и учащимся, во-первых, методологически правильно выстроить систему приоритетов, необходимых для выработки стратегии успешной сдачи государственных итоговых испытаний, во-вторых, в реальных условиях создать собственную программу  конструктивного взаимодействия между педагогом и обучающимися для достижения высоких результатов.

Ведущие идеи, определяющие стратегию и логику программы элективного предмета:

  • Развертывание учебной деятельности школьников как личностно значимой, индивидуальной, способствующей формированию картины мира через посредство вхождения в контекст культуры в процессе системной подготовки к написанию сочинения.
  • Подготовка к итоговым испытаниям как стратегическое проектирование учителем и учащимися диагностичного и операционального процесса - слагаемых, обеспечивающих оптимальный результат.
  • Помощь практикующему учителю в обеспечении системного преподавания предмета, способности к переобучению   в логике модернизации образования.  

Цели образовательной программы:

  1. Формирование умений целеполагания и выбора технологий при изучении русского языка и литературы в основной и средней школе. Подготовка к итоговым испытаниям как составная часть всей системы обучения, обеспечивающей ее результативность.  
  2. Обучение навыкам осознанного использования речевых средств в соответствии с задачей коммуникации. Овладение универсальными учебными действиями как необходимым условием для успешного освоения содержания предмета и формирования умений в предметной области «словесность».
  3. Приобретение учащимися навыков индивидуальной самостоятельной деятельности в процессе овладения навыками письменной речи.          

       Задачи, решаемые в процессе обучения

  • овладеть и практически использовать в школьной практике при подготовке к итоговым испытаниям основные идеи модернизации образования, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС);
  • способствовать в оптимальные сроки совершенствованию в школьной практике предметных и метапредметных умений учащихся, способствующих оптимизации результатов овладения устной и письменной речью;
  • способствовать созданию оптимальных условий для успешного формирования коммуникативной компетенции, внедрению современных образовательных  технологий для достижения достойных воспитательных и образовательных результатов в  форматах итоговой аттестации.

Структура программы элективного курса представлена разделами учебного плана элективного предметного курса:

«Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся»

№№

Модуль элективного курса

Количество часов

1

Сочинение как школьный жанр. Из истории вопроса. Школьное сочинение сегодня. Виды тем сочинений по литературе (проблемные, сопоставительные, обзорные, об особенностях мастерства писателя, анализ эпизода, сочинение по цитате, эссе, свободные).

4

2

Диагностирование учащихся. Составление учащимися индивидуальных образовательных маршрутов для оптимального освоения цели предметного курса.

2

3

Освоение основных задач при работе над сочинением-рассуждением и сочинением эссе.

4

4

Необходимые навыки анализа художественного эпического  текста для написания сочинения. Овладение универсальными учебными действиями как необходимое условие для успешного освоения предметного содержания и умений в любой предметной области.

4

5

Начальные навыки работы с лирическим текстом и при написании сочинения-рассуждения и  эссе.

4

6

Формирование пошагового метода выполнения заданий при написании сочинений в формате итоговых испытаний. Особенности критериального оценивания. Формы и способы корректировки написанного. Сопоставление и выбор вариантов  написанного.  

4

7

Выработка оптимального хронометража деятельности в рамках итоговых испытаний. Приемы самовыражения. Ассоциативное мышление. Обучение сжатию и развёртыванию высказываний.  

4

8

Дополнительный тренинг, корректировка написанного, рецензирование, оппонирование, в том числе и в дистанционном режиме.    

6

9

Зачётные работы.    

2

   Итого:

34

Выделение в программе данных разделов подчиняется принципу системности и целесообразности обучения по теме «Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся»: движение от освоения основных идей нового стандарта к внедрению их в практику обучения и воспитания в системных мероприятиях элективного предмета при подготовке к итоговым испытаниям.  

Успешное выполнение учебного плана даёт возможность учащимся овладеть знаниями новых форм проведения итоговой аттестации и приобрести навык применения полученных знаний в процессе итоговых испытаний. 

Предполагаемый результат:

  • формирование собственной действенной позиции учащихся в отношении внедрения основных идей ФГОС второго поколения;
  • овладение учащимися  универсальными навыками обработки информации;
  • представление образовательных результатов на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

Элективный предметный курс по программе «Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся» призван помочь учителю и учащимся в определении возможностей реализации основных идей модернизации образования, в решении конкретных образовательных и воспитательных задач, направленных на успешную подготовку к государственным итоговым испытаниям за курс основной и полной средней  школы.

Формы и методы работы: анализ художественных текстов различных родов и жанров; создание сочинений литературоведческого характера: самостоятельный сбор информации; пошаговая отработка технологии написания сочинения; составление таблиц сопоставления; выработка индивидуального комфортного алгоритма написания сочинений разных жанров; работа с образцами; создание отзывов, рецензий; создание портфолио достижений; возможность практикумов в дистанционном режиме.

Программа курса рассчитана на 34 часа аудиторных и внеаудиторных занятий.

Обучение подразумевает  включение элементов дистанционной практики, составления программ индивидуальной подготовки, набранной из числа модулей, являющихся для обучаемых проблемными с включением дополнительных блоков повторения и закрепления материала (с использованием электронных и иных пособий).

В организации учебного процесса предусмотрены практические формы занятий, самостоятельная работа учащихся. Все занятия практикоориентированы, дидактический материал, используемый на занятиях, может пополняться из книг и пособий, указанных в списке литературы, интернетресурсов.

К программе прилагается авторское электронное пособие «Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся» Навыки анализа художественного  текста для написания сочинения. Работа над сочинением».

Задачи, которые преследует данная программа на уровне формирования УУД:

  •  Регулятивные УУД: развивать системное мышление; осознавать качество и уровень усвоения информации, осуществлять контроль и коррекцию собственных действий;
  • Личностные УУД: углубиться в специфику художественного мышления;
  • Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания;
  •  Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.  Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор
  • понимать художественную ценность произведения;
  • анализировать художественный текст;
  • писать рецензии, отзывы, проводить критериальное оценивание;

делать сравнительный анализ произведений одного или разных жанров, одного или разных направлений, тематически близких произведений

Содержание разделов элективного предмета «Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся» 

Раздел 1                                    

 Сочинение как школьный жанр. Из истории вопроса. Школьное сочинение сегодня. Виды тем сочинений по литературе (проблемные, сопоставительные, обзорные, об особенностях мастерства писателя, анализ эпизода, сочинение по цитате, эссе, свободные).

Тема 1. Сочинение как школьный жанр. Из истории вопроса.

В состав слова «сочинение» входит корень "-чин-", имеющий значение "порядок, иерархия". Сочинение - это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа. В практику обучения сочинение вошло очень давно. Сочинение в разных типах учебных заведений в 19-20 вв.

Школьное сочинение по литературе  как особый школьный литературоведческий жанр, предполагающий письменный анализ литературных произведений, выражения собственного отношения к ним, также анализ эпизодов из произведения.  Специфика обращения с художественным текстом при отрабатывании на небольшом по объему материале навыков литературного анализа, так как анализ эпизода - это анализ литературного произведения в миниатюре. Работа с образцами.

Тема 2. Школьное сочинение сегодня. Виды тем сочинений по литературе.

Виды тем по литературе: проблемные, сопоставительные, обзорные, темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений), анализ эпизода, сочинение по цитате, смешанные, свободные.

Распределительная работа учащихся с пакетом образцов сочинений, в который включены различные  тематические образцы сочинений.  

Поиск необходимых условий достижения оптимального результата:  общее развитие как развитие ума, воли и чувства, улучшение результатов чтения и письма, развитие памяти, внимания, запоминание фактов, понимание лексики, понимание смысла вопросов, формулирование вопросов самим обучаемым.

Раздел 2

Диагностирование учащихся. Составление учащимися индивидуальных образовательных маршрутов для оптимального освоения цели предметного курса.

Тема 1. Диагностирование учащихся.  

Содержание деятельности обучающихся. Знакомство с новыми формами итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ как системным, объективным способом проверки знаний и развития обучаемых в школе. Выбор способа диагностирования. Самодиагностика учащихся: самостоятельное формулирование выводов об успехах и пробелах в предмете. Экспертная диагностика (учителем).

Содержание деятельности учителя. Мотивация учащихся к творческому саморегулированию в процессе приобретения и систематизации  знаний путем постановки учебных целей, формулирования задач в начале учебного курса и в промежуточные периоды.

Тема 2. Составление учащимися индивидуальных образовательных маршрутов для оптимального освоения цели предметного курса.

Содержание деятельности обучающихся: Проведение диагностики индивидуальной обучаемости. Творческое самоопределение обучаемых в выборе маршрута восполнения проблемных зон.  Создание индивидуальных маршрутов продвижения («дерево целей», таблицы ЗХУ, портфолио учащегося и другие формы фиксации достижений и пробелов). Саморегуляция учебной деятельности: определение проблем-доминант: в предметных знаниях; в метапредметных действиях; личностного характера. Составление индивидуальных планов-стратегий, образовательных маршрутов подготовки к итоговым испытаниям.

Установление ситуации стартовой мотивации к решению новой задачи: а) «это я умею, это я могу»; б) «это я не умею, это я не могу, потому что у меня есть…» - 1) предметная проблема (в знаниях по предмету)…; 2) метапредметная проблема (в знаниях и действиях универсального характера) …; 3) личностная проблема (универсальная личностная проблема) … Методы восполнения…  

Содержание деятельности учителя: Руководство индивидуальным продвижением учащихся. Бережное отношение к содержанию и развертыванию творческого опыта обучаемых. Составление индивидуальных программ дистанционного взаимодействия. Система мягкого контролирования успешности продвижения процесса.

Матрица разнообразия процесса усвоения элективного курса: консультации, практикумы, самостоятельная работа, собеседование, тестирование, зачет, использование элементов дистанционного обучения. В перспективе контактное и бесконтактное общение с учащимися.

Раздел 3 Освоение основных задач при работе над сочинением-рассуждением и сочинением-эссе.

Тема 1 Особенности сочинения-рассуждения и эссе как жанра письменного высказывания

Сочинение-рассуждение и сочинение-эссе как жанр. Классическая формула сочинения-рассуждения и эссе: тезис, доказательства, вывод. Основные правила и приемы создания текста литературоведческого характера.

Тезис как основная мысль, которую надо объяснить и доказать. Доводы, доказательства, аргументы. Виды аргументов: рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет.

Формулирование темы, определение проблемы. Работа с микротемами фрагментов текста. Определение главной мысли. Три сильные позиции текста важные для определения проблемы и главной мысли: заголовок, вступление, заключение.

Составление плана, отражающего структурно-смысловую организацию текста. Виды планов: назывной, вопросный, тезисный.

Тема 2.  Работа над вступлением, основной и заключительной частями сочинения-рассуждения и эссе

Особенности работы над вступительной частью. Различные приемы написания вступления.

Работа над основной частью сочинения. Формулирование и комментирование проблемы. Типы проблем: философские, социальные, нравственные, экологические, эстетические и др. Поиск и формулирование позиции автора.

Комментарий к выдвинутым доказательствам. Типовые конструкции для рассуждения над проблемой текста. Способы введения комментария. Формы выражения собственного мнения: оценочные слова, речевые клише.

Работа над заключением. Типичные цели заключения. Приемы написания заключения. Средства связи частей текста. Работа с таблицами и образцами.

Движение обучаемых от осмысления  к применению,  анализу,  синтезу,  оценке, созданию вторичных текстов. Работа с разными видами информации. Использование способов символической, графической подачи знаний при подготовке к итоговым испытаниям. Формирование компетентности «уметь учиться». Саморегуляция учебной деятельности: постоянное целеполагание, способность к рефлексии. Выявление собственных предметных, метапредметных и личностных возможностей для решения проблем.

Раздел 4 Необходимые навыки анализа художественного эпического  текста для написания сочинения. Овладение универсальными учебными действиями как необходимое условие для успешного освоения предметного содержания и умений в любой предметной области.

Тема 1. Концентрация внимания. Выбор обучающимся приемов и методик, отвечающих его личному опыту, индивидуальной стратегии развития. Обучение умению учиться на основе синтеза прогрессивных здоровьесберегающих технологий.

Пути совершенствования навыков анализа художественного текста по результатам личного опыта (пакет собственных сочинений, варианты  коллег, из интернета) и диагностирования. Фиксирование собственных проблемных зон.

Перечень и отработка навыков необходимых для написания сочинений разных жанров и объемов.   Умения, подлежащие проверке на итоговых испытаниях. Спецификация экзаменационной работы по литературе. Кодификатор элементов содержания и требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего и среднего образования, для проведения государственной аттестации в новой форме. Анализ и наблюдение за изменением Демонстрационных вариантов КИМов по литературе.

Самооценивание предметных умений (путем составления таблицы) в баллах от 0 до 5.  Основными предметными результатами являются:

Основные предметные результаты

Самооценка

в баллах

в познавательной сфере (познавательные УУД):

компетентности, необходимые для аргументации, комментария, обоснования авторской позиции и собственной точки зрения; 

понимание  ключевых проблем изученных произведений; навыки анализа текста (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей); 

понимание  роли изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. Лексика, стилистика, тропы и фигуры (повторение); монологизм и разноречие; речь повествователя; речевая характеристика персонажей; номинативность и риторичность, ритм прозы и лирического текста.

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере (личностные УУД):

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, восприятие их в контексте мировой культуры; 

формулирование  оценочных  суждений, ассоциаций о произведениях отечественной культуры;

интерпретирование изучаемых художественных произведений, сопоставление собственных суждений с авторской позицией; 

умение характеризовать темы и проблематику изучаемых произведения (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.).

в коммуникативной сфере (коммуникативные УУД):

формирование компетентности осмысленного чтения  и адекватного восприятия прочитанного;  

формирование  компетентностей, необходимых для создания устных и письменных высказываний разного типа; 

создание сочинений на темы, связанные с проблематикой изученных произведений; написание  сочинений в форме краткого ответа на проблемный вопрос.

Саморегуляция учебной деятельности: определение и коррекция (в том числе и на перспективу) проблемных зон.

Тема 2 Технологии работы с текстом. Овладение универсальными учебными действиями как необходимое условие для успешного освоения предметного содержания и умений в любой предметной области.

 Движение обучаемых от осмысления  к применению,  анализу,  синтезу,  оценке, созданию вторичных текстов. Работа с разными видами информации. Формирование компетентности «уметь учиться». Формирование способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Систематическое пошаговое самомотивирование учащихся. Осуществление самостоятельно спрограммированных действий. Постоянное целеполагание. Способность к рефлексии.

            Работа с  художественным или публицистическим текстом. Поэтапное ознакомление,  чтение. Членение текста на абзацы. Выявление опорных слов. Формулирование микротем каждого абзаца. Типы композиционных связей в произведении: сопоставление – противопоставление, антитеза контрастных образов; усиление путем подбора однородных образов и деталей; ритмическая организация. Приёмы сжатия информации. Средства речевой выразительности. Стилистическая окраска текста.

             Структура сочинения-рассуждения.  Способы оформления аргументации. Приёмы цитирования. Грамматические явления для аргументации. Иллюстрация грамматических явлений.

             Композиция сочинения-рассуждения и эссе. Формулирование проблемы. Комментарий к проблеме. Выявление позиции автора. Написание вывода-заключения. Требования к вступлению, заключению.

Комментарий: характеристика проблемы, объяснение интереса автора к проблеме. Формулирование позиции автора. Выражение согласия/несогласия с автором.

Особенности ведения черновых записей. Использование способов символической, графической подачи знаний при работе с черновиком. Запись доказательств и комментария в табличном виде. Создание ответа. Сопоставление с моделями-образцами. Использование способов символической, графической подачи знаний при работе с черновиком. Корректировка, обучение сжатию текста.  Оптимальные формы индивидуальной диагностики и контроля

Раздел 5  Начальные навыки работы с лирическим текстом и при написании сочинения-рассуждения и эссе.

Тема 1 Повторение родовых особенностей лирики. Алгоритмы анализа стихотворения.

Особенности лирического рода литературы. Основные темы лирики: любовная, гражданская, философская, назначения поэта и поэзии, пейзажная, медитативная, суггестивная. Основные лирические жанры: ода, элегия, послание, сонет, эпиграмма, лирическое стихотворение.

Работа с лирическим текстом: чтение и осмысление: восприятие, настроение, цвет, свет, основные образы, приёмы. Выбор комфортной схемы анализа.  

Тема 2 Практикум по анализу и сопоставительному анализу лирических произведений.

 Создание собственных аналитических текстов. Сопоставление с моделями-образцами. Создание таблиц-помощников при сопоставлении текстов. Написание текстов на сопоставление лирических произведений. Самопроверка, взаимопроверка. Опорные термины при анализе лирического текста: лирика, лирический герой, лирические жанры; двусложные размеры стиха: хорей, ямб; трехслохные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест; стихотворная строфа, рифма и др. Просмотр и осмысление КИМов, связанных с анализом поэтического текста.  Выявление индивидуальных и общих проблемных зон и их корректировка.

Раздел 6 Формирование пошагового метода выполнения заданий при написании сочинений в формате итоговых испытаний. Особенности критериального оценивания. Формы и способы корректировки написанного. Сопоставление и выбор вариантов написанного.  

Тема 1. Приемы и методики написания связных ответов, отвечающие индивидуальной стратегии развития учащегося. 

Алгоритмизация этапов деятельности при создании связных ответов, их организация во времени и пространстве. Поиск оптимальной модели работы с художественным текстом. Модели пошаговой работы: первичное чтение фрагмента текста и его перечитывание; формулирование темы и проблемы; работа с микротемами, маркирование внутри каждой микротемы, наблюдение за  речевыми и стилистическими особенностями текста.  Выстраивание логической цепочки доказательств, выбор цитатного материала, приемы цитирования. Работа с модельными образцами, требующими корректировки. Самостоятельное создание связных ответов, самооценивание, корректировка. Планирование деятельности на перспективу.

Тема 2. Отработка алгоритма для написания сочинения-сопоставления. Особенности критериального и традиционного 5-ти балльного оценивания. Работа с  пакетами обучающих КИМов.

Выбор алгоритма для написания сочинения-сопоставления; создание черновых таблиц для сопоставления; повторение речевых клише, используемых при сопоставлении; создание нескольких вариантов вступительной части; тренинг – дописывание сочинений к разным вступлениям; отработка навыков комментирования разных тезисов; написание заключительных частей сочинения; работа с моделями-образцами. Умение переструктурировать информацию, давая интерпретацию основных идей. Использование оптимальных форм индивидуальной диагностики и контроля.  Подведение итогов собственной работы: осознанное формулирование освоенных и проблемных зон. Применение новых знаний в практике подготовки к ОГЭ-ЕГЭ. Саморегуляция учебной деятельности:  анализ – критическое осмысление, концентрация внимания на отдельных частях информации, их значимости. Значимость обобщения.

Свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, ее способность адекватно по-новому реагировать при анализе идейного содержания произведений при создании эссе. Развитие интеллекта, креативности при осмыслении художественных произведений и анализе текстов художественных произведений.

Раздел 7  Выработка оптимального хронометража деятельности в рамках итоговых испытаний. Приемы самовыражения. Ассоциативное мышление. Обучение сжатию и развёртыванию высказываний.

Тема 1. Выбор оптимальной во времени модели выполнения сочинения литературоведческого характера. Тренинг - пошаговое выполнение и хронометраж собственных действий.

                Просмотр КИМов. Выбор оптимальной стратегии выполнения заданий. Определение оптимального хронометража выполнения каждой части работы.

                Алгоритмы работы с сочинениями небольшого отъема. Приёмы чтения текстов. Особенности ведения черновых записей. Составление кратного словаря литературоведческих терминов для написания работы. Формулирование тезиса. Форма записи доказательств и комментария в табличном виде. Создание ответа. Сопоставление с моделями-образцами. Корректировка, обучение сжатию и расширению текста.

Тема 2. Работа с заданиями, предполагающими сопоставление, введение историко-культурного контекста. 

Выявление ключевых слов в формулировке тем. Подбор произведений для осуществления сопоставления. Позиции сопоставления – оформление таблицы для оптимального структурирования материала. Написание тезиса-вступления. Формулирование во вступлении исследовательской задачи. Создание основной части.  Формулирование доказательств. Виды комментария. Написание заключения-вывода. Корректировка работы в структурном отношении. Написание заключения-вывода. Обоснование введения цитатного материала. Работа с моделями-образцами. Планирование собственной деятельности в условиях лимита времени.

                         Саморегуляция учебной деятельности: оценивание всего объёма выполненной работы, определение сильных и слабых мест. 

Раздел 8 Дополнительный тренинг, корректировка написанного, рецензирование, оппонирование, в том числе и в дистанционном режиме.   6 часов

Тема 1. Самостоятельный или с помощью учителя выбор версий КИМов (учебное пособие, демоверсии, материалы элективного курса) для совершенствования умений работы над сочинениями разных типов. Индивидуальный выбор оптимальной стратегии ответов. Практикумы. Использование компьютера как дидактического средства,  для диагностики и контроля. Восполнение проблемных зон в условиях сетевого взаимодействия.    

Тема 2. Дополнительные оптимальные формы индивидуальной диагностики и контроля. Определение проблемных зон. При востребованности работа с теоретическим материалом. Анализ моделей-образцов сочинений из пособия,  электронного приложения к курсу и из материалов интернета. Проверка моделей работ, нуждающихся в совершенствовании, сверка с образцами экспертной проверки.  Практикумы. Выявление последовательности конкретных действий для достижения результата.

Тема 3. Тренинг по написанию работ, в том числе в дистанционном режиме. Отработка предметных и метапредметных  УУД во временном режиме. Саморегуляция учебной деятельности: оценивание всего объёма выполненной работы, определение сильных и слабых мест.   Выбор лучших сочинений для итогового сборника.

Раздел 9 Зачётные работы           

Проведение зачётных работ. Осознанный выбор оптимальной стратегии выполнения заданий. Определение оптимального хронометража  каждой части работы.

   Особенности экспертного оценивания сочинений с ограниченным объемом. Особенности экспертного оценивания сочинения с развернутым ответом с объемом не менее 200 слов. Самооценка результатов проделанной работы в рамках элективного курса. Презентация портфолио за весь период работы.

Понятийный аппарат программы: инновационное образование; качество образования; принципы развивающего обучения; развитие личности; системный подход; интенсификация учебного процесса; предметные и метапредметные умения; универсальные учебные действия; индивидуальная ответственность в обучении; коммуникативная компетентность; оптимальные методики и технологии; раскрытие индивидуального творческого потенциала; оптимальные формы индивидуальной диагностики и контроля; языковая компетенция; дидактический принцип преемственности; дифференцированный подход в обучении; саморегуляция учебной деятельности; самомотивация; навык; регулярная диагностика; планирование деятельности; портфолио; развитие; способности; целеполагание.

Литература к предметному элективному курсу

«Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся»

Фундаментальное ядро содержания общего образования: под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова, - М.: Просвещение, 2009.

Концепция  федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: под ред А.М. Кондакова, В.В. Козлова, - М.: Просвещение, 2010.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. Литература. 5-9 классы. Проект. Просвещение, 2011.

 Литература для обучаемых

Для учащихся 9 класса

Литература. ГИА и ЕГЭ. Шаг за шагом. 9  класс. Дрофа, 2012.

Кузанова О.А. ГИА 2012. Литература.  Типовые тестовые задания. М.: Издательство «Экзамен», 2012.

Ерохина . Е.Л. Практикум для развития коммуникативной компетенции. Литература. 9 класс. Москва: Интеллект-Центр, 2013.

Новикова Л.В. ГИА 2014. Литература: тренировочные экзаменационные задания : 9 класс. М.: Эксмо, 2013.

Литература для учителя

Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2002

Всероссийские олимпиады школьников. Литература. 9-11кл. / сост. и авт. предисл. Л.В. Тодоров. – М.: Дрофа, 2007.

Ершов Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности. – М.- Глобус,2007

Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. СПб.: КАРО,2005

Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях / М.: Дрофа,2009.

Русская литература. 9 класс. В 2 ч. Под ред. М.Беловой. – М.: Дрофа, 2010

Русская литература. 9 класс. В 2 ч. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2010.

Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. Крутецкая. Литера, 2010.

Аудиохрестоматия по литературе. 9 класс. - CD-ROM МР 3.

Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. Крутецкая. Литера, 2010.

Литература. ГИА и ЕГЭ. Шаг за шагом. 5-8 классы. Дрофа, 2011.

Литература. ГИА и ЕГЭ. Шаг за шагом. 9  класс. Дрофа, 2011.

Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.-М.:Просвещение. 1997

Коган И.И., Козловская Н.В.  Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении.- СПб.:САГА, 2003

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.,1970

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия. Действия учащихся

Модуль 1( 4 часа)

1.

Что такое школьное сочинение и зачем его писать

1

Лекция учителя, самостоятельный отбор информации, распределительная работа  с образцами, выявление основных тематических особенностей сочинений. Фиксирование индивидуального запроса.

2.

Особенности художественного текста

1

3.

Виды тем сочинений

1

4.

Сочинения различных жанров

1

Модуль 2 (2 часа)

5.

Диагностическая работа

1

Выполнение диагностических работ. Самодиагностика. Проверка учителем. Заполнение таблицы ЗХУ, формирование «дерева целей».  Выработка модели достижения цели.

6.

Составление индивидуального образовательного маршрута

1

Модуль 3 (4 часа)

7.

Структура сочинения-рассуждения

1

Работа с моделями. Коммуникативные, регулятивные, личностные УУД для выработки комфортного алгоритма для написания рассуждения и эссе.

8.

Тезис как основная мысль

1

9.

Виды аргументов

1

10.

Что такое жанр эссе

1

Модуль 4 (4 часа)

11.

Учимся анализировать текст

1

Практикумы, в том числе в дистанционном режиме. Брейн-ринг, круглый стол (рецензирование сочинений): общее и разное, что важно учитывать при  создании текстов сочинений разных жанров.

12.

Специфика эпизода как объекта анализа

1

13.

Практикум по работе с текстом

1

14.

Написание сочинения в форме краткого ответа на проблемный вопрос

1

Модуль 5 (4 часа)

15.

Восприятие лирического текста

1

Практикумы, в том числе в дистанционном режиме. Выбор комфортного алгоритма анализа.

Пошаговые отработки технологии. Практикумы. Самостоятельная работа с образцами.

16.

Родовые особенности лирики

1

17.

Алгоритм анализа поэтического текста

1

18.

Практикум по анализу стихотворения

1

Модуль 6 (4 часа)

19.

Знакомство с сочинением в формате ОГЭ. Анализ критериев.

1

Пошаговые отработки технологии. Практикумы, самостоятельная работа с образцами, в том числе в дистанционном режиме.

20.

О «маршруте» сочинения. Движение авторской мысли.

1

21.

Работа с модельными образцами.

1

22.

Практикум по написанию сочинения в формате ОГЭ

1

Модуль 7 (4 часа)

23.

Просмотр КИМов (темы сочинений)

1

Тренинг, в том числе в дистанционном режиме.

Творческая мастерская.

24.

Обучение сжатию и развертыванию высказываний.

1

25.

Введение цитатного материала

1

26.

Совершенствуем свою речь

1

Модуль 8 (6 часов)

27.

Работа с демоверсией сочинения ОГЭ

1

Тренинг проблемных зон, в том числе в дистанционном режиме

28.

Анализ моделей-образцов (анализ эпизода)

1

29.

Анализ моделей-образцов (анализ стихотворения)

1

30.

Анализ моделей-образцов (анализ сочинения по цитате)

1

31.

Анализ эссе

1

32.

В поисках «своего» жанра

1

Модуль 9 (2 часа)

33.

Зачетная работа

1

Зачётные работы. Подведение индивидуальных  итогов. Презентация портфолио.

34.

Зачетная работа и ее анализ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)...

рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" (9 класс)

 Рабочая  программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, ...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» для 10-11 классов

Учебно-методический комплекс по курсу делового русского языка нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста – участника профессионального общения – комплексной коммуникативной компетенции ...

Рабочая программа элективных курсов по русскому языку в 10-11 классе.

Рабочая программа элективных курсов по русскому языку в 10-11 классе....