Рабочая программа элективных курсов по русскому языку в 10-11 классе.
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа элективных курсов по русскому языку в 10-11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_10-11.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективных курсов по русскому языку в 10-11 классе.
(10 класс - 34 часа, 11 класс - 34 часа)
Требования к уровню подготовки выпускников
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на один час в неделю в общеобразовательном классе базового уровня подготовки (1 час из федерального компонента).
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику. Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии, пунктуации во многом зависит от уровня речевого развития, от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка.
Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
- дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования.
- способствовать развитию речи и мышления учащихся
- способствовать овладению языковыми нормами и выразительными средствами языка, тем самым обеспечивая овладение коммуникативным компонентом культуры речи.
В основу планирования положен концентрический принцип подачи учебного материала, который способствует формированию системы знаний. В 10 классе приоритетным направлением является «Орфография», в 11 классе - «Пунктуация». Однако это распределение условно: в 10 классе работа по орфографии ведётся на грамматической основе, в 11 классе продолжается формирование и совершенствование орфографических навыков. Продолжается работа по развитию речи учащихся: совершенствуются умения анализировать тему, определять основную мысль, избирать жанр в соответствии с типом речи, составлять план, систематизировать материал, редактирование написанного.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Формы обучения:
- Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Виды деятельности учащихся на уроке
-оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; продолжение текста; пересказ текста по плану; составление тезисов; пересказ текста с использованием цитат; редактирование; переложение текста;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; реферирование; рецензирование; докладирование аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально- культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике
речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами
орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, тесты.
Для реализации Рабочей программы используется УМК:
1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф.Греков, СЕ. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2015. 2.«Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику для занятий по русскому языку в старших классах Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.»(автор Раман Т.В.)
Планирование рассчитано на 68 часов (1 час в неделю)
Русский язык в образовательном учреждении с русским языком обучения
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Русский язык в образовательном учреждении с родным (нерусским) языком обучения
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
- основные единицы языка и их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная; диалог и монолог; ситуация речевого общения; стили языка; текст;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
- основные особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка;
уметь:
- опознавать основные единицы языка, определять их особенности;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип и стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности;
- выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов, словосочетаний, предложений, вызванные влиянием родного языка;
- соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; нормы русского речевого этикета;
аудирование и чтение:
- понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе (речь диктора радио, телевидения, официального лица и др.);
- читать тексты разных стилей и жанров; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое);
- пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
говорение и письмо:
- пересказывать (подробно, выборочно, сжато) прочитанный или прослушанный текст;
- создавать в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения устные и письменные тексты в форме монолога-описания, повествования, рассуждения, различные по стилю и жанру;
- вести диалог на бытовые, учебные, социокультурные темы; диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
- осуществлять основные виды информационной переработки текста (план, конспект);
- переводить на русский язык фрагменты из произведений родной литературы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли русского языка в жизни человека и общества; роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- приобщения к русской и мировой культуре;
- официального и неофициального межличностного и межкультурного общения в социально-культурной, бытовой и учебной сферах; социальной адаптации;
- получения знаний по другим учебным предметам;
- развития навыков речевого самоконтроля, оценки своей речи с точки зрения правильности.
Содержание учебного материала
10 КЛАСС
34 часа
Общие сведения о языке.
(1 ч.)
Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Редактирование текстов. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические).
Лексика и фразеология.
(4 ч.)
Слово и его лексическое значение. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия, синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов.
Определение смысловых отношений между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика.
Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.
Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова.
Лексическая и стилистическая синонимия.
Орфоэпия.
(2ч.)
Орфоэпические нормы современного русского языка. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных; произношение некоторых грамматических форм; особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств).
Нормативные словари русского языка и справочники.
Морфемика, словообразование, орфография.
(7 ч.)
Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный).
Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), безударных и чередующихся гласных в корне слова, правописанием гласных после шипящих и г/, приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.).
Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения.
Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.
Словообразовательный разбор.
Нормативные словари русского языка и справочники: справочник по русскому правописанию, словообразовательный словарь русского языка.
Морфология и орфография.
(14ч.)
Систематизация знаний о частях речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.
Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числительном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах. Определение синтаксической роли местоимения в предложении. Особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. Применение основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах.
Особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи.
Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах.
Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.
Речь. Функциональные стили речи
( 6ч.)
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
11 КЛАСС
34 часа
Синтаксис – 2 часа
Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия.
Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.
Простое предложение – 6 часов
Строение грамматической основы и способы выражения главных членов.
Значение и структура предложений с одним главным членом. Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Простое осложнённое предложение. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.
Обособленные второстепенные члены.
Смысловые, интонационные и эстетические особенности обособленных членов предложения.
Уточняющие обстоятельства и дополнения, их роль в речи.
Обращения. Риторические обращения. Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения. Стилистические функции обращений и вводных конструкций в тексте.
Полные и неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.
Порядок слов в предложении как языковое средство выразительности текста. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте.
Сложное предложение – 6 часов
Своеобразие в семантике, структуре и функции сложных предложений разных видов.
Сочетаемость разных видов связи в сложном предложении.
Синонимия простых и сложных предложений, сложных предложений разных видов.
Использование сложных синтаксических конструкций в разных типах речи, в художественной литературе.
Синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений разных видов, предложения с прямой речью.
Обобщение и систематизация изученного – 20 часов
Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка. Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста. Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия (лексическая и грамматическая). Продуктивность словообразовательных моделей русского языка. Функциональные возможности слов разных частей речи. Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании 10 класса учащиеся
должны знать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновид¬ностей языка;
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
должны владеть:
• коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
По окончании 11 класса учащиеся должны: знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни.
Календарно-тематическое планирование уроков
Предмет Русский язык
Класс 10
Количество часов всего: 34 в неделю 1
Плановых контрольных работ 4, уроков развития речи 6
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку
Учебник «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2015.
№ | Тема урока | Дата | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Виды деятельности обучающихся | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке |
Общие сведения о языке (1ч.) | |||||
1 | Русский язык в современном мире | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями). | Диалог с учителем. Чтение и анализ эпиграфа. Анализ текста. | Объяснительно-иллюстративный метод. Урок-диалог. Фронтальный опрос. ИКТ | |
Лексика и фразеология (4ч.) | |||||
2 | Русская лексика с точки зрения сферы её употребления. | Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение навыками создания собственного текста | Анализ упражнений учебника, составление предложений с примерами из текста. | Частично-поисковый метод. Выборочный опрос. ИКТ | |
3 | Активный и пассивный словарный запас | Уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; Знать основные отличия лексических средств выразительности от синтаксических. Владение разными видами чтения. | Запись лекции учителя, составление таблицы, подбор примеров. | Частично-поисковый метод. Фронтальный опрос. ИКТ | |
4 | Русская фразеология | Знать историю происхождения некоторых фразеологизмов; Уметь использовать фразеологизмы по значению, подбирать к ним синонимичные словосочетания; Уметь вести самостоятельный поиск нужного материала; анализировать художественное произведение. Развивать адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. | Коллективное и самостоятельное выполнение упражнений | Урок-практикум Исследовательский метод. ИКТ | |
5 | Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" | Уметь производить лексический анализ текста | Контрольная работа
| Метод контроля. Урок проверки знаний и умений. | |
Орфоэпия (2ч.) | |||||
6 | Орфоэпическая норма. Акцентологическая норма. | Знать и использовать в речи правила ударений в словах. Уметь участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; Соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; | Запись в тетради слов с правильным ударением, составление с ними предложений. | Объяснительно-иллюстративный метод. Индивидуальный опрос. ИКТ | |
7 | Правила произношения гласных и согласных звуков. | Анализ статьи учебника, упражнений, подбор своих примеров , решение КИМов. | Урок-практикум Частично-поисковый метод. Индивидуальный опрос. | ||
Морфемика, словообразование, орфография (7ч.) | |||||
8 | Основные способы образования слов в русском языке. | Знать виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный анализ слов | Анализ справочного материала, запись основных положений. Составление предложений с правильными грамматическими формами слов. | Частично-поисковый метод. Фронтальный опрос. ИКТ | |
9 | Р/Р Выразительные словообразовательные средства | Знать основные выразительные средства словообразования. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | Анализ, выбор, использование выразительных средств словообразования | Исследовательский метод | |
10 | Основные нормы современной русской орфографии. Правописание приставок | Знать изученные орфограммы Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; | Анализ справочного материала, запись основных положений. Тест. | Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | |
11 | Правописание безударных гласных в корне слова | Уметь при проверке слов действовать строго по алгоритму, определяя в слове нужную орфограмму; Знать условия написания букв в корне с чередованием; | Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; | Урок-практикум Частично-поисковый метод. | |
12 | Правописание разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака. | Уметь правильно употреблять на письме и обосновывать выбор в написании Ь и Ъ. | Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; | Урок-практикум Исследовательский метод | |
13 | Слитные, дефисные и раздельные написания | Уметь при проверке слов действовать строго по алгоритму, определяя в слове нужную орфограмму; | Выполнение упражнений учебника. Выборочный диктант | Частично-поисковый метод. Индивидуальный опрос | |
14 | Р/Р Контрольное сочинение по тексту. | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; Уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости; Уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; | Написание сочинения | Метод контроля. Урок проверки знаний и умений. | |
Морфология и орфография (14ч.) | |||||
15 | Лексико-грамматические разряды имен существительных | Уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; | Защита проекта, составление опорного плана ответа по теме урока. | Частично-поисковый метод. Индивидуальный опрос. ИКТ | |
16 | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных | Уметь безошибочно определять имя прилагательное в тексте, его разряды, правила написания; Развивать умение составлять краткий конспект учебного материала; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию; | Запись лекции учителя, составление опорного конспекта, работа с текстом. | Частично-поисковый метод. Индивидуальный опрос. ИКТ | |
17 | Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; | Отработка навыков склонения числительных | Урок-практикум Исследовательский метод | |
18 | Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета. | В ходе беседы восстановление в памяти и запись основных понятий о местоимении. Определение местоимений по разрядам. Выделение их из текста. | Урок-практикум Исследовательский метод | |
19 | Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание глаголов. | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; | Запись основных положений по теме урока, выполнение упражнений учебника, анализ заданий в КИМах | Урок-практикум Исследовательский метод. ИКТ | |
20 | Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; Воспитывать уважительное отношение к родному языку, гордость за него, воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию; | Работа с таблицей, анализ упражнений учебника, выполнение заданий КИМов. | Урок-практикум Исследовательский метод. ИКТ | |
21 | Образование деепричастий несовершенного и совер-шенного вида. | Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность; правильно употреблять суффиксы деепричастий при их образовании. | Коллективный анализ материала учебника, самостоятельное выполнение заданий. Комбинированный урок. | Урок-практикум Частично-поисковый метод. Индивидуальный опрос | |
22 | Правописание наречий | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; | Работа с деформированным текстом. | Фронтальный опрос. Урок обобщения и систематизации знаний. | |
23 | Служебные части речи. | Уметь правильно определять служебные части речи в тексте. Развивать внимание, логическое мышление, навыки составления аргументов к тезису. Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; | Запись основных понятий по теме урока. Составление алгоритма действий. Написание текста. Анализ текста. | Фронтальный опрос. Урок применения знаний и умений. ИКТ | |
24 | Правописание Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. | Уметь при проверке слов действовать строго по алгоритму, определяя в слове нужную орфограмму; | Объяснительный диктант. Тест. | Урок-практикум Частично-поисковый метод. Индивидуальный опрос | |
25 | Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; | Урок-практикум Частично-поисковый метод. Индивидуальный опрос | ||
26 | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Значение частиц НЕ и НИ. | Уметь при проверке слов действовать строго по алгоритму, определяя в слове нужную орфограмму; | Практическое выполнение упражнений, анализ тестовых заданий ЕГЭ. | Фронтальный опрос. Урок применения знаний и умений. | |
27 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; | Обобщающие сообщения учащихся о правописании НЕ и НИ с разными частями речи; Запись основных понятий ; выполнений комментированного письма. Проверочный диктант. | Урок-практикум Частично-поисковый метод. | |
28 | Контрольная работа по теме " Морфология и орфография " | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; | Контрольный тест | Метод контроля. Урок проверки знаний и умений. | |
Речь. Функциональные стили речи (6ч.) | |||||
29 | Р/Р Структура и языковые особенности текста | Уметь создавать устные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально- культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике | Работа с текстом | Урок развития речи Объяснительно-иллюстративный метод. ИКТ | |
30 | Р/Р Способы и средства связи между частями текста | Анализ текста | Урок развития речи Частично-поисковый метод. | ||
31 | Р/Р Типы речи | Работа с текстом. создание текстов разных функционально-смысловых типов | Урок развития речи Исследовательский метод | ||
32 | Р/Р Стили речи. | Работа с текстом. создание текстов разных функционально-смысловых типов | Урок развития речи Исследовательский метод | ||
33 | Контрольная работа по теме " Речь. Функциональные стили речи" | Анализ текста | Метод контроля. Урок проверки знаний и умений. | ||
34 | Анализ контрольной работы | Выявление и устранение ошибок | Частично-поисковый метод. Индивидуальный опрос |
Предмет Русский язык
Класс 11
Количество часов всего: 34 в неделю 1
Плановых контрольных работ 4, уроков развития речи 6
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку
Учебник «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2015.
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Содержание | Основные виды учебной деятельности |
1 | Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы. | 1 | Напомнить учащимся синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении | Лекция | |
2 | Словосочетание. Виды синтаксической связи. | 1 | Напомнить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании. | Комбинированное занятие | |
3 | Простое предложение. Члены предложение. | 1 | Повторить определение членов предложения, а также порядок синтаксического разбора простого предложения. Повторить сведения о грамматической основе предложения. | ||
4 | Согласование в числе сказуемого с подлежащим. | 1 | Употребление форм Им. и В. падежей в составном именном сказуемом. Согласование подлежащего, выраженного местоимениями КТО, ЧТО, со сказуемым. Согласование в числе сказуемого с подлежащим, выраженным числ. + сущ. В родительном падеже. | Практикум | |
Знаки препинания между однородными членами. Согласование в предложениях с однородными членами. | 1 | Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Ошибки при употреблении ОЧП с парными союзами. Ошибки при употреблении ОЧП, выраженных разными грамматическими формами. | Комбинированное занятие | ||
5 | Знаки препинания при обособлении определений и приложений. | 1 | Обобщить знания учащихся об обособлении определений и приложений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными . | Комбинированное занятие | |
6 | Другие случаи обособления второстепенных членов | 1 | Напомнить алгоритм постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств и дополнений. | Комбинированное занятие | |
7 | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями. | 1 | Учить отличать слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводными конструкциями и обращениями). | Практикум | |
8 | Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | Обобщить сведения о постановке тире в простом предложении. Закрепить навык синтаксического разбора простого предложения. | Практикум | |
9 | Классификация сложных предложений. | 1 | Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов. | Комбинированное занятие | |
10 | Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи | 1 | Замена сложноподчинённых предложений с придаточным определительным простым предложением с причастным оборотом. Замена сложноподчинённых предложений с придаточным обстоятельственным простым предложением с деепричастным оборотом. Ошибки при образовании синонимичных конструкций. | Комбинированное занятие | |
11 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | Рассмотреть сложные случаи пунктуации в ССП. | Практикум | |
12 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | 1 | Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными. Некоторые ошибки и недочёты в построении СПП. Ошибки при употреблении конструкций с прямой и косвенной речью. | Практикум | |
13 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. | Практикум | |
14 | Сложное предложение с разными видами связи | 1 | Повторить синтаксический разбор сложного предложения. | Практикум | |
15 | Практическое занятие. Задания А4, А5, А26. | 1 | Тренировочные упражнения по теме «Синтаксические нормы современного литературного языка». | Тренировочные упражнения | |
16 | Как писать сочинение-рассуждение. Требования к выполнению части С. | 1 | Познакомить учащихся с требованиями к выполнению части С ЕГЭ. | Лекция | |
17 | Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих | 1 | Актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования. Отрабатывать навыки определения причинно-следственных связей между частями текста. | Практикум | |
18 | Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте. | 1 | Лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов, использование союзов, союзных слов, выявление воспроизведённых во всём контексте «ключевых слов» и их заменителей. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст. | Практикум | |
19 | Анализ языковых средств выразительности. | 2 | Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.), контекстные синонимы и антонимы, антитеза, Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия. | Практикум | |
20 | Знакомство с критериями оценки части С. Структура сочинения на основе предложенного текста. | 1 | Познакомить с критериями оценивания сочинения учащихся по 12-ти критериям (К1 – К12). Познакомить учащихся со структурой сочинения на основе предложенного текста. | Лекция | |
21 | Определение темы и проблематики текста. Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы. | 1 | Совершенствовать умение учащихся определять основные темы и проблемы текста. Проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст. | Практикум | |
22 | Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте. | 1 | Типы комментирования текста: текстуальный, концепционный. Учить комментировать проблему, поднятую в тексте. | Практикум | |
23 | Осмысление авторской позиции текста. | 1 | Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте. | Комбинированное занятие | |
24 | Приёмы логического мышления. Аргумент. Типы аргументации в изложении собственной позиции. | 1 | Совершенствовать умение последовательно и аргументированно излагать свои мысли. Познакомить с типами аргументации. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Типы аргументов. Ссылки на общезначимый авторитет, свидетельства самого автора сочинения, ссылки на авторитет, примеры из художественной литературы. Логические доказательства. Чувственные аргументы. | Комбинированное занятие | |
25 | Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки | 1 | Повторить сведения о микротеме, абзаце; повторить виды логических ошибок, познакомить с наиболее распространёнными логическими ошибками. | Комбинированное занятие | |
26 | Виды речевых ошибок. Виды грамматических ошибок. | 1 | Повторить виды речевых ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными речевыми ошибками. Повторить виды грамматических ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными грамматическими ошибками. | Комбинированное занятие | |
27 | Практическое занятие. Выполнение части С. | 2 | Написание сочинений на основе прочитанного текста. | Применять знания для написания сочинения-рассуждения | |
28 | Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ. | 4 | Закреплять навыки решения заданий ЕГЭ. | Применять знания для выполнения заданий ЕГЭ. | |
29 | Итого | 34 |
Список литературы для обучающихся;
1.Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, СЕ. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2015.
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006. 4.Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! -М.: Эксмо, 2007
- «Единый государственный экзамен по русскому языку» И. П. Цыбулько 2017
Список литературы для учителя.
1 .Программа по русскому языку под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой- М.:
Просвещение, 2002 г.
2. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, СЕ.
Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2015.
3. Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.-М.:ВАКО,2004.
- А.И.Власенков. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2000.
- Розенталь Д. Э., Русский язык для поступающих в вузы, М., 1995.
- Т.В.Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В,Ф,Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. М.,«Экзамен», 2003.
- «Единый государственный экзамен по русскому языку» И. П. Цыбулько 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)...
рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" (9 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 -11 класса
Материал для подготовки к ЕГЭ в 10-11 классах....
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» для 10-11 классов
Учебно-методический комплекс по курсу делового русского языка нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста – участника профессионального общения – комплексной коммуникативной компетенции ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Занимательная грамматика» 9 класс
Программа предусматривает развитие творческих способностей учащихся, они должны усвоить комплексную работу с текстом. Для работы отбирается материал по основным разделам грамматики.В зан...