Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Статья в помощь учителям и студентам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетентности учащихся

 на уроках русского языка и литературы 

                       

Выделяют следующие этапы формирования коммуникативной компетенции:

  • побудительно-мотивационный
  • ориентировочный
  • исполнительский
  • этап контроля

Ориентировочный этап включает в себя процесс понимания:

-способность объяснить взаимосвязи между явлениями, свойства этих явлений;

-уметь воспроизвести систему понятий;

-соотнести абстрактные знания с конкретными понятиями;

-переформулировать фактические знания.

Исполнительский этап предполагает процесс совершенствования знаний и умений на основе их применения.

На этапе контроля происходит проверка знаний и умений учащихся Основная цель этого этапа – достижение уверенности обучаемого в том, что он усвоил учебный материал.

Виды уроков на основе коммуникативной технологии:

  • Уроки когнитивного типа: урок-эксперимент, урок-исследование, философский урок, урок конструирования понятий, уроки комплексного анализа текстов.
  • Уроки креативного типа: урок-дисскуссия; дебаты; эвристическая беседа; урок творчества, уроки подготовки к сочинению (по картине, по предложенному тексту, по личным впечатлениям); урок-игра (ролевая,деловая, состязательная)
  •  Уроки оргдеятельностного типа: семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.

Уроки с использованием коммуникативных технологий позволяют обучать школьников языку как средству общения, познания мира и себя в нём, средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности.

Некоторые формы и приёмы работы на уроках русского языка: 

 Формы и приёмы работы :

Варианты заданий:

Многоаспектная работа со словом:

- обращение к различным   словарям;

- анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову;

- создание на его основе изобразительно-выразительных средств;

- создание контекста для слова  и т.д.

   Используя толковый словарик учебника, расскажите о значениях слов богатырь, ложа, Святки.

  Запишите синонимы к слову красивый. Проверьте себя по словарю синонимов.

Воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений.

Объяснить происхождение выражений: «яблоко раздора», «дошёл до ручки»

Этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй».

Напишите творческую работу по заданному началу: «Открыть тайну этого слова было нелегко…»

Расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами.

Объяснить смысл пословицы: «Делу время – потехе час».

Определить значение и происхождение фразеологизмов тепличное растение, маменькин сынок, рыцарь на час.

"Кристаллизация" смысла текста и микротекста путем составления денотантных графов, синквейнов.

Написать синквейн, сформулировав в нем признаки жанра баллады.

Все виды аспектного и комплексного анализа текста.

Комплексный анализ текста.

Анализ типологической структуры текста.

Композиционно-содержательный анализ текста.

Создание текстов по аналогии.

Написание эссеистической миниатюры, построенной на необычной авторской ассоциации.

Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы:

 формы и приёмы работы :

Варианты заданий:

Многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений.  

Создание буктрейлера к художественному произведению.

Анализ эпизода. Композиционный анализ произведения.

Речевой портрет героя.

Как характеризует Очумелова его речь? Какими языковыми средствами создается комический эффект повествования?

Пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)

Перескажите понравившийся эпизод произведения

Сравнительный анализ художественных текстов на одну тему.

Сравните баллады Жуковского «Людмила» и «Светлана». В чём отличие и что в них общего?

Сочинения разных видов и их качественный анализ

  • сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.),
  •  сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон,  сочинение собственных рассказов и т.д.).

Написать отзыв о спектакле, кинофильме.

Создание словесного продукта в различных жанрах: сочинить басню, сказку, загадку, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение. И т.д.

Ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная  презентация книги, отзыв, рецензия,    комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);

Напишите монолог от лица госпожи Простаковой: «Я ли не радела о Митрофанушке?!»

подготовка и презентация исследовательских работ по литературе.

Темы для исследовательских работ:

«Роль средств художественной выразительности в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Создание сценария,  инсценирование отрывков литературных произведений и т.д.

Инсценированное чтение одной из басен Крылова.

Организация и проведение урока-концерта «Песни и стихи Великой Отечественной войны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫРомаданова Елена Владимировна (ГБОУ СОШ№1 «Образовательный центр» с. Сергиевск)1.     Введение. Актуальн...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Данный материал предназначен как для учителей общеобразовательных школ, так и коррекционных школ и классов. В нем представлен опыт работы по развитию речи в классах разного уровня....

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы

Уважаемые коллеги! Даный материал будет полезен при проектировании урока в рамках реализации ФГОС....

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...