Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетентности учащихся
на уроках русского языка и литературы
Выделяют следующие этапы формирования коммуникативной компетенции:
- побудительно-мотивационный
- ориентировочный
- исполнительский
- этап контроля
Ориентировочный этап включает в себя процесс понимания:
-способность объяснить взаимосвязи между явлениями, свойства этих явлений;
-уметь воспроизвести систему понятий;
-соотнести абстрактные знания с конкретными понятиями;
-переформулировать фактические знания.
Исполнительский этап предполагает процесс совершенствования знаний и умений на основе их применения.
На этапе контроля происходит проверка знаний и умений учащихся Основная цель этого этапа – достижение уверенности обучаемого в том, что он усвоил учебный материал.
Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
- Уроки когнитивного типа: урок-эксперимент, урок-исследование, философский урок, урок конструирования понятий, уроки комплексного анализа текстов.
- Уроки креативного типа: урок-дисскуссия; дебаты; эвристическая беседа; урок творчества, уроки подготовки к сочинению (по картине, по предложенному тексту, по личным впечатлениям); урок-игра (ролевая,деловая, состязательная)
- Уроки оргдеятельностного типа: семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.
Уроки с использованием коммуникативных технологий позволяют обучать школьников языку как средству общения, познания мира и себя в нём, средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности.
Некоторые формы и приёмы работы на уроках русского языка:
Формы и приёмы работы : | Варианты заданий: |
Многоаспектная работа со словом: - обращение к различным словарям; - анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; - создание на его основе изобразительно-выразительных средств; - создание контекста для слова и т.д. | Используя толковый словарик учебника, расскажите о значениях слов богатырь, ложа, Святки. Запишите синонимы к слову красивый. Проверьте себя по словарю синонимов. |
Воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений. | Объяснить происхождение выражений: «яблоко раздора», «дошёл до ручки» |
Этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй». | Напишите творческую работу по заданному началу: «Открыть тайну этого слова было нелегко…» |
Расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами. | Объяснить смысл пословицы: «Делу время – потехе час». Определить значение и происхождение фразеологизмов тепличное растение, маменькин сынок, рыцарь на час. |
"Кристаллизация" смысла текста и микротекста путем составления денотантных графов, синквейнов. | Написать синквейн, сформулировав в нем признаки жанра баллады. |
Все виды аспектного и комплексного анализа текста. | Комплексный анализ текста. Анализ типологической структуры текста. Композиционно-содержательный анализ текста. |
Создание текстов по аналогии. | Написание эссеистической миниатюры, построенной на необычной авторской ассоциации. |
Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы:
формы и приёмы работы : | Варианты заданий: |
Многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений. | Создание буктрейлера к художественному произведению. Анализ эпизода. Композиционный анализ произведения. |
Речевой портрет героя. | Как характеризует Очумелова его речь? Какими языковыми средствами создается комический эффект повествования? |
Пересказ (аналитический, сжатый, комментированный) | Перескажите понравившийся эпизод произведения |
Сравнительный анализ художественных текстов на одну тему. | Сравните баллады Жуковского «Людмила» и «Светлана». В чём отличие и что в них общего? |
Сочинения разных видов и их качественный анализ
| Написать отзыв о спектакле, кинофильме. Создание словесного продукта в различных жанрах: сочинить басню, сказку, загадку, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение. И т.д. |
Ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная презентация книги, отзыв, рецензия, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.); | Напишите монолог от лица госпожи Простаковой: «Я ли не радела о Митрофанушке?!» |
подготовка и презентация исследовательских работ по литературе. | Темы для исследовательских работ: «Роль средств художественной выразительности в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» |
Создание сценария, инсценирование отрывков литературных произведений и т.д. | Инсценированное чтение одной из басен Крылова. Организация и проведение урока-концерта «Песни и стихи Великой Отечественной войны» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...
Интерактивные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы....
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫРомаданова Елена Владимировна (ГБОУ СОШ№1 «Образовательный центр» с. Сергиевск)1. Введение. Актуальн...
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Данный материал предназначен как для учителей общеобразовательных школ, так и коррекционных школ и классов. В нем представлен опыт работы по развитию речи в классах разного уровня....
Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы
Уважаемые коллеги! Даный материал будет полезен при проектировании урока в рамках реализации ФГОС....
Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"
Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...