Роль рефлексии в формировании регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Рефлексии отводится огромная роль в формировании регулятивных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рефлексия | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль рефлексии в формировании регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
В традиционной школе детей учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
1. Моё сообщение посвящено вопросу формирования регулятивных учебных действий, т.е. действий, обеспечивающих организацию учащимися своей учебной деятельности, которая проходит по этапам
от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата.
Целеполагание тесно связано с рефлексией. Ведь постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. От правильного и систематического сочетания этапов целеполагания и рефлексии зависит качество урока. Рефлексии отводится огромная роль в формирования регулятивных учебных действий.
2.Что такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio- обращение назад.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
3. Для какой цели необходима рефлексия?
Для обучающихся она необходима:
- Для подведения итогов работы
- Обобщения результатов
- Выяснение впечатлений
- Чтобы отметить успехи, достижения
Для педагога рефлексия необходима:
- для оценки собственной работы
- чтобы сделать вывод о необходимости корректировки программы, методов, приёмов работы.
4. Цель рефлексии для ученика- осознать собственную деятельность,
ее результат и способ, который привёл к результату, который может
быть как отрицательным, так и положительным.
5. Способы обучения рефлексии могут быть различны, проходить в качестве
- Устного обсуждения.
- Рисуночного или графического изображения
- Письменного анкетирования.
6. Существует следующая классификация рефлексии:
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Рефлексия деятельности
- Рефлексия содержания учебного материала
7. Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале урока с целью установления эмоционального контакта между педагогом и коллективом, а также внутри коллектива между учащимися.
8. Существуют следующие приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения
- Разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, которые для себя выбирают ученики;
- приём «Покажи своё лицо», при котором учащиеся выбирают
смайлик с изображением эмоции, характерной для ученика на тот момент
9. Цветовое изображение настроения, когда каждый учащийся выбирает цвет бумажной полоски или листка в определённой цветовой гамме.
10. Приём рефлексии «Одним словом» При данном виде рефлексии учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке.
11. Рефлексия деятельности проводится в течение урока или в конце, при проверке домашнего задания, защите проектных работ с целью осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом
12. В итоге ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные
13. Рефлексия содержания учебного материала проводится на этапе
подведения итогов (то есть в конце урока) с целью выяснения, как учащиеся осознали содержание учебного материала.
Этап проведения рефлексии очень часто западает, потому как не все учителя обращают на этот этап урока особое внимание.
14.Более подробно я остановлюсь на приёмах организации рефлексивной деятельности учащихся, используемых на уроках русского языка и литературы
15. В конце урока учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям:
как было на уроке: интересно, скучно, безразлично
что я делал на уроке: работал, отдыхал, помогал другим
и к какому итогу пришёл: понял материал, узнал больше, чем знал, не понял материал
16. Рефлексия в конце урока может проходить в форме анкетирования
17. Можно определить индекс удовлетворенности уроком с помощью такой таблицы, которая индивидуально заполняется каждым учеником
18. На завершающем этапе урока можно использовать способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие- ПРИЁМ СИНКВЕЙНА, который строится по определённым правилам
19. Приём тонких и толстых вопросов, на которые учащиеся отвечают в конце урока
20 .Составление кластера помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы и графически отображать размышления
21. Продуктивно использования такого приёма рефлексии, как
- ЭССЕ (письменного размышления на заданную тему)
- «Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде)
- Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент», в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок
22. На мой взгляд, наиболее целесообразна рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно закончить следующие предложения.
Сегодня на уроке:
- Я научился…..
- Я узнал….
- Было интересно….
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Больше всего понравились задания…
- Теперь я могу…
- Для меня было открытием то, что…
- Мне показалось важным…
- Материал урока был для меня….
- У меня получилось….
23. Карточки с изображением эмоций помогут определить учителю уровень усвоения содержания учебной деятельности учащимися на уроке
24. Рефлексия ПОПС- формула предполагает лаконичный и ёмкий ответ согласно формуле
П – позиция «Я считаю, что…».
О – объяснение «Потому что …».
(или обоснование)
П – пример «Я могу это доказать на примере …».
С – следствие : «Исходя из этого, я делаю вывод о том,что..»
(или суждение)
25. Приём, помогающий сравнить две противоположности, называется ДИАМАНТА, который строится тоже по определённому правилу
26. Можно привести ниже пример Диаманты
27. Говоря о приёмах организации рефлексивной деятельности учащихся, необходимо не забывать о рефлексии учителя, которую он тоже должен из урока в урок проводить для себя, отвечая на следующие вопросы:
- что я делаю?
- с какой целью?
- каковы результаты моей деятельности?
- как я этого достиг?
- можно ли сделать лучше?
что я буду делать дальше?
И пока педагог задает себе эти вопросы – он развивается!
28. Таким образом, реализуя технологию рефлексии педагог
анализирует деятельность учащихся, собственную воспитательную деятельность и преподавание,
ученик анализирует собственную деятельность, деятельность педагога и взаимодействие с ним.
29.Таким образом, рефлексия играет огромную роль в формирования регулятивных учебных действий, т.е. действий, обеспечивающих организацию учащимися своей учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО
В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования большое внимание отводится формированию универсальных учебных действий. В статье приведен опыт работы учителя русск...
Формирование предметных компетенций, метапредметных и личностных результатов универсальных учебных действийна уроках русского языка и литературы
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в пр...
Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...
"Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы"
Статья содержит материал по формированию УУД на уроках русского языка и литературы....
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, чер...
Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
Изменения в системе образования за последние годы привели к переосмыслению методов и технологий обучения. Сегодня за время обучения школьник должен приобрести навыки учить себя самостоятельно. В решен...