Формирование предметных компетенций, метапредметных и личностных результатов универсальных учебных действийна уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал на тему
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilina_s.a-formirovanie_predmetnykh_kompetencij.pptx | 284.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год .) Различают: Ключевые или метапредметные компетенции; Общепредметные ; Предметные компетенции. Складываются из: информационная – готовность к работе с информацией; коммуникативная – готовность к общению с другими людьми; кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми; проблемная – готовность к решению проблем.
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения . Задачи: – создание условий для развития и самореализации учеников; – усвоение продуктивных знаний, умений; – развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни. В материалах государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка . Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Этой цели служат разделы русского языка . Упражнения: р аздел «Лексика»- упражнения со словами (значение; синонимы, антонимы, родственные слова; высказывания с данным словом), т.е. родо - видовые связи. - работа со словарями; -работа с текстом( анализ лексических средств связи; значение словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций; анализ смысловой и стилистической роли порядка слов; выражения в речи различных смысловых отношений с помощью лексических и синтаксических средств.
Лингвистическая компетенция Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры. Лингвистическая компетенция обеспечивает: познавательную культуру личности школьника, - развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся , овладение навыками самоанализа , самооценки.
Коммуникативная компетенция предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения . Основное умение: создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности Включает: Знание основных понятий лингвистики- стили речи, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте ит.д. умения и навыки анализа текста.
Формируют коммуникативные навыки: м етод проектов; уроки литературы; с равнительный анализ текстов; я зыковой анализ текстов; л ингвистический анализ текстов; и нтерпретация текста; а нализ сюжета; р азличные виды разборов и т.д. Вывод: все виды компетенций проявляются при сдаче ГИА и ЕГЭ Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе. Компетентностно-ориентированное задание состоит из стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), инструмента проверки .(с.7-10)
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним», нацеливает на «формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность». 1( Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011 ) Типовые задания , направленные на достижение личностных и метапредметных результатов Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания .(с.12-13)
. Регулятивные универсальные учебные действия Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через: - использование проблемно-диалогической технологии . Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка - творческого поиска, -умственного напряжения: - даны проблемные с итуации , о рганизовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий, -работа осуществляется ф ронтально, в группах и парах . (с.14)
Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приемов понимания устного и письменного текста. Это могут быть: з адания на извлечение, преобразование, использование текстовой информации (чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.) -использование визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов; п риемы работы с правилами и определениями как учебно - научными текстами; - система работы с различными словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действия - сравнивать разного вида тексты; -исправлять деформированный текст; - составлять план текста; -оформлять диалогическое высказывание; описывать объект; -характеризовать качества , признаки объекта; -характеризовать существенный признак объекта, приводить доказательства; выбирать вид пересказа; составлять устные монологические высказывания; - писать сочинения
Формирование компетентности обучающихся ( метапредметные результаты) Способы деятельности , п рименимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, усвоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, изображения неподвижные и движущиеся , базы данных , которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Они приобретут навыки обработки и поиска информации. Научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Вывод: Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий
Рекомендуемая литература Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с. Лебедев , О.Е . Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5 . - С. 5-12. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. – Самара: - Издательство «Учебная литература», 2007. – 244 с. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. -2003. - №5. Антонова Е.С. «Методика преподавания русского языка: коммуникативно - деятельностный подход». М.: КНОРУС, 2007. 6.Васильева Е. В., Канина. Г. И. «ГИА 2010 Русский язык. Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе».Воронеж, 2010. 7.Ковалева Г. С., Роговик Т. Н. Учебно-справочные материалы для 9 класса. «Итоговый контроль: ГИА. Русский язык. Государственная итоговая аттестация». М.: «Просвещение», 2011. 8.Сенина Н.А. «Русский язык . 9 класс». «Подготовка к государственной итоговой аттестации». Издательство «Легион», Ростов – на Дону, 2009. 9.Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. «Русский язык 5-9 класс». М.: «Просвещение», 2011 10.Цыбулько И.П., Степанова Л.С.. «Русский язык. ГИА 2009. Экзамен в новой форме» 9 класс. АСТ. Астрель . М.: 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО
В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования большое внимание отводится формированию универсальных учебных действий. В статье приведен опыт работы учителя русск...
«Формирование коммуникативных учебных действий на уроках русского языка и литературы»
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, исполь...
Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...
"Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы"
Статья содержит материал по формированию УУД на уроках русского языка и литературы....
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, чер...
Методическая разработка Использование интерактивных методов на уроках литературы с целью формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (Для учителей русского языка и литературы старшего звена)
В данной методической разработке описаны три интерактивных метода (ролевая игра, дискуссия, кейс-метод). Представлен опыт их использования в старших классах на уроках литературы (УМК по литературе для...