Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
статья по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы Тимошенко Н.А.
МБОУ «СОШ №3» г. Тарко-Сале Пуровского района
Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а человек оказывается в сложной ситуации, ведь его не научили в школе «умению учиться», а только дали определенный набор знаний, который стремительно устаревает в наш век информационных технологий. Поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные.
Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.
Важным качеством современных детей стоит назвать сильное ощущение своего «Я» в мире. Следствием этого является свободное и независимое поведение.
В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. В связи с этим учащиеся с трудом могут разобраться в теме и основной идее текста, воспринимают художественное произведение поверхностно, не видят подтекста и глубинного смысла.
Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов ТВ и компьютеров. С пеленок окруженные электроникой школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Отношение к использованию новых информационных технологий носит у подростков прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья, они не смотрят авторов найденной информации. Произведения художественной литературы остаются в их сознании вне автора и времени создания повести или романа, а вместе с этим отходит на задний план хронологический аспект анализа. Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании школьников. Учащиеся «учат» только те предметы, которые нужны им для дальнейшей жизни.
Современные школьники ожидают, что все занятия будут легкими и увлекательными. Учащиеся хотят получать хорошие отметки при минимуме усилий.
В целом современный школьник – деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.
Русский язык как учебный предмет – основа образования школьника. Открывая доступ к получению знаний по всем другим предметам школьного курса, формируя необходимые для образования и самообразования умения и навыки, сам предмет «русский язык» имеет большое познавательное значение. Именно он подводит детей к пониманию такого важного явления действительности, как язык, к осознанию основных языковых средств (фонетических, лексических, грамматических). На уроках русского языка дети овладевают четырьмя разновидностями речи: чтение, письмо, говорение, аудирование. Здесь школьники осознают отношение формы и значения, развивают логическое мышление, получают представление о развитии языка, знакомятся с новыми и устаревшими словами и др.
На уроках русского языка решаются серьёзные воспитательные задачи, у детей возникает чувство гордости за прекрасный и могучий русский язык; развитие умения анализировать ведёт к ответственному отношению в выборе слов, к правильности и грамотности речи.
Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
К личностным УУД относятся:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- осваивать новые виды деятельности;
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти своё место в жизни, ориентироваться в моральных нормах. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, дети с помощью учителя дают нравственную оценку содержанию этих упражнений.
Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках литературы можно использовать следующие приёмы:
- Дай себе помочь.
- Выход за пределы.
- Отсроченная реакция.
- Лови ошибку.
- Театрализация.
- Вопрос к тексту.
- Диалог с автором.
- Комментированное чтение.
- Идеальное задание.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- взаимный диктант;
- диспут;
- заучивание материала наизусть в классе;
- «ищу ошибки»;
- контрольный опрос на определенную проблему.
Методические приемы для формирования регулятивных действий
на уроках литературы
- З-Х-У (знаем, хотим узнать, узнали и осталось узнать).
- Инсерт.
- Создай паспорт.
- Зигзаг.
- Рюкзак.
- Вопрос к тексту.
- Задания-ловушки.
- Обоснованный отказ от выполнения заданий.
- Многоступенчатый выбор.
- Создание «помощника» для проверки работы.
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- сравни;
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями.
Методические приемы для формирования познавательных действий
на уроках литературы
- Прием моделирования.
- Удивляй.
- Фантастическая добавка.
- Пересечение тем.
- Дай себе помочь.
- Повторяем с контролем.
- Опрос «по цепочке».
- Опрос-итог.
- Игры-тренинги.
- Да и нет.
- Хорошо – плохо.
- Точка зрения.
- Многоэкранная схема.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
- составь рассказ от имени героя;
- составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...»;
- «опиши устно...»;
- «объясни...» и т. д.
Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.
Примерные вопросы:
- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
- составление кластера;
- дискуссия;
- групповая форма работы;
- проектная и исследовательская деятельности;
- театрализация;
- рефлексия;
- портфолио;
- создание учащимися литературных произведений.
Таким образом, модернизация образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО
В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования большое внимание отводится формированию универсальных учебных действий. В статье приведен опыт работы учителя русск...
Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...
"Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы"
Статья содержит материал по формированию УУД на уроках русского языка и литературы....
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность...
Современные педагогические технологии формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
В презентации показаны разнообразные приемы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП
Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет формировать универсальнные учебные действия. Эта технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, нап...