Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Изменения в системе образования за последние годы привели к переосмыслению методов и технологий обучения. Сегодня за время обучения школьник должен приобрести навыки учить себя самостоятельно. В решении этой задачи немаловажное значение имеет процесс формирования универсальных учебных действий (УУД). Сформированность многообразия УУД определяет качество полученных обучающимися знаний. Учебные предметы гуманитарного цикла особенно благоприятны для овладения универсальными учебными действиями. Основной акцент при этом делается на умении детей установить контакт при общении с другими людьми, на умении анализировать свои действия и слова, на развитии логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Ученику необходимо уметь анализировать и перерабатывать информацию. Важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые будут востребованы на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pichuzhkina_e.v._ergardt_o.r.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пичужкина Е.В., Эргардт О.Р.

МБОУ «Солнечная СОШ № 1»

Сургутский район

 

Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Изменения в системе образования за последние годы привели к переосмыслению методов и технологий обучения. Сегодня за время обучения школьник должен приобрести навыки учить себя самостоятельно. В решении этой задачи немаловажное значение имеет процесс формирования универсальных учебных действий (УУД). Сформированность многообразия УУД определяет качество полученных обучающимися знаний. Учебные предметы гуманитарного цикла особенно благоприятны для овладения универсальными учебными действиями. Основной акцент при этом делается на умении детей установить контакт при общении с другими людьми, на умении анализировать свои действия и слова, на развитии логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Ученику необходимо уметь анализировать и перерабатывать информацию. Важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые будут востребованы на практике.

Индикатор функциональной грамотности призван определить владение всеми видами речевой деятельности, построить речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, точно выражать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи, применять правила русского речевого этикета.

Наиболее эффективная работа по формированию универсальных учебных действий, и особенно коммуникативных, возможна на уроках русского языка. Коммуникативные универсальные действия – это умения общаться, взаимодействовать с людьми.

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является межличностное общение. Поэтому задача, стоящая перед начальной школой, – «учить ученика учиться» – переквалифицируется в новую задачу основной школы – «учить ученика учиться в общении». Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий существенную роль играет организация совместной работы учащихся в группе, т. е. обучение посредством общения.

Коммуникативные УУД формируют социальную компетентность обучающихся, способствуют интегрированию в группы, поддерживают умение слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении спорных вопросов. К коммуникативным              действиям относят умение планировать учебное сотрудничество в поиске и сборе           информации, владение компетентной монологической и диалогической речью. Обучающиеся учатся в соответствии с задачами коммуникации полно и точно выражать свои мысли, овладевают навыками принимать конструктивные решения, реализовывать их на практике, не допускать конфликтных ситуаций.

Коммуникативная направленность обучения реализуется в соответствии со следующими принципами:

 речевая направленность;

 ролевая организация учебного процесса;

 функциональность (обучающиеся воспринимают, отвечают, запоминают, характеризуют, объясняют);

 личностная ориентация общения, принцип «от простого к сложному»;

 новизна речевых ситуаций.

Следование этим принципам способствует созданию коммуникативных ситуаций. Для этого учебный процесс целесообразно строить на основе взаимодействия «учитель – ученик», «ученик – ученик». Взаимодействие проходит как совместное размышление. Учитель обращается к жизненному опыту ученика. Его роль – направлять, помогать, поддерживать, развивать умение обучающихся дискутировать.

Активными формами работы над коммуникативными УУД на уроках русского языка выступают: работа в группах, парах постоянного и сменного состава, в том числе, и парная форма контроля, работа с учебной литературой, исследовательская работа, подготовка докладов, рефератов, театрализация, рефлексия, портфолио, создание учащимися литературных произведений и т. д.  

Полноценное сотрудничество с учителем и со сверстниками позволяет                      совершенствовать умения слышать, слушать и понимать партнера, правильно выражать свои мысли, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, оказывать поддержку друг другу.

С целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды упражнений:

 составить задание для партнера, подготовить отзыв на его работу;

 подготовить рассказ от имени одного из героев изучаемого произведения, от имени неодушевленного предмета и т. п.;

 представить себя в роли учителя и разработать задание для класса;

 составить коллективный кроссворд на определенную тему;

 сформулировать вопросы для обратной связи;

 использовать методические приемы: «отгадай, о ком говорим», «опиши устно...»;

 приемы, направленные на осмысление содержания текста (чтение с пометками, с остановками, выборочное чтение) и т. п.

Особое место в формировании коммуникативных УУД занимает театрализация. Обучающиеся охотно включаются в предшествующую работу: предварительно                   самостоятельно создают декорации, костюмы.

Ведущая роль в процессе формирования универсальных учебных действий                  отводится работе с текстом. Чтение способствует решению многих коммуникативных и познавательных задач, таких как поиск информации, восстановление контекста,                     интерпретация, самоконтроль и многое другое. Формирование коммуникативной компетенции обеспечивает комплексная работа с текстом. Навыки комплексного анализа текста являются необходимыми при сдаче итоговой аттестации учащихся. Работу с текстом можно провести по следующему плану: ознакомление с текстом, толкование незнакомых слов, анализ изобразительно-выразительных средств, пересказ текста, работа со стилем и типом речи, определение темы, идеи и проблематики текста, выявление авторской позиции, высказывание собственного мнения по данной проблеме, аргументация собственного мнения примерами их других произведений.

Такая работа с текстом помогает поддержать интерес к чтению, приобщать учащихся к классическим произведениям, научить понимать авторский замысел текста, помочь усвоить нравственные уроки.

При анализе подлинно художественных произведений учителю необходимо научить медленному, «обдумывающему» чтению, обращающему внимание на детали, на высказывание персонажей друг о друге, на авторские ремарки, на речь действующих лиц. Это помогает лучше представить себе героя.

В ходе анализа текста учитель ставит перед учащимися вопросы проблемного характера. Его задача — пробудить в учащихся желание выразить своё отношение к проблемам, поднимаемым автором.

Таким образом, анализируя текст, учащиеся участвуют в коллективном диалоге. Ребята учатся адекватно воспринимать речь собеседника, точно излагать свою точку зрения, формируя при этом коммуникативные УУД.

Методическое обеспечение уроков русского языка и литературы содержит большое многообразие приемов работы с текстом.

 Составление плана: план помогает глубокому осмыслению и пониманию текста.

 Работа с граф-схемами (бывают линейные и разветвленные). Это способ моделирования логической структуры текста. Средствами графического изображения являются символы, рисунки, их соединения и т. д. В отличие от плана граф-схема наглядно отражает связи и отношения между элементами.

 Тезирование представляет собой формулирование основных положений и выводов.

 Прием составления сводной таблицы дает возможность систематизировать и обобщать учебную информацию.

 Комментирование является основой осмысления и понимания текста: для                                самостоятельного рассуждения, умозаключения по поводу прочитанного текста.

 Прием формирования морально-ценностной позиции учащихся специально ориентирует учащихся на нравственное содержание поступка героя.

 Составление кластера – особая графическая организация материала, позволяет систематизировать и структурировать имеющиеся знания. Применяется как средство контроля знания текстов художественной литературы.

 Дискуссия: может проходить как в устной, так и в письменной форме. Предпосылкой успешной письменной дискуссии являются следующие коммуникативные умения: четкое письменное изложение своего мнения, понимание другой точки зрения, выраженной в письменном виде, умение задавать вопросы, вступать в дискуссию с автором письменного текста. Это является предпосылкой для серьезной работы с деловыми текстами, в которых может содержаться информация из различных областей знаний, могут представляться разные точки зрения.

Важным умением в сфере коммуникативных действий является работа в группе. В трудах Л. К. Гейхман, Д. Н. Кавтарадзе, Л. И. Корнеева, Е. В. Коротаева доказана значительная роль групповой работы в повышении качества усвоения знаний учащимися. Кроме того, исследователи подчеркивают влияние групповой учебной работы на формирование дружественной, доброжелательной обстановки в классе, на повышение самооценки и развитие коммуникативных умений учащихся и, в конечном итоге, поддержание психического здоровья учащихся.

Основная цель группой работы — это активное взаимодействие всех членов группы. В результате групповой работы ученики учатся слышать и слушать друг друга, выстраивают диалог. Учащиеся погружаются в атмосферу сотрудничества, приобретают навыки работать в команде, создавать продукт совместного труда. Частным случаем групповой совместной деятельности является работа учащихся в парах. Особенно продуктивно при такой форме работы осуществляется контрольная функция: контролируя друг друга, учащиеся становятся более внимательными и к себе. В групповой и парной работе каждый ребенок имеет возможность договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности даже у самых робких детей.

Планируя групповую работу на уроках, педагог может обратить внимание на следующие приёмы: «корзина идей», «письмо по кругу», «кластеры», «дерево вопросов».

Приём «корзина идей» позволяет выяснить всё, что знает или думает ученик по теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают по теме урока.

Методика этого приёма такова:

1) задаётся вопрос о том, что известно ученикам по теме урока;

2) сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетрадь всё, что знает по этой теме (строго индивидуальная работа, продолжительностью 1–2 минуты);

3) затем происходит обмен информацией в парах или в группах (3 минуты);

4) далее все сведения кратко записываются учителем на доске, в корзине идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

Приём «письмо по кругу» — это групповой вид работы.

Учащиеся делятся на группы от трёх до 6 человек. У каждого должен быть лист бумаги. Учитель предлагает записать на листе 2–3 предложения по заданной теме. Через 2 минуты лист нужно передать по часовой стрелке, прочитать и продолжить. Обмен продолжается, пока к каждому не вернётся его листок. Слово для ответа даётся одному, остальные дополняют. Этот приём хорошо применять при проверке знаний художественного текста или биографии писателя.

Ещё один приём — кластеры. Кластеры — графический приём в систематизации материала. Последовательность действий при построении кластера проста: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, которые являются «сердцем» темы или урока; вокруг «накидать» слова, предложения или рисунки, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста (темы).      Использование этого приема позволило научить учеников самих добывать информацию, создавать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, развить способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования.

Прием «Дерево вопросов» — групповая работа, направленная на понимание текста. Например, 1-я группа —вопросы с «Поверхности» текста: Кто? Куда? Где? и т. д.; 2-я группа — «Корневые» -  ищут ответы между строк: Почему? Как? А что если? Будет ли так? и т. д.; 3-я группа —«Вопросы из сундука». Суть этих вопросов — связать текст с жизнью, опытом читателя.

Итак, педагог, используя на уроках групповые приёмы работы, формирует навыки общения и сотрудничества, учит контролировать своё участие в работе, отстаивать собственную позицию, работать в команде.

Следовательно, групповая работа создает условия для формирования коммуникативной компетенции.

 На уроке целесообразны групповые игры. Они активизируют мыслительный, эмоциональный настрой учащихся, реализуют совместный поиск решения поставленной   задачи. Для формирования коммуникативных компетенций можно предложить такие игры.

 «Изобрази героя произведения»

Игра развивает умение использовать невербальные средства общения. Одни обучающиеся с помощью мимики и жестов изображают героя произведения, другие – узнают его и называют.

 «Пойми меня»

Цель – формировать речевые умения собеседников. Подготовленный ученик читает отрывки из произведений, которые были изучены на предыдущих уроках. Обучающиеся должны назвать произведение, из которого звучит данный фрагмент.

 «Маска»

Целью предложенной игры является развитие умения анализировать услышанное. Участники встают в круг, по очереди надевают маску, читают текст от имени любого героя произведения. Учащиеся должны определить, чьи это слова, кто спрятался за маской. 

 «Три прилагательных»

Игра способствует развитию умения анализировать изученный материал. Обучающиеся должны подобрать по три прилагательных, характеризующих героев произведений. По ним надо угадать героя.

С целью развития коммуникативных учебных действий учителя-филологи используют и такие задания.

 Сообщение на тему «Что я знаю об имени существительном». Каждую свою мысль надо подтвердить примером. Составить план выступления.

 Словарная работа. Необходимо соблюдать этапы словарной работы (актуализация слова, семантика, использование слова в речи).

 Закончи и запиши предложения с прямой речью (друг к другу обращаются сказочные герои).

 Новый материал можно не давать в готовом виде. Целесообразно предлагать учащимся провести наблюдение: сравнить, выявить закономерность, сделать свое открытие нового.

 Создание проблемной ситуации, например, определить, почему глагол «СКАЗАТЬ» в одном случае пишется «СКАЖЕТЕ», а в другом «СКАЖИТЕ»?

 Задание «Толстые и тонкие вопросы» (учит задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст).

Тонкие вопросы: кто? что? когда? как звать? было ли?

Толстые вопросы:

 Объясните, почему...?  В чём различие ...?  Почему, вы думаете...? Согласны ли вы...?

Синквейн – это стихотворение, написанное в соответствии с правилами, где в каждой строке задается определенный набор слов:

первая строка – заголовок – ключевое слово синквейна в форме существительного;

вторая – два прилагательных;

третья – три глагола;

в четвертой заключена фраза, несущая определенный смысл;

пятая строка содержит резюме, вывод (одно существительное).

Синквейн – один из приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий уместны следующие рекомендации.

 Научите ученика высказывать свои мысли, при затруднении задавайте ему наводящие вопросы.

 Сформируйте у обучающихся потребность самим задавать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

 При объяснении материала на уроке используйте различные виды игр, дискуссий и групповую работу.

 Составьте для учеников алгоритмы действий (ведения дискуссий, пересказа текста, письменного изложения, сочинения и т. п.).

 Учитывайте особенности развития детей, их интересы, жизненный опыт.

Дидактический материал на урок подбирается разнообразный, интересный, практикуется работа с таблицами, схемами, словарями и т. д.

Критериями оценки ожидаемых результатов формирования коммуникативных УУД являются:

 умение приводить доказательства, самостоятельно подбирать конкретные примеры;

 восприятие устной речи и способность передавать ее содержание в соответ- ствии с целью учебного задания;

 свободная работа с текстами художественного, публицистического и офици- ально-делового стилей;

 владение навыками редактирования текста;

 владение основными видами публичных выступлений;

 отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

 следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

 составление плана, тезисов, конспекта;

 использование выразительных средств языка, знаковых систем в соответ- ствии с коммуникативной задачей;

 умение работать с энциклопедиями, словарями, интернет-ресурсами и другими источниками информации для решения познавательных и коммуникативных задач.

Освоив основные виды коммуникативных универсальных учебных действий, обучающиеся будут адекватно воспринимать устную и письменную речь, научатся формулировать цель, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Они смогут рассуждать, аргументированно и конструктивно вести дискуссию, извлекать необходимую информацию из различных источников [4]. Это позволит решать проблему низкой активности в ходе учебной деятельности, недостаточной мотивации учащихся на предмет получения новых знаний и даст возможность более качественно готовить старшеклассников к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.

2. Александрова О. А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку // Русский язык. – 2016. – № 3. – С. 4–6.

3. Горленко Н. М. и др. Структура УУД и условия их формирования // Народное образование. – 2019. – № 4. – С. 153.

4. Дудковская Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС // Человек и образование № 3 (40). Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. М., 2014.

5.Нарыкова Г. В. Особенности формирования коммуникативных универсаль- ных учебных действий на уроках русского языка и литературы // Научно- методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № V3. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2019/196026.htm.

6. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М., 2008.

7. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 класс. М., Просвещение, 2019 г.

8. Учурова С. А. Групповая учебная работа как способ развития социальной компетентности учащихся. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Педенко Л.А.., учительрусского языка и литературыФормирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка....

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования большое внимание отводится формированию универсальных учебных действий. В статье приведен опыт работы учителя русск...

Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

Формирование предметных компетенций, метапредметных и личностных результатов универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в пр...

Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...

Роль рефлексии в формировании регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Рефлексии отводится огромная роль в формировании регулятивных учебных действий...