РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 кл
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Настоящая программа по русскому языку составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.
2. Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 17 декабря 2010г. №1897).
3. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку.
4. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №37».
5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2020-2021 учебный год.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения русскому языку в 6 классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по русскому языку общим объемом 170 часов изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ. Особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как литература, история России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021-2_rodnoy_6kl_2.docx | 68.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
СОГЛАСОВАНО: Руководитель МО: ________ / С.С.Арбаева/ протокол № _1_ от «27» 08 2020 г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР: ________ /Л.Н.Буяева/ протокол № _1_ от «28» 08 2020г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ОУ: __________ / М.В. Хамеруева / приказ № _ от « 01» 09 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
6 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № _1_ от «31» 08 2020 г. | Составила: Степаненко О.В Должность: учитель русского языка и литературы |
Улан-Удэ
2020
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. от 29.12.2012.
2. Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 17 декабря 2010г. №1897).
3. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку.
4. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №37».
5. Школьного учебного плана МАОУ «СОШ №37» на 2020-2021 учебный год.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения русскому языку в 6 классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по русскому языку общим объемом 170 часов изучается в течение учебного года согласно Базисному учебному плану ОУ.
Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ. Особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как литература, история России.
Особенности программного материала
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими особенностями данного возраста, основана на принципах индивидуализации и дифференциации материала.
В этот возрастной период ребенок приобретает опыт коллективной жизни, учится выстраивать рабочие и межличностные отношения, как с учителем, так и с одноклассниками, т.е. включаются в совместно-распределенную учебную деятельность. Особый акцент в программе сделан на использование коллективных дискуссий, групповую и парную работу учащихся, что является признаком соответствия программы современным требованиям к организации учебного процесса. Программа ориентирована на применение широкого комплекса медиасредств, технических средств и справочной литературы.
Предлагаемая программа построена на основе учебника «Русский язык. 6 класс» М.Т. Ладыженской с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Данный учебник полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. Объем и качественное представление материала не входит в противоречие с типовой государственной программой.
В программе предусмотрены уроки, направленные на реализацию дистанционного обучения. Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
Обучение в дистанционной форме осуществляется по отдельным темам русского языка, при необходимости организации такого обучения (карантин, временная нетрудоспособность и т.п.), так и по всему комплексу тем.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
- формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
- создание эффективного образовательного пространства;
- развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в 6 классе по русскому языку организуются такие формы учебной деятельности, как:
- уроки;
- лекции;
- семинары;
- практические занятия;
- контрольные работы;
- самостоятельные работы;
- консультации с преподавателями;
- e-mail;
- дистанционные конкурсы, олимпиады.
Самостоятельная работа включает организационные формы дистанционного обучения:
- работа с электронным учебником;
- просмотр видеолекций;
- прослушивание аудиокассет;
- компьютерное тестирование;
- изучение печатных и других учебных и методических материалов.
Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществлятъся в следующих режимах:
- тестирование онлайн;.
- консультации онлайн;
- предоставление методических материалов;
- сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации).
Основными принципами дистанционного обучения являются
- принцип uнmеракmuвносmu, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебной деятельности с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, интернет-конференции, онлайн уроки, онлайн - олимпиады и др.);
- принцип адапmивносmи, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебной деятельности, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
- прuнцип гибкости, дающий возможность участникам учебной деятельности работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время, а также в дни возможности непосещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям и дни, пропущенные по болезни или в период карантина;
- принцuп модульносmи, позволяющий использовать обучающимся и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
- принцuп операmuвносmи и объекmuвносmи оцениваная учебньrх достижений обучающихся.
В период длительной болезни обучающихся или карантина в классе (школе) возможность получать консультации преrrодавателей по соответствующей дисциплине через электронную почту, программу Skype, ViЬеr, WhatsApp, используя для этого возможные каналы выхода в Интернет.
Применение дистанционного обучения в учебном процессе позволяет:
- сделать урок наглядным, красочным, информативным;
- использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
- активизировать познавательную деятельность учащегося;
- повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
- развивать мышление и творческие способности детей.
Целевая установка
Целью прохождения настоящего курса является:
- дальнейшее развитие универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями;
- содействие формированию умения проектировать собственную деятельность;
- создание условий для анализа ситуации и принятия решений, представления и оценивания результатов, а также корректировки собственной деятельности;
- формирование целостного представления о гуманистических ценностях и нормах поведения.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- углублять и расширять представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь;
- развивать коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способность к творческой деятельности;
- развивать ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться;
- создать основу для мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловой установки обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
- продолжить формирование основы гражданской идентичности.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе.
Формы организации учебного процесса
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- коллективная.
Структура программы
Программа по русскому языку для 6 класса включает следующие разделы (темы):
- Пояснительную записку.
- Планируемые результаты обучения русскому языку.
- Содержание обучения русскому языку.
- Тематическое планирование.
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы (зачета, диктанта, итогового теста), которая включает вопросы по основным проблемам курса.
Предполагаемый результат:
- повышение практической грамотности обучающихся;
- развитие учебно-познавательных, речеведческих, коммуникативных, культуроведческих компетенций;
- воспитание любви к русскому языку.
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать еѐ в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать еѐ в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приѐмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определѐнную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать еѐ в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определѐнную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учѐтом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально -деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально - делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать еѐ в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать еѐ в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнѐзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарѐм, словарѐм синонимов, антонимов, фразеологическим словарѐм и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объѐме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать еѐ в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
6 класс
Речь. Общение
Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения.
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение . запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки и стили речи. Официально-деловой стиль. Речь устная и письменная; диалогическая, монологическая. Основная мысль текста.
Лексика Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно - русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
Контрольный диктант с лексическим заданием.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
Контрольный тест по теме «Фразеология».
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-. Буквы а и о в корне –зар - зор-. Буквы ы-и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное.
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о, е после шипящих в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к, -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Сочинение-описание природы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный по теме «Глагол».
Повторение и систематизация из в 5 и 6 классах. Культура речи
Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис. Сочинение-описание. Итоговый тест.
Тематическое планирование
№ пп | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | ||||
контр. работ | развитие речи | лабор., практ. работ | план. | факт. | ||||
Язык и общение (1ч.+1ч.) | ||||||||
1 | Русский язык - один из развитых языков мира | 1 | ||||||
2 | Язык, речь, общение. Ситуации общения | 1 | 1 | |||||
Повторение изученного в 5 классе (13ч.+2ч.) | ||||||||
3 | Фонетика. Орфоэпия. Графика | 1 | ||||||
4 | Морфемика. Орфограммы в корнях слов | 1 | ||||||
5 | Морфемика. Орфограммы в приставках | 1 | ||||||
6 | Части речи | 1 | ||||||
7 | Морфологический разбор слов | |||||||
8 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | ||||||
9 | Р.р. Подготовка к сочинению «Интересная встреча» | 1 | 1 | |||||
10 | Р.р. Сочинение «Интересная встреча» | 1 | 1 | |||||
11 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание | 1 | ||||||
12 | Простое предложение | 1 | ||||||
13 | Сложное предложение | 1 | ||||||
14 | Синтаксический разбор предложений | 1 | ||||||
15 | Прямая речь. Диалог | 1 | ||||||
16 | Контрольный диктант | 1 | 1 | |||||
17 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | ||||||
Текст (8ч.+2ч.) | ||||||||
18 | Текст, его особенности | 1 | ||||||
19 | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | 1 | ||||||
20 | Р.р. Сочинение по данному началу. | 1 | 1 | |||||
21 | Начальные и конечные предложения текста | 1 | ||||||
22 | Р.Р. Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. | 1 | 1 | |||||
23 | Ключевые слова | 1 | ||||||
24 | Основные признаки текста | 1 | ||||||
25 | Текст и его стили | 1 | ||||||
26 | Официально-деловой стиль | 1 | ||||||
27 | Контрольная работа. Анализ текста | 1 | 1 | |||||
Лексика. Фразеология (6ч.+4ч.) | ||||||||
28 | Слово и его лексическое значение | 1 | ||||||
29 | Р.р. Собирание материала к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя» | 1 | 1 | |||||
30 | Р.р. Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя» | 1 | 1 | |||||
31 | Общеупотребительные слова. | 1 | ||||||
32 | Профессионализмы. Диалектизмы | 1 | ||||||
33 | Р.р. Подготовка к сжатому изложению | 1 | 1 | |||||
34 | Р.р. Сжатое изложение | 1 | 1 | |||||
35 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 | ||||||
36 | Новые слова. Устаревшие слова | 1 | ||||||
37 | Словари | 1 | ||||||
Фразеология (3ч.) | ||||||||
38 | Фразеологизмы | 1 | ||||||
39 | Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи | 1 | ||||||
40 | Повторение изученного материала. Контрольный тест | 1 | 1 | |||||
Словообразование. Орфография. Культура речи (20ч.+5ч.) | ||||||||
41 | Морфемика, словообразование | 1 | ||||||
42 | Р.р. Описание помещения | 1 | 1 | |||||
43 | Способы образования слов в русском языке | 1 | ||||||
44 | Основные способы образования слов в русском языке | 1 | ||||||
45 | Этимология слов | 1 | ||||||
46 | Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 | 1 | |||||
47 | Р.р. Сочинение-описание помещения | 1 | 1 | |||||
48 | Буквы о и а в корне –кос- -кас- | 1 | ||||||
49 | Буквы о и а в корне -гор- -гар- | 1 | ||||||
50 | Буквы о - а в корне -зар- -зор- | 1 | ||||||
51 | Буквы ы-и после приставок. | 1 | ||||||
52 | Гласные в приставках пре-, при- | 1 | ||||||
53 | Значение приставки при- | 1 | ||||||
54 | Значение приставки пре- | 1 | ||||||
55 | Трудные случаи правописания приставок пре-, при- | 1 | ||||||
56 | Контрольный диктант | 1 | 1 | |||||
57 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | ||||||
58 | Соединительные о-е в сложных словах | 1 | ||||||
59 | Сложносокращенные слова | 1 | ||||||
60 | Р.р. Собирание материала к сочинению по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | 1 | 1 | |||||
61 | Р.р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | 1 | 1 | |||||
62 | Морфемный и словообразовательный разбор слов | 1 | ||||||
63 | Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту | 1 | ||||||
64 | Контрольный диктант | 1 | 1 | |||||
65 | Работа над ошибками диктанта | 1 | ||||||
Морфология (80ч.+21ч.) | ||||||||
Имя существительное (15ч.+4ч.) | ||||||||
66 | Повторение изученного об имени существительном. | 1 | ||||||
67 | Р.р. Как писать письма | 1 | 1 | |||||
68 | Разносклоняемые имена существительные | 1 | ||||||
69 | Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя | 1 | ||||||
70 | Р.р. Как тебя зовут? Происхождение имен | 1 | 1 | |||||
71 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | ||||||
72 | Род несклоняемых имен существительных | 1 | ||||||
73 | Имена существительные общего рода | 1 | ||||||
74 | Морфологический разбор существительных | 1 | ||||||
75 | Р.р. Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям | 1 | 1 | |||||
76 | Р.р. Сочинение-описание по личным наблюдениям | 1 | 1 | |||||
77 | Не с существительными | 1 | ||||||
78 | Правописание не с существительными | 1 | ||||||
79 | Буквы ч и щ в суффиксах –чик- и -щик- | 1 | ||||||
80 | Гласные в суффиксах – ек- и -ик- | 1 | ||||||
81 | Гласные О-Е после шипящих | 1 | ||||||
82 | Повторение изученного материала по теме: «Имя существительное» | 1 | ||||||
83 | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» | 1 | 1 | |||||
84 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | ||||||
Имя прилагательное (16ч.+5ч.) | ||||||||
85 | Повторение изученного об имени прилагательном | 1 | ||||||
86 | Р.р. Сочинение-описание природы | 1 | 1 | |||||
87 | Степени сравнения имен прилагательных | 1 | ||||||
88 | Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные | 1 | ||||||
89 | Относительные прилагательные | 1 | ||||||
90 | Притяжательные прилагательные | 1 | ||||||
91 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | ||||||
92 | Р.р. Подготовка к выборочному изложению по повести А.С. Пушкина | 1 | 1 | |||||
93 | Р.р. Выборочное изложение по повести А.С. Пушкина | 1 | 1 | |||||
94 | Не с прилагательными | 1 | ||||||
95 | Слитное и раздельное написание не с прилагательными | 1 | ||||||
96 | Буквы о-е после шипящих в суффиксах прилагательных | 1 | ||||||
97 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | 1 | 1 | |||||
98 | Р.р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | 1 | 1 | |||||
99 | Различение написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных | 1 | ||||||
100 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | 1 | ||||||
101 | Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск- | 1 | ||||||
102 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 | ||||||
103 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||||||
104 | Контрольный диктант | 1 | 1 | |||||
105 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | ||||||
Имя числительное (13ч.+2ч.) | ||||||||
106 | Имя числительное как часть речи | 1 | ||||||
107 | Простые и составные числительные | 1 | ||||||
108 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 | ||||||
109 | Порядковые числительные | 1 | ||||||
110 | Разряды количественных числительных | 1 | ||||||
111 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 | ||||||
112 | Правописание числительных, обозначающих целые числа | |||||||
113 | Дробные числительные | 1 | ||||||
114 | Собирательные числительные | 1 | ||||||
115 | Морфологический разбор имени числительного | 1 | ||||||
116 | Р.р. Подготовка к публичному выступлению | 1 | 1 | |||||
117 | Р.р. Публичное выступление | 1 | 1 | |||||
118 | Повторение изученного по теме: «Имя числительное» | 1 | ||||||
119 | Контрольный диктант | 1 | 1 | |||||
120 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | ||||||
Местоимение (19ч.+5ч.) | ||||||||
121 | Местоимение как часть речи | 1 | ||||||
122 | Личные местоимения | 1 | ||||||
123 | Особенности склонения личных местоимений | 1 | ||||||
124 | Возвратное местоимение | 1 | ||||||
125 | Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам | 1 | 1 | |||||
126 | Вопросительные местоимения | 1 | ||||||
127 | Относительные местоимения | 1 | ||||||
128 | Неопределенные местоимения | 1 | ||||||
129 | Дефис в неопределенных местоимениях | 1 | ||||||
130 | Отрицательные местоимения | 1 | ||||||
131 | Правописание отрицательных местоимений | 1 | ||||||
132 | Притяжательные местоимения. | 1 | ||||||
133 | Правописание притяжательных местоимений | 1 | ||||||
134 | Р.р. Рассуждение | 1 | 1 | |||||
135 | Р.р. Сочинение-рассуждение | 1 | 1 | |||||
136 | Указательные местоимения | 1 | ||||||
137 | Правописание указательных местоимений | 1 | ||||||
138 | Определительные местоимения | 1 | ||||||
139 | Р.р. Подготовка к написанию рассказа по воображению | 1 | 1 | |||||
140 | Р.р. Рассказ по воображению | 1 | 1 | |||||
141 | Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений | 1 | ||||||
142 | Повторение изученного по теме «Местоимение» | 1 | ||||||
143 | Контрольный диктант по теме: «Местоимение» | 1 | 1 | |||||
144 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | ||||||
Глагол (17ч.+5ч.) | ||||||||
145 | Повторение изученного о глаголе | 1 | ||||||
146 | Личные окончания глаголов | 1 | ||||||
147 | Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением | 1 | 1 | |||||
148 | Разноспрягаемые глаголы | 1 | ||||||
149 | Глаголы переходные и непереходные | 1 | ||||||
150 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение | 1 | ||||||
151 | Изъявительное наклонение | |||||||
152 | Р.р. Подготовка к сжатому изложению | 1 | 1 | |||||
153 | Р.р. Сжатое изложение | 1 | 1 | |||||
154 | Условное наклонение | 1 | ||||||
155 | Повелительное наклонение | 1 | ||||||
156 | Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения | 1 | ||||||
157 | Суффиксы глаголов повелительного наклонения | 1 | ||||||
158 | Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам | 1 | 1 | |||||
159 | Употребление наклонений глагола | 1 | ||||||
160 | Безличные глаголы | 1 | ||||||
161 | Морфологический разбор глагола | 1 | ||||||
162 | Р.р. Рассказ на основе услышанного | 1 | 1 | |||||
163 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 | ||||||
164 | Повторение изученного по теме «Глагол» | 1 | ||||||
165 | Контрольный диктант по теме: «Глагол» | 1 | 1 | |||||
166 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | ||||||
Повторение изученного в 6 классе ( 4ч.) | ||||||||
167 | Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в корне слова, приставках | 1 | ||||||
168 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение | 1 | ||||||
169 | Итоговый контрольный диктант | 1 | 1 | |||||
170 | Обобщение изученного | 1 | ||||||
Итого | 170 | 11 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа.Немецкий язык как второй иностранный язык 10 класс
Введение в учебные планы второго иностранного языка стало доброй приметой времени. Обучение второму иностранному языку предоставляет учащимся шанс использовать знания грамматических конструкций,...
Рабочая программа.Немецкий язык как второй иностранный язык 11 класс
Введение в учебные планы образовательных учреждений второго иностранного языка стало доброй приметой времени. Обучение второму иностранному языку предоставляет учащимся шанс использовать знания ...
рабочая программа порусскому языку. 9 класс. Бунеев.
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Бунеев...
Рабочая программа немецкий язык ФГОС 5 класс немецкий язык Бим И.Л.
Данная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения немецкому языку в 5-м классе, второй ступени общего образования....
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...