Урок русского языка в 9 классе на тему "Лингвистический анализ текста"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок русского языка в 9 классе на Тему "Лингвистический анализ текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_analiz_teksta.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Лингвистический анализ текста.
Цель: 1) формировать у учащихся лингвистические и коммуникативные навыки; совершенствовать речь учащихся;
2) развивать аналитические навыки;
3)воспитывать интерес к изучаемому.
Ход урока.
I.Оргмомент.
1. Релаксация (на фоне музыки- презентация)
2. – Здравствуйте, садитесь.
-Запишите дату, классная работа.
II.Словарная работа.
- Повторим лингвистические термины (вызываю к доске );
запишите слова, определите часть речи.
официально-деловой стиль
лексический повтор
слова, обозначающие целое и его часть;
анафора, эпифора, метонимия, синекдоха.
- что объединяет эти слова? (общая тема- текст).
III.Объяснение нового материала.
1)- запишите тему урока:
Лингвистический анализ текста.
- определите ключевое слово в теме. (текст)
- Что называется текстом?
- Что значит лингвистический анализ?
- Сформулируйте цели и задачи урока.
(Систематизировать изученное по темам «Типы, стили речи»; «Изобразительно- выразительные средства»; формировать навыки определения художественных средств в тексте, стилей, типов речи)
- Да, это необходимо для успешной сдачи ЕГЭ, в частности, сегодня мы решаем в части А задания 27-30, в части В 7-8.
2) Объяснение нового материала.
-В зависимости от того, с кем говорим, где говорим, с какой целью говорим выделяются стили:(презентация)
1. разговорный
2. официально-деловой
3. научный
4. публицистический
5. художественный
-Во время моего объяснения вам необходимо заполнить таблицу:
цель высказывания
сфера применения
( жанры) - в устной речи - в письменной речи
функция стилей
средства языка, характерные для стиля.
разговорный
официально-деловой
научный
публицисти-
ческий
художествен-
ный
-Начнем с разговорного стиля. (презентация)
(Далее об официально-деловом стиле, научном, публицистическом, художественном-учащиеся работают в группах по сборнику : Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки».Готовимся к ЕГЭ по русскому языку:учебное пособие. Самара:ООО»Офорт», 2012.,С54-55; затем 1 группа рассказывает об особенностях
официально-делового стиля , 2 группа-о научном стиле, 3 группа-о публицистическом, 4 группа-о художественном стиле)
- Вспомним типы речи.
1. описание
2. повествование
3. рассуждение
- Вспомним способы связи предложений в тексте (параллельная и последовательная).(Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки».Готовимся к ЕГЭ по русскому языку:учебное пособие. Самара:ООО»Офорт», 2012.,С57-58)
Связь предложений может осуществляться при помощи средств каких? лексических
морфологических
Назовите лексические средства.
IV.Самопогружение.
- Откройте учебник на с.13. Прочитайте, какие средства выразительности представлены в учебнике. Достаточно ли этого материала?
- откройте сборник «ЕГЭ.Русский язык 2013» Драбкиной С.В. с.213-214. Ознакомьтесь с таблицей.(работа в группах)
V.Практикум.
- Насколько хорошо вы умеете определять художественные средства? (презентация, ответы 1)1, 2)1, 3)2, 4)1, 5) 2 )
-Работали над поэтическими текстами, а сейчас рассмотрим, какие художественные средства используются в различных стилях речи.(тексты распечатаны)
1) работа с текстом №1 (комментируем) (приложение№1)
2) работа с текстом №2 (самостоятельно , комментированные ответы).
3) работа в парах с текстом №3, 4 (проверка по ключу)
- самостоятельная работа «Средства выразительности» (приложение№2)(проверяю сама, затем консультант, ставит оценку). 25-23б- «5»,22-18 б- «4», 17-12б- «3», 11-0 б -«2»
- Продолжаем работать дальше.
5) дифференцированная работа
1. Группа А – работа с текстами
2. Группа В – работа над изобразительно-выразительными средствами (Цыбулько И.П. ЕГЭ 2013.Русский язык: тренировочные задания) В8 (все 10 вариантов)
3. Группа С – решают электронные тесты
VI.Итог.
- Какие затруднения возникли во время работы на уроке? Можно обратиться к журналу «Русский язык для школьников» №6 2012 (Работа с текстом)
Домашнее задание: повторить теоретический материал по опорному конспекту, $ 3, решать тесты А 27-30, В7, В8 (10 вариантов) по сборнику Иванова С.Ю. Сдай ЕГЭ на все 100! Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.2013.
Приложение 1
Текст №1
Прочитайте текст и выполните к нему 1—3 задания.
Портрет маленького Пушкина
(1)Лицо его было совершенно круглым, мягким и смуглым. (2) Губы полные и ярко-красные, глаза блестящие и мечтательные. (3)Каштановые кудри вились, точно стружки, охватывая голову ото лба и до затылка. (4) Меж пухлых щёк — немного приплюснутый нос с широкими ноздрями.
(По А. Труаия.)
- Определите стиль речи.
- разговорный
- научный
- художественный
- официальный
- Определите тип речи.
- повествование 3) рассуждение
- описание 4) описание с элементами повествования
- Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?
- сравнение
- эпитет
- однородные члены предложения
- гипербола
Текст №2
Прочитайте текст и выполните к нему 1—5 задания.
Повествование — один из типов речи, в котором мир предстаёт в динамике, в движении. В таком тексте рассказывается о следующих друг за другом действиях, как бы создаётся лента кадров.
Чтобы подчеркнуть последовательность развития действия, в повествовании часто используются слова и словосочетания, обозначающие время (потом, через некоторое время и пр.), глаголы движения, деепричастия совершенного вида. Динамичность тексту придают формы глагола прошедшего времени совершенного вида. В ряду с ними используются и другие формы; при этом глаголы прошедшего времени несовершенного вида подчёркивают длительность действия, настоящего — позволяют представить действие как происходящее на глазах читателя.
- Определите стиль речи.
- официально-деловой
- научно-популярный
- художественный
- разговорный
- Определите тип речи.
- повествование 3) рассуждение
- описание 4) описание с рассуждением
- Какое утверждение является ошибочным?
- В качестве средств связи предложений в тексте использованы синонимы, повтор слов.
- Связь предложений первого абзаца цепная.
- В связи предложений второго абзаца большую роль играют союзы.
- Выделенное в первом предложении слово является многозначным.
- Какой из перечисленных признаков не характерен для публицистического стиля речи?
- основная задача текста — воздействие, влияние на мысли, чувства, поведение читателей и слушателей
- использование общественно-политической лексики
- официальность, отсутствие эмоций
- наличие изобразительно-выразительных средств языка
- Какое средство выразительности языка состоит в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию приписываются свойства или действия живого существа?
- градация 3) олицетворение
- эпитет 4) гипербола
Текст №3
Прочитайте текст и выполните к нему 1— 5 задания.
Хорош был Андрей: широк в плечах и тонок в поясе. Чёрные вьющиеся волосы обрамляли волевое лицо, с которого не сходила лёгкая полуулыбка. И изумрудные озёра очей, обрамлённые камышом длинных и густых, как у Девицы, ресниц. (М. Александрова.)
- Определите стиль речи.
- разговорный
- деловой
- публицистический
- художественный
- Определите тип речи.
- повествование 3) рассуждение
- описание 4) описание с элементами повествования
- Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?
- сравнение
- эпитет
- гипербола
- слова в переносном значении
- Какое утверждение является ошибочным?
- Связь предложений в тексте параллельная.
- Выделенное слово является устаревшим.
- В первом предложении использована антитеза.
- Грамматическая основа первого предложения — Андрей был хорош.
- Какой изобразительный приём состоит в расположении ряда слов или выражений в порядке их возрастающей или убывающей смысловой значимости?
- метафора
- олицетворение
- эпитет
- градация
Текст №4
Прочитайте текст и выполните к нему 1—5 задания.
Описание — один из типов речи. Его содержание — окружающая нас действительность (предмет, место и пр.). Мир в таком типе речи представлен статичным.
В описании предмета, например, рассказывается о его признаках, которые можно увидеть сразу, все вместе (одновременные признаки). В художественном описании предмета выделяются его самые яркие признаки, которые постепенно дополняются, добавляются. В описании места автор перечисляет предметы, заставляя читателя как бы переводить взгляд с одного предмета на другой.
Этот тип речи имеет свои языковые особенности: использование слов и словосочетаний с пространственным значением (слева, расстилаться и пр.); насыщенность текста словами, словосочетаниями, обозначающими признаки предметов; употребление глаголов несовершенного вида прошедшего времени. В художественных описаниях широко используются выразительные средства языка.
- Определите стиль текста.
- официально-деловой
- научно-популярный
- художественный
- разговорный
- Определите тип речи.
- Описание 3) рассуждение
- Повествование 4) описание с рассуждением
- Какое утверждение является ошибочным?
- Предложения первого абзаца связаны цепной связью.
- Средствами связи предложений первого абзаца являются местоимения, повтор слов.
- Предложения второго абзаца связаны параллельной связью.
- Выделенное в последнем предложении слово является однозначным.
- Какой из перечисленных признаков не характерен для научного стиля речи?
- книжная и специальная лексика
- отсутствие эмоциональности
- сообщение сведений, имеющих научное значение
- широкое использование изобразительно-выразительных средств языка
- Какой изобразительный приём основан на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии?
- градация
- эпитет
- гипербола
- метафора
Приложение 2
Художественные средства В8
1.Определите средства выразительности.
1.Шипкнье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
2.Мужичок с ноготок.
3.Ступеням и дорогам не кончен счет,
Камням и порогам не найден счет.
4.Из ненавидящей любви.
5.Село было обрадовано произошедшим событием.
А – метонимия, Б – аллитерация, В – литота, Г – эпифора, Д – оксюморон.
2.Определите средства выразительности.
1.Под ним струя светлей лазури.
2.Буйная головушка поникла на его широкую грудь.
3.Под окнами костер метели белой.
4.Лед в низинах и на болотах покряхтывает, потрескивает, пощелкивает.
5.Студент нынче пошел не тот.
А – градация, Б – сравнение, В – эпитет, Г – синекдоха, Д – метафора.
3.Определите средства выразительности.
1.Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?
2.Дожить до седин.
3.Ты красив – я страшен.
4.Тучки грозовые по небу плывут.
5.Легкая атлетика – королева спорта.
А – инверсия, Б – риторический вопрос, В – перифраза, Г – метонимия, Д – антитеза.
4.Определите средства выразительности.
1.День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.
2.Завыл, запел, взлетел под небо камень.
3.Улыбнулись сонные березки.
4.Зато читал Адама Смита.
5.Когда же ты перестанешь опаздывать?
А – метонимия, Б – метафора, В – градация, Г – олицетворение, Д – риторический вопрос.
5.Определите средства выразительности.
1.Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
2.Не то на серебре – на золоте едал.
3.В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
4.Ты сер, а я, приятель, сед.
5.В час по чайной ложке.
А – гипербола, Б – метафора, В – метонимия, Г – аллегория, Д – параллелизм.
Ответы 1)Б,В,Г,Д,А 2)Б,В,Д,А,Г 3)Б,Г,Д,А,В 4)Б,В,Г,А,Д 5)Б,В,Д,Г,А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".
Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....
Открытый урок по предмету "Русский язык". 9 КЛАСС. ТЕМА: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ТЕКСТУ РАССКАЗА "О ДРУЖБЕ" РОЗЫ ГОСМАН.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ ЯЗЫК". УКАЗУНЫ ЦЕЛИ УРОКА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ....
Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...