Приобщение учащихся к этнокультурным традициям на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Пантилеева Наталья Геннадьевна

Статья о необходимости сохранения этнокультурных традиций, бережного отношения к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение учащихся к этнокультурным традициям на уроках русского языка и литературы

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Как европейское поставить в параллель

С национальным, — странно что-то!

А.С. Грибоедов

Произведение «Горе от ума» написано А. С. Грибоедовым в 19 веке, сейчас на дворе век 21, а цитаты из этого произведения актуальны  по сей день. И речь в данной статье пойдёт не о гениальности Грибоедова, а о том, что мы, к сожалению, становимся Иванами, не помнящими родства.  

Государственным языком в нашей стране признан русский язык, но в последнее время складывается впечатление, что английских заимствований в нём значительно больше, чем собственно русских слов. Иностранная лексика употребляется везде: в разговорной речи, в профессиональных сферах. Если в 60-90 г. 20 века появилось примерно 9-10 тыс. заимствований, то, начиная с 1990 года, в русскую речь бурным потоком хлынуло более 30 тыс. иностранных слов. И их количество постоянно растёт.

С одной стороны, эти слова необходимы, когда заимствование называет  то понятие, которого раньше в языке не существовало (йогурт, интернет, икебана).

С другой стороны, неоправданным заимствованием является слово, которое вводится из иностранного языка в качестве синонима для определения того или иного понятия, которое уже существует в русском языке.

И совсем бывает смешно, когда в язык вводят перевод понятия, слова в котором не соответствуют лексической сочетаемости, принятой в русском языке. Например, сочетание soft skills, которое у многих на слуху. Это непереводимая игра слов, т.к. в русском языке слово «мягкие» (soft) и слово «навыки» (skills) не являются лексически сочетаемыми. В русском языке давно существует словосочетание «всесторонне развитая личность», которое обозначает как развитие профессиональных навыков человека (hard skills), так и личностное развитие, которое  определяют навыки, названные soft skills. Это работа в команде, творческий потенциал (креативность), развитое мышление, умение работать с информацией и т. д.

Кто и зачем пытается нам всем доказать, что мы не можем прожить без западных идей, без чужого языка? Скорее всего, это люди, которым выгодно лишить нас своей культуры, своего языка, а значит сделать нас слабее, уязвимее. Ведь язык является духовной плотью народа, он бережно передаёт родную культуру из поколения в поколение, хранит и чтит свою историю, являясь голосом предков. Если заставить народ забыть свой язык, то исчезнет самобытная цивилизация, которая жила в веках. Вспоминаются слова А. И. Куприна: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Последнее время много внимания уделяется патриотическому воспитанию. Это является одним из условий  реализации ФГОС. В связи с этим вспоминают о нашем героическом прошлом, об истории страны. Это, несомненно, правильно. Но почему-то никто не говорит о русской культуре, о традициях. Ведь русский народ имеет на это право, как имеют на это право и другие народы, населяющие нашу страну, к слову сказать, сохраняющие свои национальные традиции.

Очень хорошо, что в последние годы ввели предмет «Родная литература», но во многих учебных учреждениях эти часы отдаются под другие предметы. Задача учителя русского языка и литературы использовать различные приёмы обучения, которые будут способствовать приобщению школьников к этнокультурным традициям, воспитывать бережное отношение к родному языку.

В курсе «Литература» есть раздел «Устное народное творчество», на который выделяется очень мало часов. Но при изучении обрядовых песен можно и нужно рассказывать ученикам о русских традициях, таких как празднование Рождества, Святочной недели, Масленицы, Троицы, дня Ивана Купалы.  И затем закреплять эти знания при изучении  следующих произведений: «Житие Петра и Февронии», «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя, «Светлана» В. Жуковского, «Евгений Онегин» А. Пушкина.

Так как сейчас классы разные по национальному составу, то, рассказывая о русских традициях, я пытаюсь выяснить у ребят других национальностей об их традициях, прошу найти общее в различных культурах.

В начале урока, когда ребята записывают дату в тетради, я рассказываю, какой сегодня день по народному календарю, поздравляю с именинами ребят.

В шестом классе мною разработана программа внеурочной деятельности, основная часть которой называется “В музее истории языка” (12ч.). В неё входят темы, посвященные истории русского языка:

  • Научная этимология. Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Строение словарной статьи этимологического словаря. Определение первоисточников слова.
  • Аз, буки, веди…. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. Старославянская азбука. Потерянные буквы.
  • Сказочные превращения. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова?
  • Кто в Омске живёт? Образование слов, называющих жителей той или иной местности.
  • Какие бывают имена? Понятие «ономастика». История образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Особенность древнерусских имен.
  • Иваны, родство помнящие.  История образования отчеств и фамилий.
  • В гостях у братьев-месяцев. Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой. Из истории старинных названий месяцев.
  • О том, что носили наши предки. Названия элементов русского народного костюма.
  • Из глубины веков (2ч.). Архаизмы и историзмы, передающие быт наших предков. Старославянизмы в русском языке.
  • Разве они родственники? (2ч.). Этимологический анализ слов.

По моим наблюдениям, детям нравится узнавать о своих истоках, они с интересом участвуют в этой работе.

При изучении неологизмов я предлагаю детям такое задание:

Попробуйте объяснить значение слов:

  • промоутер
  • пролонгировать
  • сквош
  • карпаччо
  • инкап
  • омбудсмен
  • стритрейсер.

 

Затем проводится опрос, который вызывает смех в классе. И это очень хорошо. Дети на эмоциональном уровне понимают, насколько иностранные слова засоряют нашу речь, делая её малопонятной. 

Затем предлагается объяснение этих слов.

  • Промоутер – тот, кто способствует продвижению товара на рынок
  • пролонгировать – продлевать
  • сквош – игра, относящаяся к ракеточным видам спорта
  • карпаччо – блюдо из тонко нарезанных кусочков сырого мяса, приправленных оливковым маслом с уксусом или лимонным соком
  • инкап – штамп с именем
  • омбудсмен – уполномоченный
  • стритрейсер – участник неофициальных и часто незаконных автомобильных гонок

Оказывается, всё можно описать русскими словами. Длинновато, но зато понятно с первого раза.

До сих пор актуальны слова И. С. Тургенева: «Берегите чистоту языка как святыню! Не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Таким образом, на уроках русского языка и литературы нужно уделять внимание воспитанию у учащихся бережного отношения к родному языку, культуре, традициям для сохранения национальной общности, которая, как  крепкая цепь, связывает воедино поколения. Это способствует духовному формированию личности ребёнка, помогает ощутить причастность к великому наследию русской культуры.

Послесловие. Последнее время при вводе запроса в поисковую строку  «Яндекса» какого-либо “понятия” среди предложенных всплывающих вариантов можно увидеть: «понятие» объяснить ПРОСТЫМИ словами», а значит, РУССКИМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «К вопросу об универсальных учебных действиях учащихся» содержится два параграфа, в которых рас...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы...

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит от...

:Расширение лингвистического и культурологического кругозора учащихся 5- 7 классов на уроках русского языка и литературы

Расширение лингвистического и культурологического  кругозора учащихся 5- 7 классов на уроках  русского языка и литературы...

Статья "Приобщение детей к искусству слова на уроках русского языка и литературы"

Уроки русского языка и литературы развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь учащихся. Что дают такие уроки мне и моим ученикам? Главное – это сопереживание, соразмышление...

Изучение этнокультурных традиций на уроках русского языка и литературы

Педагогические условия, основанные на внедрении прогрессивных традиций народной педагогики, ценны тем, что они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это достигается только за счет систе...

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  А ключ к этому ...