Урок русского языка в 7 классе "Запятые при деепричастном обороте"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Толстых Майя Валерьевна

урок русского языка для учащихся 7 класса с целью закрепить знания о деепричастном обороте и знаках препинания при нем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapyatye_pri_deeprichastnom_oborote.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Запятые при деепричастном обороте

Цели и задачи.

1. Закрепление знаний о деепричастном обороте;

2. Закрепление умений по нахождению деепричастий в предложении;

3. Закрепление навыков обособления, графического обозначения деепричастных оборотов;

4. Формирование навыков построения предложений с деепричастным оборотом.

Х о д у р о к а

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания (упр. 165 – учебник “Русский язык 7 класс” авторы: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др., Москва, “Просвещение”, 2007г.)

Опрос по теме параграфов 26, 27:

- Что такое деепричастие?(Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом)

- Что такое деепричастный оборот? (Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами)

- Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нём нет глагола-сказуемого? Почему? (Нет, так как деепричастие обозначает добавочное действие , а сказуемое – основное)

- Кто(что) совершает основное и добавочное действие? (И основное, и добавочное действие совершает одно и то же лицо)

III. Тренировочные упражнения.

1. Указать предложения с деепричастным оборотом. (Предложения проецируются на доску):

1 вариант

1) Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2) Не замечая меня, лебеди плавали у берега.

3) Отошедший от станции поезд затормозил.

4) Наевшись, воронёнок успокоился.

2 вариант

1) Усеянное звёздами небо манило к себе.

2) Потрескивая, горел костёр.

3) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

4) Чёрный дым, поднимавшийся из-за холма, застилал горизонт.

(Правильные ответы: вариант 1 – 2; вариант 2 – 3)

2. Повторение материала об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.

Объяснить постановку знаков препинания в написанных предложениях.

- В каких предложениях нет деепричастных оборотов, но есть одиночные деепричастия? (Вариант 1 – 4; вариант 2 – 2)

Что вы знаете о постановке знаков препинания в предложениях с одиночным деепричастием? (На письме деепричастия с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, и с одной стороны, если находятся в начале или в конце предложения (так же, как и деепричастный оборот))

IV. Объяснение нового материала.

А может ли деепричастие или деепричастный оборот не обособляться?

Оказывается, может:

1) Если деепричастный оборот выражен фразеологизмом (устойчивым выражением)

Андрей работал спустя рукава.

2) Если оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания.

Он шёл тихо посвистывая.

3) Не обособляются одиночные слова сидя, стоя, лёжа, молча, нехотя, шутя, не глядя, так как они по значению обычно сближаются с наречиями.

Нельзя читать лёжа. НО: Он читал, лёжа на диване.

4) Если деепричастный оборот относится к одному из однородных сказуемых, связанных союзом И, запятая перед союзом И не ставится.

Он работал быстро и не отдыхая.

  1. Закрепление.
  1. Выполнение упражнения 165. Графически обозначить деепричастные обороты, объяснить постановку знаков препинания.
  2. Комментированное письмо:

Снег шёл не переставая, но записку необходимо было передать брату. Петька помчался не переводя духа. Надо было успеть до отправления поезда.

  1. Тест. (Запись на доске) В каких предложениях есть пунктуационная ошибка?

1) Лёнька растянулся на траве, положив голову на руку и крепко уснул.

2) Приблизившись к болоту, я увидел журавлей.

3) Схватившись обеими лапами за левое ухо, медвежонок заорал диким голосом.

4) Я люблю читать, лёжа.

5) Жёлтые листья, кружась в воздухе, падают на тропинку.

(Предложения 1,4)

4. Указать правильное продолжение предложения Приближаясь к берёзовой роще, …

А) послышался треск повалившегося дерева;

Б) я услышал треск повалившегося дерева;

В) крик становился всё громче и громче.

(Правильный ответ – Б)

VI . Подведение итогов урока.

Беседа по вопросам:

- Как на письме выделяются деепричастия и деепричастные обороты?

- В каких случаях деепричастный оборот и одиночное деепричастие не обособляются?

  1. . Домашнее задание: параграф 27, упражнения 166, 167.

Различные виды заданий, используемые на уроке, позволят учащимся закрепить умения по различению одиночного деепричастия и деепричастных оборотов, постановке знаков препинания в предложениях с деепричастиями, а работа по конструированию предложений с деепричастными оборотами в дальнейшем позволит им избегать грамматических ошибок в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"

Презентация  к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастным оборот"закрепление....

урок русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"

Описание методики использования ИКТ во время занятий. В рамках реализации проекта «Организация непрерывного образования педагогов», ставшего победителем республики конкурса «Образовательная инициатива...

Урок русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"

Тема урока: Деепричастный оборот. Тип урока:   Урок первичного усвоения новых знаний. Цели урока:  Учащиеся должны знать:...

Урок русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот" (технологическая карта)

Тема урока: «Деепричастный оборот»Цель урока: сформировать у учащихся понятие о деепричастном обороте.Задачи:обучающие:научить детей находить деепричастия и деепричастные обороты  в предложении и...

Презентация. Урок русского языка в 7 классе. Деепричастный оборот.

Мультимедийный урок русского языка по теме "Деепричастный оборот". 7 класс. Объяснение нового материала (учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.)....