Кружок "От простого к сложному" 9 кл.
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Кабачёва Наталья Ивановна

Программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ot_prostogo_k_slozhnomu_9_kl.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ЗЕЛЕНОБОРСК»

Рассмотрено на заседании                                  СОГЛАСОВАНО                                                   Утверждаю

педагогического Совета                                      Зам. директора по ВР                                           Директор школы

Пр. № __ от «___» ______  20__г.                        ___________Т.А. Смагина                                     _________О.М. Калугина       

                                                                                  от «__» ___________20__г.                                     от «___» ________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«От простого к сложному»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся детей: 15-16 лет

Составитель: учитель русского языка и литературы Кабачёва Н.И.

п. Зеленоборск

2019 г.

Пояснительная записка

Обоснование необходимости данного курса

            Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию  как в области русского языка, так и в других областях.

В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку. Таким образом, кружок «Юный филолог» поможет учащимся в дальнейшем развитии речи и творческих способностей, отработке теоретического материала, необходимого для выполнения КИМов ОГЭ по русскому языку.         

Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.

Основной целью данного курса кружка «От простого к сложному» является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

теоретические:

  • освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности;
  • рассмотрение  основных типов лексических, грамматических ошибок;
  • систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
  • ознакомление  с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
    развивающие:
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
  • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
    практические:
  • совершенствование коммуникативных умений;
  • овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
  • адекватная  передача содержания текста, определение  авторской  позиции, выражение собственного  мнения  по заявленной проблеме, подбор  убедительных доказательств  при защите  своей точки зрения;
  • логичное  и образное  изложение  своих  мыслей, составление  связного  высказывания, создание  собственного  письменного высказывания  по заданной модели;
  • совершенствование  и редактирование  текста;
  • применение  полученных  знаний в работе над разнообразной устной и письменной информацией.

воспитательные:

  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
  • воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
  • воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить подростка  размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

На занятиях используются:

  • лекции учителя с различными видами заданий;
  • составление обобщающих таблиц и схем;
  • самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • самостоятельный отбор материала;
  • работа в группах;
  • проведение деловых игр и практикумов;
  • работа с пакетами КИМов;
  • написание изложений и сочинений.

В ходе подготовки к итоговой аттестации будет использована система упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:

  • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение понимать основную мысль прослушанного текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
  • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение интерпретировать информацию звучащего текста;
  • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • умение понимать главную мысль прочитанного текста;
  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
  • умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
  • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
  • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
  • умение определять средства связи предложений в тексте;
  • умение проводить звукобуквенный анализ слова;
  • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
  • умение определять основные способы образования слов;
  • умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
  • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
  • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
  • умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
  • умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
  • умение последовательно излагать собственные мысли;
  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

В процессе подготовки к итоговой аттестации будет уделено внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

  • текст как речевое произведение;
  • смысловая и композиционная цельность, связность текста;
  • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
  • средства связи предложений в тексте;
  • звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
  • лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • простое предложение: главные и второстепенные члены;
  • двусоставные и односоставные предложения;
  • сложносочиненное предложение;
  • сложноподчиненное предложение;
  • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  • сложные предложения с разными видами связи между частями;
  • синтаксический анализ простого предложения;
  • синтаксический анализ сложного предложения.

В результате изучения курса учащиеся должны

УМЕТЬ:

  • уметь слушать, адекватно воспринимать информацию, содержащуюся текстах;
  • уметь обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
  • верно понимать и передавать основную мысль текста;
  • правильно выделять макро- и микротемы;
  • владеть навыками компрессии (сжатия) текста;
  • логично, стройно, без искажений передавать в собственном письменном высказывании содержание исходного текста, используя способы компрессии;
  • выдерживать в письменном высказывании стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы;
  • строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме.
  • извлекать информацию из текста, адекватно понимать и интерпретировать ее в соответствии с темой и заданным типом речи;
  • уметь создавать письменное высказывание по заданным параметрам;
  • отбирать для анализа языковые явления;
  • аргументировать теоретический тезис;
  • логически последовательно излагать свою точку зрения.

ЗНАТЬ:

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:

-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

СОДЕРЖАНИЕ

Знакомство с содержанием курса

ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Характеристика и структура контрольных измерительных материалов по русскому языку 2019-20 учебного  года.

МОДУЛЬ 1.

Культура речи.

Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность. Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Нормы ударения и произношения.

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Исторические изменения в произношении и ударении.

Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.

Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии.

Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней Правописание приставок. Правописание суффиксов. Тестовые задания.

Синтаксические нормы.

Словосочетание.

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Тестовые задания.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Правильное построение предложений с обособленными членами и словами, грамматически не связанными с членами предложения. Тестовые задания.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Тестовые задания.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Тестовые задания.

Сложные бессоюзные предложения. Тестовые задания.

Сложные предложения с разными видами связи. Тестовые задания.

МОДУЛЬ II.

Обучение написанию сжатого изложения.

Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста.

Критерии оценивания сжатого изложения (С1)

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Практикум: написание сжатого изложения и его анализ.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

Практикум: письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

МОДУЛЬ 3.

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения.

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис – аргументы – вывод. Алгоритм написания сочинения – рассуждения по заданию 15.2 ОГЭ.

Как начать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении на морально-этическую тему. Средства межфразовой связи. Создание шаблонов для написания сочинений по заданию 15.2. Практикум: написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

Структура и алгоритм написания сочинения – рассуждения по заданию 15.3 ОГЭ.

Создание шаблонов для написания сочинения по заданию 15.3. Практикум: написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

Структура и алгоритм написания сочинения – рассуждения по заданию 15.1 ОГЭ.

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание шаблонов для написания сочинений по заданию 15.1. Практикум: написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую и морально-этические темы (С2).

Итоговые занятия. Выполнение тестов ОГЭ по русскому языку. Анализ выполненных тестов ОГЭ. Рекомендации по подготовке к экзамену.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1 час

Общее количество: 36 часов

Тематический план

№/п

Название темы

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение

2

1

Знакомство с содержанием курса «От простого к сложному». Пробное тестирование.

1

5.09

2

ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Характеристика и структура контрольных измерительных материалов по русскому языку 2019- 20 учебного  года.

1

12.09

Модуль 1

16

3

Культура речи.  Нормы ударения и произношения.

1

19.09

4

Лексические нормы. Выразительность русской речи. Средства выразительности.

1

26.09

5

Тестовые  задания по определению эпитетов, метафор, олицетворений, оксюморонов, гипербол, литот, фразеологизмов.

1

3.10

6

Грамматические нормы. Нормы в морфологии и орфографии.

1

10.10

7

Тестовые задания по определению слов с приставками.

1

17.10

8

Тестовые задания по определению слов с суффиксами.

1

24.10

9

Синтаксические нормы. Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления, примыкания. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

1

31.10

10

Тестовые задания по переводу одного типа словосочетания в другой.

1

7.11

11

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1

14.11

12

Тестовые задания по нахождению грамматических  основ, определению их  количества.

1

21.11

13

Простое осложнённое предложение.  Обособления, вводные и вставные конструкции, обращения. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

1

28.11

14

Тестовые задания по расстановке знаков препинания в простом осложнённом предложении.

1

5.12

15

Знаки препинания в сложносочинённом  и сложноподчинённом предложениях. Виды подчинений в СПП.

1

12.12

16

Сложные бессоюзные предложения.

1

19.12

17

Сложные предложения с разными видами связи.

1

26.12

18

Тестовые задания по определению сложных предложений  с разными видами связи.

1

9.01

Модуль 2

6

19

Изложение. Виды изложений. План. Микротемы.

1

16.01

20

Практикум  по пересказу текстов изложений с сохранением микротем.

1

23.01

21

Способы и приемы компрессии текста.

1

30.01

22

Практикум  по сжатию текста готовых полных изложений.

1

6.02

23

Работа по  написанию сжатого изложения по материалам ОГЭ.

1

13.02

24

Анализ написанных сжатых изложений.

1

20.02

Модуль 3

10

25

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения С3.1, С3.2, С3.3. Критерии оценивания творческих работ.

1

27.02

26

Структура и алгоритм написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. (С3.1)

1

5.03

27

Структура и алгоритм написания сочинения – рассуждения  по заданию  С3.2 (ответ на вопрос).

1

12.03

28

Работа с клише по написанию сочинений- рассуждений.

1

19.03

29

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения  по заданию  С3.2 (ответ на вопрос).

1

26.03

30

Анализ  написанных   сочинений – рассуждений  по заданию  С3.2 (ответ на вопрос).

1

2.04

31

Структура и алгоритм написания сочинения – рассуждения на морально-этическую  тему. (С3.3)

1

9.04

32

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения  по заданию  С3.2 (ответ на вопрос).

1

16.04

33

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения   на морально- этическую тему  С3.3 .

1

23.04

34

Рекомендации по написанию сочинения.

1

30.04

Итоговые занятия

2

35

Итоговое занятие. Выполнение тестов ОГЭ.

1

7.05

36

Анализ выполненных тестов ОГЭ. Рекомендации по подготовке к экзамену.

1

14.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия.

  • Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2016.
  • Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов / - М.: Просвещение, 2019.
  • Обучение русскому языку в 9 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина,  А.М.Александрова, Л.Ю. Комиссарова/ - М.: Просвещение, 2018.

Дополнительная литература.

  • ГИА-2019-2020. Русский язык: новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе. Сост.: Е.В.Васильева, Т.И.Канина/ Пособие для учителей русского языка и литературы, учащихся 8-9 классов. – Воронеж, ИП Лакоценин С. С., 2019.
  • ГИА 2018. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс/ С.И. Львова. – М.:Эксмо, 2018.
  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2018.
  • Сенина Н.А. «Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА»/ Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2018г.
  • Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений» / В.П. Сычёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
  • Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.
  • Словари и энциклопедии по русскому языку
  • ЦОР:

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/

Приложение

Памятка для учащихся
«Как писать сжатое изложение»

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

  1. Определите тему текста (о чем текст?).
  2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

  1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по физике в 7 классе "Простые механизмы. КПД простых механизмов"

Разработка урока по физике с применением интерактивных технологийШилова Лариса Петровна, учитель физики  ГБОУ СОШ №583 Приморского района Санкт-ПетербургаТема: Простые механизмы,.КПД простых...

Стихотворение "Просто девочки, просто мальчики"

Год 2002. Мой первый выпуск. Мой замечательный 11 «Б»! Я взяла их в 5 классе и все десять лет школьной жизни старалась быть им не только хорошим учителем, но и другом. На выпускном прочитала сти...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Настоящее простое, будущее простое, прошедшее простое времена

УМК М.З. Биболетова “Enjoy English”, 4th grade.Подготовка  к контрольной работе ”Времена английского глагола”.Present Simple, Past Simple, Future Simple.При изучении времен английского язык...

«Простые числа. Разложение числа на простые множители»

Разработка урока математики в 6 классе с использованием ЦИОР, соответствут требованиям ФГОС второго поколения....

простые программы из школьного курса математики на языке PascalABC Разложение числа на простые множители

Программа на языке программирования PascalABC для получения разложения на простые множители...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...