Программа факультативного курса "Углубление и систематизация знаний по орфографии, пунктуации и стилистике"
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)

Галина Владимировна Манина

Программа факультативного курса "Углубление и систематизация знаний по орфографии, пунктуации и стилистике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativnogo_kursa.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса

«Углубление и систематизация знаний по орфографии, пунктуации

и стилистике в 10-11 классах»

Пояснительная записка

Родной язык – это не нарочно

подобранные для ребенка правила

и нравоучения, а воздух, которым

дышит его душа наравне с

душой всего народа

Я. Корчак

Русский язык – это один из богатейших выразительных языков мира. На протяжении всей многовековой истории русского народа русский язык всегда был формой русской национальной культуры и национального самосознания.

Русскому языку свойственны необыкновенное богатство словарного состава, гибкость и пластичность грамматических форм и значений, разнообразие и выразительность стилистических средств. На русском языке создана художественная литература, имеющая мировое значение.

Овладение русским языком является необходимым условием для каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Цель курса заключается, с одной стороны, в повторении и углублении материала, изученного в среднем звене, а с другой – в подготовке к выпускному экзамену в форме ЕГЭ.

Задачи курса:

1) отработка практических умений с опорой на теоретические сведения по русскому языку;

2) закрепление приобретенных ранее орфографических и пунктуационных навыков на более сложном для учащихся материале;

3) углубление знаний учащихся о стилистических возможностях различных языковых средств;

4) углубление понятия о тексте как произведении словесного искусства;

5) воспитание культуры чтения, выработка умения понимать и ценить художественную литературу как важнейшую часть общечеловеческой культуры.

Программа содержит материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10 – 11 классах на основе комплексного анализа текста, поскольку данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного фрагмента художественного произведения выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста, его смысла. Обучающее задание к текстам состоит из двух частей: 1) повторение основных правил орфографии и пунктуации (дополнительно рассматриваются сложные случаи правописания); 2) потом – задания по смысловому стилистическому и лингвистическому анализу текста.

Форму работы с текстом можно менять с учетом конкретных условий и целей обучения: переписывание текста, всевозможные выборки языковых средств, их классификации, разборы, решение лингвистических задач, творческие работы – пересказ содержания по опорным словам, формулировка выводов, дописывание текста, подбор заглавий, ответы на вопросы.

Какой бы вид работы ни был избран, рекомендуется придерживаться такой последовательности действий:

1) каждый текст, независимо от задания, нужно прочитать, уяснить его содержание;

2) выяснить значение непонятных слов;

3) прочитать и уяснить задания;

4) выполнить все задания;

5) оформить ответы к заданиям, сделать общий вывод по анализу текста.

Примерные вопросы и задания:

1) Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

2) Определите тему и основную мысль текста.

3) Подберите синонимы к словам.

4) Озаглавьте текст.

5) Найдите образные средства языка, определите их роль в раскрытии идеи текста.

6) Спишите текст и продолжите его, стараясь сохранить единство стиля всего текста.

7) Определите тип текста.

8) Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.

9) Произведите на материале текста разные виды разбора.

Программа факультатива тесно связана с литературой: широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений над лексическим строем текста, функционированием грамматических форм, стилистической функцией разнообразных синтаксических конструкций, средствами связи предложений и частей текста, а также над стилистическими возможностями различных типов речи.

Программа составлена на 34 учебных часа, но материал, предложенный в программе, достаточно объемен и может быть использован и при большем количестве часов.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса.

Умения и навыки:

1) правильно писать слова со всеми изученными орфограммами, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;

2) правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;

3) разъяснять значения слов общественно-политической, морально-этической и др. тематики, правильно их употреблять, пользоваться словарями;

4) определять стили речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи;

5) строить самостоятельные устные и письменные высказывания; писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи;

6) исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи.

Программа факультативного курса

«Углубление и систематизация знаний по орфографии, пунктуации и стилистике в 10-11 классах»

I        Правописание гласных, (6 ч.)

(Единообразие написания)

1. Безударные гласные корня, проверяемые ударением.

Непроверяемые безударные гласные в корне.

Попутное повторение пунктуации.

Вопросы стилистики.

2. Безударные гласные е и и в приставках пре и при.

Попутное повторение пунктуации. Вопросы стилистики.

II        Чередование гласных в корнях слов (6 ч.)

        (Нарушение единообразия в написании морфем)

1. Безударные чередующиеся гласные е и и в корнях -бер||бир, мер||мир, тер||тир, пер||пир, дер||дир, стел||стил, жег||жиг.

Безударные чередующиеся гласные а и о в корнях лож||лаг, кос||кас, плав||плов, мак||мок.

Безударные чередующиеся гласные а и о в корнях клан||клон, твар||твор, гар||гор, зар||зор, скак||скач||скоч.

Безударные чередующиеся гласные в корнях равн||ровн, раст||рост.

Попутное повторение пунктуации.

Вопросы стилистики.

2. Гласные о и е после шипящих и ц. Попутное повторение пунктуации. Вопросы стилистики.

III        Правописание согласных (8 ч.)

Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.

Нн в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени.

Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени.

Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от причастий.

Н и нн в суффиксах наречий, образованных от прилагательных.

Попутное повторение пунктуации.

Вопросы стилистики.

IV        Буквы ъ и ь.

Разделительные ъ и ь.

Правописание ь после шипящих на конце существительных, наречий.

Краткие прилагательные с основой на шипящий.

Буква ь после шипящих в глаголах неопределенной формы, 2 лица; после согласных в глаголах повелительного наклонения.

Правописание ь для обозначения мягкости согласных в середине слова.

Правописание ь в иноязычных словах.

Правописание ы на стыке приставки и корня.

Попутное повторение пунктуации.

Вопросы стилистики.

V        Разделительные, слитные и дефисные написания слов (8 ч.)

Правописание производных предлогов.

Слитное и раздельное написание слов чтобы – что бы, тоже – то же, также – так же, зато – за то, притом – при том, причем – при чем, итак – и так.

Различение на письме частиц не и ни.

Правописание не и ни с различными частями речи.

Попутноеповторениепунктуации. Вопросыстилистики.

Методический комментарий. Материалы к содержанию.

Тема: «Правописание согласных»

Занятия 1 – 6.

Занятия 1-3. Темы: «Безударные гласные корня, проверяемые ударением»; «Непроверяемые безударные гласные в корне».

Попутное повторение пунктуации. Вопросы стилистики.

Цель: Обобщение и углубление знания по теме «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне», закрепление навыков правописания; углубление и развитие представлений о публицистическом стиле речи, совершенствование навыков анализа текста; разбор заданий текста; расширение словарного запаса учащихся; воспитание правильного отношения к жизни.

I  Прочитайте текст Д, Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

Можно по-разному определять цель существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать только для себя.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.

Обманывая, человек, прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

Вранье всегда видно. У людей особое чувство подсказывает – врут им или говорят правду. Но нет доказательств, а чаще – не хочется связываться…

Вопрос:

- Какая позиция для гласных является сильной, а какая – слабой?

Задание 1:

- Выпишите из текста в левый столбик все слова с проверяемыми безударными гласными в корне, а в правый – с непроверяемыми, буквы безударных гласных подчеркните.

Материал к лекции учителя.

Безударные о и а нельзя проверять глаголами несовершенного вида на

-ывать (-ивать): торопить – торопит, просить – просит (но не поторапливать, выпрашивать).

Подбирая проверочное слово, правильно определяйте лексическое значение проверяемого слова.

Правописание непроверяемых безударных гласных, не входящих в систему чередований, особыми правилами не регулируется и является традиционно-историческим или условным.

В случае затруднений соответствующие написания проверяются по орфографическим словарям.

Задание 2 (дополнительное):

Вставьте пропущенные буквы. Подбирая проверочное слово (их надо вписать в скобки), правильно определите лексическое значение проверяемого слова.

Спишите (пишет) цифры – спешите (спешка) делать добро, разр…дить (________) обстановку – разр…дить (________) всходы, ч…стота (________) колебаний – ч…стота (________) помыслов, неприм…римые (________) враги – прим…рять (________) костюм, знамя разв…вается (________) – наука разв…вается (________), заскр…пела (________) дверь – скр…пить (________) договор рукопожатием – скр…пить (________) бумаги, см…тение (________) чувств – см…тение (________) сора с улиц, пос…деть (________) на скамье – пос…деть(________) от горя, ум…лять (________) значение – ум…лять (________) о помощи, вд…леке (________) синеет озеро – город в золотой д…лине (________), пок…рать (________) преступника – пок…рить (________) вершину, ув…дать (________) от жары – ув…дать (________) приятеля, вопл…тить (________) в жизнь – опл…тить (________) расходы – спл…тить(________) единомышленников, сл…пить (________) глаза – сл…паться (________) в комок, прекр…щать (________) учебу – укр…щать (________) хищников.

Задание 3 (дополнительное):

Вставьте пропущенные буквы. При необходимости пользуйтесь словарями. Объясните (устно) значение иноязычных слов.

Т..хнический ун..верситет, инж..нер – т..хнолог, юр..дический ф..культет, каф..дра л..тературы, в..зит в д..канат, ин..ци..тива д..спетчера, бр..довая г..пот..за, ..в..нгардный стиль, д..ф..цит знаний, л..мит врем..ни, студенч..ская ст..пендия, б..седа с экз..м..натором в к..б..нете, экз..меновать б..к..лавра, пот..кать ижд..венцу, компьют..рная пер..ферия, предвыборная к..мпания, к..мпанейский человек, эл..ксир мол..дости, прив..легии буржуазии, об..яние кн..жны, ан..логичный инц..дент, уже был прец..дент, инт..лл..гентный п..рсонал, увл..каться б..лл..тристикой, п..л..садник в доме с м..зонином, к..морка без удобств, б..чевка из к..н..пли, в..н..грет в т..релке, пл..нительный обр..з, обог..щенный впеч..тлениями.

Задание 4 (дополнительное):

Тест.

1) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется а ?

        а) к..в..лерия, к..н..низировать, к..лькулятор, ..б..риген.

        б) ..кк..мпанемент, к..т..строфа, г..б..рит, с..квояж.

        в) к..т..лог, ф..рм..кология, к..л..мбур, тр..нсп..рант.

        г) ф..т..лизм, н..ст..льгия, н..т..риальный, с..кс..фон.

2) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется о ?

        а) в..лан, б..леро, мег..полис, пр..пеллер.

        б) ди..грамма, г..ндола, дисл..кация, диш..завр.

        в) контр..бас, к..р..нация, к..нтата, рез..нанс.

        г) тр..туар, ..ккупация, ан..малия, ап..калипсис.

3) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется и ?

        а) ман..кюр, кор..фей, клав..син, г..мназия.

        б) н..г..лист, клав..атура, пол..глот, пол..садник.

        в) пр..ор..тет, ут..л..тарный, хамел..он, план..метрия.

        г) фотог..ничный, р..в..ранс, пер..скоп, экв..либрист.

4) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется е ?

        а) м..нтал..тет, интерпр..тация, з..фир, ж..лет.

        б) дил..тант, г..незис, д..баты, д..зертир.

        в) д..прессия, д..серт, опт..мист, д..л..катес.

        г) д..слокация, инц..дент, д..т..ктив, д..фицит.

5) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется о ?

        а) погл..щать, оп..лчиться, оп..здать, укр..щать.

        б) бл..кировать, д..лбить, зак..литься, осл..жнять.

        в) пропол..скать (рубашку), подк..пать, гл..тать, раск..лить.

        г) задр..жать, раск..лоть, ор..сить, раздр..жать.

6) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется е ?

        а) др..хлеющий, м..тодичный, обд..лить, обл..денеть, разм..жеваться.

        б) разд..ление, зат..сать, объед..нение, разр..дить (грядки), землетр..сение.

        в) сп..шить, прист..жной (воротник), поч..сти, п..хотинец, просв..щение.

        г) прист..жные (лошади), разр..дить (ружье), ут..шение, разв..вается (флаг), дов..рительный (тон).

Далее продолжаем работать с текстом.

- Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

- Определите тему.

- Найдите предложения с однородными членами и объясните знаки препинания.

- Найдите в тексте пример, когда тире является авторским знаком препинания. Что достигается благодаря использованию этого знака?

- Найдите в тексте однокоренные слова.

- Объясните значение слов прозябание, юлить (юлить – не сидеть смирно, метаться туда либо сюда и суетиться, егозить, елозить; беспокойно вертеться, увиваться около чего-либо, выслуживаясь; льстиво прислуживаться; хитрить, увертываясь. Прозябание – жалкая, бедная или бессодержательная, бесцельная жизнь).

- К какой лексике относятся эти слова?

- Найдите в тексте антонимы.

- Выпишите из текста 2-3 предложения, где сформулированы нравственные принципы, которым вы могли бы следовать в своей жизни.

Вывод:

Текст Д. Лихачева – это текст публицистического стиля, т.к. сфера его употребления – культурные отношения (статья в газете, выступление по радио, телевидению или на собрании). Цель – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), побуждением его к определенным поступкам, действиям. Особенности – общественно-политическая лексика, эмоциональность, оценочность, призывность; совмещение книжной и разговорной лексики.

Занятия 4 – 6 «Безударные гласные е и и в приставках пре- и при-»

Попутно повторение пунктуации.

Вопросы стилистики.

Цель: закрепить навыки правописания приставок пре- и при-; закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения; совершенствовать навыки анализа текста; разобрать задания теста; расширять словарный запас учащихся.

I Прочитайте текст из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, прикрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять. Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитой в их ущельях, тот, конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины.

Задание 1.

Отметить в словах приставки пре- и при-, рассказать об их правописании.

Материал к лекции учителя (?)

Приставка при- может выражать следующие значения:

1) прибавление (прибавить, приписать, прикупить, прикопить);

2) исчерпанность и конечность результата (приговорить, придумать, присудить, приструнить);

3) интенсивность действия (приналечь, приударить).

В ряде случаев значение приставки при- отчетливо не выявляется или же приставка при- перестает быть приставкой и входит в непроизводную основу (приведение, привольный, приглянуться, признак, принадлежность, привет, прибор, призрак, притвориться).

Приставка пре- может сливаться с корнем и образовывать новые непроизвольные основы (предел, прелестный, преподавать).

Следующие слова нужно запомнить:

преследование, препятствие, (камень) преткновения – приткнуться, превратный (изменчивый) – привратник, преображение, прельстить; преемник, преемственность, претерпеть – притерпеться, непреложный – приложенный, приключение, притязание, прибор, присягать.

Заимствованные слова в большинстве своем пишутся с пре-:

Президиум, президент, прецедент, препарат, прерогатива, претензия, претендент, преамбула, престиж, препозиция, прелюдия, превалировать, презент, премьера.

Немногие заимствованные слова пишутся с при-: привилегия, приоритет, приватный, примадонна, примитивный, принципиальный, примат.

Задание 2 (дополнительное)

Запишите значения приведенных ниже слов (если нужно, проверьте по толковому словарю).

Пребывать - _________________        Прибывать -  ___________________

Предать -  ___________________        Придать -   _____________________

Презирать - __________________        Призреть -    ____________________

Преступить - _________________        Приступить -  ___________________

Преемник -  __________________        Приемник - _____________________

Преклоняться - _______________        Приклониться - __________________

Претворить - _________________        Притворить - ____________________

Задание 3 (дополнительное)

Вставьте пропущенные буквы.

Пр..бежать, пр..ехать, пр..быть, пр..бить, пр..добрый, пр..хороший, пр..купить, пр..строить, пр..лечь, пр..озерный, пр..рвать, пр..ломиться, пр..богатый, пр..спокойный, пр..станище, пр..вольный, пр..старелый, пр..кратил, пр..ступил (к делам), пр..поднялся, пр..скакал, пр..тих, пр..сел, пр..честный, пр..остановился, пр..рывистый, пр..подавать, пр..высить, пр..шить, пр..вернуть, пр..речье, пр..морский, пр..фронтовой, пр..вышение, пр..следовать, пр..страстный, пр..чудливый, пр..терпеть, пр..оритет, пр..вилегия, пр..емник Пушкина, пр..давать силы, пр..дать значение, модульный пр..емник, пр..бытие поезда, жестокое пр..дательство, пр..зирать труса, пр..зреть сироту, пр..бывание в городе.

Задание 4 (дополнительное)

1) В каком ряду во всех словах пишется и?

а) пр..бывать в санаторий, пр..в..легии, пр..нимать гостя, пр..спущенный флаг.

б) непр..ступная крепость, пр..старелый пр..вратник,пр..зирать непр..ятеля.

в) пр..зреть сироту, пр..готовленное пр..даное, церковный пр..дел, пр..бывать к Пр..озерску.

г) пр..дать форму, пр..нарядиться к пр..зентации, пр..ступить к крепости, непр..ходящие ценности.

2) В каком ряду во всех словах пишется е?

а) пр..светлый образ, пр..клонить колена, пр..зидентская программа, почетный пр..зидиум.

б) непр..одолимый страх, пр..отличная прогулка, предпр..ниматель, пр..стыдить.

в) пр..старелый отец, пр..подавать, пр..твориться спящим, пр..грады.

г) пр..следовать преступника, пр..дать форму, пр..рвать пр..дставление.

3) В каком ряду во всех словах пишется и?

а) слегка пр..хворнул, пр..лег на кровать, пр..усадебный участок.

б) пр..тихий пр..морский город, пр..ключился пр..непр..ятный случай.

в) бесстрашно пр..одолевая пр..пятствия и пр..грады, пр..зирая страх.

г) пр..бывание в санатории, пр..ближается к концу, пр..небречь своими обязанностями.

4) В каком ряду во всех словах пишется е?

а) пр..вознося пр..восходство друга, беспр..мерный подвиг защитников.

б) пр..вокзальная площадь, пр..ходящая домработница.

в) пр..терпеть лишения, пр..лестный ребенок, непр..ходящие ценности.

г) пр..терпеться к неудобствам, пр..корнуть на диване, пр..митивное предложение.

Далее продолжаем работать с текстом.

- Определите тему текста и главную мысль.

- Подберите синонимы к словосочетанию «выбивались из сил».

- Обозначьте в тексте причастные и деепричастные обороты. Объясните знаки препинания. Какую роль играют в тексте причастия и деепричастия?

(Причастия (покрытую, ожидающий, приобретенное, животворящий, разлитой), обозначая признак предмета как его действия, рисуют художественный образ в движении. Деепричастия (приподнимая, подкладывая, удаляясь, приближаясь), «дорисовывая движение», «работают» вместе с глаголами над передачей общего движения как проявления жизни природы. Следовательно, и причастия, и деепричастия наряду с глаголами участвуют в выражении главной мысли текста).

- Найдите эпитеты, определите их роль в тексте.

- Произведите разбор причастий по составу.

- Составьте схему последнего предложения.

В качестве домашнего задания можно предложить следующие задания: используя данные ниже слова, составьте рассуждение на тему «Труд учителя».

Приверженность, преувеличение, привлекательность, привыкать, преодолеть, привязанность, призадуматься, преобразиться, приспособить, пренебрежение, приучить, приободрить.

Или словарный диктант по тексту Лермонтова.

Занятия 7 – 9 «Чередование гласных в корнях слов»

Попутное повторение пунктуации.

Вопросы стилистики.

На этих занятиях проводится работа по закреплению навыков правописания чередующихся гласных в корнях слова; обобщаются знания об особенностях научного стиля; знакомство с лексическими, синтаксическими особенностями этого стиля речи.

I Прочитайте текст из журнала «Наука и жизнь»

Тополь – растение, опыляемое ветром, и это он, ветер, подхватив живое облачко пыльцы, обсыпает ими ветви неподалеку растущих тополей. Многие из них будто подернуты зеленой кисеей. Это женские экземпляры с зелеными пестичными цветками, и поэтому они зеленеют еще до распускания листьев. Вскоре женский цветок превращается в коробочку, туго набитую очень мелкими семенами, одетыми пухом. До поры до времени она тихо зреет, набирая объем и вес. И сережки вытягиваются под тяжестью коробочек и совсем пропадают для глаза в праздничной зелени молодой листвы.

Листья распускаются мгновенно: идешь на работу – дерево чуть зеленеет, возвращаешься – оно одето листьями. Малыми недоросшими, но полностью развернутыми, и вся крона на солнце блестит и мерцает. Это дрожат и трепещут только что развернувшиеся листья – ласково переливающиеся, гладкие, нежные, насквозь просвеченные солнцем.

По весенним скоростям тополь стоит на одном из первых мест среди наших деревьев. Это неудивительно – ведь листья и даже соцветия сформированы у него загодя, и достаточно небольшого тепла, чтобы пустить этот механизм пробуждения. Недаром ведь ребятишки во время весенней обрезки подбирают именно тополевые ветки. В воде на окошке они тотчас пускаются в рост, и через 2–3 дня уже покажутся остренькие, как шило, зеленые кончики плотно скрученных в почке листьев.

Задание 1.

- Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне, сформулируйте правило правописания этих гласных.

Материал к лекции учителя:

Особое внимание обращаем на исключения: сочетание, сочетать, полог, выгарки, зоревать, Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль, плыву, выплывают (и т.д. от плыть), плывун (слой почвы, насыщенный водой), жук-плавунец, скачок, скачу, уровень, равнина, равнение, равняйсь.

Аналогично чередуются а – ин (а), я – им (а): начать – начинать, сжать – сжимать.

Задание 2 (дополнительное)

Выр..стить, с..рень, нач..нает, соб..раться в Р..стов, переб..рая записи, прин..мает предл..жение, заг..ревший пл..вец, по д..линам и р..внинам, скл..нился перед р..скошной р..стительностью, пищ..вая отр..сль, возг..рится пламя, оз..ренные солнцем, бл..стательное тв..рение, бл..стают на сцене, бл..снуть на солнце, пром..кают насквозь, подр..внять челку, обм..кнуть булку в сметану, р..вномерное дв..жение, покл..няться т..ланту, третье скл..нение, прик..снуться к тв..рению, пробковый попл..вок, разм..кать от сырости, подр..стковый возр..ст, утренняя з..ря, внезапное оз..рение, жук-пл..вунец, сотв..рение мира, ур..внять шансы, р..весник века, ск..чи быстрее, зап..рать на засов, зап..реть амбар, р..внение на сер..дину, к..саться подробностей, пол..гаться на друга, пор..вняться с деревом, предпол..гать худшее, расст..лать скатерть, зам..реть от в..сторга.

Задание 3 (дополнительное) Тест

1) В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

а) раск..чать, заск..чить, выск..чка, ск..чок.

б) отм..кать, непром..каемый, вым..кать, см..ковать.

в) предл..жение безотл..гательно, изл..жить, сл..гаемое.

г) см..ренный, зам..рать, прим..риться, обм..реть.

2) В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

а) р..стительность, выр.щенный, р..сист, р..сточтанин.

б) неприк..саемые, к..сательная, неук..снительно, пок..сился.

в) отсч..т, сч..тывать, подсч..тавший, расч..тливый.

г) сотв..рить, притв..риться, тв..рительный, утв..рь.

3) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется о?

а) р..сточек, Р..стислав, разм..чить, з..ревать.

б) выр..вненный, отм..кать, ск..чок, предл..жение.

в) пл..вец, одухотв..ренный, отр..сль, проскл..нять.

г) г..рючий, возг..рание, приг..рь, к..снувшись.

4) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется а?

а) оз..ренный, к..сательная, пром..кашка, пл..вец.

б) м..кание, утв..рь, выг..рки, р..внина.

в) уск..кать, нар..щение, зар..внять, спл..влять.

г) изл..гать, з..раница, зар..сли, обск..кать.

5) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется и?

а) сж..гание, отп..раться, соч..тание, рассч..тывать.

б) пересч..тать, ум..рание, отн..мать, прокл..нать.

в) раст..рать, заст..лающий, замююреть, обсч..тать.

г) соб..раться, ст..реть, ум..нать, зан..мать.

6) В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется а?

а) з..рянка, убл..жить, пок..яние, утв..рь, апл..дировать.

б) па..доксальный, отр..слевой, раздр..жение, ст..рожил-ветеран, ум..лять (значение).

в) (выборная) к..мпания, выр..щенный, р..сист, р..систое (утро), нак..лились (страсти).

г) пор..вняться (с бегущим), ст..чать (все швы), сумр..чный (лес), хр..мированные (детали), кат..комбы.

II Далее продолжаем работу с текстом.

- Объясните постановку тире.

- Найдите предложения, в которых возможна постановка тире, объясните, по каким правилам оно может быть поставлено.

- Назовите признаки текста, характерные для научного стиля.

(Логичность изложения, все части жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте (По весенним скоростям тополь стоит на одном из первых мест среди наших деревьев. Это неудивительно – ведь листья и даже соцветия сформированы у него загодя, и достаточно небольшого тепла, чтобы пустить этот механизм пробуждения. Недаром ведь ребятишки во время весенней обрезки подбирают именно тополевые ветки.); связь предложений при помощи повторяющихся существительных (цветками-цветок, коробочку-коробочук, листвы-листья); повторяются ключевые слова; конкретная лексика выступает для обозначения общих понятий (Тополь – растение… т.е. не единичный предмет, а порода деревьев – общее понятие); широко употребляются формы глагола несовершенного вида (обсыпает, зеленеют, превращается и т.д.); преобладание местоимений 3-го лица (он, из них, она)).

- Какие особенности текста придают ему популярный характер?

(Эта информация рассчитана на широкий круг читателей, поэтому она отличается от строго научной более простым изложением научных понятий, специальных терминов. Некоторые понятия раскрываются описательно. Отдельные положения раскрываются подробно, иллюстрируются примерами, используются сравнения (остренькие, как шило, зеленые кончики). Характерно употребление более простых предложений (Вскоре женский цветок превращается в коробочку, туго набитую очень мелкими семенами, одетыми пухом. До поры до времени она тихо зреет, набирая объем и вес. И сережки вытягиваются под тяжестью коробочек и совсем пропадают для глаза в праздничной зелени молодой листвы).

Занятия 10 – 12 «Гласные о и е после шипящих и ц». Попутное повторение пункции. Вопросы стилистики.

Цель: Закрепить навыки правописания гласных о и е после шипящих и ц; рассмотреть трудные случаи правописания этих гласных; дать общую характеристику художественному стилю речи; совершенствовать навыки анализа текста; умения различать тропы и стилистические фигуры.

I Прочитайте текст В.П. Астафьева «После сретенских морозов…».

После сретенских морозов, когда разломится зима пополам и солнце повернет на весну, я, если живу в деревне, наломаю веток ольхи с сережками, поставлю их в банку с водой и с удивлением наблюдаю, как эти черные, почти обугленные ветки, которых и солнце-то коснулось чуть, только чуть, да и солнце-то далекое еще, морозное, стронутые соком, встрепенулись, зашевелились в себе. Немного тепла, немного чистой воды – вот уже лаковая чернота сережек дрогнула, отеплилась багровым цветом, а ветки шоколадно заблестели и окропились бледными свечечными язычками набухших почек.

Одна, другая треснет почка, обнажит спрессованную в себе мякоть зелени и замрет, дожидая своего срока.

И сломаются в изгибах сережки, растрескаются, словно живые птичьи лапки, нагорят буровато-желтого цвета, похожего на отруби, и обвиснут в изнеможении, неслышным, последним вздохом развеют прах цвета, бесплотную пыльцу.

Однажды на исходе января шел я малонатоптанной узкой тропой, вижу: поперек нее лежит ольха, из снега желтеет пенек с красной каемкой.

Наломал я веточек с вершины сгубленной ольхи, подумал и три-четыре ветки от пенька отломил.

Быстро приободрились ветки в комнатном тепле. Приободрились, да не все. Те, что я от живого пенька отломил, - ожили, зацвели, семенем сорить начали, а на ветках, которые со срубленного ствола, сережки затвердели. Висят каменно, не хватает им сил зацвесть, а, судя по срубу пенька, и жили-то отдельно от корней не более недели. Измученная, дохлая, одна сережка наконец-то треснула, потом еще одна. Медленно, заторможенно, каждая по отдельности пробовали цвести сережки со срубленной вершинки, но так на полпути и замерли, засохли в полуцвете, выдохнув из своей сиротской души чуть видную порошинку пыльцы – смолкла песня цвета на полуслове.

А в этой же банке, на том свету пластали пестрые сережки на неподрубленных ветках, сливая животворящую силу с весенним разгулом цветения, распирало их силой нарождающейся жизни, рвало на них кожу, обнажало жаркую плоть.

Задание 1.

Обозначьте орфограммы в словах с о – е после шипящих, сформулируйте правило правописания этих гласных.

Материал к лекции учителя.

Буква ё (е) для обозначения ударного [о] пишется в корнях таких русских слов, которые имеют активно употребляющиеся родственные слова или формы слов с чередующимся е: бечёвка (бечева), дешёвка (дешеветь), жёлоб (желоба), жёлчь (желчевик), пшённый (пшено), чёткий (четка), шёпот (шепчет).

Слова, пишущиеся с о (русские) «по исключению»: обжора, крыжовник, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры, существительные изжога, ожог, поджог, (глаголы пишутся с ё: изжёг, ожёг, поджег), а также некоторые областные и просторечные слова: зажора (талая вода под снегом), жох, ужо (в значении «потом»), вечор (в значении «вчера вечером»), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох), наречие чохом. Наряду с такими словами, где буквой о обозначено ударное корневое [o] после шипящих, указаны слова, где [o] входит в суффикс (например, в словах чащоба, трещотка).

В слогах неударяемых в русских словах после шипящих буква о не пишется; исключение – слово жоховатый (жох – «пройдоха»).

В заимствованных словах и в именах собственных ударное [o] после шипящих обозначается буквой о:

а) анчоус, артишоки, боржоми, джоуль, джонка, джокер, крюшон, капюшон, мажор, пижон, тамбур-мажорский, харчо, шоры, шорник, шорты, шок, шомпол;

б) Джонсон, Жора.

В заимствованных словах и в именах собственных о пишется после шипящих и в неударяемых слогах, например:

а) жокей, шоссе, шофер, шотландка, жонглер, шовинизм, шоколад;

б) Шопен, Жорес, Шостакович. Так же пишутся и производные: шопениана.

Ударное [o] в именных суффиксах и окончаниях обозначается, как правило, буквой о, а в глагольных суффиксах и окончаниях – буквой ё (е).

Вне этой «барьерной линии» стоит именной суффикс -ер, например: дирижер, ретушер, стажер. Но этот суффикс нерусский по происхождению. Например, суффикс -ер не после шипящих согласных: режиссер, гравер, боксер, суфлер.

Некоторые сдвиги создаются тогда, когда именная и глагольная линии перекрещиваются. Слово тушенка внешне похоже на словообразовательный тип книжонка, однако оно соотносительно с причастием тушеный.

Созвучные ножовка и ночевка соотносительны: первое слово – с именным типом (ножовый), и в нем пишется после шипящей о, а второе – с глагольным (ночевать), и в нем после шипящей пишется ё.

Задание 2 (дополнительное).

Отметьте части слов и, найдя нужное правило, вставьте пропущенную букву.

Ж..рдочка, расч..ска, ш..рстка, холщ..вый, ш..потом, ноч..вка, щ..лка, тренаж..р, ш..кировать, крюч..к, ш..рох, уч..ба, Печ..рин, дириж..р, зач..т, сверч..к, ж..сткий, скач..к, сильный ож..г, собач..нка, ц..кольный, танц..р, танц..вать, облиц..вка, пальц..м, ож..г руку, подж..г хворост, крыж..вник, тяж..лый, деш..вка, ш..ссе, ц..рк, ц..ган, ресниц.., сверстниц.., круглолиц..й, ч..порный, ц..нга, ц..линдр, плеч.., суч..к, пятач..к, пощ..чина, ш..колад, туш..нка, ж..лтый, кош..лка, вооруж..нный, камыш..вый, двойной) ш..в, с отц..м, ч..каться, ш..лковый, веч..рка, трущ..ба, ш..кировать, ш..роховатый, парч..вый, деш..вый, плеч..м, блестящ.., орош..нный, ч..рные куриц.., сестриц..н платок, ц..ганский, ц..рковой, кирпич..м, стаж..р, маж..р, вопрос реш..н.

Задание 3 (дополнительное). Тест.

1) В каком ряду во всех словах после шипящих пишется ё?

а) беч..вка, моч..ный, ож..г (руки), ч..боты.

б) щ..голь, ещ.., смеш..н, сгущ..нный.

в) копч..ности, кумач..вый, отч..тливый, расч..т.

г) золоч..ный, ноч..вка, ружьец.., кош..лка.

2) В каком ряду во всех словах после шипящих пишется ё?

а) парч..вый, молодож..ны, ч..тки, анч..ус.

б) щ..лочь, ноч..вка, ш..ковый, уч..ба.

в) пч..лка, ж..рнов, лущ..ный ч..порный.

г) пересч..т, никч..мный, чеч..точник, печ..нка.

3) В каком ряду во всех словах после шипящих пишется е?

а) сгущ..нка, молодц..ватый, ч..лка, ч..ртик.

б) танц..вщица, неуклюж.., горяч.., круч..ный.

в) Кирпич..в, обожж..н, ухаж..р, менедж..р.

г) колюч.., барж..й, силищ..й, дверц..й.

4) В каком ряду во всех словах после шипящих пишется ё?

а) отч..т, зач..тный, смеш..н, удруч..н.

б) печ..т, дириж..р, пейзаж..м, плеч..м.

в) сокращ..н, нипоч..м, стаж..р, копч..ности.

г) ни о ч..м, реч..нка, туш..ный, ретуш..р.

5) В каком ряду во всех словах после шипящих пишется о?

а) душ..нка, больш..го, кош..лка, галч..нок.

б) бойц..м, скерц.., холщ..вый, маж..р.

в) подж..г (травы), трещ..тка, чеч..тка, свеч..й.

г) ремеш..к, подж..г (травы), вытанц..вывать, свеж…

6) В каком ряду во всех словах после шипящих пишется е?

а) ситц..вый, балтийц..в, барж..й, паж..м.

б) добровольц..в, меж..й, рыж..го, овощ..м.

в) престиж..м, рыж..ватый, смеш..н, пальц..в.

г) молодц..ватый, колюч.., дверц..й, груш..вый.

7) В каком ряду во всех словах после шипящих пишется о?

а) кумач..вый, с Фомич..м, лавч..нка, искаж..н.

б) хвощ..м, греш..н, каблуч..к, капюш..н.

в) (ударить) вожж..й, крыж..вник, Печ..рин, ц..коль.

г) крыльц.., (нет) вожж..й, нож..вка, обж..ра.

II Далее продолжаем работать с текстом.

- Каков стиль текста? Докажите свое мнение.

(Этот стиль, используя разнообразные языковые средства, создает образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Человек таким образом подключается к некоему «художественному полю», художественный стиль представляется своеобразным ключом к душе человека).

- Определите тип речи.

(Повествование с элементами описания. Можно выделить следующие композиционные части: экспозицию (…я, если живу в деревне, наломаю веток…); завязку (Однажды на исходе января…); развитие действия (Быстро приободрились ветки в комнатном тепле); кульминацию (…одна сережка наконец-то треснула…); развязку (…пластали пестрые сережки на неподрубленных ветках…).

- Как образовано повествование?

(Повествование ведется от первого лица: «…я, если живу в деревне,…», «Однажды на исходе января шел я…», «Наломал я веточек…». Глаголы употребляются часто в форме прошедшего времени (шел, наломал, подумал), обозначающие последовательность действий. Иногда глаголы стоят в форме настоящего времени несовершенного вида, употребляемые вместо глаголов прошедшего времени, которые изображают события и факты такими, как будто они совершаются в данный момент речи).

- Проанализируйте изобразительно-выразительные средства.

(Метафора (окропились бледными свечными язычками набухших почек, обнажит спрессованную в себе мякоть зелени, рвало на них кожу, обнажало жаркую плоть). Олицетворение (обвиснут в изнеможении…последним вздохом развеют прах цвета; приободрились ветки; встрепенулись, зашевелились в себе). Сравнение (растрескаются, словно живые птичьи лапки; буровато-желтого цвета, похожего на отруби).).

- Найдите однокоренные слова.

- Какие части речи участвуют в передаче цвета? Приведите примеры.

(Прилагательные: черные, багровым, буровато-желтого; глаголы: заблестели, желтеет; причастие: обугленные; существительные: чернота, мякоть зелени; наречие: шоколадно).

- Проанализируйте синтаксический уровень.

(Ряды однородных членов; обособленные определения, обособленные обстоятельства помогают представить изображаемый предмет. Используется автором и восходящая градация (измученная, дохлая; медленно, заторможенно).

Занятия 14-20. Тема: «Правописание согласных».

Попутное посторенние пунктуации.

Вопросы стилистики.

(Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных; нн в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени; н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени; н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от причастий; н и нн в суффиксах наречий, образованных от прилагательных).

Цель: Обобщение и углубление знания по теме «Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий»; закрепление навыков правописания; совершенствование навыков анализа текста; воспитание любви к своей малой родине.

I Прочитайте текст И. Соколова-Микитова «Свидание с детством»

Родная Смоленщина, милый с детства, скромный и тихий край, никогда не славившийся богатством! Малы и бедны были знакомые деревеньки, отнюдь не блиставшие живописной красотою. Не было здесь расписных оконных наличников, обычных для северных и степных богатых деревень, разных нарядных крылечек, широких распашных ворот. В редкой деревеньке увидишь, бывало, тесовую крышу, посаженную перед окнами жалкую рябину. Крошечные оконца глядели на улицу, осенью и весной обычно утопавшую в грязи. Над соломенными крышами вздымались, скрипели колодезные журавли с окованными деревянными бадьями, с вросшими в землю долблеными, изгрызенными корытами-комягами, в которых поили зимою лошадей. Как памятна эта деревенская немудреная картина: зимние морозные дни, над заснеженными крышами столбами стоят по утрам лиловые дымы, скрипят колодезные журавли, звенят ведра, слышатся женские голоса. По скрипучему белому снегу, задрав хвосты, весело бегут к водопою обросшие длинною шерстью лошадки и жеребята.

Задание 1

- Найдите слова с н – нн в суффиксах разных частей речи, объясните написание.

Материал к лекции учителя.

Н и нн в прилагательных, причастиях., отглагольные прилагательные.

1) в прилагательных, не образованных от других частей речи, пишется -н- (румяный, пряный, пьяный, рьяный, юный).

2) запомнить: без (под) ветреный, но: ветреный день, человек; ветряной двигатель, ветряная оспа; масляный (для масла, из масла, на масле) насос, масляное пятно, масляная краска, но: масленый (запачканный, пропитанный, смазанный – от глагола маслить) блин, масляная каша, а также масляные глаза, масляная неделя – масленица.

-н- пишется в прилагательных, образованных:

3) от существительных при помощи суффиксов ан, ян, ин (кожа – кожаный).

        Запомнить: оловянный, стеклянный, деревянный.

4) от бесприставочных глаголов несовершенного вида: солить – соленый, стрелять – стреляный.

        Запомнить: названый брат, посаженый отец, смышленый мальчик, конченый человек, приданое.

-нн- пишется в прилагательных, образованных:

5) от существительных с основой на -н при помощи суффикса -н: туман – туманный.

        Запомнить: подлинный.

6) от существительных при помощи суффикса -енн, -онн: клюква – клюквенный.

7) от страдательных причастий на -ованный, -еванный: организованный.

        Запомнить: кованый, жеваный.

8) от некоторых бесприставочных глаголов несовершенного вида, иногда с не- (обычно это причастия, перешедшие в прилагательные); такие слова надо запомнить:

Деланный, желанный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, окаянный, священный, недреманный.

9) в кратком прилагательном пишется -нн-, если в полном -нн- (кроме прилагательного мужского рода единственного числа): бездонная пропасть – пропасть бездонна, умная голова – голова умна, ценный кулон – кулон ценен.

10) в существительных и наречиях, образованных от прилагательных, пишется столько -н-, сколько было в полной форме прилагательного:

        Священный – священник – священно,

        путаный – путаник – путано.

11) отглагольные формы, образованные от глаголов совершенного вида (обычно с приставками), от глаголов обоих видов с зависимыми словами, относятся к причастиям (и имеют в суффиксе -нн-): данный ответ, вскипяченная вода, кипяченная в чайнике вода.

12) краткие причастия (всегда -н-) необходимо отличать от кратких прилагательных (столько -н-, сколько в полной форме). Для этого и те и другие нужно сделать полными, а затем найти слово, от которого образована данная форма: забор покрашен – покрашенный – покрасить; утро туманно – туманное – туман.

При различении кратких отглагольных прилагательных и причастий следует учитывать приставки и зависимые слова как признаки причастий. Однако следует различать причастия и прилагательные, образованные от причастий: зерно рассеяно (кем-либо; зерно, которое рассеяли) – краткое причастие; девушка рассеянна (невнимательна) – краткое прилагательное.

13) в существительных и наречиях, образованных о причастий с -нн-, тоже пишется -нн: изгнанный – изгнанник, посланный – посланник.

Задание 2 (дополнительное)

Обозначьте корни и суффиксы прилагательных. Назовите слова и части речи, от которых они образованы.

Оловянная ложка, шерстяной шарф, рьяный последователь, масляная смазка, куриное яйцо, ветреная погода, львиная доля, подветренная сторона, кошеный луг, ломаная линия, мощеная дорога, овчинный тулуп, смышленый парень, семенное зерно, соломенная шляпа, медленный процесс, мгновенная скорость, карманный фонарь, подлинный документ, мысль путана, утро туманно, граница священна, юный изобретатель, священные реликвии, желанный подарок, прогулка в осиннике.

Задание 3

Подберите и запишите прилагательные, образованные от данных слов; отметьте корень, суффикс.

Глина-        _________            лошадь-        __________                пилить-        __________

воробей-        _________            клеить-        __________                окно-                __________

вагон-                _________            резать-        __________                писать-        __________

время-        _________            журавль-        __________                картина-        __________

дарить-        _________            песня-        __________                лед-                __________

серебро-        _________            просо-        __________                соловей-        __________

желать-        _________            трава-        __________                болезнь-        __________

красить-        _________            конь-        __________                огонь-                __________

лимон-        _________            вина-        __________                утро-                __________

ураган-        _________            чаять-        __________                рожь-                __________

Задание 4

Вставьте -н-, где необходимо, надпишите номер примененного правила.

Соколин..ый, лебедин..ый, песча..ый, осен..ий, карман..ый, старин..ый, утрен..ий, глинян..ый, стеклян..ый, кожан..ый, ветрен..ый, трехгран..ый, оловян..ый, станцион..ый, весен..ий, ветр..н..ый, человек, безветрен..ый, льнян..ой, серебрян..ый, строган..ый, машин..ый, имен..ой, болезнен..ый, журавлин..ый, ткан..ый, домоткан..ый, ледян..ой, овчин..ый, письмен..ый, петушин..ый, мышин..ый, платян..ой, ветр..н..ой двигатель, дискуссион..ый, кон..ый, огнен..ый, ураган..ый, цен..ый, травян..ой, соломен..ый, ржан..ой, просян..ой, туман..ый, картин..ый, стен..ой, экскурсион..ый, авиацион..ый, ревизион..ый, бритвен..ый, зверин..ый, соболин..ый, масл..н..ый пирог, масл..н..ое пятно.

Задание 5

Обозначьте корень и суффикс прилагательных, вставьте -н или -нн. Назовите слово, от которого образовано каждое прилагательное.

Суко..ая фабрика, солее..ый огурец, воспита..ая девочка, ветре..ый день, жела..ая встреча, легкомысле..ый человек, пусты..ый, переулок, ледя..ой ветер, осе..ее небо, отчая..ый поступок, тума..ое утро, сосредоточе..ый ученик, торжестве..ый момент, весе..ее солнце, неугомо..ый малыш, огне..ый закат, круче..ая нить, серебря..ый крестик, казе..ый дом, оловя..ый крюк, це..ая бумага, бездо..ый колодец, жже..ый пень, безукоризне..ая работа, бессмысле..ое усердие, стари..ый замок, золоче..ый орех, гости..ый двор, нежда..ый гость, исти..ый патриот, полуде..ый зной, бестала..ая певица, многочисле..ая родня, позор..ая сделка, тка..ый узор, песча..ый пляж, безымя..ый палец, конопля..ое семя, плете..ый абажур, стари..ый циферблат, баше..ый кран, вяза..ый шарф, исти..ое происшествие, каме..ая ограда, кова..ая решетка, пламе..ое чувство, трава зеле..ая, птенцы неугомо..ы, ученица сосредоточе..а, чувство искре..о, подруга ю..а и румя..а.

Задание 6

Вставьте пропущенные буквы.

Теса..ые доски – стесе..ый выступ – теса..ое топором бревно;

плавле..ый сыр – расплавле..ое стекло – плавле..ый в ковшике свинец;

нехоже..ые тропы – исхоже..ые улицы;

пуга..ый зверь – испуга..ый малыш – пуга..ая палкой собака;

кова..ая решетка – подкова..ая лошадь – кова..ые в старину гвозди;

незва..ый гость – вызва..ый свидетель – зва..ый к обеду жених – ученица вызва..а к

доске;

солее..ый огурец – пересоле..ное блюдо – каша пересоле..а;

неглаже..ая майка – выглаже..ое белье – глаже..ый паром костюм – брюки

отглаже..ы;

точе..ый кругляк – выточе..ая втулка – точе..ая токарем деталь – вал выточе...;

варе..ая картошка – варе..ая на костре уха – сваре..ая сталь – пиво сваре..о;

реше..ая задача – проблема реше..а;

блюда изыска..ы – месторождения нефти изыска..ы.

Задание 7 Тест.

1) В каком ряду во всех словах пишется нн?

а) будем открове..ы, проза совреме..ика, беше..ая собака

б) правле..ая рукопись, решение зако..о, животное взбеше..о

в) ответить рассея..о, вечный стра..ик, ученики недисциплинирова..ы

г) лату..ые трубы, вяза..ая шапочка, выборы преждевреме..ы.

2) В каком ряду во всех словах пишется нн?

а) пусты..ик, муче..ик, конопля..ик, кустар..ик

б) поле..ица, песча..ик, имени..ик, со..ик

в) ряби..ик, соплеме..ик, моше..ик, совреме..ик

г) нефтя..ик, свяще..ик, труже..ик, смета..ик.

3) В каком ряду все слова пишутся с нн?

а) недоклее..ый, жасми..ый, жестя..ик, датирова..ый

б) бессребре..ик, дарова..ый, свежеиспече..ый, созва..ый

в) нетле..ый, соотечестве..ик, нефтя..ик, Чита..ый-перечита..ый

г) нежда..о-негада..о, купле..ый, высеребре..ый, полти..ик

4) В каком ряду все слова пишутся с н?

а) златотка..ый, торфи..ик, масле..ый (блин), неезже..ый

б) багря..ый, ольша..ик, ветре..ый, свежезамороже..ый

в) беше..о, гости..ая, лубя..ой, слыша..ый

г) овся..ый, масле..ица, реше..ый, поле..ица.

5) В каком ряду все слова пишутся с нн?

а) бара..ий, да..ый, беше..ый, паха..ый

б) песе..ый, балова..ый, пусты..ый, отчая..ый

в) серебря..ый, реше..ый, непроше..ый, свежескоше..ый

г) негада..ый, жаре..ый на костре, несоле..ый, заказа..ый.

6) В каком ряду все слова пишутся с нн?

а) поступить рискова..о, скорость беше..а, сестра тактична и сдержа..а

б) люди необразова..ы, бригады образова..ы, глаза испуга..ы

в) атаки сдержа..ы, полы выкраше..ы, пламя не погаше..о

г) голоса взволнова..ы, отвечал взволнова..о, явился немедле..о.

7) В каком ряду во всех словах пишется нн?

а) ответь письме..о, гости..ая, овся..ый, овчи..ый

б) пусты..ый, деревя..ый, серебря..ый, ветре..ый

в) окраи..ый, подли..ый, невида..ый, уронить нечая..о

г) золоче..ые купола, слома..ые часы, беле..ые маляром потолки, безветре..ый день.

8) В каком ряду все слова пишутся с нн?

а) луже..ая кастрюля, неприбра..ая комната, дубле..ый полушубок, це..ые факты

б) купле..ые игрушки, погаше..ый огонь, груже..ая песком тачка, гаше..ая известь

в) рассея..ые ученики, свяще..ый дом, сказа..ое слово, тисне..ая золотом грамота, прекло..ый возраст

г) чита..ая-перечита..ая книга, ране..ый в руку боец, глаже..ое белье, раскова..ое поведение.

9) В каком ряду все слова пишутся с н?

а) сви..ая котлета, оцинкова..ое ведро, ветре..ая погода, дикови..ый зверь, пчели..ый рой

б) ветря..ая мельница, беше..ая скорость, гости..ый двор, незва..ые гости, полотня..ый завод

в) овчи..ый тулуп, серебря..ый перстень, подветре..ая сторона, некупле..ые подарки, мече..ый атом

г) лебеди..ая песня, беле..ые потолки, плене..ый рыцарь, нежда..ый гость.

10) В каком слове пишется н?

а) Нужно поступить обдума..о.

б) Решение тщательно обдума..о.

в) Ответы продума..ы и точны.

г) Непридума..ые истории всем интересны.

11) В каком предложении на месте пропусков пишется нн?

а) На клумбе, засея..ой цветами, росли несея..ые одуванчики, занесе..ые ветром.

б) На нем была стега..ая телогрейка, перехваче..ая кожа..ым ремнем.

в) Сколоче..ый из неотеса..ых досок стол, изреза..ый ножами, покрыли купле..ой на ярмарке скатертью.

г) В неосвеще..ом подвале валялась броше..ая бочка из-под Кваше..ой капусты.

Задание 8. Итоговое упражнение. Проверь себя!

Перепишите предложения, словосочетания и слова, вставляя пропущенные буквы.

Что лучше: мебель недодела..ая или лома..ая? Кончилась моще..ая улица и началась немоще..ая дорога. Держи да..ое слово. Бракова..ой в народе принято называть старшую сестру, если младшая раньше выходит замуж. Конюшни и сараи, построе..ые из необыкновенно толстых бревен, заинтересовали путешественника. Отдавая подводы ране..ым, Наташа фактически остается без прида..ого. «Белым» называется нерифмова..ый стих. Застоялись давно не кова..ые кони, рассохлась бричка, не ремонтирова..ая тоже давно. Вот человек ветре..ый и безалаберный. На второе были пода..ы пироги и фарширова..ый гусь. Было бы желательно скорее повидаться и поговорить о виде..ом и слыша..ом. Некреще..ая Бэла грустит: она не встретится на небе со своим возлюбле..ым. Купле..ый ковер постелили в гости..ой. На мальчика сильное впечатление произвел концерт, слыша..ый им в Консерватории. На мне толстый свитер, вяза..ый из чистой шерсти. Хата побелена гаше..ой известью. Стол накрыт домотка..ой скатертью. Народу всякого, зва..ого и незва..ого, набралось множество. Люблю жаре..ый на топле..ом масле картофель! Кова..ый на все четыре ноги конь не спотыкается. Витаминов больше в сырых, неваре..ых овощах. Заброше..ая, нехоже..ая дорога зарастала травой. Рыбаки ели уху и пече..ый в золе картофель. Хороши его картины, писа..ые акварелью. Стира..ое в сетке белье выдается некрахмале..ым, но глаже..ым. У вас балова..ые ребятишки. За нами тащилась запряже..ая пушка с зажже..ым фитилем. Появились сардинки, копче..ый язык и даже страсбургский пирог. Отлично нарисова..ые и выписа..ые березы тоже освеще..ы чересчур светло. Велика земля, а спрятать краде..ое негде. Отшлифова..ые прибоем мокрые бока камней блестели, как лакирова..ые. Перед зеркалом молодая декольтирова..ая дама оправляла прическу. Осы вились над гране..ой вазой с вареньм. Пойма..ая силками, «давле..ая дичь» лучше стреляя..ой, потому что дольше сохраняется. Получилось нечто жуткое, пута..ое, резкое. Легкоране..ые по двое, по трое брели по открытой пыльной дороге. Вот и знакомые, десятки раз исхоже..ые и изъезже..ые горы. Пуга..ая ворона и куста боится. Я незва..ый и нежела..ый гость в вашем доме.

Я взволнова..на новостью. – Игра актера проникнове..а и взволнова..а. Она воспита..а на французских романах. – Девочка тактична и воспита..а. Сюжеты авантюрных романов сложны и запута..ы. – Простые вопросы вами искусно запута..ы. Материалы были изыска..ы на месте. – Его манеры были весьма изыска..ы. Моя победа бесспорна и заслуже..а. – Премия вполне мною заслуже..а. Их дети капризны и избалыва..ы. – Вы избалова..ы природой. Меры согласова..ы с начальством. – Движения спортсменов ритмичны и согласова..ы. Ваши требования произвольны и необоснова..ы. – Выводы в вашей работе мало или даже совсем не обоснова..ы.

Бесприда..ица, бессребре..ик, варе..ик, воспита..ик, гости..ица, гриве..ик, дач..ик, дровя..ик, дружи..ик, избра..ик, имени..ик, ко..ица, конопля..ик, копче..ости, листве..ица, Мали..ик, масле..ица, мороже..ое, моше..ик, муче..ик, нефтя..ик, путешестве..ик, родстве..ик, свяще..ик, ставле..ик, сторо..ик, утопле..ик, уче..ик, восьмигра..ик, крупе..ик, песе..ик, подли..ик, подоко..ик, покло..ик, стра..ик.

По дороге шел маленький гране..ый броневичок. Обжаре..ое в углях или же туше..ое в духовке мясо, несомне..о является лакомством. Всюду сверкало серебря..ое солнце. Диаграммы были большей частью рисова..ые. Комната перегороже..а не окраше..ой, не оклее..ой обоями и не успевшей еще потемнеть дощатой перегородкой. Это деревя..ый дом, обтянутый сеткой, и по сетке штукатуре..ый. Она была в новой, еще ни разу не стира..ой кофточке. Купи мне гране..ый по краям стекля..ый стаканчик. Обиже..ый, он замкнулся в себе. Я увидел взъероше..ую голову, с обветре..ым, крепко вычекане..ым из меди лицом. К вам откомандирова..ы квалифицирова..ые кадры. Быстро лечу я по рельсам чугу..ым. Кова..ая решетка выкраше..а масля..ой краской. Бракова..ые тюки прессова..ого сена свале..ы в кучу. Наконец-то, жда..ый и жела..ый, раскатился весе..ий гром. На столе стояли копче..ая колбаса, Кваше..ая капуста, солее..ые и Маринова..ые огурцы, тарелка с моче..ыми яблоками, пирожки, начине..ые варе..ым рубле..ым мясом, смеша..ым с луком, и только что испече..ый пирог с рыбой. Ваши фабулы жизне..ы и не вычур..ы. Как у этих здоровых, сильных людей все уравновеше..о, как в их умах и душах все законче..о и гладко!

Далее продолжаем работать с текстом.

- Определите тему текста и главную мысль.

- Озаглавьте отрывок.

- Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

- Определите тип речи. Подтвердите свой ответ. Какие части речи преобладают в этом отрывке.

- Найдите ключевые слова.

- Какими изобразительно-выразительными средствами языка передает автор зрительные впечатления, раскрывает взамосвязь картины родного края с эмоциональным состоянием?

- Определите, как отражается авторская позиция, его отношение?

- Найдите запятые, выполняющие выделительную функцию, т.е. такие, которыми конструкция выделяется с двух сторон.

- Найдите запятые, выполняющие отделительную функцию, - одиночные запятые, которые могут повторяться и не повторяться.

- Если возможно, преобразуйте предложения с обособленными оборотами в синонимичные предложения без обособлений и наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа консультаций по биологии "Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ"

Современная  система школьного   образования ставит задачу приобретение интегрированных   умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемы...

Программа факультативного курса «Трудные случаи русского правописания: орфография и пунктуация» для учащихся 9 класса

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи и подготовке к ОГЭ. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание...

Рабочая программа курса по выбору «Систематизация знаний по химии при подготовке к экзамену» для обучающихся 9, 10 классов

       Программа факультативного курса       «Систематизация знаний по химии при подготовке к экзамену»   составлена на основе  ...

Программа факультативного курса для 6 класса «Секреты орфографии»

Факультативный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 6 классов. Данный факультатив позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непоср...

Систематизация знаний по орфографии

Тема: Систематизация знаний по орфографии в 8 классеТип урока: урок повторения, обобщения и систематизации изученного....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Систематизация знаний по русскому языку"

Рабоча программа предназначена для систематизации знаний по русскому языку и подготовки к ОГЭ...