Программа факультативного курса:"Химическая лаборатория знания", 10- 11 класс
рабочая программа на тему
Факультатив по химии для 10- 11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-_11_kl._fak.khim_.lab_.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Новогромово
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
На заседании педсовета Директор
МКОУ СОШ с. Новогромово МКОУ СОШ с. Новогромово
Протокол № 1 от 30.08.2012 _____________М. Г. Липин
Рабочая программа факультатива по химии для 10- 11 классов
«Химическая лаборатория знаний»
Учитель: Н.Ю. Карачун
С. Новогромово
2012 г.
Содержание программы:
- Пояснительная записка…….………………………………………………3
- Содержание программы факультатива для 10 класса…5
- Учебно- тематический план……………………………………………….6
- Темы проектов……………………………………………………………...7
- Содержание программы факультатива для 11 класса….8
- Учебно- тематический план……………………………………………...10
- Темы проектов…………………………………………………………….12
- Результаты………………………………………………………………...13
- Список литературы…………………………………………………….....14
Пояснительная записка
Предлагаемый факультатив рассчитан на учащихся 10-11 классов
Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у обучающихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.
Задачи курса:
- закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений;
- исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач;
- формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач;
- развивать у обучающихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
- способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы
- создать обучающимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.
Главным значением данного курса является:
- совершенствование подготовки обучающихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии
- сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой
Особенности курса:
- использование знаний по математике, физике, биологии
- составление авторских задач и их решение
- использование местного материала для составления условий задач
Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с указанием способов их решения.
При разработке программы факультатива акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Формы контроля за уровнем достижений учащихся - текущие и итоговые контрольные работы. Курс рассчитан на 70часов (1 час в неделю в 10 и 11 классах).
Содержание программы факультатива для 10 класса:
Введение
Тема 1. Предельные углеводороды
- Алканы. История открытия
- Алканы. Составление формул
- Алканы. Изомерия углеводородного скелета
- Алканы. Природные источники для их получения
Тема 2. Непредельные углеводороды :
- Алкены. Составление формул
- Алкены. Изомерия углеводородного скелета
- Алкены. Природные источники для их получения
- Алкины. Составление формул
- Алкины. Изомерия углеводородного скелета
- Алкены. Природные источники для их получения
Тема 3. Природные источники углеводородов
- Ароматические углеводороды
- Природные источники углеводородов
Тема 4. Полезная и вредная органика спирты
- Действие спиртов на живые организмы
- Спирт-польза или вред…
- Почему новая мебель- это красиво, но вредно
- Какие химические вещества влияют на продолжительность жизни
- Богатство страны. Газ и нефть
- Теории происхождения нефти и газа
- Мыловарение
- Очищающее действие мыла
Тема 5. Химия и питание
- Состав продуктов питания
- Калорийность продуктов
Учебно- тематический план:
№ | Тема | Вид | Часы | Дата (п/ф) | |
Введение | |||||
1 | Введение | Теория | 1 | 5.09 | |
Тема 1. Предельные углеводороды | |||||
2 | Алканы. История открытия | Теория | 1 | 12.09 | |
3 | Алканы. Составление формул | Решение задач | 1 | 13.09 | |
4 | Алканы. Изомерия углеводородного скелета | 1 | 19.09 | ||
5 | Алканы. Природные источники для их получения | 1 | 26.09 | ||
Тема 2. Непредельные углеводороды | |||||
6 | Алкены. Составление формул | Решение задач | 1 | 03.10 | |
7 | Алкены. Изомерия углеводородного скелета | 1 | 10.10 | ||
8 | Алкены. Природные источники для их получения | 1 | 17.10 | ||
9 | Алкины. Составление формул | Решение задач | 1 | 24.10 | |
10 | Алкины. Изомерия углеводородного скелета | 1 | 31.10 | ||
11 | Алкены. Природные источники для их получения | 1 | 14.11 | ||
12 | Зачет | 1 | 21.11 | ||
Тема 3. Природные источники углеводородов | |||||
13 | Ароматические углеводороды | Теория | 1 | 28.11 | |
14 | Решение задач | 1 | 05.12 | ||
15 | 1 | 12.12 | |||
16 | Природные источники углеводородов | Теория | 1 | 19.12 | |
17 | Решение задач | 1 | 26.12 | ||
18 | 1 | 16.01 | |||
19 | Зачет | 23.01 | |||
Тема 4. Полезная и вредная органика | |||||
20 | Действие спиртов на живые организмы | Теория
| 1 | 30.01 | |
21 | Спирт-польза или вред… | 1 | 06.02 | ||
22 | Почему новая мебель- это красиво, но вредно | 1 | 13.02 | ||
23 | Какие химические вещества влияют на продолжительность жизни | 1 | 20.02 | ||
24 | Богатство страны. Газ и нефть | Теория | 1 | 27.02 | |
25 | Теории происхождения нефти и газа | Решение проблемы | 1 | 05.03 | |
26 | Мыловарение | Теория | 2 | 12.03 | |
27 | 1 | 19.03 | |||
28 | Очищающее действие мыла | Теория | 0.5 0.5 | 02.04 | |
Решение задач | |||||
29 | Зачет | 1 | 16.04 | ||
Тема 5. Химия и питание | |||||
30 | Состав продуктов питания | Теория | 1 | 23.04 | |
31 | Калорийность продуктов | Теория | 0.5 0.5 | 30.04 | |
Решение задач | |||||
Подведение итогов | |||||
32 | Повторение | Сотрудничество | 1 | 07.05 | |
33 | Презентации | Дискуссия | 1 | 14.05 | |
34 | 1 | 21.05 |
Проекты (Презентации)
№ | тема | План работы |
1 | Вклад А.М. Бутлерова в органическую химию |
|
2 | Полезные и вредные продукты | |
3 | Полезные и вредные ингредиенты, содержащиеся в косметике | |
4 | Хлеб |
Содержание программы факультатива для 11 класса:
Введение
Тема 1. Основные понятия химии
- относительные атомные и молекулярные массы
- постоянство состава вещества
- химические формулы и расчеты по ним
- количество вещества
- моль
- молярная масса
- расчеты по химическим уравнениям
Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение
- получение и свойства кислорода
- воздух
- горение
- тепловой эффект химических реакций
Тема 3. вещества: опасные и необходимые
- получение и свойства водорода
- кислоты , необходимые и опасные
- соли, полезные и ядовитые
Тема 4. разнообразие растворов
- растворы: кислые, соленые, сладкие, горькие
- вода, её целебные свойства. Святая вода
Тема 5. Классы неорганических соединений. Изотопы
- классы неорганических соединений
- изотопы
Тема 6. Закон Авагадро. Галогены
- закон Авогадро
- галогены
Тема 7. Наш быт
- Состав, польза или вред лекарственных препаратов
- Зубные порошки: где польза и где вред?
- Явление синерезиса
Тема 8. Современная химия
- Мономеры. ВМС
- Полимеры. Синтез акрилонитрила
Тема 9. Пища и Металлы?
- Влияние тяжелых металлов на организм
- Вредные вещества, которые мы употребляем с пищей
- Мы едим металлы?
- Газированные напитки: польза или вред?
- Нанотехнолигии в химии
Учебно- тематический план:
№ | Тема | Тип урока | Часы | Дата (пр. и факт) | |
Введение | |||||
1 | Введение | Теория | 1 | 5.09 | |
Тема 1. Основные понятия химии | |||||
2 | Относительные атомные и молекулярные массы | Теория | 0.5 0.5 | 12.09 | |
Решение задач | |||||
3 | Постоянство состава вещества | Теория | 0.5 0.5 | 13.09 | |
Решение задач | |||||
4 | Химические формулы и расчеты по ним | Теория | 0.5 0.5 | 19.09 | |
Решение задач | |||||
5 | Количество вещества | Теория | 1 | 26.09 | |
6 | Моль | Решение задач | 1 | 03.10 | |
7 | Молярная масса | Решение задач | 1 | 10.10 | |
8 | Расчеты по химическим уравнениям | Решение задач | 1 | 17.10 | |
Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение | |||||
9 | Получение и свойства кислорода | Теория | 0.5 0.5 | 24.10 | |
Решение задач | |||||
10 | Воздух | Теория | 0.5 0.5 | 31.10 | |
Решение задач | |||||
11 | Горение | Теория | 0.5 0.5 | 14.11 | |
Решение задач | |||||
12 | Тепловой эффект химических реакций | Теория | 0.5 0.5 | 21.11 | |
Решение задач | |||||
Тема 3. Водород. Кислоты. Соли | |||||
13 | Получение и свойства водорода | Теория | 0.5 0.5 | 28.11 | |
Решение задач | |||||
14 | Кислоты , необходимые и опасные | Теория | 0.5 0.5 | 05.12 | |
Решение задач | |||||
15 | Соли, полезные и ядовитые | Теория | 0.5 0.5 | 12.12 | |
Решение задач | |||||
Тема 4. Растворы. Вода. Основания | |||||
16 | Растворы | Теория | 0.5 0.5 | 19.12 | |
Решение задач | |||||
17 | Вода | Теория | 0.5 0.5 | 26.12 | |
Решение задач | |||||
18 | Основания | Теория | 0.5 0.5 | 16.01 | |
Решение задач | |||||
Тема 5. Классы неорганических соединений. Изотопы | |||||
19 | Классы неорганических соединений | Теория | 0.5 0.5 | 23.01 | |
Решение задач | |||||
20 | Изотопы | Теория | 0.5 0.5 | 30.01 | |
Решение задач | |||||
Тема 6. Закон Авагадро. Галогены | |||||
21 | Закон Авогадро | Теория | 0.5 0.5 | 06.02 | |
Решение задач | |||||
22 | Галогены | Теория | 0.5 0.5 | 13.02 | |
Решение задач | |||||
Тема 7. Наш быт | |||||
23 | Состав, польза или вред лекарственных препаратов | Теория | 0.5 0.5 | 20.02 | |
Решение задач | |||||
24 | Зубные порошки: где польза и где вред? | Теория | 0.5 0.5 | 27.02 | |
Решение задач | |||||
25 | Явление синерезиса | Теория | 0.5 0.5 | 05.03 | |
Решение задач | |||||
Тема 8. Современная химия | |||||
26 | Мономеры. ВМС | Теория | 0.5 0.5 | 12.03 | |
Решение задач | |||||
27 | Полимеры. Синтез акрилонитрила | Теория | 0.5 0.5 | 19.03 | |
Решение задач | |||||
Тема 9. Пища и Металлы? | |||||
28 | Получение металлов Влияние тяжелых металлов на организм | Теория | 0.5 0.5 | 02.04 | |
Решение задач | |||||
29 | Электролиз | Теория | 0.5 0.5 | 16.04 | |
Решение задач | |||||
30 | Вредные вещества, которые мы употребляем с пищей | Теория | 0.5 0.5 | 23.04 | |
Решение задач | |||||
31 | Мы едим металлы? | Теория | 0.5 0.5 | 30.04 | |
Решение задач | |||||
32 | Газированные напитки: польза или вред? | Теория | 0.5 0.5 | 07.05 | |
Решение задач | |||||
33 | Нанотехнолигии в химии | Теория | 0.5 0.5 | 14.05 | |
Решение задач | |||||
34 | Презентации | Дискуссия | 1 | 21.05 |
Проекты (Презентации)
№ | тема | План работы |
1 | Жизнь и Вода |
|
2 | История развития неорганической химии | |
3 | Парниковый эффект | |
4 | Химическое производство(плюсы и минусы) |
В результате изучения курса факультатива обучающийся должен
Знать/понимать:
- химические свойства разных классов неорганических и органических соединений;
- признаки, условия и сущность химических реакций;
- химическую номенклатуру
Уметь:
- Называть: Химические формулы веществ по тривиальной и международной номенклатуре
- Определять: Наличие вредных и полезных химических соединений в продуктах питания
- Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
Литература:
1. Варавва, Н. Э. Химия в схемах и таблицах / Н. Э. Варавва. - М.: Эксмо, 2012.- 208 с. – (Наглядно и доступно).
2. Горковенко, М.Ю. Химия. 10 кл.: Упражнения и задачи / М.Ю. Горковенко. – М.: ВАКО, 2004. – 144 с. – (Сам себе репетитор).
3. Корощенко, А.С. Химия. 10- 11 классы. Тематические тестовые задания / А. С. Корощенко, А. В. Яшукова. – М. : Дрофа, 2011. – 207, [1] с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).
4. Медведев, Ю. Н. ЕГЭ 2011. Химия. Типовые тестовые задания / Ю. Н. Медведев. – М. :Изд- во «Экзамен», 2011. – 111, [1] с. (Серия «ЕГЭ 2011. Типовые тестовые задания»).
5. Хомченко, И. Г. Решение задач по химии / И. Г. Хомченко. – М.: РИА «Новая волна» Издатель Умеренков, 2008.- 256 с.
6. Гач, Я. Химия / Ян Гач; пер. с англ. А. Банкрашкова.- М.: АСТ: Астрель, 2007. – XXIV, 354, [6] с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
Авторская программа, факультативный курс для учащихся 5-9 классов " Культура здоровья"
факультативный курс для учащихся 5-9 классовТезисы...
Рабочая программа факультативного курса "Основы правовых знаний" 5 класс
Авторская рабочая программа учебного курса «Основы правовых знаний» разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего ...
Рабочая программа факультативного курса "Основы правовых знаний" 7 класс
Рабочая программа учебного курса «Основы правовых знаний» разработана для учащихся 7 Бкласса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования...
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)
Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...