Урок русского языка в 6 классе с использованием ИКТ по теме: " Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных".
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение
«Горнозаводская специальная общеобразовательная школа закрытого типа»
Методическая разработка
урока русского языка
в 6 классе
Тема: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных".
Разработала и провела:
учитель русского
языка и литературы
Кобаидзе Галина Викторовна
Класс: 6
Предмет: русский язык
Название раздела, темы: Морфология. Прилагательное.
Тема урока: «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных
от существительных».
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».
2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;
словари русского языка (орфографический, толковый, фразеологический);
музыкальные фрагменты:
1. П. И. Чайковский «Лебединое озеро»;
2. Сен-Санс «Лебедь»;
репродукции картин М. Врубеля «Лебедь» и «Царевна-Лебедь».
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Сценарий урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала урока Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания) Физкультминутка Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия деятельности Домашнее задание | личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы. регулятивные: целеполагание познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия) познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном) регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи регулятивные: оценка результатов работы. коммуникативные: управление поведением партнера познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов, логические: выведение следствий, коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли, личностные: самоопределение, регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация. коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; логические: анализ истинности утверждений, регулятивные: оценка результатов работы | Включение детей в деятельность. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» Учитель: - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить? (чтение стихотворения «Кабутта») У Оли в тетрадке Опять непорядки. Писала два утра, Писала три утра, Я вижу – написано Слово «кабутта»… Может, это зверюшка из леса, Не простая – в сапожки обута? Или, может, Кабутта – Это город на синем просторе? Есть же город Одесса, Там, где синее Черное море… Но мама пришла, А за нею сестра. Встречаю с тетрадкой сестру у дверей: - Волшебное слово в тетрадке твоей! Но мам а подходит И смотрит с улыбкой: - ведь это «как будто», но только с ошибкой. – так вот что такое Кабутта, Кабутта, Ведь это простое «Как будто», «как будто». Н. Слепакова
- Почему Олю не поняли? - Важно ли быть грамотным? 1.Творческий орфографический диктант (работа в группах) ***Преобразуйте словосочетания по схеме: «прил. + сущ.»: сумка из холста (холщовая сумка), платье из парчи*** (парчовое платье), компот из груш (грушевый компот), обувь из замши*** (замшевая обувь), цвет апельсина (апельсиновый цвет). - Каково лексическое значение слов ПАРЧА, ЗАМША? - Обратите внимание на правильное произношение слова ГРУШЕВЫЙ. От ударения зависит выбор гласной в суффиксе прилагательного. () 2. Работа с текстом. 1) Прочитайте название текста. («Серебряная сказка») Определите по названию тему текста. О чем пойдет речь в тексте? Я вам помогу (чтение учителем стихотворений, подсказывающих тему текста) *** Снег падает, мелькает, вьется, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, *** Ты посмотри – какая красота! Вечерний снег мелькает еле-еле. Поляна лунным светом залита Вокруг немой заиндевелой ели. 2) Выразительно прочитаем текст «Серебряная сказка» вслух , подумаем над темой и идеей текста. (Текст см. в приложении №1) - Подтвердились ваши гипотезы*? О чем этот текст? Какова основная мысль? К какому стилю и типу речи мы отнесем этот текст? Какие языковые средства присутствуют в нем? - Обратите внимание, что в тексте много прилагательных с одной и двумя Н в суффиксах. Давайте выпишем те слова из текста, которые подчеркнуты (данные слова - на доске): лунный – луна звериный – зверь стеклянные – стекло серебряный – серебро утренний - утро - Внимательно посмотрите на данные слова. Произнесите их вслух. Подумайте, интересны ли они с точки зрения орфографии? Что в их написании необычно? Сформулируйте цель нашего занятия? Какова его тема? - Посмотрим, от чего образованы эти прилагательные. Докажем это. Какие же суффиксы образовали эти слова? - Правописание суффиксов с Н и НН складывалось на протяжении многих веков и соответствует произношению: на месте НН произносится долгий звук, на месте Н - обычный (не долгий) согласный. Обратимся к фонетике: сонным /соным/, звериный /звириный/ - Как же решить вопрос о выборе Н или НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных? Итак, читаем правило в учебнике и внимательно рассматриваем примеры на доске. (См. приложение №2) - А все ли слова подчиняются данному правилу? Обратите внимание на доску (на листке – слова, в которых пишется одна Н) - Обратимся к листочкам на ваших столах и рассмотрим алгоритм работы с правилом. (См. приложение №3) «Леопольд на прогулке» (презентация Power Point) А) От данных существительных образуйте прилагательные. Обоснуйте выбор Н или НН в суффиксах: мужество - …; туман - … дерево - …; революция - …; кожа - …; серебро - …; лебедь - … - Каково лексическое значение слова «ЛЕБЕДЬ»? Обратимся к толковому словарю. - К какому роду относится это слово? (м. р. – чудесный лебедь) - А вот в поэзии и фольклоре это слово употребляется в женском роде: Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – по верх текучих вод Лебедь белая плывет… А. С. Пушкин - (Звучит отрывок из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». На его фоне звучат слова.) Чудесная сила слов ЛЕБЕЛЬ, ЛЕБЕДИНАЯ не раз вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание прекрасных произведений. Вы слышите божественную музыку из произведения П. И. Чайковского «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО») - (На доске - репродукции картин М. Врубеля «ЛЕБЕДЬ» и «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»). Посмотрите на прекрасное изображение этой птицы на репродукциях М.Врубеля.(См. приложение №4) Б) Правило выбора Н и НН распространяется как на полные прилагательные, та и на краткие формы. - Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных: длинный – шнурок длинен, дорога длинна, слово длинно; румяный – ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно; единый – коллектив един, Россия едина, общество едино.
- Обратите внимание на написание Н и НН в кратких формах женского и среднего рода (в них сохраняется столько Н, сколько их пишется в полной форме). - Подберите синонимы к слову РУМЯНЫЙ (розовощекий, краснощекий), антонимы (бледнолицый, бледный) - Составьте словосочетания «прил. +сущ.»: величество (природа), былина (размах), стекло (фигурка), барабан (дробь), ветер (день), шерсть (шарф), станция (смотритель) Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего одноклассника. - Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? - Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? - От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные? - Сколько Н вы будете писать в краткой форме прилагательных? Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения: Я узнал… Мне понравилось… Я открыл для себя… Было интересно… Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания: - Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями); - Придумайте грамматическую сказку на тему «Приключения Н и НН в королевстве Прилагательного». | Включение в работу, самоопределение Обучающиеся делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык. Обучающиеся работают в группах, после чего сверяют с эталоном на доске. Обращение к толковому словарю во время работы Орфоэпическая характеристика во время образования слова Рассуждения учащихся Читает один ученик Толкование слова «гипотеза». Работа со словами, поиск цели урока, формулирование темы. Графическая работа со словами Выполняется словообразова-тельный разбор прилагательных Фонетическое рассмотрение слов Предположения, самостоятельная работа с правилом в учебнике Самостоятельная работа с алгоритмом, комментарии. Работа со словами, расширение кругозора с помощью обращения к музыке и изобразительному творчеству. Прослушивание отрывка из балета, приобщение к миру искусства. Выявление особенностей правописания кратких форм прилагательных. Лексическая работа. Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль. Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы. Восстановление учебной мотивации. |
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Класс, учитель: 6 , Кобаидзе Г.В.
Тема урока: «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.
Дидактические цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
Образовательная: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».
Развивающая: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения |
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
| Цели урока достигнуты. Дидактические материалы, ИКТ, наглядные пособия отобраны в соответствии с целями урока. Учащиеся активны, методика продумана в соответствии с материалом урока. |
Содержание урока | Основное содержание урока соответствует содержанию программы и учебника. |
Методы обучения | В течение всего урока на каждом этапе соблюдались триединые дидактические цели (обучающие, развивающие, воспитывающие). Наблюдение над языком; частично-поисковый, проблемный. |
Формы обучения | 1. Соответствие форм обучения соответствует решению основной дидактической задачи урока. 2. Предложенные задания использовались целесообразно, способствовали развитию образного мышления за счет яркой наглядности; повышению мотивации к учению. |
Результативность урока | Основным в уроке является этап систематизации ОНЗ. Высокая работоспособность на уроке обеспечивается сменой видов деятельности, формой организации работы. На протяжении всего урока учитель работал над развитием умственных способностей, образного мышления. В результате такой эффективной работы учащиеся усвоили новую информацию, воспроизвели изученный материал. |
Практическая направленность урока | Практическая направленность урока выражена в следующем: сознательное усвоение детьми материала обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию типов текстов на основе изученных теоретических положений; *рассмотрение теоретических вопросов опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике; *система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Усилено внимание к практическим упражнениям. |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности | Самостоятельная работа носит творческий характер, присутствует взаимопомощь. Самостоятельная работа проводится с целью закрепления и углубления знаний учащихся, способствует развитию мышления. |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока | Этап 1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Личностные: ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). Регулятивные: научатся контролировать организацию своего рабочего места. Коммуникативные: умение слушать Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические – формулирование проблемы Этап 3. Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания). Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; Этап 4.Этап построения проекта выхода из затруднения. Предметные: формирование навыков построения моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные:планирование учебной деятельности Этап 5.Этап реализации построенного проекта. Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Этап 6. первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению. Познават-е:Логические Этап 7. Физминутка/ Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения. Этап 8. самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Регулятивные: контроль, оценка Познавательные: формулирование проблемы Этап 9. Включение в систему знаний и повторения. Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Этап 10. Рефлексия учебной деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. Этап 11. Домашнее задание. Регулятивные: принимают и сохраняют задачу. |
Формирование ИКТ-компетентности | На уроке была использована презентация по теме урока |
Структура урока | Структура урока соответствует основной дидактической задаче. |
Педагогический стиль | Соблюдены нормы педагогической этики: доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, уважительное отношение к учащимся, создаёт ситуацию успеха. |
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета | Использованы интернет-технологии, которые дают эффект и результат. Такая работа мотивирует учащихся, они проявляют интерес. |
Применение здоровьесберегающих технологий | На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии (физминутка)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Данный конспект урока предназначается для обучающихся 6 класса...
Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой. Тема: «Фразеологизмы»
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1. Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, ка...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Урок русского языка в 6 классе по теме"Н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Первый урок по теме дается с использованием технологии решения изобретательских задач....
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Н – нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Н – нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» (первый урок)Цели:- познакомить учащихся с правилом написания Н и НН в суффиксах прила...
«Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования приемов технологии критического мышления в контенте « Мобильного Электронного Образования»
Автор опыта, Кива Светлана Николаевна, работает в Областном государственном автономном общеобразовательном учреждении образовательном комплексе «Алгоритм Успеха»» 4 года. Опыт педаго...