«Не с деепричастиями»
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

  1.  

ФИО (полностью)

Шолохова Ольга Владимировна

  1.  

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №62»

  1.  

Должность

Учитель

  1.  

Предмет

Русский язык

  1.  

Класс

7

  1.  

Тема и номер урока в теме

«Раздельное написание не с деепричастиями»

  1.  

Предметная программа и её автор

Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской

  1.  

Цель и  предполагаемый результат

Познакомиться с правилом написания не с деепричастиями;

Сформировать умение распознавать приставку и частицу не при деепричастии;

Предметные: знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными; уметь правильно писать не с деепричастиями, графически обозначать условия правильных написаний, правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx134.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  УРОКА

ФИО (полностью)

Шолохова Ольга Владимировна

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №62»

Должность

Учитель

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема и номер урока в теме

«Раздельное написание не с деепричастиями»

Предметная программа и её автор

Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской

Цель и  предполагаемый результат

Познакомиться с правилом написания не с деепричастиями;

Сформировать умение распознавать приставку и частицу не при деепричастии;

Предметные: знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными; уметь правильно писать не с деепричастиями, графически обозначать условия правильных написаний, правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока

Комбинированный урок

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Учебная (проблемная) задача

Деятельность ученика, учителя

(приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, вопросы)

Средства

Результат

(Пр -предметный;

 П -позн., К -коммун., Р -регул., Л -личностный.)

1

2

3

4

Организационно – мотивационный  блок

Организационно-мотивационный этап

УЗ-1

Организовать целевое пространство для постановки учебной задачи школьниками

Проблемная задача.

Посмотрите на доску, где записаны предложения.

Что объединяет эти выражения?

Глазам своим (не)верить.

И бровью (не)шевельнув.

(В них есть не.)

А что различает? (В первом предложении не с глаголом, а во втором – с деепричастием).

Что знаем о написании не с глаголами? (Не с глаголами пишется раздельно за исключением слов, которые без «не» не употребляются).

Как пишется НЕ с деепричастиями?

Постановка учебной задачи (цели).

- Запишите тему урока «Не с деепричастиями».

- Какие затруднения вызывает эта тема?

Р –

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать цель урока.

П – анализировать информацию.

К – формулировать точно вопросы.

К – участвовать в диалоге.

Информационно- аналитический блоки

Эвристическая беседа.

Как пишется НЕ с деепричастиями?

Давайте ответим на этот вопрос, посмотрев на слайд.

- Посмотрите на слайд.

не_ задумываясь                                                                ненавидя

не_думая                                                                            негодуя

не_прочитав                                                                      недоумевая

не_двигаясь                                                                       невзлюбив

Вопросы и задание:

– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).

Вывод проецируется на доске. (Cлайд 3)

– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами)

Составление алгоритма написания НЕ с деепричастиями.

Р- высказывать гипотезы.

К- оформлять свои мысли в устной форме.

П – анализировать, сравнивать, обобщать. Осуществлять контроль за ходом познавательной деятельности.

1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.).

2.Физкультурная минутка

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем.
Закрыв глаза, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!

(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?»)
Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».  

3. Творческая работа

(замени выделенные слова деепричастиями с не)

Ласточки без умолку щебетали.  (не умолкая)

Снег шёл всю неделю беспрестанно. (не переставая)

Ребята работали в поле без устали. (не уставая)

 

К – уметь оформлять свои мысли в устной форме.

П-анализировать, уметь подбирать материал на заданную тему

Р-выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

4.Самостоятельная работа: записываем предложения(на карточках), находим

основное и добавочное действие, выделяем запятыми деепричастные обороты. Определяем написание НЕ с деепричастиями:

  1. Гром грохотал (не) переставая.
  2. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то.
  3. (Не) поворчав кошка куска (не) съест.
  1. В саду  не умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки.
  2. (Не)помня себя от восторга я побежал домой.

Оценочно- рефлексивный блок

Рефлексивная  беседа.

Заполните рубрику «Ключевые слова темы».

Что, на ваш взгляд, является самым сложным в этой теме?

Что нужно сделать, чтобы научиться правильно писать слова с опознавательным признаком – наличием не?

2. Самооценка работы на уроке.

- По указанным критериям оцените свою работу на занятии:

•        Знаю алгоритм написания НЕ с деепричастиями (2 балла);

•        Могу в предложениях находить деепричастия (2 балла);

•        Могу самостоятельно определить, слитно или раздельно пишется слово.(2 балла)

Р- Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Л- осознавать смысл изученной темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")

Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")

В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по ...

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия...

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....