Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_deeprichastie.doc | 416 КБ |
deeprichastie.doc | 48.5 КБ |
urok_russkogo_yazyka_7v.ppt | 904.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе.
Тема урока. Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.
(СЛАЙД №1)
Цель урока.
- Обучающая цель:
Развивать навыки морфологического разбора деепричастий;
обобщить и систематизировать знания о деепричастии;
закрепить знания о деепричастии и деепричастном обороте и отработать наиболее трудные орфограммы: не с деепричастиями; правописание глагольного суффикса в деепричастиях;
обособление деепричастных оборотов.
Повторить правописание не с разными частями речи, сравнить правописание не с деепричастиями и причастиями, обособление причастных и деепричастных оборотов, правописание собственных имён существительных, проверяемых гласных в корне слова, корней с чередованием.
- Развивающая цель:
Способствовать развитию навыков монологической и диалогической устной и письменной речи, расширению словарного запаса школьников за счет включения в речь деепричастий; развитию логического мышления.
- Воспитательная цель:
Способствовать воспитанию бережного отношения к русскому языку и интереса к его изучению.
Оборудование: учебник «Русский язык 7 класс», карточка для закрепления изученного материала, карточки с заданиями, компьютер, проецируемые на экран слайды, блок-схема по теме «Деепричастие», карточка с целями учащихся на урок.
Эпиграф.
Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего.
К.Д.Ушинский
План урока.
1.Организационный момент.
2. Определение целей на урок (по индивидуальным карточкам-целям).
3.Орфографическая разминка с элементами развития речи.
4.Проверка домашнего задания (контрольные вопросы по теме «Деепричастие»).
5.Деепричастия несовершенного и совершенного вида (выполнение задания с последующей взаимопроверкой)
6.Синтаксический разбор предложения с деепричастием.
7. Морфологический разбор деепричастия (работа с учебником п.31, стр. 90).
8.Физкультминутка. Устно составляем предложения-команды для класса, используя деепричастные обороты.
9.Повторение правописания не с деепричастием. Выполнение упражнения.
10. Повторение не с причастиями. Подготовка к контрольной работе.
11. Пунктуация в предложениях с фразеологизмами на основе деепричастий.
11.Самостоятельная работа по вариантам.
12. Домашние задание.
ХОД УРОКА.
- Актуализация опорных знаний учащихся. Повторение изученного о деепричастии.
1.Организационный момент.
1) Запись в рабочих тетрадях даты и вида работы.
2) Сообщение учащимся целей урока.
3) Запись в тетрадь темы урока и эпиграфа.
(СЛАЙД №2)
Обратите внимание на доску. Здесь записаны слова К.Д.Ушинского, которые являются эпиграфом к нашему уроку:
Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего.
К.Д.Ушинский
4) Возьмите карточку с целями и задачами на сегодняшний урок и отметьте знаком + те, которые вам хорошо знакомы, вы можете дать ответ на эти вопросы, а знаком – те вопросы, на которые вы еще не знаете ответа. Таким образом, вы ставите целью сегодняшней своей работы выяснить ответы на непонятные вам вопросы. А те учащиеся, которые знают все, занимаются закреплением и углублением знаний.
(СЛАЙД №3)
Цели учащегося на урок
№п/п | Содержание целей урока | Отметка ученика |
1. | Знаю, что такое морфология. | |
2. | Знаю, что такое деепричастие. | |
3. | Умею отличать деепричастие от причастия, глагола и наречия. | |
4. | Знаю, какое слово в предложении является определяемым словом для деепричастия. | |
5. | Знаю, что общего у деепричастия и наречия. | |
6. | Знаю, что общего у деепричастия и глагола. | |
7. | Знаю, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. | |
8. | Умею делать синтаксический разбор предложений с деепричастными оборотами. | |
9. | Умею разбирать деепричастие морфологически. | |
10. | Знаю, как пишется не с деепричастиями. | |
11. | Знаю о пунктуации в предложениях с фразеологизмами на основе деепричастий. |
2. Орфографическая разминка с элементами развития речи.
-Начинаем мы наш урок с орфографической разминки. Я диктую вам словарные слова, с которыми мы знакомились в ходе изучения темы «Деепричастие». Вы должны составить словосочетания, используя эти слова и деепричастия.
слов.сл.+деепричастие
бассейн - плавая в бассейне
галерея – посетив галерею
дистанция – преодолев дистанцию
комбинация – предлагая комбинацию
сиять – сиять, не переставая
эффективно – эффективно работая
-Я думаю, что мы сегодня проведем урок, эффективно работая.
Давайте сейчас вспомним все известные нам теоретические сведения о деепричастии.
Если вы забыли какие-то правила, можно пользоваться схемой-опорой!
3. Проверка домашнего задания (контрольные вопросы по теме «Деепричастие»)
1) Что такое деепричастие?
(СЛАЙД №4)
Приведите примеры?
Выглянув из-за дерева, я увидел тигра. (Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом).
2) Какое слово в предложении является определяемым словом для деепричастия? (глагол)
3) Что общего у деепричастия и наречия? (неизменяемость и синтаксическая роль)
4) Что общего у деепричастия и глагола? (видовая принадлежность)
Значит, деепричастие - дитя глагола и наречия!
Теорию повторили, переходим к практике.
5) Как образуются деепричастия несовершенного вида?
- Повторим глагольные суффиксы деепричастий.
Как образуются деепричастия несовершенного вида? ( От основы глаголов настоящего времени несов. вида при помощи суффиксов – а (- я).
Привести пример: глядя, крича.
Эти деепричастия не вызывают у нас опасений в отличие от деепричастий совершенного вида. Здесь вызывает трудность глагольный суффикс.
6) Как образуются деепричастия совершенного вида? ( От основы глаголов н.ф. сов. вида при помощи суффиксов – в, - ши, – а (- я). (Суффикс - вши больше употребляется в разговорной речи).
4. Практическая работа: образование от глаголов деепричастий несовершенного и совершенного вида
-Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного вида. От каких глаголов такие деепричастия не образуются? Почему?
опаздывать – опаздывая
торопиться – торопясь
черпать – черпая
подбросить –
баловать – балуя
победить –
ржаветь – ржавея
- Образуйте деепричастия совершенного вида от глаголов подбросить, победить (подбросив, победив).
5.Синтаксический разбор предложения с деепричастием.
- А нужна ли в языке такая часть речи, которая бы обозначала добавочное действие? Но прежде чем ответить на этот вопрос, я прочитаю предложение.
Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».
- Откуда это предложение? («Тарас Бульба»)
- Почему запомнилось?
(Выразительное, поэтическое).
- А какая часть речи его делает выразительным? (Деепричастие).
- О ком в этом предложении идет речь?
(О матери, которая провожает сыновей в Запорожскую Сечь и материнским сердцем предчувствует, что не увидит больше детей).
Вывод: Деепричастие делает нашу речь богаче!
- Давайте выпишем деепричастие вместе с глаголом, т.к. глагол обозначает основное действие, а деепричастие – добавочное.
Мать не просто глядела на сыновей, а глядела, рыдая.
(СЛАЙД №5)
- Сообщение новой темы, цели и задач урока.
- Сообщение нового материала. Морфологический разбор деепричастия
1.Сделаем морфологический разбор деепричастия, используя образец в учебнике, стр.90.
(СЛАЙД №6)
Рыдая – деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие.
- Глядела (как?), рыдая.
Н.ф. – рыдать.
II. Морфологические призн.: несов. вид, неизм. ф.
III. Глядела (как?), рыдая.
2.Физкультминутка. Устно составляем предложения-команды для класса, используя деепричастные обороты.
(Например:
Положив руки на пояс, делаем круговые движения головой.
Оставаясь в этом положении, делаем наклоны туловища в стороны.
Став на цыпочки, тянем руки вверх.
Поставив ноги на ширину плеч, делаем наклоны вперед.
Вытянув руки вперед, делаем упражнения для кистей рук.)
3. Переходим к следующей работе. Повторим написание не с деепричастием.
- С какими частями речи не пишется одинаково? (С глаголом и деепричастием)
- Только ли раздельно пишется не с глаголом и деепричастиями? (Нет, и слитно, когда слово без не не употребляется)
Запишем: ненавидеть, ненавидя.
- Повторение НЕ с причастиями.
А как пишется не с причастиями?
Не пишется раздельно:
1. Если есть зависимое слово;
2. Если есть противопоставление с союзом а;
3. С кратким причастием.
Не пишется слитно:
1. Слово не употребляется без не (ненавидевший);
2. Нет зависимого слова и противопоставления с союзом а.
5. Работа с карточкой №1. (Раздаточный материал)
Выборочно выписать номера предложений, где причастия и деепричастия пишутся с НЕ раздельно.
1.В магазине продавали (не) распустившиеся, а зацветшие розы.
2. (Не) записав предложение, не сможешь сделать синтаксический разбор.
3.По степи, (не) успевшей остыть за ночь, уже тянет опять теплый ветер.
4.Мы увидели еще (не) скошенные луга.
5.Тоскливо, недоумевая, детские глаза смотрели из-за пыльных узлов.
6. На столе лежала непрочитанная книга.
(СЛАЙД №7)
(Контрольный листок учителя. Раздельно -1,2,3,4) Взаимопроверка по презентации.
- Что такое деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми словами).
6. Обособление деепричастных оборотов.
- Почему деепричастный оборот легче, чем причастный? (Он не такой привередливый, его надо только уметь услышать в речи)
Работа с карточкой №2. (Раздаточный материал).
В данных предложениях найти деепричастные обороты, обособить и составить их схемы:
- Том продолжал работать не обращая на пароход никакого внимания;
- Не получив официального уведомления о постановлении совета я мог не узнать о замыслах против меня.
- В саду не умолкая ни на минуту пели птицы.
- А какая еще у нас здесь была орфограмма?
(Не с деепричастиями, во всех трех случаях не с деепричастиями пишется раздельно).
- В чем разница между деепричастным и причастным оборотами? (Различна их синтаксическая роль в предложении: деепричастие – относится к глаголу и характеризует действие; причастие – относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие).
7. Вспомним ваше домашнее задание.
(СЛАЙД №8, 9, 10)
(Проиллюстрировать фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия).
- От каких оборотов надо отличать деепричастие с зависимыми словами? (От фразеологических).
- Что такое фразеологический оборот? (Устойчивые сочетания слов).
- Приведите примеры предложений с такими оборотами. (Работа с иллюстрациями).
- Какова пунктуация таких оборотов? (На письме запятой не отделяются). Составьте предложения с фразеологизмами на основе деепричастий.
Мама не умеет сидеть сложа руки.
На уроке ученики работали спустя рукава.
Мальчишки на перемене бегали сломя голову.
Ребята, ваши предложения мы послушали. Давайте на доске запишем предложение, которое нравится мне. Это должно быть нашим девизом, девизом каждого человека!
*Нельзя жить сложа руки.
Вывод: Деепричастные обороты обособляются всегда, если они не являются устойчивыми выражениями.
11. Проверочная работа.
1-й вариант. Найти предложения с причастными оборотами.
2-й вариант. Найти предложения с деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями.
Работа должна будет показать, как вы усвоили причастные и деепричастные обороты.
- Девочка слушала учителя, посматривая по сторонам.
- Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
- Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.
- Человек, вышедший из дома, направился к машине.
- Поднявшись, он быстро подошел к окну.
- Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся волны.
- Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по льду.
- Усеянное звездами небо манило к себе.
- Потрескивая, горел костер.
- Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню.
Контрольный листок учителя:
I вариант II вариант
2,3,4,7,8 1,5,6,9,10
- Подведение итогов урока. Возьмите карточки с целями на урок и отметьте знаком + те, которые вам стали понятны. Если еще есть непонятые вами вопросы, запишите в задании на дом еще раз просмотреть нужные параграфы и выучить то, что еще не выучили.
(СЛАЙД №11)
Домашнее задание: 1-уровень сложности: написать сочинение на лингвистическую тему «Значение деепричастий в речи».
2-й уровень сложности: подготовить блиц-опрос по теме «Деепричастие».
3-й уровень сложности: выполнить упражнение 194, п.31, стр.90.
Всем: подготовиться к контрольной работе.
Предварительный просмотр:
Деепричастие
Глагол + Наречие
(обозначает действие) (обозначает признак действия)
- ДЕЕПРИЧАСТИЕ (как?)
(добавочное действие к основному действию)
Шёл оглядываясь
Шёл и оглядывался
- Грамматические признаки: от глагола – вид,
от наречия – неизменяемость.
- Образуются:
НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД
Читают + Я Слышат + А
СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
От неопределённой формы
Дочитать + В Поднять + ВШИСЬ
- Роль в предложении – обстоятельство.
- Морфологический разбор:
Разобрав (что сделав?) – деепричастие.
- Н.ф. - разобрать
- Сов. вид, неизм.
- Выполнить (как?) разобрав
- Правописание
НЕ – раздельно (не видя),
кроме слов, не употребляемых без НЕ (негодуя)
- Обособляется в деепричастном обороте и как одиночное слово (выделяем на письме запятыми).
Сбежав с окрестных гор, ручьи шумели в долине.
НО в значении наречия или фразеологического оборота не выделяется запятыми.
Работал он спустя рукава.
Цели учащегося на урок
№ п/п | Содержание целей урока | Отметка ученика |
1. | Знаю, что такое морфология. | |
2. | Знаю, что такое деепричастие. | |
3. | Умею отличать деепричастие от причастия, глагола и наречия. | |
4. | Знаю, какое слово в предложении является определяемым словом для деепричастия. | |
5. | Знаю, что общего у деепричастия и наречия. | |
6. | Знаю, что общего у деепричастия и глагола. | |
7. | Знаю, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. | |
8. | Умею делать синтаксический разбор предложений с деепричастными оборотами. | |
9. | Умею разбирать деепричастие морфологически. | |
10. | Знаю, как пишется не с деепричастиями. | |
11. | Знаю о пунктуации в предложениях с фразеологизмами на основе деепричастий. |
Определите свое домашнее задание сами.
Домашнее задание: 1-уровень сложности: написать сочинение на лингвистическую тему «Значение деепричастий в речи».
2-й уровень сложности: подготовить блиц-опрос по теме «Деепричастие».
3-й уровень сложности: выполнить упражнение 194.
Всем: подготовиться к контрольной работе.
Карточка №1.
Выборочно выписать номера предложений, где причастия и деепричастия пишутся с НЕ раздельно.
1.В магазине продавали (не) распустившиеся, а зацветшие розы.
2. (Не) записав предложение, не сможешь сделать синтаксический разбор.
3.По степи, (не) успевшей остыть за ночь, уже тянет опять теплый ветер.
4.Мы увидели еще (не) скошенные луга.
5.Тоскливо, недоумевая, детские глаза смотрели из-за пыльных узлов.
6. На столе лежала непрочитанная книга.
Слитно | Раздельно |
Карточка №2.
В данных предложениях найти деепричастные обороты, обособить и составить их схемы:
- Том продолжал работать не обращая на пароход никакого внимания.
- Не получив официального уведомления о постановлении совета я мог не узнать о замыслах против меня.
- В саду не умолкая ни на минуту пели птицы.
1. | 2. | 3. |
Карточка №3.
1-й вариант. Найти предложения с причастными оборотами.
2-й вариант. Найти предложения с деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями.
- Девочка слушала учителя, посматривая по сторонам.
- Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
- Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.
- Человек, вышедший из дома, направился к машине.
- Поднявшись, он быстро подошел к окну.
- Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся волны.
- Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по льду.
- Усеянное звездами небо манило к себе.
- Потрескивая, горел костер.
- Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню.
Ответы варианта №___: |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего. К.Д.Ушинский
Цели учащегося на урок: Знаю, что такое морфология. Знаю, что такое деепричастие. Умею отличать деепричастие от причастия, глагола и наречия. Знаю, какое слово в предложении является определяемым словом для деепричастия. Знаю, что общего у деепричастия и наречия. Знаю, что общего у деепричастия и глагола. Знаю, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Умею делать синтаксический разбор предложений с деепричастными оборотами. Умею разбирать деепричастие морфологически. Знаю, как пишется не с деепричастиями. Знаю о пунктуации в предложениях с фразеологизмами на основе деепричастий.
Что такое деепричастие? Выглянув из-за дерева, я увидел тигра. (Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом).
Мать не просто глядела на сыновей, а глядела, рыдая.
Морфологический разбор. Рыдая – деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие. Глядела (как?), рыдая. Н.ф. – рыдать. II . Морфологические призн.: несов. вид, неизм. ф. III . Глядела (как?), рыдая .
Карточка №1. Раздельно -1,2,3,4) Слитно – 5,6
(Проиллюстрировать фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия). СЛОЖА РУКИ
СПУСТЯ РУКАВА
СЛОМЯ ГОЛОВУ
Проверочная работа. Контрольный листок учителя: I вариант II вариант 2,3,4,7,8 1,5,6,9,10
Домашнее задание: 1-уровень сложности: написать сочинение на лингвистическую тему «Значение деепричастий в речи». 2-й уровень сложности: подготовить блиц-опрос по теме «Деепричастие». 3-й уровень сложности: выполнить упражнение 194. Всем: подготовиться к контрольной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деепричастие (повторение и обобщение)
В разработке урока представлены дидактические, занимательные, творческие упражнения, направленные на обобщение и систематизацию сведений учащихся 7-11 классов о деепричастии. На уроке закрепляют...
Технология модульного обучения при обобщении материала по теме «Деепричастие»
Сегодня в школе нужны образовательные технологии, которые готовят каждого ученика к самостоятельному овладению необходимой информацией и дают возможность приобретать практический опыт. Именно та...
Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении».
Урок проводится в 6 классе с целью систематизирова и обобщить материал по теме "Местоимение"...
Урок по повторению и обобщению материала о деепричастии
Материал можно использовать при подведении итогов по изучению деепричастия в 6-7 классах, а также при подготовке к контрольной работе по данной теме....
Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему " Деепричастие. Повторение и обобщение изученного"
Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему " Деепричастие. Повторение и обобщение изученного"...
Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.
Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....
Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.
Цель данного урока: повторить материал по деепричастию,получить навыки морфологического разбора данной части речи...