Междометия как члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Синтаксическая особенность междометий и звукоподражательных слов, их роль в предложении. Роль междометий в речевом высказывании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdometie1.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Междометия как члены предложения.
Цели:
Образовательные:
Продолжать формировать умения находить междометия и звукоподражательные слова в тексте.
Дать представление о роли междометий в речевом высказывании.
Установить синтаксическую особенность междометий и звукоподражательных слов, их роль в предложении.
Пробудить у учащихся интерес к междометиям, учить уместному использованию междометий в речи, формировать внимательное и вдумчивое отношение к происходящим языковым процессам, умение анализировать языковые явления.
Расширить, уточнить словарный запас учащихся.
Развивающие:
Развивать речевые навыки учащихся.
Развивать такие качества речи, как правильность, точность, стилистическая уместность и выразительность.
Развивать память учащихся, мышление, познавательные интересы.
Развивать умения давать монологический ответ, обобщать, сравнивать.
Содействовать развитию речевых навыков детей в употреблении междометий.
Учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.
Развивать самостоятельность в работе на уроке.
Формировать умение самоконтроля на уроке.
Формировать умение преодолевать трудности в учении.
Способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и творческой инициативе и активности.
Развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
Воспитывать стремление применять новое знание на практике.
Создать атмосферу эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении заданий.
Дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя все более сложные упражнения, дети продвигаются в своем интеллектуальном развитии.
Прививать любовь к русскому языку, учить видеть его красоту;
Создать условия для формирования культуры межличностного и межкультурного общения через организацию парной и фронтальной работы.
Тип урока: урок формирования и закрепления новых знаний и выработки умений.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультипликационный фильм «Ох и Ах», презентация с текстами заданий для учащихся, тест для проверки знаний.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Проверка готовности к уроку, создание атмосферы учебного сотрудничества, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижения.
2. Постановка проблемной ситуации.
Просмотр мультипликационного фильма «Ох и Ах»
Слово учителя:
В начале урока я предлагаю Вам посмотреть мультипликационный фильм «Ох и Ах».
Жили рядом Ох и Ах,
Друг от друга в двух шагах.
Ах — шутник и хохотун,
Ох — отчаянный ворчун.
Ах - работать не боится,
Аху охать не годится,
Улыбнётся, скажет: «Ах!».
Дело спорится в руках.
Ох глаза косит на Аха,
На дела глядит со страхом,
И, наверно, потому
Не везёт в делах ему.
- Посмотрите внимательно мультипликационный фильм и попробуйте определить, где и когда (в каких жизненных ситуациях) чаще всего вы слышите подобные слова и звуки. Запишите в тетради пары слов: слово, которое произносит герой ситуации – название чувства, которое он испытывает.
Ученики смотрят фильм с участием мультипликационных персонажей — весельчака Аха и ворчуна Оха, воспитывающий оптимистическое отношение к жизни и такие качества, как бодрость духа, находчивость и смекалку.
Наблюдение:
Как называются слова, записанные вами? Можно ли изменять произнесённые героями слова, можно ли задать к ним вопросы, какой частью речи они являются?
Беседа в ходе работы:
- Как произносятся междометия? А как эти паузы отобразить на письме?
( Междометие отделяется от следующего за ним предложения запятой, если произносится без восклицательной интонации. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине – то со строчной).
- Составьте устно диалог (соседи по парте составляют диалог, по 2 реплики на каждого участника) с использованием данных междометий.
Итак, оптимист Ах и пессимист Ох на всё смотрят с противоположных сторон.
Ах - шутник и весельчак, Ох - ворчун, они живут в сказочном городке. Ах работы не боится, все делает с удовольствием, и все ему удается. За что бы не взялся Ах, у него все выходит слаженно и точно, поэтому с его лица никогда не сходит улыбка.
Оху всегда не везет, боится работы Ох. Оха постоянно сопровождают неудачи, он всегда чем-то недоволен, он плачет и вздыхает по каждому поводу. И только когда соседи грустного человечка навели в его доме идеальный порядок: вымыли посуду, пол, убрали разбросанные вещи, самого хозяина причесали, умыли, одели, Ох, взглянув на свое отражение в зеркале, впервые улыбнулся.
-Как вы думаете, как же сделать так, чтобы Ох сказал: « Ах!»
3. Определение темы и целей урока.
- Мы выполнили определённую работу. А с какой целью мы её выполняли? Можете ли вы отнести их к какой-либо известной вам части речи?
На доске:
«Ах!» - воскликнула Соня испуганно. (Ф.Достоевский)
Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А.Чехов)
Татьяна - ах! А он реветь.. . (А.Пушкин )
-Найдите междометие, повторяющееся в этих предложениях.
- Междометия могут выступать в качестве самостоятельного восклицательного высказывания (пр.1).
-Являются ли членами предложения междометия? (Междометие ах в 3 пр.употреблено в значении глагола, в предложении является сказуемым. )
-Возможно ли определить тему урока? А какие задачи мы должны сегодня поставить перед собой?
Междометие – это малоизученный класс слов, который в силу своего промежуточного положения в общей системе частей речи современного русского литературного языка не получил еще точного определения.
Итак, междометия не изменяются, но могут являться членами предложения.
Иногда междометия могут заменять самостоятельные части речи. В этом случае они становятся членами предложения:
4. Тренировочное упражнение.
По лесу разнеслось ау! (междометие в роли подлежащего)
Вдруг я услышал ау! (междометие в роли дополнения)
Он бац меня по голове! (междометие в роли сказуемого)
Мышеловка хлоп, захлопнулась. (междометие в роли сказуемого)
Что мне от твоего «спасибо» . ( междометие в роли существительного, в предложении — дополнение)
Тут она поскользнулась и -- бух! (Л. Кэрролл) (междометие в роли сказуемого)
Далече грянуло ура! (А. Пушкин) (Междометие ура употреблено в значении существительного, в предложении является подлежащим. )
(сказуемое)
Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк ногой…(И. Крылов) (междометие в роли сказуемого)
Увы есть междометие. (подлежащее)
Он топтался на месте и расточал ахи. (И.Ильф и Е. Петров) (дополнение)
...И с возом бух в канаву. (И.Крылов) (сказуемое)
Однажды вечером шасть ко мне этот Рогов с товарищем. (В.Короленко) (сказуемое)
Он не мог молчать, не мог снисходительно улыбаться или отделаться своим противным «А!» - он должен был сказать что-то. (Ю.Казаков) (дополнение)
Незаряженной гранатой Теркин немца с левой шмяк! (А.Твардовский) (сказуемое)
Все эти хи-хи, ха-ха, пенье, трусливые разговоры – мерзость! (А.Толстой) (подлежащее)
Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове. (А.Чехов) (сказуемое)
Колокола бом да бом. (В.Короленко) (сказуемое)
На лице провизора изобразилось тьфу. (А.Чехов) (подлежащее)
Дятел тук-тук. (сказуемое)
Вот раздался ау вдалеке! (Н. Некрасов) (подлежащее)
Я устала от ваших ой. (дополнение).
Я поскорее дверью хлоп. И спряталась за печку (А. Пушкин). (сказуемое)
А слезы кап-кап — так и брызжут (Лесков). (сказуемое)
Бум! Пу!.. Пу!.. я же тебя вижу, уже два раза убил... А ты все ползаешь. Давай сделаем «чур, не игры»! (Л.Кассиль) (дополнение)
Домчалась кошка до сеней,
Юрк в щелку и… пропала.
(Л. Квитко) (сказуемое)
Что народу легло – ай-ай! (Д.Фурманов) (обстоятельство)
– Ах, и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А.Пушкин)
Я первый сказал э! (дополнение)
Бурундук прыг на дерево — и был таков. (сказуемое)
Вдруг она бух в воду. (сказуемое)
Если парень в горах не ах, если сразу раскис и вниз… (В.Высоцкий) (сказуемое)
Вот Кирила Кирилыч... богат, здоровехонек, весь век хи-хи-хи да ха-ха-ха, да жена вдруг ушла, с тех пор и повесил голову" (И. Гончаров) (сказуемое)
Вы все фу-фу-фу, суши весла! — скомандовал Андрей. (Т. Березко).
(обстоятельство)
(Междометия, выражающие волеизъявления и чувства, в разговорном стиле речи выступают иногда в роли сказуемых)
5. Закрепление пройденного материала. Развитие речи.
- Обратите внимание, когда междометие в роли сказуемого, роль междометия приближается к какой части речи? (Глаголу: бух, шасть, шмяк, прыг, толк, хлоп, бом.) В этих предложениях встречаются слова, которые ученые называют глагольными междометиями.
-А вот еще одно предложение.
В весеннем лесу слышится звонкое ку-ку.
- Чем различаются звукоподражательные слова от междометий?
(Звукоподражательные слова не выражают чувств и побуждений к действию, а передают крики животных и птиц, звуки неживой природы.)
- Составьте небольшой текст на тему «В весеннем лесу», используя междометия и звукоподражательные слова в различной синтаксической роли.
5.1. Орфографический разбор.
Например:
В_ весе(н,нн)ем лесу разд(а,о)ёт (…)ся звонкий голос кукушки: «Ку-ку!»
Примерное сочинение.
В весеннем лесу.
В весеннем лесу можно услышать разнообразные звуки. Вот с ветки берёзы бах прозрачная капля, и раздаётся тонкий хрустальный звук: «Кап!» Дятел пускает весёлую барабанную дробь: «Тук-тук-тук!» Гудит тяжёлый чёрный жук: «Ж-ж-ж-ж-ж!» Неожиданно доносится звонкое ку-ку. Эти звуки и есть настоящая музыка весеннего леса!
Прослушивание нескольких ученических работ, устное рецензирование и выбор лучшего сочинения.
6. Закрепление изученного материала.
- На доске записаны междометия. Необходимо распределить их в том порядке, как записаны значения высказывания.
1.Выражение сомнения, недоверия, иронии.
2. Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.
3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы.
4. Просторечное выражение отказа от чего-либо, отрицания.
5. Звукоподражание резкого удара, падения чего-либо,
6. Выражение кого-либо быстро проскользнувшего, пробежавшего.
7. Звукоподражание блеянью барана, овцы,
8. Приказание «Остановись!Довольно! Хватит!»
9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.
10. Подражание бренчанию струнного инструмента.
Ответы:1.Гм. 2. Эге. 3. Вжик. 4. Дудки. 5. Хлоп. 6. Шмыг. 7.Бе. 8. Стоп. 9. Бис. 10. Трень или брень (междометие).
-Придумать два предложения так, чтобы в одном из них междометие выступало в роли какого-либо члена предложения, а в другом-нет.
6.2. ИГРА «Напиши правильно слово, найди лишнее»
Кхе(кхе), прыг(прыг), ха(ха), дзинь(дзинь), хи (хи), стук(стук, стук), кап(кап), из(за), тра(та,та), чих(чих), цып(цып).
- Какое слово вы не выписали, почему?
6.3. ТЕСТ.
- Отличается ли междометие от самостоятельных и служебных частей речи?
Да
Нет
- Относится ли междометие к самостоятельным частям речи?
Да
Нет
- Относится ли междометие к служебным частям речи?
Да
Нет
- Верно ли полагать, что междометия выражают спонтанные эмоциональные реакции говорящего?
Да
Нет
- Верно ли думать, что междометия выражают только положительные реакции?
Да
Нет
- Многозначны ли междометия?
Да
Нет
- Бывают ли производные междометия?
Да
Нет
- Ах, ох, ух - это производные или непроизводные междометия?
Производные
Непроизводные
- Была не была!, Господи!, Вот тебе и на! - это производные или непроизводные междометия?
Производные
Непроизводные
- Есть ли у междометий омонимы в других частях речи?
Да
Нет
- Могут ли междометия выступать в качестве самостоятельного высказывания?
Да
Нет
- Спасибо! Простите! - это этикетные или повелительные междометия?
Этикетные
Повелительные
- Могут ли междометия быть членами предложения?
Да
Нет
- Каким членом предложения является междометие в примере: А он вдруг чебурах со стула!?
Подлежащее
Сказуемое
Определение
Обстоятельство
Дополнение
7. Подведение итогов урока.
7.1. Выступление ученика.
Мне, – сказало Междометье.
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово: Ах!
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово: Ох!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово: Ой!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово: Эй!
У кого захватит дух,
Произносит слово: Ух!
Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий.
Учитель задаёт вопросы:
- Что было сегодня на уроке главным, важным для вас?
- А что было интересным?
Можете ли вы, используя изученный материал, оценить сегодняшний урок и знания, полученные вами, используя междометия?
Учащиеся отвечают на вопросы, используя междометия.
8. Домашнее задание.
Упр.710. Придумать предложения, используя междометия и звукоподражательные слова.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"
Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...
Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...
презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
Тематическая работа по теме "«Обособленные члены предложения. Обращения, вводные и вставные конструкции, междометия, оформление чужой речи».(в формате Статград, 2015) 8 КЛАСС
Тест содержит задания на обнаружение грамматических ошибок, на знание синтаксических характеристик: согласованные и несогласованные определения и приложения, различение обособленных обстоятельств и ут...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...