Лингвистический турнир
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Воспитательное мероприятие по русскому языку, направленное на углубление знаний учащихся в разделе этимология. Содержит классические примеры родства слов, кажущихся современному школьнику не связанными между собой. Задания близки к олимпиадным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку
для учащихся 5-х классов

Название мероприятия: «Лингвистический турнир»

Форма организации мероприятия: развлекательно-развивающая викторина.

Автор сценария: Пригодина Олеся Викторовна, лицей №393.

Педагогические цели и задачи:

Цель мероприятия: воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к предмету (русский язык); совершенствование коммуникативной культуры при работе в группах.

Задачи мероприятия:

  • Образовательные: актуализировать знания учащихся по предмету (русский язык); обеспечить в ходе мероприятия усвоение новых правил и понятий;
  • Развивающие: развивать аналитическое мышление, воображение школьников, коммуникативные навыки, умение работать в группе;
  • Воспитывающие: содействовать развитию интереса к истории родного языка.

Использованная литература:

  1. Орг А. О. Олимпиады по русскому языку: книга для учителя / 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 158 с.
  2. Рик Т. Г. Чудеса в 5 «А» / Рис. автора. – М.: ООО «Априори-Пресс», 2008. – 192 с.

Жюри:

Жюри формируется учеников, получивших во время жеребьевки жетон белого цвета – 2 человека;

Правила подсчета баллов: в первом туре за каждый правильный ответ команда получает 1 балл; во втором и третьем туре за каждый правильный ответ команда получает 5 баллов, если в ответе есть недочеты – 3 балла.

По результатам мероприятия побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов. Награждение: занявшая первое место команда получает блокноты; команда, занявшая второе место – ручки; команда, занявшая третье место – конфеты.

Ход мероприятия

I. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

II. Мотивационный этап

Сегодняшний урок будет не похож на все остальные, потому что это не урок, а лингвистический турнир. Будьте готовы к тому, что мы не только будем проверять знания, но и узнаем что-то новое.

Мы разделимся на три команды. Каждая команда выберет себе название и капитана. Такое соревнование покажет, кто эрудирован, а кто очень находчив. Помимо этого мы выберем двух человек в жюри, и эти ученики будут внимательно следить за ходом турнира и подсчитывать баллы. А в конце подведут итоги и назовут команду-победителя.

Итак, давайте начнем. У меня есть жетоны, с помощью которых мы разделимся на команды. (Учитель проходит по рядам, ученики берут жетоны)

Когда все получили жетоны, можно пересесть друг к другу: те, у кого синий жетон  садятся на первый ряд; те, у кого красный – на второй; а те, у кого – оранжевый – на третий. (Ученики рассаживаются на места)

Те ребята, у которых жетоны белого цвета – это представители жюри. Мы попросим их сесть на первую парту третьего ряда, чтобы они могли следить за всем, что происходит.

III. Исследовательский этап

Итак, теперь, когда все познакомились со своей командой, я даю вам первое задание. Нужно выбрать капитана и придумать название команде, касающееся русского языка. Дается две минуты на обсуждение. (Выполняют, в это время учитель объясняет жюри, как работать)

(Команды называют капитана и название друг за другом)

Ну что ж, в нашем турнире будет несколько этапов: сейчас мы переходим к первому. Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде, другие ученики не имеют права отвечать на вопрос, пока команда официально не откажется отвечать. В этом случае вопрос переходит к следующей команде. За каждый правильный ответ вы получаете один балл.

Начнем!

Вопросы первого тура:

(по одному для каждой команды)

  • Найдите четвертое лишнее: существительное, глагол, местоимение, сказуемое;
  • Найдите четвертое лишнее: улететь, упрекнуть, уплыть, уйти;
  • Найдите четвертое лишнее: приставка, суффикс, падеж, окончание;

В нашем языке есть имена, которые образованы еще в Древней Руси. Они используются и сейчас, вы легко можете встретить на улице девушку с именем Людмила или иметь одноклассника Владислава. Так вот, эти имена появились очень интересным способом. Давайте разберем имя Владислав. Оно образовалось от двух слов «владеть» и «славой». От первого слова мы взяли корень «влад», а от второго «слав». Точно так же появилось имя Людмила от слов «людям», «милая». Предлагаю теперь вам понять, какое имя было образовано от слов, которые я скажу. Итак, начнем с первой команды:

  • Он «владеет миром». Кто он? (Владимир);
  • Он «свято славит». Кто он? (Святослав);
  • Он «владеет всем». Кто он? (Всеволод);

Следующие загадки, которые я загадаю, не простые: их ответами будут слова-омографы. Вы знаете, что это такое? (Отвечают) Омографы – это слова, которые пишут одинаково, но ударение у них разное. Примеры таких слов: хло́пок (ткань) и хлопо́к (звук), гво́здики (маленькие гвозди) и гвозди́ки (цветы). Итак, загадки:

  • Я – травянистое растение
    С цветком сиреневого цвета,
    Но переставьте ударение,
    И превращусь я в конфету. (И́рис или ири́с);
  • Я – сборник карт; от ударения
    Зависят два моих значения.
    Хочу – преображусь в название
    Блестящей, шелковистой ткани. (А́тлас или атла́с);
  • Взгляни на это слово:
    В нём всего два слога.
    Ударный слог последний –
    Инструмент волшебный
    В церкви стоит, музыка летит
    Под самый потолок.
    Ударный первый слог –
    Это почка, селезёнка,
    Сердце, лёгкое, печёнка. (Орга́н и о́рган);

Следующее задание не менее интересное: я выдам вам листочки с небольшими текстами. Вам нужно в них исправить ошибки и объяснить, почему могла быть допущена ошибка:

  •  «Здравствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок»;
  •  «Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса́»;

  •  «Я запевал соленную рыбу водой, а бабушка над мной смеялась. “Эх, городские!” – говорила она»;

Перед последним заданием на этом этапе турнира давайте попросим жюри подсчитать промежуточные результаты.

И последнее задание в этом туре. Вам нужно будет составить слова из морфем других слов. Например, возьмем из слова «подписать» – приставку «под», из слова «водянистый» – корень «вод», из «прелестный» – суффикс «н», а из «тяжеловатый» – окончание «ый». Что получается? (слово «подводный»). А теперь самостоятельно выполните подобное задание:

  •  «Приставка из слова «пришел», корень из слова «ставить», суффикс слова «травка», а окончание, как в слове «звезда»;
  •  «Приставка, как в слове «догнать», корень из слова «школьный», суффикс из слова «учебник», а окончание, как в слове «шарик»;
  •  «Приставка, как в слова «соскочить», корень из слова «беседовать», суффикс слова «шиповник», а окончание, как в слове «рисунок»;

Мы закончили один из этапов нашего турнира! Итак, с какими итогами мы заканчиваем первый тур? (Жюри объявляет итоги)

Вопросы второго тура:

Переходим ко второму этапу нашего турнира. Здесь вас ждет всего одно задание, но оно будет весьма сложным.

В русском языке есть слова, которые на первый взгляд никак не связаны между собой. Но если мы достаточно находчивы, то можем найти такую связь.

Рассмотрим следующий пример: терраса, территория, терракотовый, террорист. Все эти слова на самом деле родственники, но дальние. Их объединяет корень «терра», что значит в переводе с латинского «земля». Все эти слова так или иначе связаны с землей: терраса, территория – места, терракотовый – цвета земли, террорист – захватчик земли.

Задание будет следующим: я выдам карточки, на которых написаны слова, вам нужно найти общий элемент, объединяющий все слова – корень. Попробуйте также объяснить, почему они являются родственными.

  1. Сокровище, крышка, покрывало, укрытие - этимологически родственны, т. к раньше у них был общий корень «крыть». Сокровище – от «скрыть», крышка – от «крыть», «накрывать», покрывало – от «покрыть», «покрывать», укрытие – от «укрывать»;
  2. Капюшон, капитан, капуста, капор (головной убор). Общий элемент «кап», лат. происхождение «голова чего-л.».
  3. Невеста, ведать, ведьма, весть. Общий элемент «вед» - «знать». Невеста – «не знающая», ведать – «знать», ведьма – «знающая что-л.» и т.д.

За правильное выполнение задания вы можете получить максимум пять баллов, если задание выполнено почти правильно, но чего-то не хватает – три балла.

(Выполнение с последующей проверкой)

Вопросы третьего тура:

Переходим к третьему и последнему туру.

Вам предстоит выполнить следующее задание: я выдам карточки с перепутавшимися словами: вам нужно восстановить правильность словосочетаний, выбрать из них одно, наиболее понравившееся и объяснить его смысл.

Карточка №1

Ахиллесова вода;
Вывести на чистый огонь;
Играть с пятой.

Карточка №2

Как кошка с сиротой;
Без собаки в голове;
Казанский царь.

Карточка №3

Запретный кот;
Витать во плодах;
Облака наплакали.

IV. Заключительный этап

Пока жюри подводит итоги, давайте подумаем, что совершенно новое вы узнали сегодня, ребята? (Отвечают)

(Жюри объявляет итоги. Проводится награждение команд)

Спасибо всем за активное участие в мероприятии, я надеюсь, что вам понравилась такая форма работы. Очень приятно осознавать то, что мы можем и развлекаться, и узнавать при этом что-то новое! Спасибо за внимание, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Лингвистический турнир"

Сценарий и презентация внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню родного языка - игра "Лингвистический турнир"...

Сценарий мероприятия "Лингвистический турнир"

Мероприятие проводилось в рамках недели русского языка и литературы для 7 - 8 классов....

Лингвистический турнир

Предлагаю вашему вниманию внеклассное мероприятие, которое я проводила в рамках школьной недели русского языка. Я проводила его в форме брейн-ринга между тремя шестёрками знатоков: 9 кл., 10 кл, 11кл....

Лингвистический турнир в 5 классе по теме "Слово и его составляющие"

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  в 5 классе поможет в игровой форме обобщить знания учащихся по фонетике, морфемике, словообразованию....

Методическая разработка урока - лингвистического турнира по английскому языку в 5 классе "Британия: обычаи и традиции"

Урок разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 5 класса. В ходе урока решались следующие цели:Учебный аспект:...

Презентация Лингвистический турнир "Игры со словами"

Эта презентация является слайдовым сопровождением внеклассного мероприятия по русскому языку, которое можно провести в рамках Недели русского языка  с учащимися 5 класса...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Лингвистический турнир"

Материал может использоваться при проведении предметных недель или внеклассной работы по предмету....